Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я презентация. 16. 1Христианство в XVII веке






16. 1 Христианство в XVII веке.

16.1. 2 Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.).Контрреформация против протестантизма

Иезуиты, вставшие во главе контрреформации, направили свой натиск прежде всего против протестантизма в Австрии и одержали здесь большую победу: они вернули Австрию в лоно католической церкви. Однако, главной задачей иезуитов была ликвидация протестантизма в Германии. Уничтожение " ереси Лютера" мыслилось основной предпосылкой для уничтожения протестантизма. Для осуществления своих планов иезуиты приобрели мощное орудие в лице австрийского короля Фердинанда II, ставшего впоследствии германским императором. Фердинанд был убежденным иезуитом и ни на минуту не сомневался в полной победе католицизма над протестантизмом. Большим несчастьем для протестантизма было отсутствие единства между двумя главными лагерями протестантской церкви - лютеранами и реформатами (кальвинистами).

- 3 Протестантский союз (Унион)

Для защиты протестантизма от грозящей со стороны иезуитов опасности был создан так называемый " протестантский Союз" (Унион), во главе которого стоял пфальцский курфюрст Фридрих V. Но по причине того, что Фридрих V был реформатом кальвинистом, лютеране, во главе с саксонским курфюрстом, не захотели присоединиться к Союзу реформатов. Этот раскол в протестантизме вызвал серьезные последствия

Для борьбы с протестантским Союзом католики создали, под руководством герцога Максимилиана, свой союз - так называемую Лигу. В то время как католическая Лига была мощным монолитным объединением - Союз протестантов был ослаблен раздором и разномыслием, а так же борьбой между собой. Пожар Тридцатилетней войны вспыхнул в Богемии. Протестанты этой страны пользовались с 1555 года полной религиозной свободой. Они строили новые церкви, но неожиданно одну из церквей закрыли, а другую разрушили. Чешские протестанты обратились с жалобой на эти действия к императору, но вместо помощи получили категорический отказ и даже запрет на свои богослужения. В результате вспыхнуло восстание протестантов в Чехии. Вооруженные, они двинулись в большом количестве во дворец в Праге и сбросили в глубокий дворцовый ров двух императорских наместников - Славату и Мартинеца - как главных виновников начавшихся в Чехии гонений на протестантов. Чехи изгнали иезуитов, образовали сильное войско, и под предводительством графа Турна двинулись на Вену и привели в страх и трепет австрийского короля Фердинанда II. Турн не довел наступления до конца и вернулся в Чехию. Этим воспользовался Фердинанд и, объявив себя в 1619 году императором, организовал поход на Чехию с целью ее завоевания. И когда католический генерал Тилли нанес поражение чехам под Прагой тут же началась расправа над протестантами: их хватали и подвергали смерти.

Иезуиты с большим усердием восстанавливали католические мессы в протестантских церквах Чехии. Более тридцати тысяч протестантских семейств были вынуждены покинуть Чехию, и среди них известный педагог и проповедник Ян Амос Коменский. Иезуиты одержали новую победу, и Чехия, как и Австрия ранее, была возвращена в лоно католической церкви.

Также и в Германии изъятие церковных владений сопровождалось запретом протестантских богослужений. Иезуиты проникли повсюду, неутомимо стараясь " кнутом и пряником" возвращать людей в лоно католической церкви.

 

16.2. 4 " Формула покаяния"

Нельзя не отметить введения, в ходе этого печального процесса, особой " формулы покаяния", которая гласила: " Я бедный, несчастный грешник, признаю пред вами, священниками, что многие годы принадлежал к проклятой лютеранской ереси и жил в этом заблуждении и в ее отвратительном таинстве причащения принимал не что иное, как кусок печеного хлеба и глоток вина из бочки. От этого отвратительного заблуждения и проклятого учения я теперь отказываюсь и обещаю никогда и вовеки не участвовать в нем, и пусть Бог и все святые мне в этом помогут. Мы верим: 1) всему, чему учит католическая церковь, независимо от того, имеет ли оно основание в Священном Писании или нет. Мы верим: 2) в святое ходатайство и молитвы Церкви. Мы верим: 3) в то, что существует чистилище. Мы верим: 4) во все семь таинств. Мы верим: 5) в святую Деву Марию. 6) Мы клянемся Богу, что учение Лютера ложно и достойно осуждения и, пока мы живы, будем от него удерживать и наших детей. 7) Мы клянемся, что не будем никогда употреблять чашу Господню. 8) Мы клянемся, что вступили в католическую церковь добровольно и без всякого принуждения, и да поможет нам Отец, Сын и Дух Святой. Аминь ". Ожесточенная религиозная война в Германии

