Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности управления малыми предприятиями в Японии






В развитых странах и странах, стремящихся перейти к рыночной экономике, растет интерес к японским формам и методам управления. Японский опыт притягателен тем, что быстрые результаты развития экономики позволили стране занять лидирующее положение в мире.

В развитии рыночной экономики Японии прослеживаются мини­мум три процесса:

- фундаментальные изменения в инфраструктуре рыночного хозяй­ства (системы и структуры собственности, государственное регу­лирование, динамика рынков труда, капитала, научно-технической информации);
- структурная перестройка экономики, опирающаяся, прежде всего на создание прочной технологической базы наукоемких произ­водств;
- интернационализация хозяйства, т.е. активизация участия Японии в международном разделении труда.

Осуществление этих процессов способствовало формированию об­лика Японии как одного из основных центров мирового хозяйства.

Японский опыт ведения современного рыночного хозяйства - клас­сический пример того, что при правильном выборе стратегии развития, учитывающей национальную специфику в сочетании с опытом и дос­тижениями мирового научно-технического прогресса, можно за корот­кий исторический период достичь эффективных результатов. Результа­ты выражаются не только в высоких общих экономических показате­лях, а прежде всего в решении глобальной социальной проблемы - ре­альном улучшении качества жизни.

Опыт управления формированием рыночных отношений в Японии должен всесторонне изучаться и использоваться в практике зарождаю­щегося рыночного хозяйства Казахстана.

Говоря об опыте Японии, следует особо акцентировать внимание на высокой эффективности использования человеческих ресурсов и прежде всего рабочей силы. Большой дефицит многих природных ре­сурсов восполняется высоким уровнем квалификации и культуры труда рабочей силы, активным и гибким использованием капитала и совре­менных методов организации производства, высоким уровнем развития науки и техники. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство - люди.

Японский менеджмент постоянно аккумулирует наиболее полезные концепции управления других стран, использует ее методы и технику, но таким образом, чтобы остаться японским, сохранив и усилив япон­ские ценности, уже ставшие в Японии традицией.

Положение японского менеджера отличается от положения менед­жера любой страны. И оно объясняется отношением к труду людей, с которыми он работает. Японскому менеджеру попросту не приходится сталкиваться с прогулами, отсутствием документации, текучестью кад­ров и другими негативными явлениями. Причина этого кроется в осо­бенностях исторического и национального развития Японии. Это по­зволяет японским менеджерам решать задачи в сфере управления, опи­раясь при этом на интеграцию всего персонала. Существующий на японских предприятиях морально-психологический климат оказывает влияние на достижение больших успехов.

В Японии в структуре управления прочно преобладает конкурентное начало над монополистическим. Конкурентный характер японского рыночного хозяйства проявляется, прежде всего, в том, что в стране нет ни одной стопроцентно монополизированной отрасли. В любой из ос­новных функционально-хозяйственных систем несколько крупных предприятий составляют ядро системы и принадлежат эти предприятия обычно разным финансово-монополистическим группам. Другой важ­ный фактор конкуренции - большое число мелких и средних предпри­ятий. Их доля и по числу занятых, и по объему выпускаемой продук­ции в Японии всегда были выше, чем в других экономически развитых странах. Традиционно вокруг той или иной крупной корпорации груп­пируются мелкие предприятия и для них борьба за участие в группе составляет одну из сторон конкуренции.
Создаются малые предприятия, относительно независимые от ос­новной фирмы. Эти предприятия являются своего рода лабораториями, в которых разрабатываются новые изделия и осваивается их производ­ство, а также внедряются новые технологии. Руководство фирмы ока­зывает этим предприятиям финансовую поддержку, но не вмешивается в их текущую деятельность. Каждая фирма сама формирует организа­ционную структуру с учетом своей специфики, внешних влияний и исторического опыта.

В связи с быстрым изменением условий производства, обновлением продукции, оборудования и технологий возникает необходимость в оперативном изменении организационных структур. Высшее руково­дство каждой японской фирмы ежегодно оценивает реальность ее ор­ганизационной структуры.

