Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие письменной речи по литературе.






Вместе с тем формируя умения письменной речи, следует иметь в виду ее специфические особенности, отличающие от устной речи. Во-первых, если устное высказывание предназначено для слухового восприятия, то письменное — для восприятия зрительного. Говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или определенной аудиторией. Произведения письменной речи не имеют конкретного адресата. Этим объясняется преимущественная ситуативность и диалогичность устного общения, допустимость неполноты предложений, употребления сокращенных форм, сочинительных конструкций, просторечных выражений. Формы письменной речи — монологические, для нее характерна логическая упорядоченность, строгость построения фраз, наличие не только сочинительных, но и подчинительных конструкций, широкое употребление союзов, использование разнообразия синонимов. Письменная речь достаточно трудна для освоения ее школьниками.

Методика преподавания литературы уделяла и уделяет значительное внимание работе по развитию письменной речи школьников в процессе изучения художественных произведений. В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев определили виды работы по развитию письменной речи учащихся средних и старших классов, предложили систему обучения письменным работам, методику подготовки учащихся к выполнению данных работ, уроки анализа изложений и сочинений. Особое внимание как в прошлые десятилетия, так и в современной методической литературе уделено теории и практике школьного сочинения (Н.В. Колокольцев, В.В. Литвинов, В.А. Никольский, А.П. Романовская, И.П. Павлов и др., современные ученые и учителя Ю.А. Озеров, Л.С. Айзерман, Н.П. Морозова, А.М. Гринина-Земскова, О.Ю. Богданова, Л.В. Овчинникова, Е.С. Романичева, Т.А. Калганова, автор настоящей главы и др.). Они освещают проблемы тематической и жанрологической классификации сочинений, этапов подготовки сочинения, требования к сочинениям, проблемы вариативности его содержания в зависимости от формулировки темы, языка сочинений, его стиля. Авторы работ определяют необходимый круг литературоведческих понятий, без знания и квалифицированного использования которых невозможно создание полноценного сочинения на литературную тему. Реалии современной действительности, проблемы сегодняшнего времени отразились в выпуске значительного количества изданий в помощь абитуриенту, среди которых высоким качеством отличаются работы Ю.А. Озерова «Экзаменационное сочинение на литературную тему» (М., 1995) и О.Ю. Богдановой, Л.В. Овчинниковой, Е.С. Романичевой «Экзамен по литературе: От выпускного — к вступительному» (М., 1997), которые ориентированы на развитие у школьника творческого подхода к письменным работам, сознательности и самостоятельности в выборе темы, жанра работы, определения ее плана и стиля изложения материала. Авторы ориентируют готовящихся к сочинению на глубокое знание поэтики изучаемых литературных произведений.

К сожалению, в повседневной школьной практике вопросы, связанные с развитием письменной речи школьников как на уровне среднего, так и старшего звена, остаются решаемыми недостаточно эффективно, как правило, из-за отсутствия со стороны учителя должного внимания к речевой деятельности учащихся, в частности письменным высказываниям.



Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся средних классов

Работа по развитию письменной речи учащихся многообразна и зависит: а) от возрастных особенностей учащихся, б) уровня их литературного и речевого развития, в) от рода и жанра художественного произведения, на базе которого проводится речевая работа со школьниками и г) от поставленных учителем познавательных и коммуникативных задач.

Упражнения по развитию письменной речи классифицируются на следующие группы, которые учителя обычно включают в планирование уроков в зависимости от названных выше условий.

1. Репродуктивные: изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями.

2. Репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения, т.е. включающие в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев. Подобные виды заданий практикуются в последнее время в качестве экзаменационных работ по русскому языку и литературе за курс девятилетней школы.

3. Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, сочинение по картине и т.д.

4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев и т.д., художественные зарисовки, сценки, написание сценариев для постановки произведений в кино и театре (фрагменты).

Сочинение и изложение. Н.В. Колокольцев в своих фундаментальных работах по развитию речи учащихся в процессе изучения литературы дал сопоставительный анализ сочинения и изложения как разновидностей речевой деятельности. Выявленные различия на основе предъявления одних и тех же критериев можно суммарно изложить в виде следующих положений.

ИЗЛОЖЕНИЕ — это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста.

СОЧИНЕНИЕ представляет собой собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В изложении пишущий воспроизводит готовый текст произведения или отрывка из него, в сочинении создается собственный текст.

