Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной задачей, которую ставил Проханов перед собой и перед руководимым им движением евангельских христиан была миссионерская работа среди народов России.






Сам И. С. Проханов утверждал: 31а «Каким бы величественными и помпезными ни были служение и ритуалы, и какими бы прекрасными ни были древние храмы, если народ не знает Слова Божьего и не живет согласно Библии, то и не может быть настоящей духовной жизни среди русских людей».

С июня 1902 года по инициативе Проханова евангельскими христианами начата активная миссионерская кампания, в рамках которой проповедники были направлены в отдаленные районы страны, включая Крайний Север, а несколько миссионеров убыли даже в Китай и Индию.

С этого времени и до 1928 года союз евангельских христиан поддерживал не менее 600 миссионеров, трудившихся по всей России и зарубежью.

Христианское мировоззрение Проханова отличалось социальной направленностью. Еще до революции он организовал хозяйственную артель в Крыму. Но особенно активно была развернута хозяйственная деятельность евангельских верующих после революции 1917 года, когда началось активное формирование евангельских сельхозпредприятий, некоторые из которых продолжали работать до начала массовой коллективизации.

Большое внимание уделял Проханов христианскому образованию. В 1913 году по его инициативе были открыты библейские курсы проповедников-евангелистов, фактически ставшие первой протестантской богословской школой в России с обучением на русском языке. Указанные курсы, преобразованные в 1922 году в библейскую школу, продолжали функционировать до 1929 года.

В 1902 году И. С. Проханов завершает работу над первым сборником духовных песен евангельских христиан «Гусли» и издает его в одном из издательств г. Санкт-Петербурга тиражом 20 тыс. экземпляров, которые практически сразу расходятся по общинам.

Впоследствии им же издан еще ряд стихотворных и песенных сборников, в которые, помимо переведенных с иностранных языков классических протестантских гимнов, вошли работы отечественных поэтов. Именно собранные Прохановым гимны до настоящего времени составляют основу сборников духовных песен («Песнь Возрождения» и другие), используемых в русскоязычных общинах евангельских христиан и баптистов всего мира.

Самим Прохановым было написано и издано свыше 600 стихотворений духовного содержания.

С января 1906 года начинается издание журнала «Христианин», который в дальнейшем выходил с небольшими перерывами до конца 1928 года.

С января 1910 года началось издание газеты «Утренняя звезда», также духовно-нравственной направленности.

В эмиграции Проханов пишет и издает автобиографическое произведение «В котле России», где излагает свой взгляд на историю и перспективы движения евангельских христиан в России и СССР.

Умирает 6 октября 1935 года в г. Берлине.

 

19.6. 32 Евангельские христиане-баптисты.

Ева́ нгельские христиа́ не-бапти́ сты — основная конфессия, придерживающаяся баптистского вероучения на территории России, Украины, Белоруссии, иных стран постсоветского пространства. Возникла в 1944 году результате слияния двух родственных конфессий: евангельских христиан (прохановцев) и баптистов.

Общины баптистов возникли в 60-х годах XIX века на юге России \\\\\ общины евангельских христиан - в 70-е годы XIX века на севере страны. С конца XIX века эти течения неоднократно пытались объединиться.

Собственно, термин «евангельские христиане-баптисты» появился не позднее 1904 года, когда общины евангельских христиан из Санкт-Петербурга, Киева, Конотопа и Севастополя по своему желанию были приняты в Союз русских баптистов. На съезде 1905 года общее название «евангельские христиане-баптисты» было окончательно утверждено. Однако на этот раз единство евангельских христиан и баптистов длилось лишь несколько лет, также и термин «евангельские христиане-баптисты» постепенно вышел из оборота.

Позднее попытки объединиться в одну конфессию продолжились, однако окончательное слияние состоялось только в октябре 1944 года, когда в Москве был создан Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов (с 1945 года — Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов). С этого времени возобновилось активное использование термина.

Первые в Российской империи общины евангельских христиан и баптистов появились во второй половине XIX века на Кавказе, на востоке и юге Украины (Таврическая губерния) и вПетербурге.

На Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов. Среди наиболее видных проповедников-штундистов, внёсших большой вклад в развитие баптизма, стали крестьяне Херсонской губернии Ф. Онищенко и И. Рябошапка.

В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства. Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель г. Тифлиса молоканский пресвитер Никита Воронин. Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии.

Если на Украине и в Закавказье первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, то в «Северной столице» инициатором движения евангельских христиан стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, аристократ В. А. Пашков, графы М. М. Корф, А. П. Бобринский, Е. И. Черткова (дочь графа и жена генерала), княгини Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях.

30 апреля — 1 мая 1884 года в с. Нововасильевка Таврической губернии на съезде баптистов 12 южных губерний основано первое объединение баптистов России — Союз русских баптистов Южной России и Кавказа, председателем которого стал выходец из меннонитов И. Вилер. Через два года его преемником на этом посту стал бывший молоканин Д. Мазаев.

Активная миссионерская деятельность, а также политика царского правительства по высылке сторонников баптизма, привела к быстрому распространению баптистских общин за пределы центров зарождения движения. Так, в 1896 году переселенцами с Кавказа основана первая община баптистов в Западной Сибири, а уже в 1907 году образуется Сибирский отдел Всероссийского союза баптистов с центром в Омске.

В 1905—1906 годы в России были приняты законодательные акты, провозглашавшие веротерпимость, что смягчило положение баптистов и евангельских христиан, однако в годы Первой мировой войны преследования со стороны государственной власти возобновились и прекратились только с победой Февральской революции 1917 года.

Если на первоначальном этапе существования советской власти евангельские и баптистские общины пользовались относительной свободой деятельности, в частности, имели возможность проведения богослужебных собраний, издания и даже приобретения за рубежом духовной литературы и т. п., то уже ко второй половине 1920-х годов положение указанных деноминаций начало осложняться.

Официально поворот в политике был закреплён постановлением ВЦИК, СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», давшим правовое основание для резкого ограничения прав верующих на исповедание религии. В последовавшим за этим периодом репрессий уголовному преследованию подверглись практически все значимые фигуры объединений евангельских христиан и баптистов, а также значительное число служителей отдельных общин и просто активных верующих. По имеющимся подсчётам, около 22 тысяч осуждённых членов обоих движений из лагерей не вернулись. Практически все здания молитвенных домов, за исключением одного в Москве и одного в Новосибирске, были закрыты, что вынуждало верующих организовывать богослужебные собрания нелегально и давало властям новые поводы к репрессиям.

Следствием проведения указанной политики стал формальный роспуск в 1935 году Союза баптистов и фактическое прекращение существования в тот же период Союза евангельских христиан.

Вновь изменился подход советского государства к отношениям с религиозными объединениями в годы Великой Отечественной войны, когда интенсивность репрессивной политики по отношению к церковным служителям снизилась, и ряд руководителей союзов евангельских христиан и баптистов был освобождён из мест заключения.

 

19.7. 33 Создание ВСЕХБ

Во время Второй мирровой войны стало очевидно, что коммунистическая идеология не была достаточно сильной, чтобы объединить советскую империю и сохранить её от развала, вызванного германским вторжением. И так как отношения между церковью и государством имели, мягко говоря, сложный характер, Кремль разработал очень необычный выход из данного тупика.

Начинается активная работа советской системы над тем, чтобы изгладить из памяти религиозную довоенную репрессию и заменить её новым образом СССР, как защитника христианской цивилизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.