Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 1. Беременная женщина (срок 9 недель) вызвала врача общей практики по поводу кровотечения и болей в животе






Беременная женщина (срок 9 недель) вызвала врача общей практики по поводу кровотечения и болей в животе. До этого на УЗИ было подтверждено, что беременность не эктопическая. Врач считает, что возможен выкидыш и рекомендует пациентке лечь в больницу на обследование: возможно, придется прибегнуть к выскабливанию матки. Женщина отказывается.

1. Какая информация нужна им обоим для того, чтобы установить, необходимо ли направление в больницу по медицинским показаниям?

2. Какое построение исследования будет оптимальным для определения риска выкидыша у беременной с такими симптомами?

 

Задача 2

Врач-педиатр в детской поликлинике обследует детей в возрасте 6 недель, 8, 18 месяцев и 3 лет на соответствие их развития возрасту.

Во время обследования врач выслушивает сердце, пальпирует живот, проверяет наличие яичек в мошонке. Медицинская сестра показывает ребенку погремушки, подсчитывает, сколько «кирпичей» ребенок может использовать для строительства башни.

1.Определите, какая информация нужна Вам для того, чтобы решить, является ли эта услуга рациональным использованием ресурсов здравоохранения.

2. Какой способ построения исследования необходим для обоснования рациональности использования ресурсов?

 

Задача 3

На приеме у врача-хирурга пациентка в возрасте 65 лет пожаловалась на боли в тазобедренном суставе. После проведения обследования врач определил начальные проявления остеопороза и назначил лечение. Прочитав в аннотации к лекарственному препарату о возможном риске развития рака пищевода, пациентка сказала врачу, что у нее был химический ожог пищевода в анамнезе и отказывается принимать препарат.

1. Определите, какая информация нужна врачу и пациентке для решения обоснованности отказа от данного препарата.

2. Исследование какого типа даст наиболее убедительную информацию о возможном риске побочных эффектов?

 

Задача 4

Врач и медицинская сестра общей практики в рамках профилактической программы ведут занятия в «Школе здоровья», направленные на формирование здорового образа жизни подростков.

1. Данные каких видов исследования им необходимо использовать, чтобы вред курения считать доказанным?

2. Какая информация им для этого нужна и каким образом ее можно получить?

 

Задача 5

В одной из статей, опубликованных в журнале, врач прочитал об эффективности нового лекарственного препарата. На основании обзора литературных данных статьи автор утверждает, что эффективность препарата не вызывает сомнений.

1. Какая информация должна быть представлена в обзоре, чтобы утверждение автора было обосновано?

2. Чем отличается традиционный обзор от систематического?

Список литературы

Основная:

1. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. - М., 2001. - 392 с.

2. Власов В.В. Эпидемиология. М.: ГЭОТАР-МЕД. – 2004. – 462 с.

Дополнительная:

1. Вульф Х.Р. История развития клинического мышления. Международный журнал медицинской практики. - 2005. - № 1. - С.12-20.

2. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины. М: ГЭОТАР-МЕД. – 2004. – 240 с.

3. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Под ред. Г. Гайятта, Д. Ренни. - М.: Медиа Сфера. – 2003. – 382 с.

4. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. - М.: Медиа Сфера, 1998. – 345 с.


Заключение

На этапе додипломного образования выпускника медицинского вуза формируется его клиническое и организационное мышление, поэтому багаж умений и знаний, приобретенных врачом в течение всех лет обучения, является базой подготовки его по будущим специальностям в интернатуре, ординатуре, аспирантуре.

Преподавание методов статистического анализа является основой аналитического мышления врача с целью выработки подходов к профессиональной деятельности с точки зрения доказательной медицины, а преподавание их при изучении общественного здоровья и здравоохранения позволяют это мышление формировать с целью анализа деятельности врача и среднего медицинского работника и учреждений здравоохранения как на индивидуальном, так и групповом и популяционном уровнях.


Список литературы, использованной при составлении пособия

1. Архипова Г.П., Лаврова И.Г. и Трошина И.М. Некоторые современные методы статистического анализа в медицине. Учебное пособие. – М.: 1 МОЛМИ им. И.М. Сеченова. – 1971. – 76 с.

2. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. - М., 2001. - 392 с.

3. Власов В.В. Эпидемиология. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». – 2004. – 462 с.

4.Гланц С.Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М.: Практика, 1998. – 459 с.

5. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины. М: Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». – 2004. – 240 с.

6. Гундаров И.А.. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России., - М., 2001, 352 с.

7. Кучеренко. В.З., Агарков Н.М. и др. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Учебное пособие. – М., 2000 - 432 с.

8.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 520 с.

9.Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть I. Общественное здоровье – М: Медицина, 2003. – 368 с.

10. Обучение медицинской статистике. Под ред. С.К.Лавнга и Чжо-Ек-Тые, ВОЗ, Женева, 1989. – 215 с..

