Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Характеристика единиц словообразования
1. Производное слово - слово, образованное от другого слова, является центральной единицей словообразования, т.к. именно оно позволяет определять способы и средства образования слов. Производные слова вторичны, их можно объяснить путем ссылки на значение другого слова. Признаки производного слова: 1) производное слово, как правило, имеет более сложную структуру, чем производящее, т.е. содержит большее количество морфем: пол под-поль-й-э; 2) производное слово более сложное по семантике: плотный уплотнить 'сделать плотным'; 3) в паре нейтральное и стилистически окрашенное слово производное будет стилистически окрашенным: умный умнющий; 4) в парах глагол - существительное, обозначающих действие, исходным, производящим словом будет глагол, так как значение действия характерно для глаголов: писать писарь, ходить l ходьба. 5) в парах прилагательное - существительное, обозначающих признак, исходным, производящим словом будет прилагательное, так как значение признака характерно для прилагательных: способный способность, глухой глушь Следует обратить внимание на то, что слова, на первый взгляд кажущиеся однотипными по структуре, могут быть как производными, так и непроизводными: ложка, дорожка, пряжка, бумажка, фишка, мышка, кружка, подружка. Более точно производность слова можно установить на основании формальной (внешней) и семантической связи производного и производящего слова. Отношения словообразовательной мотивации (производности) устанавливаются между двумя однокоренными словами, когда значение одного определяется через значение другого: Рыбак, рыба, рыбачий. Рыбак - 'тот, кто ловит рыбу', рыбачий - 'имеющий отношение к рыбаку'. Только когда одно слово связано с другим формально и семантически, возникают отношения словообразовательной производности, и мы можем говорить о том, что данное слово про-изводно. Слово председатель в синхронном словообразовании непроизводно, так как нет мотивирующего слова. Если связь слов только формальная или только семантическая, отношения производности отсутствуют, т.е. нельзя сказать, что это слова, в которых одно образовано от другого: Умереть мера, носить нос. В словах кофеварочный - кофе (семантическая связь есть, но формальной нет, так как при сравнении звуковой (графической) формы обнаруживаются «лишние» элементы - вар-оч-н-ый. Непосредственная формальная связь производного слова кофеварочный будет с производным словом кофеварка. Направление словообразовательной производности всегда от производного (мотивированного) к производящему (мотивирующему). Это золотое правило синхронного словообразования: производное ищет свое производящее, а не наоборот. На закономерную связь между семантикой производного и производящего слов впервые обратил внимание Г.О.Винокур (в работе «Заметки по русскому словообразованию» 1949 г.). Это положение получило название критерий Винокура. Он звучит так: «Значение производного слова всегда определяется через семантику другого знака». Критерий можно назвать также критерием словообразовательной мотивации. Словообразовательная мотивация - это мотивированность производного слова производящим. Критерий Винокура широко используется в словообразовании, потому что: 1) позволяет легко определить производное перед нами слово или нет; 2) позволяет установить связи между производным и производящим словом. 2. Словообразовательная пара - это комплексная единица словообразования, состоящая из производного и производящего слова. Производное и производящее слова связаны смысловыми отношениями, или, как говорят, отношениями словообразовательной мотивации, то есть производное слово можно объяснить через производящее. Большинство русских слов в современном языке имеет ясные мотивационные отношения, к ним легко подбираются мотивирующие слова. Слова производные связаны с производящим мотивирующим значением. Учитель - лицо, профессия которого учить. Читатель - тот, кто читает. Светить - излучать свет. Приземлиться - опуститься на землю. Если слово непроизводное, оно толкуется описательно: Земля - 1) планета Солнечной системы, 2) почва. Производные слова в современном языке по словообразовательной мотивации можно разделить на две группы: 1) производные слова, значение которых полностью мотивируется входящими в него морфемами: приморский - признак находящегося у моря, волчий - принадлежащий волку, перезваниваться - звонить друг другу в течение какого-то времени; 2) производные слова, значение которых сложнее, чем сумма значений входящих в них морфем: журналист - тот, кто профессионально пишет для газет и журналов. Мотивированность может быть прямой, метафорической и периферийной. Прямая мотивация непосредственно связывает производное слово с основным значением производящего. Рыбак - тот, кто ловит рыбу. Солить - посыпать солью. Метафорической называется мотивация производящим словом в переносном значении. Например, слово прошляпить мотивируется словом шляпа: поступать, как шляпа, где слово шляпа употребляется в переносном значении. Слова обезьянничать, ишачить и т.п. имеют метафорическую мотивацию. Периферийной называется мотивация, при которой значение производного слова опирается на значение производящего слова, но связано с ним лишь частично. Букварь - книга, для обучения чтению, в которой помещены рисунки, схемы, ребусы, слоги, слова и в том числе буквы. Белье - одежда белого и других цветов. Используя критерий Винокура, мы получаем простейшую комплексную единицу словообразования - словообразовательную пару и можем выделить средство словообразования - словообразовательный формант. Словообразовательный формант - это аффикс (аффиксы), который различает производное и производящее слово. Формант - это словообразовательное средство (префикс, суффикс, интерфикс, постфикс и т.п.), с помощью которого образуется новое слово. 3. Словообразовательная цепочка - это однокоренные слова, находящиеся в отношениях последовательной производности. Побелка - сущ. от глагола побелить Побелить - закончить белить Белить - сделать белым \белый Можно сказать также, что словообразовательная цепочка - это последовательно выстроенные словообразовательные пары. Например, побелка побелить; побелить белить; белить белый. Нельзя назвать словообразовательной цепочкой ряд слов, в которых одна из ступеней мотивации пропущена: пуховичок пуховик (пуховой) пух. 4. Словообразовательная парадигма - это совокупность нескольких производных слов,
Производящее слово не входит в словообразовательную парадигму. В парадигму входят слова одной и той же ступени словопроизводства. Члены словообразовательной парадигмы могут быть разными частями речи.
5. Словообразовательное гнездо (СГ) - это сложная комплексная единица словообразовательной системы, образованная совокупностью словообразовательных цепочек и парадигм с одним исходным словом. Другими словами, это совокупность однокоренных слов, расположенных в соответствии с отношениями последовательной производности, с учетом синтагматических и парадигматических связей производных слов.
Например, словообразовательное гнездо по исходному слову греть: Существенное свойство СГ - упорядоченный характер всей совокупности слов. Любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый элемент занимает в нем предусмотренное системой языка место. В основе строения СГ лежит принцип иерархии, принцип последовательного подчинения одних единиц другим (Ср.: семантическое поле).
Границы гнезда подвижны. Гнезда могут пополняться новыми словами, и, наоборот, многие слова в гнезде часто перемещаются из центра на периферию или совсем выходят из него. Слова, утратившие смысловую общность, образуют разные гнезда. Ср. белый и белье, дать и продать, чернила и черный. 6. Словообразовательный тип (СТ) - это формально-семантическая модель построения слов определенной части речи. Этой модели свойственны три признака: 1) производность от одной части речи, 2) одинаковость словообразовательного форманта и способа словообразования, 3) общность словообразовательного (мотивирующего) значения. v Например: дружба, служба, пальба... глагол + б = существительное Болотный, мясной, степной... существительное +v = прилагательное Темно, ярко, тепло... прилагательное + о = наречие Для слов: бедн ость бедн ый; смел ость смел ый; тру сость трусл ивый; мяг кость мягк ий - словообразовательный тип - это схема построения производных слов, принадлежащих к одной части речи (имя сущ.), абстрагированных от конкретных лексических значений, характеризующихся общностью: 1) части речи производящего слова (имя прил.), 2) способа словообразования (суффиксальный) и словообразовательного форманта (суффикс -ость-), 3) словообразовательного значения («отвлеченный признак, названный производящим словом»). Аффикс может иметь несколько словообразовательных значений. Например: суффикс -тель-в словах учитель, писатель, родитель, выключатель, нагреватель. Эти слова не принадлежат к одному словообразовательному типу (обозначение лица, обозначение предмета). На базе близости словообразовательных значений СТ вступают в синонимические отношения. Ср.: ленинградец, москвич, харьковчанин. У этих слов отличаются словообразовательные форманты (суффиксы), но совпадают часть речи производящих слов и словообразовательные значения, что дает им возможность выступать в качестве синонимов (компьютерщик, регулировщик, финансист, программист; псевдогерой, псевдопатриотизм, квазиавторитет, квазирынок). В словообразовательные типы объединяются производные слова одной части речи. Каждая часть речи обладает определенным набором словообразовательных типов. 7. Способ словообразования - самая крупная единица словообразования, объединяющая различные словообразовательные типы со сходными словообразовательными формантами. Например, суффиксальный способ словообразования объединяет все приведенные выше словообразовательные типы: v Дружба, служба, пальба... глагол + б = существительное Болотный, мясной, степной... существительное + V = прилагательное Темно, ярко, тепло... прилагательное + v = наречие
19. грамматический строй языка.основные единицы грамм.строя. лексическое и грамматическое значение. Грамматический строй языка имеет и свои грамматические единицы, т.е. грамматически оформленные языковые образования - морфему, слово, словоформу, словосочетание и предложение, - каждое из которых характеризуется своими отличительными признаками. Морфема - это минимальная значимая часть слова или словоформы. Морфемы являются строительным материалом слова. Есть языки (например, китайский или вьетнамский), в которых морфема совпадает со слогом и непосредственно доступна наблюдению, но обычно морфемы выделяются путем специального морфемного анализа. В зависимости от роли морфемы в слове среди них выделяют корневые морфемы (непроизводные основы) и служебные (различные аффиксы < лат. affixus 'прикрепленный': префиксы, суффиксы, интерфиксы, инфиксы, постфиксы, флексии). В корневых морфемах понятие выражается «в чистом виде», поэтому именно они формируют лексическое значение слова, служебные же - привносят дополнительные оттенки, передают словообразовательное и грамматическое значения (ср. в слове беловатый корневая морфема бел- передает понятие «белизны», суффикс -оват- передает значение слабой степени проявления признака, окончание -ый привносит грамматическое значение признаковости, а также значение муж.р., ед.ч. и им.п.). Слово является одной из основных грамматических единиц. Оно представляет собой единство формы (звуковая оболочка) и содержания (лексическое и грамматическое значение). К грамматическому значению слова относятся: общее категориальное значение, т.е. его значение как части речи (как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу), а также все его частные грамматические значения (например, у имени существительного в русском языке - значение рода, значение одушевленности/ неодушевленности, у некоторых существительных - такие частные грамматические значения, как значение собирательности, единич-