ИДЕЯ (главная мысль) изложения всегда повторяет идею пересказываемого текста. Идея сочинения самостоятельно определяется пишущим в итоге размышлений над художественным текстом, изучения научно-популярной и критической литературы.

КОМПОЗИЦИЯ изложения всегда воспроизводит композицию пересказываемого произведения. Композиция сочинения избирается пишущим самостоятельно в соответствии с темой, позицией автора по данному вопросу, видом и жанром письменной работы.

СОДЕРЖАНИЕ изложения представляет собой воспроизведение пересказываемого текста. Содержание сочинения — обоснование собственных рассуждений пишущего, раскрывающих тему и идею сочинения.

К тому же следует добавить, что язык и стиль изложения обусловливается языком и стилем автора художественного текста; задача пишущего ученика — сохранить авторский стиль с присущей ему экспрессивностью. Стиль сочинения определяется самим учащимся и, как правило, он может быть научным, научно-популярным (литературоведческим) или публицистическим (литературно-критический, эссеистский) и т.д.

Высокое качество изложения, его результативность во многом зависит от того, как в процессе подготовки проанализирован исходный текст. Этому придавали большое значение М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев и другие ученые-методисты. Классический вариант такого анализа текста и примеры изложений по «Капитанской дочке» А.С. Пушкина даны в статье М.А. Рыбниковой «Система письменных работ» (Очерки по методике литературного чтения. —

 

Сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи. В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:

 

умение осознавать тему, определить ее границы;

умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;

умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;

умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;

умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;

умение проверять и совершенствовать написанное.

Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ. Школьные сочинения классифицируются по:

 

опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);

типу текста (описание, повествование, рассуждение);

жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п.);

стилю (художественный, публицистический, научный);

степени самостоятельности (на заданную или свободную тему; с подготовкой или без; по началу, опорным словам, по аналогии).

Подготовка к обучающему сочинению (а в школе все сочинения обучающие за исключением 2-3 контрольных в год) рассчитана на 1 урок. Написать сочинение учащиеся могут дома.

 

В предлагаемом материале представлены уроки развития речи по подготовке к написанию сочинений трех видов:

 

рассказ по сюжетным картинкам (6 класс);

описание с элементами рассуждения (7 класс);

рассуждения проблемного характера (11 класс).

Сочинение по сюжетным рисункам – вид работы, предлагаемый учащимся на начальном этапе обучения написанию сочинения. Он позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.

 

Среди видов сочинений по источникам получения материала самым распространенным и хорошо известным является сочинение по картине. Эти сочинения обладают своей спецификой: помимо развития умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности они дают возможность овладеть навыками “чтения” картины, формируют умение видеть и оценивать значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания. Показывая жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от художника слова, пользуется рисунком и цветом. Понять картину, а тем более написать сочинение по картине, невозможно без умения устанавливать взаимосвязь между частями картины в целом, без понимания единства всех компонентов произведения живописи. Все это требует от пишущего не только логического анализа и синтеза, но и творческого воображения.

 

Рассуждение проблемного характера – комплексный вид работы, включающий в себя разнообразие стилей и типов речи, способных подчеркнуть жанровые особенности создаваемого текста. Эта работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности. Дискуссионный характер работы над сочинениями этого жанра развивает у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано ее обосновать, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, т. е. показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку.

 

Особенно важна эта работа в старших классах, т. к. сочинения-рассуждения проблемного характера входят и в блок тем для итоговой аттестации по литературе, и в структуру ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.

 

На наш взгляд, такое построение материала позволяет проследить методику работы учителей и преемственность знаний, умений и навыков учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе.

 

Урок развития речи

Тема: Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам (6 класс).

 

Учитель: Потапова Л. И.

 

Цель урока:

 

1. Повторить композицию рассказа, одного из жанров повествования;

 

2. Закрепить умение создавать тексты разговорного стиля;

 

3. Подготовить рабочие материалы к домашнему сочинению по сюжетны рисункам.

 

Оборудование: Все ученики имеют на парте четыре сюжетных рисунка, предварительно раскрашенные на уроке ИЗО.

 

Запись на доске темы урока: Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам.

 

Ход урока

 

Учитель (У): Ребята, сегодня мы подготовим рабочие материалы к домашнему сочинению (учащиеся в тетрадях записывают “число”, “классная работа”, “тему урока”).

