Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 1113 году Киевский князь Святополк умер, и киевляне выбрали своим князем Владимира Мономаха. Он долго медлил со своим переездом в Киев, но наконец решился.






Время княжения Владимира Мономаха было цветущим временем для Киевской Руси. Половцам пришлось отступить и отказаться от попыток дальнейших наступлений на русские земли. Вся политика Владимира Мономаха после этого была направлена на объединение и централизацию всех русских земель. В 1116 году Минский князь Глеб Всеславич был осужден и взят в плен за неповиновение Владимиру Мономаху. Владимир Мономах сделал много полезного. Он отменил продажу в рабство за долги; старался по мере сил ограничивать произвол богачей; вошел в историю древнерусской литературы как автор различных поучений. При Ярославе Мудром холопа (раба) убивали, если он наносил оскорбление свободному человеку, но Владимир Мономах смягчил этот закон, заменив казнь холопа штрафом.

Большое внимание Владимир Мономах уделял строительству церквей и монастырей. По его указанию было построено много храмов, а также писались по византийским (греческим) образцам жития святых. Весьма примечательно, что в дальнейшие времена в русские святые, как правило, попадали князья, а затем стали попадать и представители русского духовенства. Совершенно ясно, что это делалось для возвеличения светской и религиозной власти на Руси. В святости целого ряда этих " святых" можно весьма усомниться. Сам Владимир Мономах обладал многими положительными качествами и был во многом гораздо выше своих современников, но от истинного христианства он, конечно, был весьма далек.

О Владимире Мономахе создано много легенд, но только один Господь даст ему справедливую оценку. Много земных наград он получил, а каковы будут его небесные награды - мы увидим в свое время.

Умер Мономах в 1125 году и погребен в Киеве в Софийском соборе. Женат он был три раза; первой его женой была английская принцесса, которую величали на Руси Гидой Гарольдовной.

 

11.2. 33 Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)

У Владимира Мономаха был сын Юрий (Георгий) - по прозванию Долгорукий. Сначала, после смерти отца, он был князем Ростово-Суздальской земли, а позднее стал великим князем Киевским. Киевским престолом он завладел в 1149 году после длительной и упорной борьбы с Изяславом Мстиславичем - внуком Владимира Мономаха. При Юрии Долгоруком в летописи впервые упоминается Москва. Возможно, Москва была основана значительно раньше, но в летописи она впервые упоминается в 1147 году - в связи с приемом в ней Юрием Долгоруким Тверского князя. Исходя из этого, Юрий Долгорукий считается основателем Москвы.

В 1156 году в Москве, по приказу Юрия Долгорукого, была построена деревянная крепость (кремль). После постройки кремля Москва стала расширяться, но главным городом в землях русских продолжал считаться Киев. Умер Юрий Долгорукий в 1157 году. Среди народа он не пользовался популярностью. Узнав о его смерти, киевляне напали на его дворец в Киеве, многие близкие к Юрию люди были убиты. В основном все княжение Юрия прошло в бесконечных интригах со своими соперниками. Несколько раз ему приходилось убегать из Киева.

 

11.3. 34 Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)

У Юрия Долгорукого был сын Андрей от половецкой княжны, дочери хана Аэпы. Впоследствии Андрей получил прозвание Боголюбского, поскольку в селе Боголюбове у него был загородный дворец. Примерно в 1130 году он женился на дочери богатого боярина, владевшего берегами реки Москвы. Тридцать пять лет Андрей провел в Ростово-Суздальской земле, в которой ему дал удел его отец Юрий Долгорукий. Он помогал своему отцу в борьбе за Киев. В этой борьбе Андрей показал себя необыкновенно смелым человеком. В летописи мы читаем о нем: " Муки отцовские похвалу ему дали великую, ибо он выказал мужество больше всех бывших там". Далее в летописи говорится, что, будучи храбрым, Андрей был " не величав на ратный чин, но похвалы ища от Бога".

