Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военно-промышленный комплекс США






Впервые термин «военно-промышленный комплекс» использовал 34-й президент США генерал Дуайт Дейвид Эйзенхауэр в прощальной речи 17 января 1961 года, назвав им тот огромный оборонный аппарат, созданный в годы «холодной войны» и предприятия, производящие и разрабатывающие оружие и смежную продукцию. Он предупредил американцев об опасностях слияния оборонных и промышленных интересов. До ВМВ у США не было отдельного сектора воен.пром-сти. Но уже к 1961 году США сформировали «постоянную военную промышленность широкого размаха», имевшую огромное влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

После окончания ВМВ спрос на воен. продукцию резко сократилсяà правительство США провело приватизацию части предприятий воен. промышленности, а часть сдало в аренду. С началом «холодной войны» связывается сильнейший толчок в развитии оборонной промышленности, которая должна была поддерживать военно-промышленную базу страны в состоянии постоянной готовности к новой военной конфронтации. к концу 70х гг. в военное производство было вовлечено около 100 000 крупных и малых промышленных фирм.

Во время войны в Корее - 13 % ВВП на военные нужды, на пике войны во Вьетнаме – 9%. Небольшое снижение военных расходов. Но при администрации Рейгана военный бюджет резко возрос, доля воен. расходов составила 6, 2% ВВП, основной упор - на закупку вооружений (ассигнования выросли в 2 раза по сравнению с 1980г.), НИОКР в военной сфере. С 1977 г. по 1984 г. стоимость всех заказов Министерства обороны США возросла в 2, 8 раза и достигла 146, 2 млрд. долларов. Борьба Рейгана против СССР, т.н. «Империей Зла», привела к огромному дефициту бюджета, который в 1983 году составил уже 207, 8 млрд. долларов.

В этот период предприятия ВПК США были на пике своей мощи. Несмотря на дефицит бюджета, именно форсированное развитие военной сферы помогло возродиться промышленности страны, которая находилась в состоянии стагнации в 70х гг. Основной тенденцией в этот период было перепрофилирование компаний, занятых в сфере гражданского производства, на выполнение военных заказов.

За годы «холодной войны» было выработано огромное количество стандартов, спецификаций, нормативов и различных правил, в результате чего оборонная промышленность США оказалась почти полностью изолированной от гражданского сектораà неоправданное удорожанию военных технологий и товаров; ВПК потерял доступ к быстроразвивающимся технологиям гражданской сферы и наоборот, снизилась конкуренция в среде военных предприятий, а технологическая база оборонной промышленности значительно сузилась. Затраты правительства на военно-промышленный комплекс не приносили желаемого результата. Для выживания и дальнейшего развития ВПК требовались перемены.

В 90-е годы военно-политическая обстановка в мире значительно изменилась. Исчезли угрозы военной конфронтации, но поддержание обороноспособности страны оставалось национальной задачей. Приход в 1993 году к власти Демократической партии повлек за собой реструктуризацию оборонной промышленности США.

1. Консолидация - рациональное, сокращение производственных мощностей и инфраструктуры путем межкорпорационных слияний и высвобождение части научно-производственного потенциала для использования в иных целях. Консолидация компаний «Локхид-Мартин», «Нортроп Грумман», «Боинг» с «МакДоннел Дуглас» др.

В результате резко сократилось число подрядчиков по видам вооружений США. К примеру, если раньше тактические ракеты поставляли тринадцать предприятий, то уже к концу 1998 года их осталось только четыре, основными из которых являются компании «Боинг» и «Локхид Мартин». Самолеты поставляют уже не восемь компаний, а три: «Боинг», «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман».

2. Диверсификация - эта стратегия позволяет фирме, оставаясь в составе ВПК, уменьшить свою зависимость от продаж оборонной продукции путем либо конверсии, либо приобретения готовых технологий производства гражданской продукции у других компаний или интеграции с другими предприятиями, которые успешно работают на рынке гражданской продукции.

3. Резкое увеличение продаж в других секторах внутригосударственного рынка.

4. Торговая экспансия за рубеж.

В 1992-1996 гг. США поставили другим странам основных видов обычных вооружений на сумму 61, 686 млрд. долл., что составляет 51, 7% всех мировых поставок в данные годы. В 1996 г. доля США на мировом рынке военки составила 44, 5% или 10.228 млрд. долл.

Реорганизация крупнейших военно-промышленных предприятий способствовала «сохранению в США научно-производственной базы военной промышленности после окончания «холодной войны», и позволила США избежать серьезного кризиса в оборонных отраслях и занять лидирующие позиции в международном экспорте вооружения».

С приходом к власти администрации Джорджа У. Буша для ВПК США открылись новые горизонты: курс на очередное наращивание ВПК. Война в Ираке, борьба против мирового терроризма.

Сейчас в ВПК 4 основных гиганта:

· «Локхид-Мартин» (Корпорация-подрядчик №1 в списке ста крупнейших предприятий-поставщиков Пентагона. 80% всех сделок корпорации - с Минобороны. Главный поставщиком информационных технологий и интеграционных систем для правительства США; управляемых крылатые бомб с лазерным наведением (Paveway II GBU-12 and –16 Laser Guided Bomb), военно-транспортных самолеты класса Геркулес, истребителей и ракетных систем подлодок. Сумма контракта – 17, 0 млрд.долл.);

· «Боинг» (поставляет грузовые военно-транспортные самолеты, самолеты-заправщики, вертолеты, телекоммуникационные услуги, системы обработки аккустических сигналов, ракеты SRAM, Minuteman, бомбардировщики B-52, вооруженные бомбами со встроенной системой наведения, т.н. «умными бомбами» («smart bombs»). Почти весь арсенал наводящихся бомб вооруженных сил США составляют системы наведения для авиационных управляемых боеприпасов (Joint Direct Attack Munitions, JDAMs), выпускаемые корпорацией «Боинг», так как они «дешевые и эффективные»: почти все виды прицельного вооружения стоят примерно 22 тыс.долл. за одну бомбу, стоимость контракта – 16, 6 млрд.долл);

· «Нортроп-Грумман» (поставщик истребителей, бомбардировщиков, навигационного и радиолокационного оборудования, размер контракта – 8, 7 млрд.долл.)

· «Рейтион» (участвует более чем в 4 000 программ по пр-ву вооружений. Поставщик электронных оборонных систем, ракет «Пэтриот Эйр Дефенс» (Patriot Air Defense missile), которые успешно перехватывали иракские ракеты типа «СКАТ» (Scud) в ходе боевых действий в Персидском заливе в 1991 году, ракет «Томагавк» (Tomahawk), «Трайдент», «Этлас». Так, в операции «Буря в пустыне» было использовано более 300 ракет, а в период с 1991 года по наше время более 1000 ракет достигли цели. Производит также ракетные комплексы, радары и системы наблюдения, бомбы. Корпорация является основным поставщиком вооружений для таких стран как Израиль, Саудовская Аравия, Турция и Южная Корея. Сумма контракта – 7 млрд.долл.).

В период с 1994 по 2002 гг. Пентагон заключил более 3 000 контрактов с частными военными компаниями разного уровня.

Экспорт: с 2000 по 2004 год компании ВПК США ежегодно поставляли иностранным покупателям оружие и снаряжение на общую сумму 11, 5 млрд. долл.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.