 

Давайте внимательно рассмотрим каждый из четырёх рисунков < Рисунок 1>. Что изображено на первой картинке? Расскажите подробно.

 

Предполагаемые ответы детей (ПОД): Четыре лыжника. Точнее три лыжника и один “горнолыжник”. Мы видим, как три мальчика зовут четвертого, но он не хочет идти с ними кататься на лыжах, так как он, видите ли, горнолыжник.

 

У: Как он держится? Как одет? Как мальчик улыбается?

 

ПОД: Ехидно, хвастливо, он доволен собой, высокомерно посматривает по сторонам. Можно предположить, что он зазнайка и хвастунишка.

 

У: Как сказать об улыбке человека, который доволен собой?

 

ПОД: Самодовольная улыбка.

 

У: Запишем опорные слова и выражения для описания первого рисунка (запись на доске с помощью учащихся: Шествует важно; высоко держит голову, задрал нос, самодовольная улыбка; высокомерно и ехидно смотрит по сторонам, засунул руки в карманы куртки, под мышкой несёт лыжи и палки. “Мне, - говорит мальчик, - с вами не по пути”).

 

У: Рассмотрим второй рисунок. Расскажите, что вы видите? Высока ли горка? В какой позе стоит знакомый нам герой?

 

ПОД: Это не горка, а пригорочек. На ней катаются на санках малыши. Мальчик стоит подбоченившись, лыжи у него направлены в разные стороны. Очевидно, он долго стоял и думал, как съехать с горки, чтобы ребят привести в восторг своим “классным спуском”.

 

У: Запишем опорные выражения к описанию второго рисунка (Стоит подбоченившись; хочет показать малышам мастерство в горнолыжном спорте).

 

У: И вот... Что же произошло дальше? (Третий рисунок)

 

ПОД: “Горнолыжник” лежит, уткнувшись носом в снег, так как на его пути встретился маленький сугроб или... Одна лыжа у него сломана, вторая отлетела в сторону. Мальчик немного испуган. Ему стыдно перед малышами, благополучно съехавшими на санках с горки. Жалкое зрелище представляет в этот момент наш герой.

 

У: Как ведут себя дети?

 

ПОД: Дети с удивлением смотрят на него, посмеиваются, даже собака удивлена (запись рабочих материалов к третьему рисунку: Упал, уткнувшись носом в снег; удивлённо смотрят на зазнайку, жалкое зрелище).

 

У: Давайте посмотрим на четвёртый рисунок. Как сидит мальчик на санках?

 

ПОД: Съёжился, старается быть поменьше, прячет лицо в воротник. Он не хочет показываться ребятам, которые звали его с собой кататься. Они появились в тот момент, когда малыши усадили его в санки. Ему неудобно, стыдно. Рядом бежит, задрав хвост, собака и заливается радостным лаем, высунув язык (запись опорных выражений к четвёртому рисунку: Съёжился; прячет смущённое лицо в воротник, не задирай нос – споткнёшься. Вряд ли будет ещё зазнаваться и важничать).

 

У: Итак, серия рисунков помогла нам представить развитие действия в рассказе. Как же называется момент, с которого начинается история?

 

ПОД: Завязка

 

У: Через какие этапы ещё проходит действие в рассказе?

 

ПОД: Кульминация и развязка.

 

У: Запишем на доске (учитель) и в тетради схему построения рассказа.

 

У: Каким этапам рассказа соответствуют эти рисунки?

 

ПОД: I рис. – завязка, II рис. – развитие действия, III рис. – кульминация, IV рис. – развязка.

 

У: Какие ещё части должны быть в рассказе?

 

ПОД: Вступление и заключение.

 

У: Какова роль вступления?

 

ПОД: Ввести в курс дела, то есть сообщить, когда, где и с кем произошло действие.

 

У: Предложите варианты вступления.

 

ПОД: Однажды – это было зимой – собрались мы (или ребята) на лыжную прогулку...

 

У: От какого лица будем писать?

 

ПОД: От третьего или от первого лица.

 

У: От какого лица рассказ будет выглядеть правдоподобнее, интереснее?

 

ПОД: От первого.

 

У: Запишем опорные словосочетания для начала рассказа (Однажды – это было зимой -..., Как-то в морозный ясный день..., Дело было так...)

 

У: Как можно закончить сочинение?