В развитии малых предприятий в Японии важную роль играют ос­новные принципы управления, которыми должны руководствоваться менеджеры. К ним относятся следующие: система пожизненного найма; система, должностного продвижения (ротация); философия фирмы обя­зательна для всех; ориентация на развитие организации; организация начинается с обоснования цели; человек не только средство для дости­жения цели, человек сам - цель управления; групповой подход; гибкая структура; упор на проведения обучения (деньга - в персонал); качест­во продукции превыше всего; ответственность групповая: заставляют трудиться условия, а не менеджер; новые молодые сотрудники - чистые листы бумаги; уважение к фирме (семье), главе (отцу);, группы психо­логически совместимые.

Небезынтересно знать о том, что существует совокупность методов управления на микроуровне (внутрифирменные). На этом уровне глав­ным методом выступает планирование реализации продукции и связан­ных с этим затрат с помощью сметы. Другими методами являются управление запасами, управление качеством, управление работами по уходу за оборудованием и помещениями, управление персонала, пер­спективное управление.

В Японии на долю малых предприятий приходится около 55% промышленной продукции, 60% оптовой и 80% розничной торговли. Свободная рыночная конкуренция заставляет малые предприятия по­стоянно приспосабливаться к меняющимся экономическим ситуациям. В таких условиях основная забота государственных органов Японии содействие в модернизации оборудования малых предприятий, улучше­ние технологии, рационализация управления, развитие спроса на про­дукцию. Кроме того, эти органы должны способствовать гарантирова­нию справедливых возможностей для развития деловой активности, гармонизации отношений между администрацией и рабочим персона­лом.

Отличительная черта всей системы государственной поддержки ма­лого бизнеса в Японии - временный характер мер по развитию приори­тетных направлений в бизнесе. Приоритеты устанавливаются на год и более, а впоследствии могут изменяться. Этот принцип позволяет скон­центрировать усилия, привлечь внимание частного сектора и общест­венности к " точкам роста" в экономике, быстрыми темпами добиваться результатов.

Местные /префектуральные/ органы один раз в месяц проводят для различных групп малых предприятий обмен информацией по вопросам технологии. Подобные мероприятия проводятся и на национальном уровне.

Малым предприятиям оказывается содействие и в получении госу­дарственных заказов. Их доля в правительственных заказах оставляет около 45%, а в заказах общественных организаций - 32%.

В Японии имеется интересная практика, заслуживающая внимания. С целью развития малого бизнеса осуществляется кредитование слу­жащего, который проработал определенное время на малом предпри­ятии и хочет начать свое дело в той же отрасли.

В Японии применяется целевое бюджетное финансирование малого бизнеса. В сметах министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий. Одним из источников финансирования малых предприятий являются поступ­ления по специальным бюджетным счетам в составе программы госу­дарственных инвестиций и займов. Для малых предприятий устанавли­вается льготное налогообложение. Устанавливается пониженная почти на 1/3 ставка налога. Примечательным фактом является то, что еже­годно издается " Белая книга по малым и средним предприятиям". Это доклад правительства об их деятельности, тенденциях в развитии, ме­рах, которые принимались и намечены на предстоящий период.

Вопросы для самопроверки:

 

1. Социальная ответственность бизнеса.

2.Управление развитием малого бизнеса

3Хозяйственный механизм малого предприятия и его преимущества

4.Активизация малого предпринимательства

5.Особенности управления малыми предприятиями

6.Зарубежный опыт создания и развития малых предприятий

7.Государственная поддержка малого предпринимательства

8.Аналитический обзор развития малого предпринимательства в РК на основе изучения статистической информации

 

Использованная литература:

1. Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997

2.Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005

3.Казахстанская модель социально-экономического развития: научные основы построения и реализации /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005

4.Бердалиев К. «Основы управления экономикой Казахстана». Алматы, Экономика, 1998 - 148с.

5.Мамыров Н.К. и др. Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора. Книга третья. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1Конституция РК. – Алматы: «Дауыр», 1995.

2.Гражданский кодекс Республики Казахстан. Комментарий. В двух книгах / Ответственные редакторы М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. – Алматы: «Жетi жаргы», 1998

3.Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года

4.Назарбаев Н. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана- Алматы, 1997

5.Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы.- М.: Наука, 1999

6.Статистический ежегодник Казахстана 2002, 2003, 2004гг.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.