Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Управление внешнеэкономической деятельностью государства.






ПЛАН

1.Принципы и направления внешнеэкономического управления в Казахстане.

2.Методы управления внешнеэкономическими связями.

3.Направления внешнеэкономической политики Казахстана.

4.Развитие внешнеэкономических связей Казахстана.

5.Структура экспорта и импорта РК. Проблемы вступления Казахстана в ВТО.

6.Зарубежный опыт управления внешнеэкономической деятельностью.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности компании, секторов и отраслей экономики представляет комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер государства и его органов, направленных на создание благоприятных условий хозяйствования на внешнем рынках, рост экспортного потенциала государства, компаний, отраслей национальной экономики.

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность участия и степень интеграции государств в мировое хозяйство различны, но нет такой страны, которая в той или иной мере не была бы связана нитями экономического взаимодействия с окружающим миром.

Внешнеэкономические операции страны с ее партнерами представляют собой мирохозяйственные связи, объединяющие на­циональные экономики в мировое хозяйство. На фоне происходящей глобализации складывается сложная взаимосвязь отношений: превосходство одних стран в одних сферах ми­рохозяйственных связей сочетается с партнерством, отставанием или следованием за лидерами в других. Многогранный комплекс международ­ных отношений страны находит отражение во внешнеэкономической деятельности компаний, отраслей экономики.

Государство посредством инструментов регулирования координирует действия участников внешнего рынка, складывающиеся на основе международного разделения и кооперирования труда в процессе оборота и сбыта пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, составляющей внешнеэкономический потенциал страны; способствует совершенствованию структуры внешнеэкономической деятельности (см. рисунок 3). Мировой опыт показывает, что в ряде стран (США, Канада, Австрия) структура внешнеэкономической деятельности определяется уровнем нормы прибыли в этих странах и за ее пределами. В Скандинавии, Германии, Южной Корее и других государствах система организации ВЭД в большей степени связана с прогнозированием и государственным планированием, а также жестким государственным регулированием со стороны уполномоченных органов и организаций.

Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Казахстане свидетельствует о том, что государство сохраняет за собой функции контроля над экспортно-импортной деятельностью. Внешняя торговля представляет основное звено во внешнеэкономической деятельности, активно участвует в формировании национального дохода и представляет собой сферу сопряжения интересов и требований, государственных стандартов разных стран и взаимного партнерства участвующих в операциях купли-продажи товаров и услуг, имеющих реальную конкурентоспособность на рынках.

Внешняя торговля составляет достаточно стабильную платежеспособную сферу. Превалирование в структуре экспорта сырьевой группы товаров (нерациональная структура) обусловлено тем, что это единственно возможный стабильный и не требующий наименьшего количества затрат и усилий со стороны источник поступления валютной выручки.

При растущем экспорте большое значение имеет постепенное сближение уровня внутренних цен и цен мировых рынков. Однако это обстоятельство зависит не столько от внешней торговли, сколько от производства, так как цены диктуются в первую очередь реальными издержками. Если же производство низкорентабельно, либо посредническая деятельность получила широкое распространение, а регулирование тарифов и цен естественных монополий не соизмеряется с реальной величиной возможной их доли в себестоимости продукции, то естественным является факт роста не конечной продукции, а рост экспорта нефтегазоресурсов и другого природного сырья.

Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.). Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина (тариф) на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Поскольку развитие свободной торговли затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.

Повышение уровня иностранных инвестиций представляет собой целевую составляющую внешнеэкономической деятельности и важнейшее звено общехозяйственного режима, регламентирующего поведение национальных и зарубежных инвесторов в процессе предотвращения оттока капитала и границу. Потому государственное регулирование призвано, в первую очередь, обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата и предпринимательской среды, содействовать повышению эффективности притока иностранного производительного капитала в национальную экономику.

Движение капиталов следует рассматривать как составляющую внешнеэкономической деятельности, анализ и управление которым в отрыве от нее порождает нежелательные, негативные последствия для развития хозяйственного комплекса в целом. Вопросы инвестиционного сотрудничества (экспорт/импорт капитала в денежной и товарной формах), с одной стороны, представляют собой специфическую сферу внешнеэкономических связей и обостренной международной конкуренции, а с другой — относится к динамике национального воспроизводственного процесса и повышения его конкурентоспособности в мировом масштабе. Средством осуществления глобализации процесса интернационализации хозяйственной жизни выступает движение инвестиционных ресурсов: прямых и портфельных инвестиций, в товарно-материальной, денежной и других формах. Производительный иностранный капитал в национальной экономике - это существенный фактор ее развития, особенно влияющий на структуру хозяйственного комплекса страны, инструмент вывода страны на мировые рынки с высокотехнологичной, инновационной продукцией, успешно противостоящей конкуренции зарубежных партнеров, производственному отставанию и превращению в сырьевой доминион при низком уровне переработки добываемого сырья и потере конкурентоспособности на мировом рынке.

Объективный процесс глобализации мировой торговли дает больше преимуществ развития потребителям сырья, нежели экспортерам сырья, которые со временем могут утратить свои преимущества, не развивая собственное сложное производство. Исторически повезло тем странам, которые вырвались из оков экспорта неживой природы как фактора своей жизнеспособности.

Рисунок 3 - Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

У независимого Казахстана прошло слишком мало времени, чтобы перевести страну в разряд высокотехнологических государств. Преимущества сырьевого экспорта носят временный характер и во многом должны быть реализованы в процессе эффективного использования данных преимуществ, например, при переходе к инновационной экономике и росте ее конкурентоспособности, вхождении Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Управление внешнеэкономической деятельностью

2.Принципы и направления внешнеэкономического управления в Казахстане

3.Методы управления внешнеэкономическими связями

4.Направления внешнеэкономической политики Казахстана

5.Развитие внешнеэкономических связей Казахстана

6.Структура экспорта и импорта РК

7.Проблемы вступления Казахстана в ВТО

8.Зарубежный опыт управления внешнеэкономической деятельностью

 

Использованная литература:

1.Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система - Алматы: Гылым, 2000

2.Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000

3.Закон Республики Казахстан «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан»/Сборник законодательных актов РК – Алматы-1999г






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.