Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психологической адаптации первокурсников в вузе






Под социально-психологической адаптацией большинство ученых понимают приспособления индивида к новым условиям социальной окружающей среды и его результат .А. К. Гришанов и В. Д. Цуркан [6] утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. А. В. Сиомичев [21] определяет адаптацию как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования; и в сфере адаптации студентов выделяет познавательный и коммуникативный аспекты, как основные направления учебной деятельности. По данным А. В. Сиомичева, адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения. В. А. Петрук и Н. В. Ляховченко [17] считают, что адаптация к учебному процессу в вузе — многоаспектное явление, которое связано со знакомством с новым коллективом, приспособлением к новым условиям, к уровню получения знаний, к изменению методов обучения, к увеличению объема информации и количества дисциплин, которые не изучались в школе, знакомством с преподавателями университета и их требованиями к усвоению учебного материала.
В целом под процессом адаптации понимают сложную систему преобразований, происходящих с человеком соответствии с изменением в условиях его жизни, вследствие которых возникают определенные качества: а) адаптированность как непосредственный результат этих преобразований, то есть состояние согласования имеющихся качеств и требований среды, или б) адаптивность как интегрированная личностное качество, обеспечивающее способность человека к дальнейшим преобразованиям. Результат процесса адаптации – адаптированность человека к определенной системе[23].

Процесс адаптации к обучению в вузе – достаточно сложное и многогранное явление. Ускорение процесса адаптации первокурсников к новому для них образу и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности в начале обучения в вузе, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Однако необходимо отметить, что организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает на достаточном уровне адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы, в результате чего адаптация студентов к учебному процессу происходит довольно трудно.



Различают три формы адаптации первокурсников к условиям вуза [13]:

a) формальная – определяет познавательно-информационное приспособление к новому окружению, к структуре вуза, содержанию обучения в нем, его традициям, к собственным обязанностям;

b) общественная – выявляет процесс внутренней интеграции группы студентов-первокурсников и интеграции этой группы со студенчески окружение в целом;

c) дидактическая – касается подготовки к новым формам и методам учебной деятельности в вузе.

Обучение в вузе предполагает усвоение большого количества учебных дисциплин, составляющих учебный план подготовки специалиста. Учебная программа каждой из дисциплин предполагает значительный объем как аудиторной, так и самостоятельной работы. В процессе освоения учебного материала приходится много конспектировать, создавать презентации, выступать, выполнять различные учебные задания и т.д.

На успешность учебной деятельности влияют развитость внимания, памяти и мышления. Личностные характеристики студента также являются фактором успешного обучения. Не каждый студент обладает достаточной выносливостью, сосредоточенностью, настойчивостью, целеустремленностью, работоспособностью, вниманием, самодисциплиной, способностью к самоограничению в досуге, развлечениях и т.д. Однако приобрести эти качества необходимо. Самовоспитание, т.е. целенаправленная и сознательная работа студента по формированию и развитию у себя необходимых личностных качеств, имеет исключительное значение для успеха в учебе.

Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста с высшим образованием. От первокурсника требуется значительная мобилизация своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности. Психологическая неподготовленность к новым социальным условиям негативно влияет на студентов, ослабляет концентрацию внимания, волю, приводит к состоянию эмоционального напряжения.



Факторы, способствующие возникновению эмоционального напряжения [3,15]:

· недостаточное количество информации, ее противоречия, чрезмерное разнообразие и монотонность;

· недостаточно сформированы такие черты личности, как готовность к обучению, способность учиться самостоятельно, владеть своими индивидуальными способностями познавательной деятельности, умение рационально планировать свое рабочее время для самостоятельной подготовки;

· оценка работы как таковой, что превышает возможности студента к объему или степени тяжести, неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решений.

Студенту-первокурснику приходится приспосабливаться к новым требования, которые ставит перед ним высшая школа и одновременно к новым социальным обстоятельствам общения и ровесниками и педагогами, новым формам и методам обучения. Для учебного процесса первокурсников характерны интенсивное умственное напряжение, восприятие большого информационного потока, высокое эмоциональное напряжение, четка регламентация аудиторных занятий.

Особую весомость адаптационные процессы приобретают на первом этапе обучения в вузе. Сложность этого этапа состоит в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, усваиваются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений.

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются студенты, поступившие в вуз, - необходимость работать не только во время аудиторных занятий в университете, но и самостоятельно изучать материал, пользуясь библиотекой, Интернетом и другими средствами. Ведь значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе студента. Кроме того, кредитно-модульная система организации учебного процесса принципиально отличается от традиционной системы. Содержание обучения представлено в законных самостоятельных модулях, которые одновременно являются банком информации и методическими указаниями по его применению. При этом модульно-рейтинговая система оценивания успеваемости студентов в каждом модуле способствует адаптации первокурсников потому, что обеспечивает регулярный контроль процесса обучения в целом, тем самым ориентирует студента. При этом модульно-рейтинговая система оценивания успеваемости студентов в каждом модуле способствует адаптации первокурсников потому, что обеспечивает регулярный контроль процесса обучения в целом, тем самым ориентирует студента а систематическую работу в течение семестра.

Отличия процессов обучения в школе и в вузе требует от первокурсников качественной перестройки системы привычек и психологических умений, навыков самостоятельного обучения. Не каждому студенту психологически легко в течении короткого времени перейти от одной системы обучения к другой. Их успешность зависит от того, насколько развиты у них основные компоненты учебной деятельности. Следовательно, важно, чтобы студенты своевременно осознали требования к обработке учебной и научной литературы, усвоили рациональные приемы организации самостоятельной работы и ее выполнения, научились конспектировать, работать с первоисточниками, справочниками, словарями, научились распределять свое время.

Для ускорения адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении необходимо всем участникам учебно-воспитательного процесса вуза в первых дней обучения оказать помощь студентам, направленную на преодоление трудностей, возникающих во всех аспектах их адаптации. Выявление проблем, которые возникают перед студентами на первом курсе в высших учебных заведениях, и определение путей их преодоления позволит повысить активность студентов в приобретении качественных знаний, умений и навыков, способствовать предотвращению отчисления студентов на первом курсе[24].

Таким образом, начало обучения в университете - это достаточно сложный и многогранный процесс адаптации в жизни каждого студента, включающий активное приспособление к новым условиям жизни, включения в кардинально новый вид деятельности, приобретения к новой социальной среде и принятие индивидом новой социальной роли.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал