Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Софисты






Главная тема – открытие мира человека и его сознания.

Протагор (490 – 420 до Р.Х.)

Горгий (480 – 380 до Р.Х.)

Критика оснований традиций греческой цивилизации, ее нравственных обычаев, устоев. Их порок – в непосредственности традиций культуры и обществе.

Право на существование должно быть обосновано, доказано субъективным сознанием.

Смысл греческого просвещения – популяризация философии, науки, риторики.

Софисты – первые стали получать гонорары за обучение.

Исходный принцип – Протагор – «человек есть мера всех вещей».

Критерий оценки – чувственная склонность индивида.

В теории познания отд. Индивид. - главный субъект познания.

Знание через органы чувств, но чувственное восприятие – субъективно.

Следовательно, – всякое человеческое знание относительно.

Объективное, истинное познание недостижимо – субъективный идеализм. (объективной истины не существует)

Критерий истины – отдельный индивидуум и его органы чувств. Следовательно, мировоззрение с. – субъективизм, релятивизм, скептицизм.

Если элеаты утверждали: мир мнения не существует, то софисты противоположное: только мир мнения и существует

Бытие – это чувственный мир индивидуального восприятия.

Главный принцип теоретического познания и этики – произвол индивида.

Релятивизм теоретического познания обосновывает нравственный релятивизм: любые правовые нормы, государственные законы и моральные оценки – условны.

Сократ

Сократ сперва ученик софистов, затем их критикует. Основной вопрос, – что такое человек и его сознание?

Любимое изречение – познай самого себя, – было написано на стене храма Аполлона в Дельфах. Сохранилось предание, – что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто мудрейший из эллинов назвал Сократа.

Задача Сократа – выявить не только субъективное, но и объективное содержание сознания. Если софисты считали 1-ое мерой и судьей всего, то Сократ – 2-ое, т.е. разум (надындивидуальный) – дает не индивидуальное мнение, а всеобщее общеобязательное знание на основе понятий и строгом определении предметов.

Философия – как любовь к знанию – это нравственная деятельность. Знание – есть добро, основа добродетели. Безнравственный поступок – плод незнания истины – если человек знает, что хорошо – он никогда не поступит дурно. Дурной поступок – заблуждение, ошибка. Поскольку нравственное зло идет от незнания, следовательно, знание – источник нравственного совершенства.

Философия, как путь к знанию – средство формирования добродетельного человека и справедливого общества.

Жизнь и смерть Сократа символически раскрывают нам природу философии. Сократ пытался найти в сознании человека твердую опору для нравственности, права, государства. После того, как старые, традиционные основы были разрушены индивидуальной критикой софистов.

«Я знаю только то, что ничего не знаю».

8. Онтология Платона: бытие и становление. Иерархия идей. Определение идеи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.