ности и др.; у глагола - значения вида, залога, времени, лица, наклонения, а в формах прошедшего времени и рода и т.д.). К грамматическим свойствам слова относится его грамматическая и словообразовательная оформленность, его способность к формальным изменениям (например, склонению или спряжению). Будучи элементом грамматики, слово обладает не только словообразовательной структурой, но и грамматической формой, а также синтаксическими свойствами, т.е. способностью сочетаться с другими словоформами в предложении, участвуя в построении предложений и высказываний. Таким образом, слово является грамматической единицей, принадлежащей одновременно всем трем уровням грамматической системы языка - словообразованию, морфологии и синтаксису. Словосочетание - это синтаксическая конструкция, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью - согласованием, управлением, примыканием или в некоторых языках - соположением (в ряде языков, например, в иранских и тюркских существуют и другие виды синтаксической связи слов, в частности, изафет, а в чукотско-камчатских языках - инкорпорирование - подробнее см. с. 245). В этой синтаксической конструкции грамматически независимое слово является главным компонентом словосочетания, грамматически подчиненное - зависимым компонентом. Частеречная принадлежность стержневого компонента словосочетания определяет его тип: они подразделяются на субстантивные (ср. новый дом), адъективные (ср. полный воды), глагольные (ср. читать книгу) и наречные (поблизости от дома). Словосочетание так же, как и слово, является единицей называющей. Оно обозначает предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемые зависимым. Грамматическое значение словосочетания создается отношением, которое возникает между знаменательными словами, входящими в это словосочетание, соединяющимися на основе подчинительной грамматической связи согласования (ср. зеленый май), управления (ср. купить книгу) и примыкания (ср. весело смеяться). Словосочетание тесно связано с предложением, поскольку функционирует оно в составе предложения, обнаруживая здесь разные правила своего употребления. Существует, однако, и другое определение словосочетания, согласно которому под словосочетанием понимается любое грамматическое соединение полнозначных слов. В этом расширительном
толковании словосочетания выделяется не только подчинительная связь, но и предикативная (связь между подлежащим и сказуемым), сочинительная (связь между однородными членами предложения), а также аппозитивная (связь между словами, поясняющими друг друга). Предложение - это синтаксическая конструкция, представляющая грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение служит для формирования и выражения мысли, в чем проявляется единство языка и мышления. В отличие от словосочетания - единицы называющей, предложение является коммуникативной единицей языка. Кроме коммуникативности, предложение отличают от словосочетания предикативность, т.е. отнесенность высказывания к действительности (В.В. Виноградов), и модальность, т.е. оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности/ирреальности, достоверности/вероятности, возможности, целесообразности, необходимости и проч. Предложение строится по определенному синтаксическому образцу, существующему в данном языке, всегда функционально нагружено (т.е. используется с той или иной коммуникативной целью, ср., например, вопросительные, побудительные или повествовательные предложения) и интонационно оформлено. Как единица грамматики оно обладает грамматическим значением (в частности, значением предикативности), категориями семантической структуры и компонентами актуального членения (т.е. членения на исходную часть сообщения или тему и на то, что утверждается о ней или рему). Предложение, подобно слову в словосочетании, может вступать в синтаксические отношения с другими предложениями, образуя разные виды сложных предложений. ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ Слово как единица грамматического строя языка обладает лексическим и грамматическим значениями. Лексическое значение слова - это его содержание, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и предметом (или явлением), обозначаемым этим комплексом. Лексическое значение слова индивидуально, причем оно остается одним и тем же во всех грамматических фор-
мах слова (ср. дом, дома, дому и т.д.), т.е. оно принадлежит не одной словоформе, а всему слову в целом. Лексическое значение вы- ] ражено в слове непосредственно, поскольку оно соотносит слово с тем или иным понятием и делает его знаком этого понятия. Грамматическое значение - это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное) выражение (например, грамматическим значением слов ] новый, старый является общее категориальное значение признаковое™, а также частные грамматические значения - рода, числа и падежа: все эти значения имеют в языке стандартное выражение в ] аффиксальной морфеме -ый). Грамматическое значение отличается от лексического более высоким уровнем абстракции, т.к. «это абстракция признаков и отношений» (A.A. Реформатский). Грамматическое значение неиндивидуально, поскольку оно принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. Некоторые частные грамматические значения могут меняться в слове в разных его грамматических формах (ср. изменение значения числа и падежа у существительных или времени в глагольных формах). В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, непос- ] редственно, а выражается в нем «попутно» с помощью специаль- 1 ных грамматических средств (аффиксов). Оно как бы сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением. Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамматическим значением, имеет разную степень абстракции, т.е. по своей природе грамматическое значение неоднородно: оно может ] быть более абстрактным или менее абстрактным (ср. в слове читал наиболее абстрактным является значение процесса: оно присуще всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени: оно присуще всем глаголам в форме прошед- 1 шего времени; более определенным и узким является значение ] мужского рода: оно присуще только формам глагола, противо-стоящим формам женского и среднего рода и сочетающимся с местоимением он). В зависимости от характера грамматического значения, т.е. от того, является ли оно внутренне присущим слову (например, значение предметности у существительного) или же ] реализуется в словоформе в определенном контексте в составе словосочетания или предложения (например, значение числа и падежа у существительного), различаются несинтаксические или j референциальные (< лат. re/ere 'связывать, относить') грамматиче-
ские значения, которые внутренне присущи слову (например, значение рода у существительных), и синтаксические или реляционные (< лат. relatio 'сообщение') грамматические значения, указывающие на отношение слова (а точнее словоформы) к другим словам в словосочетании или предложении (например«значение рода, числа, падежа у прилагательного). Наконец, в зависимости от соотношения грамматического значения с характером отображаемых объектов, различают объективные или диктальные (< лат. dictare 'предписывать') грамматические значения, которые передают объективные, не зависящие от субъекта признаки и отношения (ср. грамматические значения признака у прилагательных, времени и вида у глагола) и модальные (< лат. modalis < лат. modus 'мера, способ'), отражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит или с кем он говорит (ср. грамматические значения субъективной оценки, наклонения и т.д.). Грамматическое значение слова выводится из его отношения к другим единицам того же класса (например, грамматическое значение формы прошедшего времени глагола нес выводится путем соотношения ее с другими временными формами -несет, будет нести). К грамматическому значению слова относят нередко и его словообразовательное значение (если слово производное), поскольку словообразование является частью грамматического строя языка. Словообразовательное значение - это обобщенное значение, присущее лишь мотивированным словам, выраженное словообразовательными средствами. Оно представляет собой определенное смысловое соотношение между членами словообразовательной пары-производящим и производным словами. Как и грамматическое значение, оно не индивидуально, а характеризует целые классы слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Словообразовательное значение имеет разную степень абстрактности (ср. разную степень абстрактности следующих словообразовательных значений: 'невзрослости' в словах, называющих детенышей животных: котенок, волчонок или 'кратковременности действия' в глаголах всплакнуть, прихворнуть). Поскольку смысловые отношения между производящим и производным словом могут складываться показному, то различают несколько семантических типов словообразовательного значения: мутационный, при котором значение производного слова выводится из значения производящего, тс производное слово выступает как носитель признака, названного производящим (ср. предметно-характеризующее словообразовательное 13 — 3257 193
значение 'носитель атрибутивного признака' в слове мудрец), при этом частеречная принадлежность производного слова может совпадать, а может и не совпадать с производящим (ср. хлеб - хлебница, читать - читатель); транспозиционный тип, при котором значение производного слова полностью сохраняет грамматическую семантику производящего, хотя оно переводится в другой час-теречный класс (ср. значение опредмеченного действия в слове ходьба или значение отвлеченного признака в слове мудрость) и мо-дификационный тип, при котором значение производного слова, получающего дополнительный семантический компонент, лишь модифицируется, поскольку значение производящего слова полностью включается в семантический объем производного, частеречная принадлежность которого не меняется (ср. значение собирательности в слове воронье или единичности в слове горошина). Материальным выражением грамматического значения слова в широком смысле является его грамматическая форма. В узком смысле слова под грамматической формой понимается одно из регулярных видоизменений слова (например, любая форма слова при его склонении или спряжении). Грамматическое значение и грамматическая форма неотделимы друг от друга, они являются двумя сторонами языкового знака. Однако отношения между ними не однозначные: одна и та же грамматическая форма может передавать несколько грамматических значений (например, словоформа братом заключает в себе значения предметности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа, одушевленности, конкретности) и наоборот, одно и то же грамматическое значение может быть передано несколькими грамматическими формами (ср. значение множественности, заключенное в словах листья и листва, которое передается разными грамматическими формами или значение уменьшительности и ласкательности, передающееся разными суффиксами: -ик: домик, -ок: городок, -очек: сыночек и др.). Совокупность грамматических форм одного слова называется парадигмой (ср. им.п. дам, род.п. дома, дат.п. домуи т.д.). Несмотря на то, что грамматическое значение является как бы побочным значением слова, оно играет существенную роль в создании целостного значения предложения (ср. я положил подарок друга... и я положил подарок другу..., изменение грамматического значения падежа в слове друг приводит к изменению смысла предложения). Яркой иллюстрацией этого положения может служить предложение, составленное Л.В. Щербой из бессмысленных, но грам- " 4
