Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное развитие, профессиональная компетентность педагога.






 

Многочисленные исследования разных моделей профессионального труда, так или иначе, базируются на положении Рубинштейна С.Л. о 2-х способах жизни и могут быть объединены в две группы:

- модель адаптивного поведения;

- модель профессионального развития.

Основная цель модели адаптивного поведения заключается в развитии умений человека " вписаться" в окружающую действительность. В модели профессионального развития основной акцент переносится на формирование умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития.

До недавнего времени, признавая и провозглашая приоритет человека, мы пытались идти по логике адаптационной модели. Но свою несостоятельность эта модель показала в 90-е годы прошлого века, когда политическая перестройка затронула в нашей стране экономические процессы, и многие производственные предприятия закрылись, то люди начали искать работу адекватно полученному образованию. Многие пошли работать в школу, полагая, что большие академические знания – залог успешности в профессиональной деятельности. Однако, на практике все оказалось не так просто. Возникает вопрос - все ли люди, имеющие высшее образование, могут работать в школе? Почему иногда успешные в университете студенты не могут добиться успеха в школьном классе?

Уместно вспомнить, что данные отечественных и зарубежных исследователей свидетельствуют о том, что академическая успешность не всегда коррелирует с практической успешностью, в том числе и успешностью профессиональной деятельности. В работах Теплова Б.М. было доказано, что практический интеллект человека не ниже теоретического академического интеллекта, а качественно иной. Он характеризуется способностью схватывать целостно ситуацию, вычленять в ней задачу, быстро анализировать воздействующие факторы, находить решения в условиях конкретной ситуации.



Применительно к педагогической деятельности это блестяще подтвердили Сухобская Г.С. и Кулюткин Ю.Н., которые определили педагогическое мышление как способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение видеть в конкретном явлении его общую педагогическую суть; доказали, что мышление учителя проявляется в разрешении нестандартных задач, в конструировании новых методов педагогического воздействия, в проектировании педагогических систем. В зависимости от сфер функционирования и типа решаемых задач различают теоретическое и практическое педагогическое мышление. Теоретическое педагогическое мышление направлено на открытие новых законов, принципов, правил обучения и воспитания. Практическое педагогическое мышление функционирует в процессе деятельности. Его основная задача - преобразование действительности.

Эти идеи независимо развивались и Вербицким А.А., доказавшим необходимость построения профессионального образования как контекстного, а не академического, ориентированного не на передачу готовых знаний, а на стремление научить находить эти знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации.

Результат профессиональной подготовки, осуществляемой в логике модели развития, может быть с достаточной полнотой описан с помощью понятия «профессиональная компетентность». Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. " Способность", в данном случае понимается не как " предрасположенность", а как " умение". " Способен" т.е. " умеет делать". Способности - индивидуально-психологические особенности-свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя " увидеть" непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность учителя проявляется при решении профессиональных задач. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность.

Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения.

Осмысление компетентности специалиста 21-го века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

В процессе получения профессионального образования должны быть развиты соответствующие профессиональные компетентности. Так, в стандарте подготовки студентов бакалавриата в области педагогической деятельности (третье поколение, по которому учатся сейчас наши студенты) указаны следующие:

1. способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

2. готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

3. способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

4. способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

5. готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

6. способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

7. готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

Современный выпускник должен быть готов к работе в современной школе. Именно поэтому и перечень компетенций довольно обширен.

Анализируя стратегические задачи обновления школы, можно выделить 5 основных групп задач, опыт решения которых характеризует компетентность современного учителя:

- видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;

- строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

- устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;

- создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы);

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Именно эти группы задач мы будем рассматривать в нашем курсе «Решение профессиональных задач».

 

Современное понимание педагогической профессии.

Итак, мы выяснили, что требования к учителю, педагогу постепенно усложняются. Обратим внимание, что многие сегодня считают, что учитель отвечает «за все» (см. результаты опроса выше). На школу возложено множество несвойственных ей функций – от обучения, до социальной защиты детей. Причем по данным многочисленных международных исследований, ни один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.

В современном нам мире постепенно складывается иное отношение к профессии учителя, педагога, как профессии массовой, от которой можно ожидать высокого качества предоставления услуг, как например, в современной медицинской клинике.

Кроме этого, изменяется представление о качестве предоставляемых услуг – о качестве образования, которое сегодня уже не рассматривается просто как совокупность освоенных знаний. Качество образования – это и качество результатов, и качество процесса их достижения, и качество среды, и цена этих достижений.

Еще одна область изменений в педагогической профессии связан с усилением значимости ее ансамблевого характера. Педагогические задачи настолько усложнились, что решить их можно только сообща, коллективом, но никак не в одиночку.

Общество сегодня хочет видеть учителя, который проявляет следующие способности:

- способность распознавать «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса,

- способность реагировать на различные потребности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику,

- способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат,

- понимать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых проходит обучение,

- способность к генерации новых идей, предвидеть новые нужды и потребности образования,

- способность быть ответственным за качество своей деятельности.

Однако, мнения у разных работодателей очень разные (здесь можно привести разные примеры с сайта https://spb.rabota.ru/vacancy).

Таким образом, все изменения, произошедшие в профессиональной педагогической деятельности привели к необходимости разработки профессионального стандарта.

Почему нужен профессиональный стандарт?

- Назрела необходимость в более четкой регламентации функций педагога.

- Существует потребность в объективизации оценки результатов профессиональной деятельности педагога.

- Имеется существенная (необоснованно) разница в требованиях к кандидатам на должности в сфере образования.

- Есть и другие причины…

Создание стандарта подчеркивает актуальность труда педагога общего и дополнительного образования, усиливает внимание общественности к внешней оценке профессиональной деятельности.

 

Подобная практика развивается во многих развитых странах:

- Экзаменационное тестирование – Япония

- Отчет о своей профессиональной компетентности, ценностях и навыках преподавания (до 10000 слов) – Австралия

- Письменное тестирование, интервью, тест практических умений – Южная Корея

- Возобновляемая лицензия сроком на 5 лет - США

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.