Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логос – универсальный вселенский разум.






Цель стоиков – примирить дуализм понятия у Аристотеля и монизм бытия у ионийцев. Стоики убеждены в единстве разума и материи. Стоицизм – это преобразование философии Аристотеля в монизм.

Божество у стоиков – физическая субстанция, из которой образуется тело вселенной, и универсальный логос, который определяет собою формы, свойства и отношения и законы вещей, одушевляя природу и сообщая сознание организмам. Это Божество находится в физическом взаимодействии с природными стихиями, которые из него образовались. Т.е. оно и материя мира, и его форма, и его субстанция и его закон, его стихия, и его душа, или разум.

Бог – это одновременно и весь мир, все вещи и начало мира, лучшее в нем (часть и целое).

Мудрый один свободен, т.к. внутренне солидарен со всемирным логосом.

Стоики не первые пришли к идее божественного разума как закона вселенной, в котором совпадает логическая и физическая необходимость, но они глубже других осознали этот логос имманентным миру и человеку.

Пантеизм стоиков – философский, а не религиозный. Все отцы Церкви 1-3 вв. веков были в своей философии стоики – они учили о Логосе как законе, открывающемся в сознании человека, как об универсальном Промысле, господствующем в мире.

Разум (логос), живущий в нас, в людях – это эманация божественного разума. Знание, возвышающееся над чувственным восприятием – есть раскрытие в нас Логоса. Логос возвышает нас над животной жизнью и связывает с Богом.

Эпиктет писал: «Логос (разум) – есть то, что делает человека человеком. Мы должны украшать не тело, а то, что составляет нашу суть – т.е. разум».

Высшая свобода и Богоподобие человека состоят в сознательном подчинении высшему разуму – божественному Слову.

Задача философа – питать в себе божество и уподобляться Логосу, чтобы стать Богом из человека.

Идея Логоса определяет этику стоиков близкую сократовской этике.

Жить сообразно природе это значит жить сообразно разуму – истинному слову, которым зиждется природа. Все добро от божественного разума, живущего в нас. Все зло от неповиновения разуму.

Таким образом, Логос – универсальный принцип познания и физического мира. Задача стоиков не религиозная, а философская – примирить национальное многобожие с философским монизмом.

Этика.

Философия (для стоиков) – не отвлеченная наука, а, прежде всего жизненная мудрость, она несет освобождение человека от власти внешнего мира.

Главное достоинство мудреца – это свобода от внешнего мира. Мудрец не должен стремиться к чувственным удовольствиям, он не раб собственных страстей. Мудрец не боится смерти: от стоиков идет понимание философии как науки умирать (образец – Сократ).

Но в отличии от Сократа стоики ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему (бесстрастие – или апатия).

Бесстрастие (апатия) – нравственный идеал стоиков.

Пессимизм умостроения стоиков хорошо передал Пушкин.

«На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Основатель стоицизма грек Зенон из Китиона (333 – 262 г. до Р.Х.)

Главные представители римского стоицизма:

Сенека ( 5 до Р.Х. – 65 н.э.)- гл. соч. – «Нравственные письма к Луцилию». Основная характеристика учения:

1. Наука не дает добродетели

2. Первопричина мира- Добродетельный Разум

3. Этика повиновения судьбе

Марк Аврелий (121 – 180) – римский император, автор философских размышлений «Наедине с собой».

Основная характеристика учения:

1. Миром правит Деятельный Разум

2. Скептицизм

3. Этика: главное - душевное равновесие

4. Счастье - в согласии с природой и разумом

5. Свободы можно достичь действуя разумно

Эпиктет (ок. 50. – ок. 140) - «Беседы»

14. Учение Филона Александрийского о Логосе и особенности эллинистической культуры.

Город Александрия основан Александром Македонским в Египте – столице империи Птолемеев (династический центр эллинистической культуры и философии, где два квартала из пяти считались еврейскими). Космополитическое иудейское “ рассеяние ” усваивало греческий язык и греческую философию (образованность).

