Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание и бессознательное.






Сознание – способность и процесс психического (идеального) отражения дейст-ти, превращение объективного содержания предмета в субъективное сод-ие индивидуальной душевной жизни, а так же формы и способы такого отражения. Сознание готовит к взаимодействию с действительностью. Связывает поступающие впечатления с накопленным опытом. Оценивает рационально и эмоционально. Тесно связано с речью (все проговаривается мысленно).

Происх-ие сознания: Сознание одного человека часть или порождение универсального сознания. Сознание – неотъемлемая св-во всей материи, просто в разной степени проявляющееся. Человеч-ое созн-ие возникло в процессе эволюции материи.

Отражение – р-ция на воздействие несущее в себе инфу об этом воздействии. Выд-ют: механическое отражение (дунул ветер, сорвался листок). Химическое и физич отражение. Раздражимость – на ур-не живого. Появление психики – с-мы сигнального взаимодействия с окр. миром. Сознание.

Св-ва сознания: субъективность (оно всегда чье-то). Содержательность, предметность, оно не может быть пустым. Идеальность сознания, оно не требует осуществления в предметах. Интенциональность – всегда направленно (не возможно думать 2 вещи сразу). Целеполагание. Рефлективность, оцениваем и осмысливаем собственные мысли, чувства. Объективируемость в языке, мысль превр-ся в объект обращаясь в слова.

Ф-ии сознания: познавательная (обр-ие своей с-мы знания), оценочно-ориентационная (оценка и обр-ие отношения к дейст-ти, эмоции), целеполагающая ф-ия (знаем чего хотим, обр-ем мотивы, ставим цели), управляющая ф-ия (направляет наше поведение, воля).

Источники сознания: внеш. мир, социокультурная среда, жизн опыт, биохимическая и условно-рефлекторная деят-ть мозга, информационно-цифровое поле (ноосфера).

Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая — сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного воления.

Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Известно, что загипнотизированный какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых они должны быть, по указанию гипнотизера, выполнены. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др. Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их. Выд-ют подсознательное и надсознательное. Яркий пример подсознательного – интуиция, более восприимчива. Надсознательное принадлежит общ-ву «витает в обществе», не подвластно всем (Сократ – даймон, Платон – припоминание идей, Лейбниц – самое темное в нашем сознании).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.