 

ПОД: Сочинение можно закончить записью короткого итогового предложения в виде пословицы.

 

У: Приведите пословицы из домашнего задания, одну из которых можно будет использовать в качестве заключения.

 

ПОД:

 

Хвастовство к добру не приводит.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Не хвались началом – хвались концом.

Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.

У: Ребята, когда ещё можно использовать пословицы?

 

ПОД: Пословицу можно использовать в качестве заголовка.

 

У: А теперь придумайте заглавие к рассказу. Каким должен быть заголовок?

 

ПОД: Заголовок должен быть интересным и выражать главную мысль.

 

У: Ваши предложения.

 

ПОД: Предлагают и записывают варианты заглавия: “Горе-лыжник”; “История про “горнолыжника” или короткой пословицей.

 

У: Какой тип речи будет основным в рассказе?

 

ПОД: Повествование. В основе рассказа лежит какой-то случай. Чтобы рассказать нам о нём, необходимо передать последовательно сменяющие друг друга действия.

 

У: Элементы какого типа речи ещё могут быть в рассказе?

 

ПОД: Описание природы и внешности человека. Фрагменты описания должны помочь раскрыть главную мысль в рассказе.

 

У: Что ещё поможет сделать работу интересней?

 

ПОД: Диалог.

 

- Какова его роль? Когда можно ввести короткий диалог?

 

ПОД: В начало рассказа, только необходимо правильно расставить знаки препинания. Например, ребята говорят однокласснику:

 

- Пойдём с нами на лыжах кататься!

 

- Мне с вами не по пути. Я горнолыжник, - важно отвечает мальчик.

 

У: Какой это стиль речи?

 

ПОД: Разговорный стиль речи. То, что говорят люди и как они говорят, помогает нам их понять.

 

Итоговое слово учителя:

 

Итак, сегодня мы с вами закрепили умение составлять тексты разговорного стиля по сюжетным рисункам; повторили композицию рассказа как одного из жанров повествования. А дома вы напишете сочинение-рассказ, используя рабочие материалы, подготовленные сегодня (Приложение 1)

 

Урок развития речи

Тема: Подготовки к сочинению-описанию картины В. Д. Поленова “Золотая осень” (7 класс).

 

Учитель: Колчина Е. И.

 

Эпиграф: “... Пышное природы увяданье... ”

 

Цели урока:

 

Углубить представления учащихся о таком виде сочинения, как описание художественного предмета; отработать общие принципы работы над сочинением по картине.

Способствовать расширению и углублению активного словаря, стимулировать творческое воображение.

Задачи урока:

 

Развитие умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности.

Овладение навыком “чтения” картины (формирование умения увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания).

Оборудование урока:

 

Репродукции картины В. Д. Поленова “Золотая осень” (есть в учебнике литературы 7 класса - этим обусловлен выбор картины).

Отрывки художественных произведений на тему “Осень” (предварительное домашнее задание).

Музыкальные произведения на заданную тему. (предварительное домашнее задание)

Карточки с дидактическим материалом (составляются на уроках ОИ и ВТ)

Краткая биография художника (предварительное домашнее задание).

Ход урока

 

I. Оргмоменты (2мин.).

 

II. Обучение общим принципам работы над сочинением по картине (36 минут).

 

(1мин.) 1. Учитель о цели и задачах урока.

 

(3-5 мин.) 2. Ученик о художнике.

 

(10мин.) 3. Беседа по картине:

 

а) картина как произведение искусства;

 

б) обоснование типа и стиля речи сочинения, составление плана сочинения;

 

в) подбор рабочих материалов.

 

(10 мин.) 4. Работа по предупреждению ошибок:

 

а) орфография;

 

б) синтаксис, пунктуация;

 

в) речь.

 

(15 мин.) 5. Конкурс вступлений (2-3) с последующим анализом (возможен вариант устного сочинения).

 

III. Подведение итогов. (2 мин.) Рефлексия

 

*** Пункт II. 5. можно исключить в зависимости от складывающегося временного хода урока, а предполагаемое время распределить между пунктами II. 3 и II. 4.

