Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение человека в толпе. Понятие – квазигруппа




Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Квазигруппы – это спонтанные, неустойчивые общности, которые могут превратиться в социальную группу, если в ходе постоянно взаимодействия их членов будет возрастать социальный контроль между членами.

Отличительные черты квазигруппы:

1. Спонтанность образования

2. Неустойчивость взаимосвязей

3. Отсутствие разнообразия во взаимодействии

4. Кратковременность совместных действий

Квазигруппы существуют кратковременное время. Они либо распадаются, либо под влиянием обстоятельств становятся социальной группой.

Типы квазигрупп:

1. Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (человек, передающий информацию). Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором, анонимное взаимодействие. Характерной чертой аудитории является одностороннее взаимодействие, а так же слабая обратная связь. Аудитория – сложное, неоднородное образование. Она имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых наблюдается взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации.

2. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже тога, когда люди стараются избегать физического контакта. Характеристики толпы: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. Виды толпы:

В зависимости от способов формирования и особенностей поведения выделяют следующие виды толпы:

i. случайная толпа (людей объединяет незначительная цель, пустое времяпровождение, люди слабо эмоционально включены в эту толпу);

ii. обусловленная толпа (собрание людей, планируемое заранее, поведение её членов находится под воздействие определенных, заранее обусловленных социальных норм);

iii. экспрессивная толпа (обычно организуется в целях личного удовольствия её членов, активность собравшихся является их целью и результатом);

iv. действующая толпа (беснующаяся, экстремальные типы поведения). Формы: сборище (эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям; имеет лидера и цель); восставшая толпа (насильственный деструктивный коллективный взрыв, отличающийся от сборища тем, что поведение восставших менее структурировано, целенаправленно и неустойчиво)

Механизма образования толпы и поведения в ней:

Теория 1: 1895 год Густав Лебон Франция. Согласно его теории, коллективное устремление, появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание отдельных людей подавляется или полностью исчезает. Члены толпы находятся под влиянием некого общего воздействия или импульса, который присущ данной толпе. На разных людей импульс влияет по-разному: люди с высокой культурой не столь подвержены влиянию толпы.



Теория 2: 1964 год Ральф Тернер США. В ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Одни члены толпы являются импульсивными участниками, другие – пассивными наблюдателями, а третьи – лидеры, действующие, ораторы. Но в ходе взаимодействия и те, и другие, и третьи попадают под влияние образовавшихся в толпе норм. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие сходных целей приводит к быстрому принятию возникших норм или отказу от них. Если толпа не согласна с лидером, то она меняет лидера. Для управления поведением толпы нужно определить источники возникновения норм, их носителей и воздействия на них.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал