Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация нематериальных активов.




Общая классификация нематериальных активов.
Имеющиие материальные носители – это те активы, наличие которых в хозяйственном обороте обеспечивается посредством оборота их материальных носителей – дискет, дисков, бумажных бланков и проч. Следует иметь в виду, что стоимость нематериальных активов и стоимость их материальных носителей – это две совершенно самостоятельные величины. Приобретение нематериальных активов (НМА) необходимо предполагает уплату его цены или уплату цены средств, обеспечивающих создание НМА. Эти суммы и составляют расходы, капитализируемые как нематериальные активы. Величина данных расходов представляет собой стоимость нематериальных активов, отраженная в бухгалтерском учете. Соответственно стоимость носителей НМА составляют цены приобретения соответствующего материального имущества – дискет, бумаги и т.п. При этом цены НМА и их материальных носителей должны рассматриваться совершенно обособленно, так как носители, как самостоятельный вид имущества обладают оборотоспособностью, то есть они могут производиться, покупаться, продаваться и, не будучи носителем НМА. Не имеющие материальных носителей. Нематериальные активы могут не иметь материальных носителей в том случае, когда капитализация расходов по статье НМА не связана с приобретением предприятием конкретного материального объекта, конкретной вещи. Наиболее ярким примером такого нематериального актива является деловая репутация предприятия, под которой в целом понимается некий приобретенный нематериальный объект, не имеющий материального носителя, но выступающий как актив, то есть оказывающий влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта.
Классификация НМА по признаку варианта их приобретения:  
НМА, созданные на самом предприятии. НМА, полученные предприятием от сторонних лиц и организаций (по договору уступки прав на интеллектуальную собственность, в качестве вклада в уставный капитал и др.).
Классификация НМА в зависимости от предназначения и выполняемых функций.
1.Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, регулируемые патентным правом. Например, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, являющиеся объектами промышленной собственности. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Промышленные образцы характеризуют художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Объектами изобретения могут являться устройства, способы, вещества. Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.
2.Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, регулируемые авторским правом. Например, программы для ЭВМ, базы данных. Авторское право является результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства и способа выражения произведения, и существующее в какой-либо объективной форме (письменной, устной, видеозаписи и др.). Объектами авторского права не могут быть: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характе­ра), а также их официальные переводы. Кроме того, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, де­нежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер (ст. 8 Закона «Об ав­торском праве и смежных правах»).
3. Исключительные права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Например, товарные знаки, знаки обслуживания и др. Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения организаций, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обла­дающих едиными качественными или иными общими характери­стиками, является коллективным знаком. Использованием товарного знака считается применение его на товарах (для которых товарный знак зарегистрирован) и их упаков­ке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено. Использованием может быть признано также при­менение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на офици­альных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на вы­ставках и ярмарках упаковке (п. 1 ст. 22 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и на­именованиях мест происхождения товаров»). Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно (полностью или частично) согласно решению Высшей па­тентной палаты, принятому по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака (п. 3 ст. 21, п. 3 ст. 22 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
5. Деловая репутация организации. Онаопределяется в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущест­венного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому ба­лансу всех ее активов за минусом относящейся к предприятию кредиторской задолженности. Если окажется, что заплачено больше купленной стои­мости, то в учете фиксируют положительную деловую репутацию, если меньше – отрицательную.
Положительную деловую репутацию организации следует рас­сматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве от­дельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию организации следует рас­сматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга, и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня ква­лификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих перио­дов.
В соответствии с п. 2 ПБУ 14/00 к нематериальным активам не относятся:
а) не давшие положительного результата научно-исследователь­ские, опытно-конструкторские и технологические работы; б) не законченные и не оформленные в установленном законо­дательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструк­торские и технологические работы; в) материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных. Специальным правилом устанавливается, что «в состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них».
       

Таблица 2.22


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.