Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власти считали, что Василий Пашков, пользуясь своим положением помещика, вносит смуту в души крестьян.






С начала 1870 года этот богатый дворянин приобретает широкую популярность как в России, так и за её пределами как основатель религиозного движения, известного под названием: «Евангельские христиане - пашковцы ». У светского льва, любителя балов, конных скачек, красивых женщин в 40-летнем возрасте произошла коренная ломка интересов и жизненного уклада из-за пробуждения горячей веры. Пашков становится страстным последователем евангельского учения. Его фешенебельный особняк в Петербурге на Французской набережной превратился в духовный центр, где хозяин произносил проповеди для лиц из всех сословий, а его жена и дочери обучали гостей духовному пению.

По инициативе Пашкова в 1876 году было создано Общество поощрения духовно-нравственного чтения – мощная всероссийская издательская корпорация, которая выпускала большими тиражами книги Священного Писания, труды отечественных и западных проповедников, сборники христианских песнопений, духовный журнал «Русский рабочий». Христианскую благотворительность Пашков начал с открытия дешевых столовых, школ, прачечных для бедных, назначения стипендий малоимущим студентам.

Пашков регулярно созывал религиозные собрания, на которых самолично читал и толковал Евангелие для рабочих, служащих имения, местных жителей. Среди соработников Пашкова в духовно-просветительской деятельности особым усердием отличались управляющий Генрих Гильтон и кассир Игнатий Альмановский. Они занимались распространением духовных брошюр, организовывали евангельские собрания по домам и на лоне природы.

В мае 1884 года хозяин тамбовской усадьбы, к удивлению многих, был выслан за пределы России по специальному царскому указу. Еще в 1877–1878 годах Пашкову были сделаны официальные предупреждения о прекращении вольных религиозных собеседований с народом. Тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода, борец со всякого рода инакомыслием и самостийностью Константин Победоносцев направляет царю Александру III докладные записки о духовной деятельности Пашкова: 30а «Тем он и опасен, что заводит с севера, из столицы, из высшего сословия и правительственной интеллигенции новый раскол навстречу идущей с юго-запада штунде, возникшей в среде крестьянского населения. Итак, пока еще есть время, надлежит без замедления принять меры к пресечению пашковских и подобных им собраний и предупредить дальнейшее распространение нового толка и нового раскола, к которым Церковь и государство, доныне нераздельные в России, не могут оставаться равнодушными».

Победоносцев и другие высшие чиновники были напуганы тем, что Пашков в апреле 1884 года осмелился организовать в Петербурге первый в истории России Объединительный съезд представителей протестантских течений. Этот уникальный духовный форум на третий день был разогнан полицией. Делегатов какое-то время держали в Петропавловской крепости и затем выдворили из столицы к месту жительства. Гонениям подверглись и многие соработники Пашкова.

До самого Пашкова доходили слухи обо всех перипетиях судьбы его служащих и единоверцев. Проживая вынужденно в Европе, он всей душой и сердцем был в России. К тому же насильственный выезд Пашкова за рубеж не лишил его юридических имущественных прав на российские имения. Пашков шлет царю челобитную за челобитной с просьбой дать ему возможность посетить свои владения. В начале лета 1887 года Александр III проявил благосклонность, Пашкову было дано высочайшее разрешение на краткий приезд в Россию для устройства личных и имущественных дел.

Департамент полиции обязал тамбовского губернатора барона Фредерикса установить строгое негласное наблюдение за Пашковым. Поэтому моршанский уездный исправник Хрущов составлял подробные донесения губернскому начальству о деяниях Пашкова в родовом поместье. Многочисленные длинные рапорты исправника пестрят детальными сообщениями: 30б «Пашков жертвует лес на избы, дает деньги на покупку лошади, приговаривая, что делает это во славу Христа и по закону Его. К некоторым крестьянам Пашков обращался с назиданием, чтобы они не воровали, не обижали друг друга, не вредили бы имуществу человека, не делали бы потрав в его имении, потому что Бог посылает урожай хлеба не для Пашкова только, но и для всех».

Очень близкие контакты Пашкова с народом, сдобренные к тому же простыми евангельскими поучениями, сильно насторожили начальство. Обеспокоенные власти усмотрели в христианской благотворительности Пашкова следы «злокозненной сектантской пропаганды».

Как бы не пытался Пашков получить дозволение на постоянное жительство в Российской империи, его надежды Пашкова так и не оправдались. Все просьбы к царю и влиятельным сановникам оказались тщетными. Неугомонного проповедника постарались как можно быстрее вновь выдворить за пределы родной земли.

Уже в начале октября 1887 года Пашков, по предписанию Департамента полиции, вынужден был удалиться опять за границу. На Западе проповедник нашел для себя много духовной работы. Странствуя по Европе, он вливается в число сотрудников знаменитой на весь мир христианской миссии Армия спасения. Проповеди Пашкова звучат на уличных собраниях Армии спасения, на конференциях Международного евангельского альянса, также он выделяет средства на поддержку миссионеров в Индии, в Китае. Но не оставляет и родину, организовывая школы для крестьян нового типа и поддерживая духовно и материально своих единоверцев.

Заботливый помещик-новатор, проповедник евангельских идеалов, искренний патриот России Василий Пашков так и не смог в дальнейшем вернуться на столь дорогую ему родину. Жизненный путь русского аристократа-скитальца оборвался в Париже 30 января 1902 года. Погребение тела усопшего совершалось в Риме на протестантском кладбище. Заканчивая траурную церемонию, пастор Теодор Монод прочитал слова Христа из Евангелия: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Это же изречение было запечатлено и на большом надгробном памятнике Пашкову.

 

19.5. 31 Иван Степанович Проханов (1869.Россия-1935.Германия)

И. С. Проханов родился 17 апреля 1869 г. в г. Владикавказе. Его отец принадлежал к общине молокан, но в 1875 году присоединился к группе баптистов. В ноябре 1886 г. к этой же общине присоединился и сам Проханов.

С 1888 года в период обучения в Технологическом институте Санкт-Петербурга Проханов активно участвует в деятельности движения евангельских христиан, среди которых выдвигается в лидеры. В условиях преследований со стороны правительства Александра III, в 1895 г. Проханов выезжает за границу, где получает богословское образование в баптистском колледже в Бристоле (Англия). Кроме того, он провел по полгода в Берлинском и Парижском университетах, где также изучал богословие.

С 1901 г. вновь служит в Санкт-Петербурге. Редактирует и издает несколько сборников духовных песен, организует правовую защиту преследуемых евангельских общин, начинает выпускать периодические издания — христианские газеты и журналы.

В 1909 году в ходе состоявшегося в Санкт-Петербурге съезда объявляется о создании Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ), президентом которого был избран Проханов.

На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 г. ВСЕХ вошел во Всемирный баптистский альянс, а Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения.

После революции 1917 г. Проханов, несмотря на гибель в годы Гражданской войны жены и потерю в 1926 г. сына, продолжил свою деятельность в качестве руководителя ВСЕХ до 1928 года. В мае 1928 года легально выехал из СССР, намереваясь вернуться через год. В 1929 году «борьба с религией» была резко усилена, и он принял решение остаться за границей, «чтобы попытаться организовать постоянную помощь страждущим во время этих гонений».

За рубежом продолжал литературно-публицистическую работу, занимался организацией Всемирного союза евангельских христиан.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.