матически правильно оформленных и связанных между собой слов, передающих определенное грамматическое значение и формирующих даже некоторый смысл предложения: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Каждое слово в нем, содержит в себе морфемы, значение которых легко выводится из отношения слов друг к другу (ср. значение женского рода, которое передается флексиями -ая {глокая), -а (куздра и будланула), значение времени - прошедшего - суф.-л {будланула) и настоящего - флексия -ит {кудрячит), значение невзрослости - суф.-онок (бокренка), значение одушевленности - флексия -а (бокра и бокренка), значение однократности действия - суф. -ну (будланула) и др.). МОРФЕМА КАК МЕЛЬЧАЙШАЯ ЗНАЧИМАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА И КАК ЧАСТЬ СЛОВА Морфема (< греч. morphe 'форма') - это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Будучи единицей грамматического строя языка, морфема, как правило, обладает грамматической формой и грамматическим значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема, выражающая наиболее семантически насыщенную часть значения слова, поскольку именно корень отсылает к понятию, лежащему в основе лексического значения слова); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы, ср., например, флективные морфемы -и, -ите, передающие значение повелительного наклонения); 3) словообразовательное (если слово производное), уточняющее значение корня (оно вносится, как правило, аффиксом, ср. значение 'слабая степень проявления признака', передаваемого суф. -оват в словах зеленоватый, желтоватый и т.д.). Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением (например, в слове дом-0 материально не выражена флексия, а в слове нес-0 флексия и суффикс прошедшего времени -л), выделение их осуществляется путем противопоставления положительно выраженным морфемам в других формах той же парадигмы (ср. дом-а, дом-у; нес-л-а, нес-л-и и тд), причем нулевые морфемы также являются показателем грамматического значения (в слове дом-0, например, это значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа). »3* 195
Среди морфем в зависимости от их роли в слове, а также от харак- I тера и способа передаваемого ими значения выделяются как противопоставленные друг другу корневые и аффиксальные морфемы. Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, без корня слова нет (лишь как исключение встречаются в языке слова без корня, ср. в рус.яз. глагол вынуть, в котором выделяются только аффиксы). Корень может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут. Аффикс -это служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении. Аффиксальные морфемы вносят в слово дополнительные значения - грамматические и словообразовательные (ср. суффикс -ик в слове столику передает словообразовательное значение уменьшительности, флексия -у- грамматическое значение дат.п., ед.ч., муж.р.). Группируясь вокруг корня, аффиксы являются периферийными элементами морфемной структуры слова. Значение корневых мор- ] фем по отношению к значению аффиксальных более конкретно, значение же аффиксальных - более абстрактно (особенно это относится к интерфиксам, значение которых сводится лишь к идее соединения). Если корень образует смысловое ядро лексического значения слова и может выражать значение слова даже самостоятель- 1 но (ср. слова нос-0, вез-0), то аффикс - смысловую периферию, поскольку самостоятельного лексического значения он не имеет. 1 Его значение либо словообразовательное (ср. значение женскости | суф. -иц-а в слове волчица), либо грамматическое (ср. значение суф. -л, который является показателем времени глагола), либо формально-структурное (ср. пар-о-воз, где интерфикс -о- имеет значение соединения), либо формально-классифицирующее (ср. чит-а-ть, лов-и-ть, где суф. -а, -и являются показателями формального разряда типа спряжения), причем во всех случаях каждое из этих значений выражается аффиксом только в сочетании с корнем. Вместе с тем аффиксы участвуют в формировании лексического значения слова (ср.: значение 'детеныш животного' в слове слоненок складывается из значения корневой морфемы и значения 'невзрослости', вносимого аффиксом), а также грамматического (ср. образование степеней сравнения качественных прилагательных с помощью суф. -е, -ее, -ше). Формально-структурные и формально-классифицирующие аффиксы непосредственного участия в формировании лексического
значения слова не принимают, поскольку роль их сводится либо к соединительной функции, либо к указанию на принадлежность слова к тому или иному словоизменительному типу. Корневые и аффиксальные морфемы различаются и в структурном отношении. Корневые морфемы могут выступать в языке и как свободные, т.е. употребляться без сопровождающих их словообразующих аффиксов, ср. дом-0, гор-а (такие корни называются свободными), и как связанные, когда они известны в языке лишь в сочетании со словообразующими аффиксами, ср. корень бае- в словах добавка, прибавка (такие корни называются связанными: A.A. Реформатский ввел для этих корней термин радиксоиды (< лат. radix 'корень' oid 'подобный'), причем некоторые из этих неполноценных корней могут сочетаться лишь с одним аффиксом (ср. рус. ежев-ик-а), аффиксальные же морфемы никогда невозможны в свободном употреблении, они всегда привязаны к корню. Различия между корневыми и аффиксальными морфемами проявляются и в их употребительности: аффиксальных морфем в языке значительно меньше, чем корневых (и список их, как правило, закрыт для пополнения новыми морфемами), однако, уступая корневым морфемам по численности, они превосходят их по частотности употребления, поскольку повторяются в целом ряде однострук-турных слов. Кроме того, корневые морфемы обычно не привязаны к какой-либо одной части речи (ср. морфему бел- в словах, принадлежащих разным частям речи: белить, белый, белизна), тогда как аффиксальные являются часто показателями частеречной принадлежности слова (ср. в русском языке именные суффиксы -иц-а, -ик, -ун или глагольные -ти, -ть и др.) Характерной чертой морфем (как корневых, так и аффиксальных) является их повторяемость в структуре разных слов (ср. дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель и т.д.). Это свойство морфемы позволяет выявлять ее значение, поскольку значение морфемы определяется в ряду слов, содержащих данную морфему (ср. значение морфемы -тель в приведенных примерах: 'лицо, совершающее действие'). В зависимости от фонетических и морфологических условий состав одной и той же морфемы в разных словах и словоформах одного слова может меняться (ср. рука - ручка или соберу - собираю ~ собрание - сбор и т.д.). Это формальное видоизменение морфемы приводит к возникновению морфов.
Морф - это одна из формальных разновидностей морфемы, выступающая в разных словах и словоформах (например, корневая морфема друг- в словоформах другу, другом выступает в виде морфа друг-, в словоформе о друге - в виде морфа друг'-, в словоформе друзья - в виде морфа друз'-, а в словоформе дружу - в виде морфа друж-). Таким образом, морфы являются конкретными представителями морфемы, которая по отношению к ним является единицей более обобщенной и свободной. К одной морфеме относятся морфы, обладающие тождеством значения, а также частичным формальным тождеством. В зависимости от условий употребления морфов различают алломорфы и варианты. Алломорфы - это тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе (в частности, качеством соседних звуков), например, русские суффиксы - чик/-щик, распределяются следующим образом: после морфа, оканчивающегося на согласный т или д употребляется суф. -чик (ср. буфетчик, водопроводчик), в остальных случаях используется суф. - щик (ср. сварщик, банщик), в том числе и в тех случаях, когда перед согласными т ид находится сонорный (ср. процентщик). Варианты - это морфы, тождественные не только по значению, но и по позиции, поскольку для них характерна свободная взаимозаменяемость в любых позиционных условиях (ср. окончания -ой/-ою у существительных в тв.п. ед.ч. ж.р.: водой /водою). Морф как представитель морфемы необходимо отличать от субморфа. Субморф - это часть корня, внешне похожая на аффикс, но не имеющая своего значения и потому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова (например, субморф ак в слове табак или колпак; субморф ец в словах огурец, венец). Корневые и служебные морфемы (за исключением окончания) входят в основу слова, которая представляет собой часть слова без окончания. Из всех морфем, выделяемых в слове, только корень может совпадать с основой слова (аффиксы никогда не совпадают с основой). В зависимости от способности основы члениться на составляющие ее морфемы в языкознании выделяют производную (или мотивированную) основу и непроизводную (или немотивированную). Производная основа представляет собой единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов) ср. рус. пригород, надомник. Непроизводная основа представляет собой
единое целое (корень), которое далее со словообразовательной точки зрения расчленено быть не может (ср. рус. дом, город). В связи с этим выделяют еще одно свойство основы - ее члени-мость/нечленимость: непроизводная основа - это основа, как правило, нечленимая (исключение составляют лишь отдельные слова типа рус. буженина, членение которых происходит по аналогии со словами типа кон-ин-а, свин-ин-а), а производная - членимая. Таким образом, разница между производной и непроизводной основой заключается: 1) в самой структуре основ: непроизводная основа является неделимой на более мелкие части и имеет характер единого по своему строению, далее не членимого целого, а производная основа делится на части, каждая из которых имеет свое значение; 2) в отношениях между ними: производная основа всегда зависит от непроизводной, с которой она соотносится, как только непроизводная основа уходит из языка, производная основа превращается в непроизводную (ср. слово басня имеет непроизводную основу, т.к. глагол баять, от которого оно образовалось, утратился в русском языке); 3) в выражении ими лексического значения: если значение непроизводной основы заложено в ней самой, то значение производной основы часто складывается из составляющих ее морфем. При каждой производной (редко непроизводной) основе имеется производящая основа, т.е. основа, от которой она образована, а точнее производящая база, т.к. в качестве производящих выступают не только основы, но и слова (ср. пригород), словосочетания (ср. желез-нт дорога-железнодорожнь1й), отц^лътле формы слова, в том числе предложно-падежные (ср. телят-ник, за рекой-заречье), инфинитив (ср. женитьба) и даже фразеологические обороты (ср. сшибать с ног-сногсшибательный), при этом формально-смысловые отношения между производящей и производной основой могут быть разными (ср. производная основа может быть сложнее производящей по форме или значению, либо по обоим признакам одновременно и т.д.). В зависимости от того, имеет или нет то или иное слово словообразовательную мотивированность (т.е. соотнесенность с производящей основой), все слова в языке делятся на производные и непроизводные. Непроизводное слово - это слово в синхронии ничем не мотивированное, т.е. не имеющее соотношения с производящей основой или словом (ср. рус. стол, дом, окно). Производное слово - это слово, основа которого мотивирована по форме и значению основой другого слова (или других слов), т.е. слово нас как бы «отсылает» к тому слову (или сочетанию слов), от которого
оно произошло (ср. подоконник). Среди производных слов условно можно выделить две большие группы: 1) слова, значения которых полностью складываются из значений составляющих их частей (ср. рус. лист-ик 'маленький лист', дом-ищ-е 'большой дом', чита-телъ 'человек, который читает'); 2) слова, значения которых не являются простой суммой составляющих их частей (ср. носильщик это не просто лицо, которое носит что-либо, а 'человек, профессия которого носить багаж', т.е. это слово имеет добавочные семантические компоненты 'профессия' и 'багаж', которые не входят в значение мотивирующей основы глагола носить). Эту часть семантики производного слова, в отличие от слова читатель, нельзя вывести из его частей, ее надо знать. В этом случае говорят о производном слове с фразеологической семантикой (это понятие и сам термин ввел М.В. Панов). Словообразовательная производность - это отношения формально-смысловые, предполагающие формальную или семантическую соотнесенность слова с производящей основой, т.е. необходим хотя бы один общий неграмматический компонент в значении двух слов, имеющих формальную общность. При этом значение производного слова может включать в себя семантику производящей основы полностью (ср. рус. столик < стол, домище < дом) - в этом случае говорят о прямой производности - или частично (ср. кашевар < это человек, который готовит пищу, в том числе и кашу) - в этом случае говорят о переносной производности. Когда производное слово представляет собой метафору (ср. рус. попугайничать 'повторять чужие слова'), возникает метафорическая производность, когда же производное слово являет собой случай метонимии (ср. кашевар), говорят о метонимической производности. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ Морфемы, выделяемые в слове, их место, функции, степень воспроизводимости разные. В зависимости от положения морфем в слове, их значения и функции они подразделяются на корневые, формирующие смысловое ядро лексического значения слова, и аффиксальные или служебные. В классификации служебных морфем учитывается не только их местоположение по отношению к корневой морфеме, но и выполняемая ими функция, а также способность сочетаться с другими элементами этого же уровня.
