Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональный стандарт педагогической деятельности.






 

Первые разработки стандарта профессиональной педагогической деятельности были проведены около десяти лет назад одновременно в нашем Герценовском университете и в Московском государственном педагогическом университете:

- Проект профессионального стандарта педагогической деятельности (авторы Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, В.Д. Шадриков) разработан в рамках реализации ФЦПРО на 2006-2010 гг.

- Проект квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования (авторы – коллектив ученых РГПУ им. А.И. Герцена) разработан в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)” с позиций компетентностного подхода.

Следует отметить, что сформулированные тогда идеи проросли в современных проектах стандарта. Это идея рамочного характера стандарта, который может быть уточнен и дополнен как в регионе, так и в отдельном образовательном учреждении. Это идея необходимости использования комплекса методов оценки компетенций педагога в процессе его аттестации. Это идея ориентации стандарта на повышение качества образования.

На сегодня разработаны проекты стандартов для:

- педагога общего образования, с конкретизацией требований к учителю русского языка, учителю математики и учителю информатики (проект группы Ямбурга);

- преподавателя в профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании, преподавателя дополнительного образования детей и взрослых, учителя и классного руководителя (группа Асмолова).

Как видим, стандарт для воспитателя детского сада пока не разработан. Как не разработаны и стандарты для других должностей в образовании, например, новая должность тьютора. Не говоря уже о должности администраторов в общем и дополнительном образовании. Проекты требуют обсуждения и именно для этого они размещены в свободном доступе в интернете.

Полные тексты стандартов отправлены ранее для подготовки к семинару.

 

Нормативный путь к современным проектам был такой:

Ø Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (выдержки):

а) обеспечить: увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1, 4-1, 5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе…

в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

….

Ø 2012 год – Министерство труда и социальной защиты разработало программу, направленную на повышение зарплаты бюджетников путем введения эффективного контракта (основание: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597):

- Первый этап - 2012-2013 гг. - намечено сформировать нормативную правовую базу, начать заключение новых трудовых договоров с работниками, ввести прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

- Второй этап - 2014-2015 гг. - планируется разработать профессиональные стандарты и установить базовые оклады по профессиональным квалификационным группам.

- Третий этап - 2016-2018 гг. - предполагает завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта.

- К 2018 году соотношение средней зарплаты бюджетников и средней зарплаты в субъектах РФ должно достигнуть целевых значений, установленных в указах Президента РФ.

Ø Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Ø Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 N 2620-р “Об утверждении плана мероприятий (" дорожной карты") " Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" ” (выдержки):

Введение эффективного контракта в дошкольном и общем образовании включает в себя:

- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками;

- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций;

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

Ø 2012 г. – разработан проект профессионального стандарта педагогической деятельностив общем образовании (разработчик - ФИРО, руководитель Асмолов А.Г.).

Ø 2012 г. – разработан проект профессионального стандарта педагога(разработчик - рабочая группа Общественного совета, руководитель Ямбург Е.А.).

Ø Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 12 апреля 2013 г. № 147н макет профессионального стандарта.

Ø 15 августа 2013 года – разработан проект профессионального стандарта преподавателя (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) (разработчик - ФИРО, руководитель Асмолов А.Г.).

 

Итак, стандарт должен регламентировать выполняемые трудовые функции, требования к образованию и обучению претендентов, требования к опыту практической работы.

 

Далее можно дать краткий обзор двух этих подходов, а лучше я думаю, обсудить на семинаре проекты Асмолова.

 

 

С. Соловейчик: «Учитель – не поэт, он не может прославиться в двадцать лет, такого случая в истории педагогики не было. Нужны годы и годы труда, раздумий, прежде чем сумеешь сказать в педагогике слово, нужное всем. Ведь педагог всегда говорит что-то самое простое, казалось бы, даже всем известное. Однако очень трудно к этому простому пробиться».

 


[1] Сластенин В.А. и др, Педагогика. Доступ: https://read.newlibrary.ru/read/slastenin_v_a_/page0/pedagogika.html

[2] Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. Доступ: https://www.pedlib.ru/Books/4/0180/4_0180-1.shtml

[3] Главы из учебника " Основы педагогического мастерства" под редакцией И. А. Зязюна. Доступ: https://www.studmed.ru/zyazyun-ia-red-osnovy-pedagogicheskogo-masterstva-tehnika-rechi-stili-obscheniya-uchi

[4] Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: личностные механизмы. М.: Педагогика, 1990.

[5] Крутецкий В.А. – все книги. Доступ: https://www.koob.ru/krutetsky/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.