Над германским протестантизмом нависла черная грозовая туча. Ни одного голоса не было слышно в защиту гонимых протестантов. Страх сковал все и вся. И вскоре в страну вошло грозное войско под предводительством Альберта Валленштейна. Началась ожесточенная религиозная война. Валленштейн был хорошим полководцем, но чрезвычайно жестоким человеком. Проходя со своим войском по Германии, он опустошал всё на своем пути. Его солдатам было всё позволено, и они пользовались свободой действий в самых широких размерах. Они уничтожали скот, сжигали посевы, взламывали окна и двери в домах, - словом, на их пути были разбои и пожары. Тысячи жителей умирали от голода, многие кончали жизнь самоубийством. Валленштейн захватывал одну германскую провинцию за другой.

Положение было самым критическим. И вдруг на полях кровавых сражений появляется шведский король Густав Адольф. 4а

- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)

Густав Адольф был внуком того Густава Вазы, который в дни Мартина Лютера освободил Швецию от господства Дании, и за это был избран королем Швеции. Он же ввел реформацию в Швеции после того, как он, будучи эмигрантом, познал на себе силу Евангелия.

Густав Адольф придя на помощь немецким протестантскими силами Германии, шел от победы к победе. Он прошел по городам Нюрнбергу, Франкфурту-на-Майне, Майнцу, по Рейну, и направился на юг к столице Баварии - городу Мюнхену. В католической Баварии Густав Адольф не преследовал католиков; он предоставил им полную свободу отправления своих богослужений. Этим он приобрел симпатии и у католического населения Баварии. Почти вся Германия рукоплескала шведскому королю. Половина Европы слала ему поздравления и пожелания успеха.

Но дни освободителя осажденного протестантизма были сочтены. Воины католической армии, под руководством на сей раз Валленштейна, противостояли воинам Густава Адольфа под Лейпцигом, и в местечке Лютцене началось сражение, в котором пал Густав Адольф. Это было в ноябре 1632 года. Тридцатилетняя война со смертью героического шведского короля не кончилась; она продолжалась с переменным успехом ещё шестнадцать лет, превратив Германию в страну развалин и бесчисленных могил павших в боях и погибших от варварских расправ жителей страны. Закончена она была так называемым " Вестфальским миром", заключенным в вестфальских городах Оснабрюкке и Мюнстере в 1648 году.

Каковы же были условия этого мира, имевшие значения в истории христианства? Протестанты и католики Германии, несмотря на протесты папы, получили одинаковые права; были уравнены в правах также и лютеране с кальвинистами.

 

16.3. 5 Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер

С именем Шпенера связано большое движение в христианстве семнадцатого века - так называемый пиетизм (от слова " пиетас" - благочестие).

В первой половине семнадцатого века, профессор богословия Ростокского университета Феофил Гроссгебауер, исследуя с большим усердием сочинения английских пуритан, написал в 1661 году свою собственную книгу под названием: " Голос стража с опустошенного Сиона". В этой книге профессор Гроссгебауер требует кардинальной реформы церкви по образцу пуритан, подвергнув при этом особо острой критике " пасторскую систему" в церкви. Он выдвигает идею " общинной церкви", то есть церкви, состоящей из живых христиан, ведущих благочестивый образ жизни, как это практиковалось у пуритан. Вот с этой книгой профессора Гроссгебауера познакомился лютеранский богослов и пастор в городе Франкфурте-на-Майне - Филипп Яков Шпенер и был охвачен ее идеями. Он сам принялся за изучение пуританской литературы, и в 1675 году он пишет свои знаменитые " Благочестивые пожелания". В них он выдвигает шесть основных тезисов, необходимых для реформы жизни церкви, а именно: 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.