 

I. Оргмоменты.

 

Учитель (У): Здравствуйте! Сегодня у нас урок развития речи. Урок трудный и интересный. Трудный - потому что на нем вам необходимо быть особенно внимательными и требовательными к своей речи и речи товарищей; интересный - потому что вы попытаетесь (уже в который раз) сегодня стать творцами, созидателями собственного художественного произведения: вы будете работать над сочинением по картине. Предупреждая извечный вопрос о необходимости этого вида деятельности для вас, я напомню прописную истину: “Любой человек должен быть адекватен в обществе, т. е. понимать и быть понятым”. Каждому из нас очень часто приходится излагать свои мысли письменно. И если этому не научиться, всегда будешь чувствовать недостаток в своем образовании. А сочинения по картине помогают развивать наблюдательность, совершенствовать такие основные операции мыслительного процесса, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также умение делать умозаключение, они дают возможность овладеть навыком “чтения” картины. Это всё вам в жизни пригодится.

 

Я верю, что вы будете внимательны, активны и доброжелательны друг к другу. Итак, тема записана на доске, цель ясна - написание сочинения.

 

II. Обучение общим принципам работы над сочинением по картине.

 

У: Итак, перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Золотая осень”. Обращаю ваше внимание, что перед нами репродукция, но мы будем употреблять в речи слово “картина”. И первым этапом подготовки к сочинению будет рассказ о картине и художнике, нарисовавшем её. Кто готов нам сегодня сделать сообщение на заданную тему? (Рассказ о художнике должен акцентировать внимание на основных направлениях его творчества).

 

Предполагаемый ответ учащихся (ПОУ): Сообщение (домашняя подготовка) о В. Д. Поленове, картине “Золотая осень”.

 

У: Для написания сочинения мы должны четко определить для себя какой стиль и тип речи уместны в данном случае? Что такое искусство? Его назначение.

 

ПОУ: Сегодня мы воспользуемся художественным стилем речи, т. к. во-первых, мы решаем задачу художественную - “рисуем словами” изображенную картину, при этом передаем свои чувства. Во-вторых, главная особенность художественного стиля - образность, и сегодня, как я понимаю, мы должны “разобраться” в образе осени, который создал художник В. Д. Поленов. А для этого нам потребуются художественные средства языка, характерные именно для этого стиля. В-третьих, мы рассматриваем картину как художественное произведение, т. е. произведение искусства, в котором есть основная мысль, тема. И все это характерно для художественного стиля. И, в-четвёртых, описать картину с научной точки зрения (научный стиль) мы не можем, т. к. мы не профессионалы, не искусствоведы, и перед нами не стоит такая задача (передача чисто механическим (путем перечисления) увиденного). Тип речи - смешанный: описание и рассуждение (какой изображает В. Д. Поленов осень и почему именно таким образом).

 

У: Итак, мы разобрались, что картина – это произведение искусства, которое воссоздаёт жизнь. У картины есть тема, основная мысль и средства выражения этой мысли. среде Мы выяснили, что сочинение по картине – это не механическое перечисление изображенных на ней предметов, а осмысление идейно-тематического содержания и художественных достоинств картины. И всё это “осмысливать” мы должны в строгой логической последовательности, т. е. мы будем составлять план сочинения. Это будет наш план-конспект, будем работать так, как всегда, добавляя что-то новое к уже известному. Кто хочет попробовать?

 

ПОУ: Разделим доску на 3 части:

 

Части сочинения Содержание Рабочие материалы

1. Вступление Краткие сведения о художнике и картине

2. Основная часть Анализ содержания картины

3. Заключение

Это пока всё, что мы можем записать.

 

У: Спасибо, обращаю ваше внимание, что это “скелет” сочинения, каждый волен в процессе творчества трактовать основные моменты по-своему.

 

А сейчас мы приступим к подбору рабочего материала. Во-первых, кто готов процитировать произведения, подобранные вами дома и созвучные нашей картине?

 

ПОУ: Чтение отрывков произведений.

 

У: И поэт, и писатель передают красоту природы, своё отношение к увиденному при помощи волшебных слов. Композитор - при помощи музыки. Послушаем то, что нашли и подготовили ваши коллеги.

 

ПОУ: прослушивание музыкальных отрывков произведений П. И. Чайковского и Вивальди “Осень”.

 

У: А художник выражает своё отношение красками, он использует рисунок и цвет. Работая над сочинением, вы должны знать особенности живописи и умело использовать их. Поэтому обратимся к карточке №1 (Приложение 2), выполненной вами на уроках ОИ и ВТ. Где вы брали материал?