Здесь в Александрии происходит первая встреча греческой философии, с ее универсальным принципом разума и слова, с монотеистической религией. Таким образом, Александрия становится центром новой еврейской эллинистической культуры.

В начале III века до Р.Х. – перевод Библии на греческий язык по указу Птолемеев, получивший название “ Септуагинта ”. Впоследствии в среде раввинов талмудистов этот «перевод 70-ти толковников» стал считаться роковым бедствием и грехом в истории Израиля, как создание золотого тельца. “Тьма покрывала всю землю в течении трех дней, после того, как он был окончен”. (в талмуде тред – цех.)

Хотя закон Моисея является средоточием национальной религиозной жизни Израиля в “рассеянии”, Св. Писание уже здесь читается и понимается по гречески.

По мере преобретения греческого образования еврейская религия осознается, как самая разумная историческая религия. Закон Моисея понимается как Мудрость, как Божественное Слово и Разум, сообразно которому устроен мир и устроена жизнь человека.

Единый, предвечный, всемогущий и всеведующий Бог, осуществляющий на земле свою вечную правду, открывший ее через пророков. Такое учение произвело на некоторых эллинов сильное впечатление, но не смогло их заставить принять обрезание.

Так же космополитическая культура Древней Греции и Рима не могла и с враждебно относилась к гордыму, упорныму и варварскиму национализму евреев, к их презрению к другим богам и народам – их человеконенавистничеству.

Еврейская пропаганда и политика решала две задачи:

1. рациональное объяснение закона нравственности.

2. разработка рационального учения о Боге и посредствующих силах.

Эти две задачи совпадали с греческим умозрением, которое различало Бога и природу, пыталось найти посредство между ними.

Уже в ветхозаветной книге Премудрости мы видим проповедь веры Израиля, обращенную к эллинам. Здесь Премудрость – посредница откровения космического начала, принцип универсального разума, как и логос у греков. Таким образом, заключая в себе начала исторической философии, закон Моисея должен быть истолкован в общерациональном смысле – развивая аллегорическое объяснение Св. Пис. – то, что непонятно, есть символ, образ, аллегория.

Филон Александрийский (20 г до н.э. – 54 г н.э.)

Филон – типичный александрийский еврей - эллинист, эклектик. Философия для Филона уже дана – это «божественная философия Моисея и всех греческих философов».

Моисей изложил историческую философию в виде символов, греки – в форме отдельного учения. Моисей в чистоте – исключительно Божественное Откровение, а учение греков – это частные попытки человеческого разума проникнуть в Божественное Откровение (несовершенные).

Правильный метод философии – читать между строк и толковать святые книги.

Филон – апологет иудаизма перед эллинами, миссионер, а философия играет у него служебную роль. Эллинистическая философия Филона соединяет:

- учение стоиков

- язык платоновской философии и т.д.

Филон - выдающий экзегет (греч. экзегесис – толкование), толкователь Св. Писания..

Но, без предварительной подготовки ума, экзегеза невозможна, поэтому существуют два условия толкования:

- Божественная благодать.

- изучение философии и свободных наук.

По Филону мудрость Библии и творения философов имеют один источник – Божественный Разум. Но греки и иудеи идут к нему разными путями.

Филон – первый среди еврейских экзегетов помещает Бога за пределы мира, как чистую трансценденцию.

Из факта несовершенства человеческого языка Филон делает вывод, что постигать Бога следует путем отрицания, т.е. указывает на то, чем Бог не может быть. Когда все возможности разума языка исчерпаны, возникает выход через экстаз – лишаясь обычного разума, человек обретает сверхразумную интуицию (мистическую), соединяющую его с Богом (непосредственно).

Но путь мистического Богопознания через толкования Откровения – это первый путь, второй – опосредованный или косвенный.

Филон отождествляет Логос греческих философов (порядок мироздания) с божественной Премудростью, со Словом, с помощью которого Бог творит мир. Логос у Филона – и разумный порядок мира и одновременно посредник между Богом и миром.

Бог выше Логоса и может нарушать мировой порядок (чудо).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.