Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы гендерной социологии. Понятие фемменизма.






В результате разделения понятий био­логического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».

Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели пове­дения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщи­ной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особен­ностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положе­ние (статус) и роль в обществе и его институтах — семье, политике, эконо­мике, образовании, СМИ и др. Он выс­тупает как система, со здающая различия в положении женщин и мужчин в соци­уме через соотношение власти и подчи­нения.

Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представи­тели того или иного пола мужчинами или женщинами.

По мере развития научных исследо­ваний стало ясно, что единственное чет­кое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заклю­чается в их роли в воспроизводстве по­томства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям меж­ду мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Гендерная социология — это специаль­ная социологическая теория, которая изу­чает процессы развития и социального вза­имодействия двух гендерных общностей: мужской и Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С маль­чиками и девочками родители обраща­ются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендер­ной системы: в зависимости от пола ре­бенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализа­ции семья (родители и другие родствен­ники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), куль­тура в целом (книги и средства массо­вой информации, театр, кино и пр.) вне­дряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила пове­дения и создают представления о «насто­ящем мужчине» и «настоящей женщи­не». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются куль­турными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

Устойчивые представления о долж­ном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном скла­дываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» муж­чин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.

Идеальные стереотипы мужествен­ности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличают­ся друг от друга в зависимости от исто­рически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных об­ществ характерен идеал женщины-матери, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.

В советский период идеальным ста­новится образ работницы и матери, ак­тивистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо стра­ны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает для нор­мального существования семьи, и одно­временно исполнять обязанности хозяй­ки дома, жены и матери.

В постсоветский период стала доми­нировать идея «естественного предназна­чения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассо­циацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимуществен­но два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка — под­руга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель — это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.

Базовым элементом конструирова­ния являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый — когнитивный компонент — представле­ния молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеж­дения и суждения о разных полах, сово­купность взглядов на гендерные отно­шения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй — эмо-тивный (аффективный) компонент — эмоциональная оценка чувств, связан­ных с гендерной принадлежностью, от­ношением к своему и противоположно­му полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий — поведенческий (конативный) компонент — последова­тельное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к ре­альным положительным или отрицатель­ным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятель­ности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирова­ние и путь достижения своих жизненных планов, целей.

Существуют также гендерные стерео­типы как особые социальные установки — простые по форме, примитивные и не­точные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Ген­дерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти си­стемы асимметричны. Асимметрия про­является в том, что все мужское (мас­кулинное) — черты характера, модели поведения, профессии — считается зна­чимым, а женщины и все женское (фе-минное) определяется как вторичное, под­чиненное и незначительное.

Гендерная асимметрия означает дисп­ропорцию удельного веса мужчин и жен­щин в конкретной сфере жизнедеятель­ности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропор­циональная представленность соци­альных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различ­ных сферах жизни.

Анализ проблем гендерной социоло­гии тесно связан с рассмотрением тако­го явления, как феминизм. Что касается феминистских теорий, то все они осно­ваны на утверждении, что путь освобож­дения женщины лежит через изменение ее сознания — освобождение от устарев­ших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движе­ние с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дис­криминации женщин.

Первая волна феминизма приходит­ся на XIX — первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредо­точением усилий на достижении юри­дического равноправия полов. В сере­дине XX в. начинается вторая волна феминизма — борьба за фактическое ра­венство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие на­правления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей вол­не феминизма происходит усложнение и дробление современного феминист­ского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими на­правлениями (радикальным, либераль­ным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторон­ники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендер­ные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

Феминизм как общественно-полити­ческое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изме­нений, направленных на достижение реального социального равенства жен­щин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представле­ния делят весь спектр человеческих ка­честв на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и со­перничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность прояв­лений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.

Феминизм, выступающий за искоре­нение гендерной стратификации, пред­полагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и ра­боты. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патри­архата в семье и обществе, ибо он иска­жает отношения между мужчиной и жен­щиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современ­ное женское движение ставит своей це­лью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.