 

ПОУ: “Словарь юного художника” - учебник “Мировая художественная культура 6-7 классов” (читает один ученик, возможен просмотр карточки).

 

У: А теперь, после всего услышанного, прочитанного, что мы можем записать в наш план?

 

ПОУ: заполняется графа три (основная часть) “что вижу и при этом слышу, ощущаю, представляю”.

 

У: Видите, мы просто “обрастаем” материалами. Продолжим работу. Как выглядит наша подготовительная таблица? Напоминаю план у вас будет индивидуальный. Какое может быть заключение?

 

Части Содержание Рабочие материалы План

1. Вступление Краткие сведения о художнике и картине. 1.

2. Основная часть Анализ содержания картины что вижу и при этом “слышу”, “ощущаю”, “представляю” 2.

а)

 

б)

 

в)

 

3. Заключение Вывод, итог размышлений а) почему именно эта картина?

б) моё отношение к осени В. Д. Поленова;

 

в) МХК и картина.

 

3.

III. Работа по предупреждению ошибок.

 

У: Теперь подберем ключевые слова и выражения, необходимые для написания сочинения. Возьмите карточку №2 (Приложение 2) и выполните (на ней) задание. А. П. Чехов писал: “Какая гадость чиновничий язык... Я читаю и отплевываюсь... неясно, холодно и неизящно... ”. Как вы понимаете эти слова?

 

ПОУ: Мы думаем, что в сочинении необходимо избегать речевых штампов.

 

У: Сейчас я прочту вам выдержки из фельетона “Совещание имен существительных”. Каких речевых штампов следует избегать? Выполните задание №3 (Приложение 2).

 

VI. Конкурс выступлений.

 

(2-3 выступления с последующим анализом).

 

Возможные вопросы учителя:

 

1. Есть ли в этом вступлении “мостик” к основной части?

 

2. Объясни, почему ты начал своё сочинение с эпиграфа?

 

3. Что мы можем сказать о будущем сочинении по этому вступлению? Как будет развиваться сочинение?

 

V. Подведение итогов.

 

У: Итак, сегодня мы с вами поработали над планом сочинения (дома вы его оформите согласно своим возможностям), мы подбирали рабочие материалы к сочинению, работали над словами, вспомнили о том, что необходимо в сочинении и что необходимо избегать. Мы продумали варианты вступления. А теперь я пожелаю вам творческих успехов: идите и творите, т. е. сочиняйте, развивайте дар слова! И не забывайте, что показателем высокого качества текста считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определённым эталоном в использовании речевых средств.

 

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Рассуждение проблемного характера.

 

Учитель: Внукова Е. А.

 

Цели урока:

 

Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения.

Развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.

Повторение пунктуации при вводных конструкциях и в сложном предложении.

Задачи урока:

 

Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Предупреждение всевозможных (речевых, стилистических, орфографических, пунктуационных) ошибок при написании сочинения.

План урока:

 

I. Вступительное слово учителя (2 мин).

 

II. Лексическая работа над рядом синонимичных слов (5 минут).

 

III. Беседа по вопросам (20 мин; курсивом выделены ответы учащихся).

 

Кто такой друг?

 

Дружба возникает между людьми спонтанно, или всё-таки друзей мы выбираем?

 

Согласны ли Вы с мнением В. Высоцкого, что дружбу нужно проверять экстремальными условиями?

 

Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар от Бога?

 

IV. Повторение структуры сочинения-рассуждения и его стилистических особенностей с параллельным предупреждением стилистических ошибок, орфографических и пунктуационных (10 мин).

 

V. Подведение итогов урока (2 мин).

 

Ход урока

 

I. Вступительное слово учителя

 

Ребята, сегодня мы продолжаем работу над рассуждением проблемного характера. Работу очень трудную и важную, т. к. знаем, что такие сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Т. о. наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам, к которым Вы шли долгих 10 лет. А разговор наш сегодня пойдёт о дружбе и друзьях.

 

1. Задумывались ли Вы о том, как много в нашем языке слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает нас жизнь: приятель, одноклассник, друг, знакомый, сослуживец, товарищ? Все они в нашем активном лексиконе, и часто мы, не задумываясь, легко заменяем одно из них другим. Правомерно ли это? Давайте разберёмся.

 

- Определите лексическое значение этих слов.

 

- Можем ли мы считать их синонимами? Почему?

