Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические рекомендации преподавателям для более эффективной адаптации первокурсников в вузе






1. На первых занятиях преподавателям следует ознакомить первокурсников с системой обучения в вузе и требованиями к знаниям.

2. Провести беседу о правильном слушании лекции.

3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.

4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.

6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.

7. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, текстовый или групповой.

8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.

9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.

10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.

11. Применять методы обучения педагогов - новаторов.

12. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития студента.

13. Организовать практические занятия, способствующие повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоению способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения.

14. Повышать психолого-педагогическую грамотность кураторов и педагогов.

15. Использовать кураторам научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение при проведении занятий с первокурсниками.

16. Для студентов первого курса в цикле лекций «Введение в специальность» организовать практические занятия по психологии с целью обучения приемам психической саморегуляции.

17. Провести диагностическое тестирование первокурсников и выявить группу «риска» - студентов с недостаточной степенью развития адаптивности. Создать условия для занятий в кабинете психологической помощи, который целесообразно организовать в вузах.

18. Внедрить куратору в учебно-воспитательный процесс вуза активные методы обучения: методы, которые строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

19. Строить мероприятия по оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе на основе изучения результатов адаптивности конкретных студентов, которое является формой и условием индивидуализации обучения в вузе.

20. Организовать адаптацию как системный, двусторонний, поэтапный процесс формирования и развития когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей.

21. Выделить по каждой специальности базовые дисциплины и процесс их изучения строить с учетом уровня адаптации и поведенческих характеристик студентов, используя развивающие возможности этих дисциплин (развитие структурированности знаний, четкости формулировок, доказательности рассуждений, гибкости и системности мышления, освоение алгоритмов и современных технологий работы с информацией).

22. Организовать индивидуализированную самостоятельную работу с использованием новых информационных технологий с учетом личностных особенностей и возможностей студентов, относящихся к различным уровням адаптации, включающую подготовку к лекции и проработку лекционного материала, выполнение практических и творческих заданий, взаимопроверку и самоконтроль результатов обучения.

23. Использовать компьютерные информационные технологии на лекциях, практических занятиях, семинарах и т.п.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.

Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит преподавателям повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности - адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Теоретический анализ проблемы исследования в психолого-педагогической литературе позволил выяснить наиболее значимые характеристики адаптации, на которые необходимо опираться, изучая особенности психологической адаптации первокурсников в вузе.

Большой вклад в изучение адаптации внесли такие ученые, как А. В. Петровский, Э. С. Маркарян, У. Бакли, Ф. Б. Берёзин, П. С. Граве, И. С. Кон и др. По их мнению, адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Были изучены психологические особенности первокурсников и выяснено, что они характеризуются не только интенсивным развитием всей структуры личности, интеллектуальной системы, но и в том числе определенными психическими новообразованиями и психическими особенностями.

Начало обучения в университете - это достаточно сложный и многогранный процесс адаптации в жизни каждого студента, включающий активное приспособление к новым условиям жизни, включения в кардинально новый вид деятельности, приобретения к новой социальной среде и принятие индивидом новой социальной роли.

Адаптация студентов к обучению в вузе - это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде вуза. При этом процесс адаптации носит интерактивный характер: образовательная среда вуза воздействует на обучающегося, а обучающийся активно воздействует на среду, определенным образом преобразуя ее. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств.

2. Исследования, проведенные на констатирующем эксперименте, были определены методиками: Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, и показали, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности адаптации и экспериментального изучения особенностей психологической адаптации первокурсников, адаптация первокурсников в вузе проходит достаточно сложно. И заключается в том, что у молодого человека происходит перестройка всей системы ценностных ориентаций, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. А чем эффективнее пройдет адаптация студентов, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности.

3. На основе полученных данных доказано, что показатели адаптации первокурсников в вузе относительно низкие. Рекомендации же преподавателям по успешной адаптации первокурсников помогут студентам, не смотря на безусловную сложность базовых дисциплин, раскрыть и использовать свой развивающий потенциал, обусловить его формирование, стимулировать его развитие и обеспечить устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде вуза.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности - адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья [текст] Н. А. Агаджанян., А. И. Труханов., Б. А. Шендеров/ — М.: изд-во «Сирин», 2002. — 156 с.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, - А.: Человек и общество, 2006.- 451с.

3. Березовин Н.А. Адаптация студентов к жизнедеятельности вуза: психолого-педагогические аспекты.//Выбранные наукой БДУ. – Минск – 2001. – С.11-25.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Речь., 2005. - 398с.

5. Граве П.С. Об адаптации в живых системах /П.С.Граве. – Рига: Зинатне, 1972.

6. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. – Кишинев, 1990.- С.29-41.

7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие.- М.: Мир, 2005. - 452 с.

8. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1999. – 175 с.

9. Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: МОДЭК, 2005. — 560 с. — ISBN 5-89395-106-9.

10. Корель Л.В. Социология адаптации: этюдыапологии. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. -С.123-124.

11. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2007. - 688 с.

12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С. 418-421.

13. Оруджев З.А. Психологический анализ динамики профессионального становления студентов педагогического вуза: Автореф. дис. на соискание степени канд.псих.наук. - М., 1995. – 15с.

14. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования, 2008, № 8, с. 100-106.

15. Петрова Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация.// Психологический журнал. – 2003. – Т.24. - №3. – С.116-120.

16. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М.: Академия, 2002. — 512 с.

17. Петрук В.А., Ляховченко Н.В. Проблемы адаптации первокурсников // Вестник Винницкого политехнического института. — 2011. — №4.

18. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. Дис. на соискание д. псих. н. СПб., 2001. 34-41.

19. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002. С.450-452.

20. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. — Ново-сибирск: Наука. Сибирская издат.фирма РАН, 2002. — 275 с. — С. 30.

21. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе [текст] А.В. Сиомичев/ – Л., 1990. – 17с.

22. Социальная психология: учебное пособие для вузов. / Под ред. Журавлева А.Л. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351с.

23. Зданевич Л.В. Как живется студентам? // Гуманитарные науки. – 2005. №2.- С.174-179.

24. Шлаина В.М. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. // Адаптация первокурсников к учебе в вузе. – Москва., 2013. - №2. – С.28-30.

25. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности С. 89 - 105 // Методологические проблемы социальной психологии Сб. статей / Отв. ред. Шорохова Е. В. М.: Наука, 2005. 94-109с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.