Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития систем качества






Интерес к менеджменту качества возник со становлением массового промышленного производства. С конца 19 века и до сегодняшнего времени менеджмент качества прошел несколько этапов, которые связаны с развитием определенных технологий производства. Эти этапы не имеют четко выделенных границ, т.к. развитие и становление тех или иных методов управления и технологий производства не начинается и не заканчивается в один момент.

На первом этапе менеджмент качества уделял наибольшее внимание контролю параметров и характеристик изделий, 19, начало 20 века. Характеризуется пристальным вниманием к продукту и выявлению проблем в продукте - на заводах появляются службы контроля качества, которые занимаются проверкой каждого изделия. Контроль, как правило, осуществляется в конце производственного цикла и требует привлечения специально подготовленных инспекторов.

В частности, «система Тейлора» (1905 г), устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде допусков или проходные и непроходные калибры.

Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры).

Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.

Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в ТУ, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

Система Тейлора – механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), но производство — это процессы, для дальнейшего улучшения качества управлять надо процессами.

Второй этап относится примерно к периоду 20-х, 50-х годов 20 века. Этот этап называют «этапом контроля процессов» или «управления процессами». Менеджмент качества переносит акцент с продукта на производственные процессы. Такой переход стал возможен за счет разработки статистических методов контроля процессов и контрольных карт. В результате удалось значительно снизить затраты на контроль и повысить качество изделий.

В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз была создана группа под руководством д-ра Р.Л.Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х. Доджем и Х. Ромигом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые позже получили широкое распространение в Японии и оказали существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.

Системы качества усложнились, в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость и какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.

Стали более сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.

Третий этап своего развития менеджмент качества прошел в период с 50-х до начала 80-х годов. В значительной степени переход связан с усилиями, которые предпринимались японскими компаниями для повышения конкуренции своей продукции. Этот этап можно назвать «этапом повышения качества» или «гарантии качества». Основное внимание менеджмент качества - на улучшении подсистем предприятия в комплексе – производственные процессы, процессы управления, процессы обеспечения, управления персоналом, закупок, продаж, сбыта продукции

В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. (американский ученый А. Фейгенбаум). Но системы TQC развивались в Японии с применением статистических методов и вовлечением персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический).

Появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия,

Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.

Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Большее внимание уделяется учебе – в Японии и Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца.

Лидером в концепции использования TQC стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в Европе. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев.

Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Четвертый этап начал формироваться примерно в конце 60-х, начале 70-х годов. Он связан с акцентированием внимания на наиболее важных для потребителя характеристиках изделия. В этот период значительно возрастает конкуренция между производителями. Менеджмент качества наибольшее внимание стал уделять планированию качества, поэтому этот этап можно назвать «этапом планирования качества».

TQC – управление качеством с целью выполнения установленных требований, TQM – управление целями и самими требованиями. В TQM включается обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции. На рис. 1 – составляющие TQM: TQC – Всеобщее управление качеством; QA – Обеспечение качества; QPolicy – Политика качества; QPIanning – Планирование качества; QI – Улучшение качества.


 

TQM – Total Qualiti Menegment


Система ТQМ ориентирована на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат и поставки точно в срок. Философия ТQМ – улучшению нет предела. Целевая установка менеджмента качества –0 дефектов, 0 непроизводительных затрат, поставка точно в срок. Эта философия имеет специальный термин – " постоянное улучшение качества" (quality improvement).

В системе ТQМ одной из ключевых особенностей является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем – возрастает роль человека и обучения персонала.

Обучение сопровождает работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения (активные) – деловые игры, компьютерные методы

Обучение превращается и в часть мотивации – хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере.

Joseph Juran (Йозеф Джуран) – известен разработкой «триады качества» - цикл работ по планированию качества, контролю качества и улучшению качества. Джуран является разработчиком концепции CWQM (Company - Wide Quality Management) – корпоративный менеджмент качества.

W. Edwards Deming (Эдвардс Деминг) –разработчик концепции " Всеобщего менеджмента качества" (Total Quality Management). Внес вклад в разработку статистических методов управления процессами. Известен разработкой системного подхода к улучшению качества, который представил в простой и понятной форме - в виде цикла улучшений PDCA (цикл Шухарта – Деминга).

Armand Feigenbum (Арманд Фейгенбаум) – разработал принципы всеобщего контроля качества. Являлся основателем и председателем международной академии качества.

Kaoru Ishikawa (Каори Исикава) – разработчик многих инструментов качества. Наиболее известный - причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы. Разработал основные принципы системы корпоративного контроля качества и предложил использовать для описания этапов существования продукта «круг качества».

Genichi Taguchi (Геничи Тагути) – занимался разработкой применением статистических методов в промышленном производстве («методы Тагути»). Эти методы - основа концепции 6-сигма.

Shigeo Shingo (Сигео Синго) – один из разработчиков известной японской системы планирования и производства Just-in-Time (точно в срок). Также известен созданием метода SMED (single minute exchange of die – быстрая переналадка) и системы Poka-Yoke (mistake proofing – защищенность от ошибок), которые сейчас являются частью системы бережливого производства.

Philip Crosby (Филипп Кросби) – разработчик программы качества «ноль дефектов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.