Морфема, стоящая перед корнем, называется префиксом (< лат. praefixus 'приставленный впереди') или приставкой. Префикс служит для образования новых слов (ср. дед - прадед) или форм слова (ср. забавный - презабавный). Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом (< лат. suffixus 'подставленный'). Суффикс также служит для образования новых слов (ср. старый - старик) или новых форм слова (ср. плавать - плавал). Морфема, вставленная в корень, называется инфиксом (< лат. infixus 'вставленный'): для русского языка инфиксы не характерны, это вообще относительно редкий вид аффиксов, однако они встречаются в некоторых индоевропейских языках, например, в английском, греческом, латинском, ср. лат. vici «победил» и vinco «побеждаю», где п -инфикс настоящего времени. Инфикс служит для образования новых форм слова. Морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое, называется интерфиксом (< лат. inter 'между' ufi-xus 'приставленный'). Интерфиксы служат для образования новых слов (ср. дом-о-строй, шоссе-й-н-ый). Морфема, опоясывающая корень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение, называется конфиксом (< лат. confixum 'совместно взятое'), ср. под-окон-ник. Конфиксы служат для образования новых слов и новых форм слова (ср. нем. gemacht «сделанный», где ge...t является конфиксом, образующим причастие от глагола machen 'делать'). Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (< лат. flexio 'сгибание'). Путем присоединения окончаний к основе образуется не новое слово, а новая форма слова (дом-а, дом-у и т.д.). В отличие от всех остальных аффиксов, флексия - это изменяемая часть слова, она меняется в зависимости от сочетаемости слова (ср. читать книгу, но зачитываться книгой). Другим отличием флексии от формообразующих аффиксов, передающих какое-либо одно грамматическое значение, является ее способность служить средством выражения целого набора грамматических значений (например, флексия -у в словоформе сестру передает значения рода, одушевленности, числа и падежа). Морфема, стоящая после флексии, называется постфиксом (< лат. post 'позади' wfixus 'приставленный'). Постфикс служит для образования новых слов (ср. кто-то, что-нибудь) или новых форм слова (ср. пойдемте, идите).
Из всех видов служебных морфем наибольшее распространение имеют суффиксы. Если в языке нет суффиксов, то в нем нет и других аффиксов. Есть языки (например, алтайские, уральские), в которых нет ни префиксов, ни инфиксов, но есть суффиксы. В зависимости от функциональной нагрузки аффиксальной морфемы, т.е. от функции, которую она выполняет в слове, аффиксы подразделяются на словообразующие и формообразующие. Словообразующие аффиксы служат для образования нового слова. Они присущи слову в целом, во всех его формах и выражают словообразовательное значение (ср. старый - старость). Словообразующими являются префиксы, суффиксы, интерфиксы, постфиксы. Формообразующие аффиксы служат для образования форм слова. Они присущи не всему слову в целом, а лишь отдельным его словоформам и, не меняя лексического значения слова, выражают лишь грамматические значения (ср. старый - старее). Формообразующими являются инфиксы и флексии, однако ими могут быть префиксы, суффиксы и постфиксы (в русском языке, например, к формообразующим суффиксам относятся суффиксы инфинитива, причастий и деепричастий, суффиксы прошедшего времени, повелительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий). Иногда выделяют также словоформообразующие аффиксы, т.е. аффиксы, которые совмещают в себе функции словообразования и формообразования (ср. кум ~ кум-а, супруг ~ супруг-а: флексия -а выражает не только грамматическое значение ж.р., ед.ч., им.п., но и словообразовательное - 'женскости', которое в русском языке передается обычно при помощи суффиксации). По характеру своей воспроизводимости аффиксы делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные аффиксы воспроизводятся постоянно. Их повторяемость является основой для формирования в языке словообразовательной модели (ср. глагольная основа + суффикс -телъ — > 'лицо, производящее действие': учитель, строитель, водитель). Нерегулярные аффиксы встречаются в единичных образованиях, поэтому их иногда называют унификсами, т.е. уникальными аффиксами (ср. люб-овь, поп-адь-я). Они не обладают важнейшим свойством регулярных аффиксов - повторяемостью. Их выделение в слове основывается на повторяемости корня. Иногда в процессе развития языка нерегулярные аффиксы переходят в разряд регулярных (ср. аффикс -дром, выделявшийся первоначально лишь в слове ипподром, однако в настоящее время он представлен в словах велодром, танкодром, космодром и др.).