11. Общественное здоровье и здравоохранение Учебник для студентов /Под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – М.: Мед пресс-информ, 2002. – 528 с.

12. Основы статистического анализа в медицине: Учебное пособие / В.И.Чернов, И.Э. Есауленко, С.Н.Семенов, Н.П.Сереженко. – Воронеж, 2003. – 113 с.

13. Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине / Пер. с англ. В.П.Леонова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 144 с.

14. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Под ред. Г. Гайятта, Д. Ренни. - М.: Медиа Сфера – 2003. – 382 с.

15. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения (в 2-х томах) / Под ред. Ю.П. Лисицына. – М., Медицина, 1987.

16. Санитарная статистика. Часть 1. Методика статистического исследования. Учебное пособие / под ред. Проф. И.С. Случанко. – М.: ЦОЛИУВ, 1981. - 116 с.

17. Социальная гигиена и организация здравоохранения (учебник). Под редакцией А.Ф. Серенко и В.В. Ермакова. - М.: «Медицина», 1984.

18. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2-х томах). В.А. Миняев, Н.И. Вишняков и др. - СПб., 1998 г.,

19. Социальная медицина и организация здравоохранения (Учебное руководство) под редакцией академика РАМН Ю.П. Лисицына – Казань, 1998. – 698 с.

20. Становление и развитие социальной медицины, организации и экономики здравоохранения в России / Под ред. В.З.Кучеренко, В.В. Гришина и др. – М.: Федеральный фонд ОМС, 1997. – 160 с.

21. Учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова (ранее кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения) за период 1982-2006 гг.

22. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. - М.: Медиа Сфера, 1998. – 345 с.

23. Хальфин Р.А., Какорина Е.П., Михайлова Л.А. Статистический учет и отчетность учреждения здравоохранения. / Под общ. ред. Д-ра мед. наук, академика РАМН В.И.Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2005. – 368 с.

24. Grey J.A.M. Evidence-based Health Care. – New York: Churchill Livingstone, 1997. – 342 p.

25. Jalais D.C., Lyles C, Crepaz N, the TREND Group. Improving the Reporting Quality of Nonrandomized Evaluations of Behavioral and Public Health Interventions: the TREND Statement. American Journal of Public Health – 2004. – Vol. 94 – N 3. – 361-366.

26. Sackett D.L., Richardson W.S., Rosenberg W., Haynes R.B. Evidence-based medicine: how to practice and teach EBM. – New York: Churchill Livingstone, 1997. - 250 p.

27. Wulff H.R., Gotzsche P. C. Rational diagnosis and treatment. Blackwell Science – 2000. – 221 p.


* Живорожденным считается родившийся ребенок, у которого после рождения определяется хотя бы один из признаков: самостоятельное дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, произвольные сокращения мышц.

Жизнеспособным (по определению ВОЗ) считается ребенок, родившийся со сроком 20-22 недели беременности и позже с массой тела от 500 г и выше, у которого после рождения определяется хотя бы один из признаков живорожденности.

В отделах ЗАГС регистрации подлежат все новорожденные, родившиеся с массой тела от 500 г до 900 г в тех случаях, если они прожили 168 часов и более.

** По определению ВОЗ детородным считается возраст 15-45 лет.

 

 

* Более подробно перинатальная смертность, ее причины и частные показатели рассматриваются в теме «Охрана материнства и детства».

[1] Инструктивное письмо зам.министра здравоохранения РСФСР № 1-2003 от 19.06.86 г. «Перечень основных медико-демографических показателей состояния здоровья населения» (М., 1986 г.).

[2] Статистика населения с основами демографии. М., Финансы и статистика, 1990 г.

* Источник: данные прогноза ООН.

* Дополнительную информацию об организации и особенностях тех или иных типов эпидемиологических исследований можно найти в специальной литературе, представленной в приложении.

* Инфекционная заболеваемость более полно изучается на кафедре эпидемиологии.

* Все вопросы имеют рекомендацию «нужное подчеркнуть».

* Плоскостные диаграммы представляют цифровые данные в виде геьметрических фигур в двух измерениях.

* При расчете показателя соотношения можно не учитывать множитель, например, соотношение родов и абортов

* Величину «у» следует рассчитывать не менее чем для трех известных значений «х».

[3] Положение о необходимости сравнительного наблюдения и оценки достоверности различий также не ново, но долго не находило практического применения. Еще в первой половине XIX века на необходимость контрольной группы и использования закона больших чисел обратили внимание французские ученые П. Луи и Ж. Гавар. В 1887 г. С.П. Боткин писал, что «… для того, чтобы судить о действительности какого-нибудь средства, нужно иметь два ряда совершенно одинаковых случаев, причем в одном оно дается, а в другом нет. Только при такой постановке дела можно будет заметить эффект лечения…».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.