 

- Расположите эти слова в порядке градации

 

знакомый

одноклассник, сослуживец

приятель

товарищ

друг

- Почему слово друг последнее в этом ряду?

 

Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.

 

2. Кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?

 

“Друга не нужно просить не о чём,

 

С ним не страшна беда.

 

Друг – это третье моё плечо,

 

Будет со мной всегда... ”

 

Может быть, эти строчки и есть тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой? Давайте вдумаемся в эти слова.

 

“Друга не нужно просить не о чём... ” Почему?

 

Потому что он сердцем, каким-то 7-ым чувством понимает, что тебе нужна помощь. Понимает это по твоему взгляду, настроению, может быть, даже по интонации голоса.

 

“Друг это третье мое плечо... ”

 

Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих проблем.

 

У Омара Хайяма, восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть удивительные строки:

 

Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,

 

Когда беда у тебя.

 

А друг плохой бежит, когда готова

 

Еда у тебя.

 

3. А как Вы думаете, дружба между людьми возникает спонтанно, неожиданно, или всё-таки друзей мы выбираем?

 

Хочу предложить Вам следующий текст.

 

Как и с кем мы ищем дружбы? [К сожалению, чаще всего с теми], (кто духовно равен нам или в чём-то ниже нас). На этом удобном принципе – пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с другой – самоутвердиться без особых перемен в себе – строятся многие наши отношения.

 

Согласны ли Вы с мнением автора этих строк?

 

Объясните орфографию и пунктуацию этого предложения.

 

4. Звучит фонограмма. “Песня о друге”. В. Высоцкий

 

Вы, конечно узнали “Песню о друге” нашего известного барда, поэта, композитора, актёра Вл. Высоцкого, которая прозвучала сейчас в авторском исполнении. Согласны ли вы с его мнением, что дружбу нужно проверять экстремальными ситуациями?

 

5. Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар от Бога?

 

Можно, но для этого нужно многое в себе переделать: отказаться от самовлюбленности, от своих притязаний на лидерство, от чувства зависти и ревности. Но самое главное, как нежное растение, выращивать в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, самоотверженность, верность. Справиться с такими задачами не каждому под силу, но к этому нужно стремиться. И ещё. Я думаю, что если ты сам не способен к настоящей дружбе, то никогда не будешь иметь настоящих друзей.

 

6. Теперь давайте определим, какие жанровые формы можем использовать для написания нашего сочинения и каковы их особенности.

 

- письмо к другу

 

Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи будем использовать? (Разговорный)

 

Каковы его стилистические особенности? (Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения)

 

- статья в газету

 

Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.

 

- эссе

 

Это разновидность очерка научного или публицистического характера. Главное в нём – раздумья и размышления о какой-то проблеме или факте. Образная афористичная речь, свободная трактовка темы. Вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, частое использование вводных конструкций, субъективный характер изложения

 

полемический диалог

 

- заметки

 

7. Каких ошибок нужно постараться избежать при написании сочинения-рассуждения?

 

- не должна быть нарушена структура: тезис – аргумент – вывод. Если заявлено 2 тезиса, то оба должны быть раскрыты.

 

- факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.

 

- между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь

 

- стиль: если употребляем “во-первых” (или с одной стороны) то должно быть и “во-вторых” (или с другой стороны)

 

А еще в сочинении – рассуждении никак нельзя обойтись без специальных “словесных формул”. Каких?

 

- мне близка мысль о том…

 

- я согласен с тем, что …

 

- обычно говорят…

 

- многие думают (или уверены)…

 

- с уверенностью могу сказать…

 

- нетрудно заметить…

 

8. Вы ребята, наверное, обратили внимание, что в начале нашего занятия я не конкретизировала тему урока, а выразила её в общем виде: будем говорить о дружбе и друзьях. Почему? Потому что тема эта очень глубокая, личностная. Она вполне может стать темой научного исследования философа или социолога. Обладающего немалым жизненным опытом. Но раскрыть вопросы, которые были в центре нашего внимания сегодня на уроке, вам вполне по силу.

 

Поэтому задание на дом будет следующее:

 

- выбрав один, а может быть, и несколько из прозвучавших сегодня тезисов, написать сочинение-рассуждение, при этом четко сформулировать тему работы.

 

Есть ли ко мне вопросы по домашнему заданию? Тогда желаю Вам творческих успехов. Дерзайте! (Приложение 3)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.