Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая охрана Конституции РФ. Роль Конституционного суда в охране Конституции РФ.






ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции: 1) охрана Конституции Президентом РФ. Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него; 2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной); 3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ; 4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.

Кроме того, П.о.К. осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.

Одной из форм охраны конституции является конституционный контроль. Он заключается в оценке соответствия различных нормативных правовых актов государства его основному закону – конституции. Принимая решение о признании акта противоречащим конституции, орган конституционного контроля одновременно объявляет об утрате актом юридической силы, прекращении его действия. Конституционный надзор заключается в том, что саму отмену осуществляет сам орган, издавший акт. Эту функцию в Российской Федерации выполняет Конституционный Суд как специализированный орган конституционного контроля.

(ДОПОЛНИТЬ)

13. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция. Поводы и основания к рассмотрению дел в Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд относится к органам государственной власти страны, являясь органом судебной власти, осуществляя ее путем конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 КРФ). Ст. 125 специально посвящена Конституционному Суду. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда установлены в федеральном конституционном законе от 21.07.94 «О Конституционном Суде РФ». Также отдельным аспектам деятельности КС посвящены законы «О судебной системе РФ» и «О статусе судей».

Многие аспекты деятельности КС отражены в Регламенте КС.

Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС работает исключительно по обращениям.

Основные цели КС – защита основ конституционного строя, основных ПСЧГ, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, он принимает решения на основе КРФ, а КРФ не может быть предметом его оценки. Он не является высшей инстанцией для других судов. В этот суд нельзя жаловаться на конкретные судебные решения. Можно обращаться, если закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, противоречит КРФ.

КС состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Кворум – ¾ судей в составе. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации, при этом кандидат должен иметь высшее юридическое образование, безупречную репутацию, стаж работы по профессии не менее 15 лет, возраст не менее 40 лет и российское гражданство. Судья не вправе заниматься иной деятельностью кроме преподавательской, научной и творческой, не может представительствовать, кроме законного представительства, не может заниматься политической деятельностью.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Существуют пленарные заседания, в которых участвуют все судьи. Только в пленарных заседаниях дается толкование Конституции, законодательная инициатива, соответствие конституции основных законов субъектов, проверка обвинения против Президента.

Избираются также председатель суда (сроком на шесть лет тайным голосованием) и заместители председателя

Полномочия Суда не ограничены. Решения Суда обязательны для всех лиц и органов на всей территории РФ. КС рассматривает:

дела о соответствии Конституции определенных видов юридических актов – федеральных актов, основных законов и прочих законов, относящихся к совместному ведению РФ и субъекта, договоры между органами госвласти, не вступившие в силу международные договоры.

споры о компетенции между федеральными органами госвласти, между ОГВ федерации и субъектов, между высшими ОГВ субъектов

споры о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле – по запросу суда, жалобе лиц.

толкование КРФ – об определенном содержании нормы. о вариантах применения, о самостоятельности правила.

заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ

решение о соответствии КРФ инициативы проведения референдума РФ

законодательную инициативу КС РФ

послание Федеральному собранию РФ

14. Решения Конституционного Суда РФ: понятие и виды. Правовые позиции КС РФ.

Понятием «решение» охватываются все акты КС РФ. Закон называет следующие виды решений:

Постановления – итоговые решения Конституционного суда по вопросам конституционности актов, спорам о компетенции, жалобам лиц, запросам судов, толкованиям конституции

Заключения – по запросу о соблюдении установленного порядка выдвижения государственного обвинения против Президента

Определения – все иные решения КС РФ

также принимаются решения.

Любое решение Конституционного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним. Решение принимается при наличии кворума (2/3), если за него проголосовало большинство от судей, для принятия решения о толковании требуется квалифицированное большинство (2/3). Судья не вправе воздержаться от голосования или уклониться от голосования. Итоговое решение подписывается всеми судьями. Судья, не согласный с решением, может изложить свое особое мнение, которое публикуется вместе с решением. Решение провозглашается в полном объеме немедленно после принятия, направляется в двухдневный срок высшим органам власти, омбудсмену, генпрокурору, в Минюст, сторонам. Решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно. Акты. признанные неконституционными, утрачивают силу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.