Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа № 5 Интеллектуальная собственность в Интернет

Теоретический материал [1]

На протяжении последних двух столетий интеллектуальная собственность стала одним из важнейших факторов общественного производства. За рубежом индустрия авторских прав приносит до 7% ВНП, примерно таков же вклад в экономику развитых стран со стороны, так называемой промышленной собственности (патентов, товарных знаков).

С развитием Интернета, электронной коммерции, международного сотрудничества и товарообмена в условиях новых технологических реалий во все большем числе стран интеллектуальная собственность «формирует» около 1/6 части их бюджетов, и эта доля продолжает стремительно нарастать.

В последнее время все отчетливее проявляется необходимость в создании правового режима для включения в оборот независимо от их специфики почти всех видов интеллектуальных достижений или, по крайней мере, максимально возможного их числа.

В чем смысл экономической стороны авторского права? Кому и зачем оно нужно:

1. Платят не за создание произведения, а за возможность его последующего использования.

2. Современное авторское право защищает интересы не только непосредственно самих авторов, но и лиц, вложивших средства в появление произведения и его доведение до публики. В основной своей массе имущественные авторские права являются правами не столько самих творческих личностей, сколько правами " абстрактных" правообладателей, получающих их по договорам с авторами или по иным установленным законодательством основаниям.

3. Следовательно, авторское право призвано обеспечивать не только появление, но и " круговорот идей в природе".

Современное авторское право представляет собой довольно объемную совокупность выработанных на протяжении столетий компромиссных положений.

В новых, высокотехнологичных сферах (при использовании охраняемых авторским правом объектов в цифровых интерактивных сетях, при создании продуктов мультимедиа) создается впечатление, что у пользователей просто нет никакой законной и не слишком убыточной возможности для использования более-менее широкого репертуара.

Организации по коллективному управлению правами (иногда называемые " авторско-правовыми обществами") способны предложить всем заинтересованным лицам законные способы решения возникающих проблем.

При некотором допустимом упрощении можно выделить три этапа при любом (" почти при любом") использовании любого охраняемого авторским право объекта в цифровой интерактивной сети. Каждому из этих этапов соответствует вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем.

Прежде всего, для любого использования в " цифровой среде" произведение или объект смежных прав должны быть в нее " погружены", то есть записаны на сервере, сайте, в недрах компьютера и т.д. Как уже указывалось ранее такая " запись в память ЭВМ" рассматривается в качестве воспроизведения, а значит связана с использованием принадлежащего правообладателю права на воспроизведение произведения, исполнения, фонограммы, телерадиопередачи.

На следующем этапе публике должна быть предоставлена возможность получить доступ к " внедренному" в один из узелков сети охраняемому авторским правом объекту. При этом не важно, за деньги или бесплатно такой доступ будет осуществляться, насколько сложным будет пароль, сколько лиц реально захотят ознакомиться с открытым для доступа объектом. О правовой природе права, используемого на данном этапе, лучше поговорить чуть позднее (пока можно лишь упомянуть, что оно, несомненно, относится к разряду " сообщений для всеобщего сведения", наряду с правом на передачу в эфир и правом на сообщение по кабелю, но полной аналогии здесь быть не может).

Последний, третий этап - " скачивание" (" загрузка") охраняемого авторским правом объекта и его воспроизведение на компьютере " конечного потребителя". Если речь идет о компьютере гражданина, то мы имеем дело с так называемым " воспроизведением в личных целях".

Итак, трем этапам использования охраняемых объектов в цифровой сети (запись на сервере - распространение - появление на экране монитора потребителя) соответствуют два используемых авторско-правовых правомочия (воспроизведение - сообщение для всеобщего сведения - воспроизведение).

Согласно общему правилу на каждом из этих трех этапов требуется осуществлять использование с разрешения правообладателя или организации по коллективному управлению имущественными авторскими или смежными правами, а также выплачивать правообладателю вознаграждение.

Некоторые авторы-создатели электронных ресурсов часто разрешают свободно использовать свои работы, поскольку это способствует их известности и упрочению их репутации. Упростить доступ к своим работам авторы могут с помощью так называемых «лицензий на свободное использование». Такие лицензии уже существуют для различных сфер деятельности, например, Open Audio License и Free Music Public License – для музыкальных произведений, Design Science License – для научных работ, GNU Free Documentation License – для справочных материалов и др.

Но использование стандартных лицензий тоже может быть связано с определенными проблемами: не каждого автора устраивают их требования.

Некоммерческая организация Creative Commons (https://creativecommons.org), созданная в США юристами, специализирующимися в области авторских прав, поставила задачу помочь как людям, желающим поделиться правами на копирование, распространение или модификацию своих работ, так и тем, кто хотел бы легально использовать чужие работы в своём творческом процессе, не беспокоясь о выплатах в пользу авторов или издателей.

Главным инструментом Creative Commons является автоматизированный генератор лицензий. Выполненный в виде обычного веб-приложения, генератор поможет авторам подобрать нужную из уже существующих свободных лицензий или синтезировать собственную лицензию, включив в неё только те положения, которые согласуются с личным представлением автора о дальнейшей судьбе его работы (так, к примеру, можно разрешить лишь некоммерческое использование, бесплатное некоммерческое распространение и модификацию и т. п.). Подобная генерируемая лицензия носит название Creative Commons Customs License.

Каждая лицензия Creative Commons может быть представлена в трех видах:

· в виде страницы с пиктограммами и короткими пояснительными надписями (Commons Deed);

· в виде полного текста (Legal Code);

· в виде цифровых метаданных (Digital Code).

Обычно защищаемый ресурс содержит ссылку на Commons Deed, позволяющий любому пользователю быстро ознакомиться с основными условиями использования материала, а затем перейти к полному тексту лицензии. Цифровые метаданные Creative Commons обычно представляются в виде описания, которое может быть внедрено непосредственно в защищаемый лицензией объект, что позволяет легко найти фотографии, доступные для свободного изменения и перепечатки, рассказы, которые можно открыто копировать и распространять и т. д. Причем все это – с согласия автора, выраженного в машинных кодах и обычном тексте. На веб-сайте Creative Commons можно осуществлять поиск бесплатных ресурсов, проиндексированных с помощью этой системы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическая часть. Лабораторная работа №1 Регистрация почтового ящика | Теоретический материал




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.