По степени участия аффикса в образовании новых слов, т.е. по степени его производительности различают аффиксы продуктивные и непродуктивные. Продуктивные аффиксы широко используются для образования новых слов или новых форм слова (ср. суффикс -ник в словах со значением 'помещение для кого-нибудь': коровник, птичник, обезьянник и т.д. или окончание -у в глаголах 1 л. ед.ч. настоящего времени: бегу, везу, несу). Непродуктивные аффиксы - это аффиксы, которые не участвуют или используются редко в образовании новых слов или форм слова (ср. рус. суф. -б-а в словах со значением 'действия': пальба, стрельба или окончание -м в глаголах 1 л. ед.ч. будущего времени.: дам, съем). Продуктивность/непродуктивность аффикса - это динамическая характеристика аффикса, связанная сего словообразовательным потенциалом. На разных этапах развития языка она может меняться (ср. непродуктивный в современном русском языке суф.-б-а в древнерусском языке был продуктивным), т.к. усиление продуктивности одних аффиксов ведет часто к затуханию или полной потере продуктивности других, синонимичных им (потеря продуктивности суф.-б-а в русском языке была вызвана усилением продуктивности суффиксов -ние и -к-а). Важным критерием описания морфемы является ее валентность, т.е. способность сочетаться с другими морфемами. Большинство морфем является мультивалентными (т.е. многовалентными), поскольку они легко сочетаются с другими морфемами (ср. рус. глагольную флексию -у, которая сочетается со всеми основами глаголов настоящего времени, за исключением бывших нетематических глаголов типа ем, дам). Морфемы, которые обладают ограниченной способностью к сочетанию с другими морфемами являются унивалентными (т.е. одновалентными), ср. унивалентные корневые морфемы в русских словах брусника, говядина, буженина или унивалентные суффиксальные морфемы в словах жених (-их), стеклярус (-арус), попадья (-адь). Какие же закономерности регулируют сочетаемость морфем? В каждом языке имеются запреты, которые накладываются самой системой языка на сочетаемость морфем. В русском языке, например, по наблюдения Е.А. Земской, к таким ограничениям относятся: 1) семантические ограничения, которые связаны с семантической несовместимостью морфем (ср. в русском языке суффикс действующего лица -телъ, который не может сочетаться с основами существительных и прилагательных, для него возможны только сочетания с основами глаголов: учитель, строитель); иногда на эти
ограничения накладываются прагматические, ср. русский суффикс прилагательных -оват-ый, обозначающий неполноту признака - беловатый, сероватый: он сочетается не со всеми основами прилагательных, а только с основами качественных прилагательных, причем опять же только с теми, которые обозначают нежелательные или отрицательные признаки (ср. глуповатый, староватый, но невозможны прилагательные типа умноватый или молодоватый, т.к. человек не желает уменьшать эти положительно оцениваемые признаки); 2) словообразовательные ограничения, связанные со словообра 3) морфологические ограничения, связанные с родовой принад 4) фонетические (или формальные ограничения), связанные с 5) стилистические ограничения, связанные со стилистической не
6) лексические ограничения - это ограничения, идущие со стороны лексики, которая накладывает запрет на сочетаемость морфем вследствие возникновения омонимии - явления нежелательного для языка (ср. невозможность образования названий лиц женского пола от соответствующего названия лица мужского пола с помощью суф.- к-а по модели пилот - пилотка, хотя эта модель работает в других случаях (ср. пионер - пионерка) или лексической избыточности, т.к. «семантическое место» уже занято в языке другим словом (ср. невозможность образования названий детенышей животных типа лошаденок, овчонок, т.к. в языке это «семантическое место» уже занято словами жеребенок и ягненок). В некоторых языках мира, кроме корневых и аффиксальных морфем, существуют аффиксоидные. Аффиксоид - это морфема, приближающаяся по своей словообразовательной функции к аффиксу, например, вед- {языковед), полу- {полукруг), фил- {славянофил) и др. Аффиксоиды занимают промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами, поэтому их нередко называют морфемами переходного типа. Повторяясь с одним и тем же значением в составе производных слов, аффиксоиды участвуют в формировании определенной словообразовательной модели, и в этом они близки аффиксам. Не случайно они часто оказываются синонимичными тем или иным аффиксам (ср. сад-о-вод и сад-ов-ник, славян-о-вед и слав-ист). Выполняя функцию аффиксов, аффиксоиды не утрачивают смысловых связей с однокоренными словами (ср. ведать, ведение и краевед, литературоведение). В зависимости от позиции и функций в слове аффиксоиды подразделяются на префиксоиды и суффиксоиды. Префиксоиды - это морфемы, употребляющиеся в функции префиксов и занимающие в слове их позицию (ср. авиалинии, самоанализ). Суффиксоиды - это морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов и занимающие их позицию в слове (ср. шарообразный, стекловидный, змеевидный).
20. грамматическая форма как единство граммат.значения и средств его выражения. Синтетические и аналитические формы слова. 1. Флексия. Так в словосочетании книга Петра связь между словами достигается при помощи окончания а.
|