Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры






Образование. Основные направления школьной политики:

· Унификация школы (сведение к общероссийскому образцу).

· Придание школе светского характера.

· Русификация школы.

В 1803 г. был открыт Виленский университет. Это один из крупнейших научных центров Российской империи. Попечителем университета был Адам Чарторыский. В университете складывается мощный пласт местных белорусско-литовских профессоров (по свидетельству Адама Киркора из 47 профессоров – 36 было местных). В период Чарторыского сквозь пальцы смотрят на указание внедрять русский язык.

2 мая 1832 г. Виленский университет закрыт.

Помимо Виленского университета в Беларуси существовало и среднее учебное звено: гимназии, прогимназии. Им подчинялись уездные училища, а им в свою очередь – приходские училища.

В первой половине XIX в. сохранялось церковное образование. С 1812 по 1820 г. существовала Полоцкая иезуитская академия.

В 1828 г. был утвержден новый школьный статут, который ликвидировал прежнее школьное подчинение. Различные типы школ приобретают свою социальную направленность. Для крестьянства существовали одноклассные приходские училища. Для более высших слоев – трехлетние уездные училища. Гимназии – для дворянского сословия. Для подготовки учителей народных школ открывались учительские семинарии (1834 г. открыта Витебская семинария).

В 1848 г. на базе земледельческой школы был создан Гори-Горицкий земледельческий институт.

Литература. Начало XIX в. для всей Европы характеризуется распространением романтизма. Это время дает целую плеяду деятелей на ниве белорусской национальной литературы. В контексте краевой литературы набирает силу белорусская литература.

Адам Мицкевич – представитель польско-белорусской литературы. Родом из Новогрудчины, из небогатой шляхетской семьи. Мицкевич писал: «На белорусском языке разговаривают около 10 млн. человек, это самое богатое и самое чистое наречие, которое возникло давно». Основные произведения: поэмы «Пан Тадеуш», «Дзяды», «Конрад Валенрод» и др.

Владислав Сырокомля родился на Любанщине, неоднократно подчеркивал, что он литвин, выступал на стороне белорусского крестьянина. Свои произведения в основном он писал на польском языке, но есть и произведения на белорусском («Уже птушки пяюць усюды»). Традиции Сырокомли поддерживал и развивал его ученик Винцент Каратынский. Каратынский работал в газете «Курьер Виленский», входил в состав Виленской археологической комиссии, из белорусского наследия поэта до нас дошло только три стихотворения. Каратынский являлся автором стихотворения на белорусском языке в альбоме, который был поднесен Александру I, когда тот был в Вильно. Осенью 1862 г. Сырокомля умирает и Винцент Каратынский издает 10-томное наследие своего учителя.

Ян Чечёт. Уже в филаматический период Чечёт писал стихотворение на белорусском языке. Он собирал фольклор и публиковал в этнографических сборниках (в 40-е гг. XIX в. вышло 6 таких сборников). Чечёт считается одним из основоположников новой белорусской литературы.

Павлюк Багрим. Это простолюдин, сын крепостного кузнеца. Проживал в местечке Крошин. Получил начальное образование. В 1828 г. в Крошине произошло крестьянское волнение. В ходе следствия Багрима обвинили в распространении недозволенных произведений. У него было отобрано три тетрадки со стихами. До нас дошло только одно – «Заиграй, заиграй, хлопче малый».После этого он был отправлен в рекруты на 25 лет. Отслужив, он вернулся в Крошин и был известен как искусный кузнец.

Винцент Дунин-Марцинкевич (первый классик новой белорусской литературы). Выходец из Бобруйского уезда. Проживал под Минском. С середины 40-х гг. XIX в. Дунин-Марцинкевич сложился как белорусский писатель. В этот период им написаны произведения «Селянка», «Гапон», «Купала», «Пинская шляхта» и др. Особое значение имеет перевод Марцинкевичем на белорусский язык поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш». В Минске вокруг Марцинкевича и его семьи складывается своеобразный культурный центр. В 1852 г. его пьеса «Селянка» была поставлена в Минске.

Тема 5. БЕЛАРУСЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.