Большое внимание он уделял строительству церквей. Построение богатых храмов поднимало значение Владимиро-Суздальской земли в глазах иных земель. Андрей Боголюбский сделал попытку создать новую митрополию в противовес Киевской митрополии. Как известно, в это время на Руси все православное духовенство было уже из русских, но митрополита продолжали присылать из Греции. Андрей решил воздвигнуть своего митрополита, независимого от Греции. Кандидатом на этот пост он наметил некоего Феодора. С этой просьбой он обратился к Константинопольскому патриарху, но получил решительный отказ. Боясь, что греческий (византийский) патриарх, под наблюдением которого официально находилась русская церковь, наложит на него проклятие, Андрей не решился пойти против его воли. А тут как раз Феодор своей гордостью и жестокостью вызвал такую всеобщую ненависть, что Андрей вынужден был отдать его под суд. В 1164 году Андрей ходил войной на камских болгар и сжег дотла три города. Успех этого похода был приписан образу (иконе) " Божией матери", который был взят в поход. Этот образ, так называемый " Владимирский образ Божией матери", объявленный чудотоворным, и до сего дня чтится в русской православной церкви, которая совершает пред ним молебны.

 

11.4. 36 Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) религиозный писатель XII века.

Видной фигурой среди христиан на Руси в двенадцатом веке был Кирилл Туровский, живший в 1130-1182 годах. Родился он в городе Турове, недалеко от Минска. Приняв монашество, усиленно занимался чтением трудов видных христианских деятелей прошлых веков, изучив для этой цели греческий язык.

Кирилл принадлежал к числу тех людей, которые говорили, что не находят духовного удовлетворения в окружающей их действительности. Он решил удалиться от людей в специальный столп (башню), куда перенес свою библиотеку. Здесь им были написаны статьи, в которых выражалось стремление к познанию Бога и мира как творения Божия. Он установил связь с киево-печерским игуменом Василием. В дальнейшем Кирилл получил большую известность и Киевским митрополитом был возведен в сан епископа города Турова. Существенным минусом поучений Кирилла Туровского стало его чрезмерное увлечение красноречием. Стремление к особо торжественному стилю речи наносило значительный ущерб ясности и понятности содержания его поучений. Кирилл Туровский является религиозным писателем двенадцатого века. Но, к сожалению, в его проповедях все больше и больше чувствовалось отсутствие духовного назидания, оставалось лишь только блистание красноречием и остроумием. Русская православная церковь причислила Кирилла Туровского к лику святых.

 

 

11.5. 37 Цель крестовых походов

Католическая же церковь ставила перед собой цель еще больше укрепить свои позиции во всем мире и не допустить дальнейшего проникновения в Европу мусульман. Она также мечтала главенствовать над Восточной (православной) церковью. Крупную роль в организации крестовых походов играли итальянские города, над которыми нависла угроза турецкого вторжения. Успешному началу крестовых походов способствовали распри и борьба между мусульманами (арабами и турками), которые боролись между собой за господство на Востоке и в Европе. Мы уже говорили, что в результате первого крестового похода были основаны Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество и Эдесское графство, в которых римско-католическая церковь учредила свои епископства. Турки и арабы оказались в стесненном положении.

 

11.6. 38 Орден тамплиеров

Для дальнейшей защиты владений крестоносцев от арабов и турок был создан духовно-рыцарский орден тамплиеров. Вообще же рыцарями в те времена называлось особое привилегированное сословие, которое было опорой феодалов, то есть крупных землевладельцев. Слово " тамплиеры" буквально означает " храмовники", ибо главная резиденция этого ордена первоначально расположилась в Иерусалиме, вблизи того места, где раньше находился Иерусалимский храм. Во главе этого духовно-рыцарского ордена стоял так называемый великий магистр. Члены ордена тамплиеров принимали монашеские обеты безбрачия, но военная деятельность ордена преобладала над монашеской. Скоро они приобрели славу храбрых воинов. Силы этого ордена постоянно росли. Папа римский усиленно поддерживал тамплиеров, делая из них орудие своей политики. Иерусалимский православный патриарх, мечтая иметь влияние на этот орден и побаиваясь его, также выступил с заявлением о его признании. Тамплиеры носили белые плащи с красными крестами. Римский папа наделил их целым рядом привилегий. Устав ордена тамплиеров был выработан в 1128 году и утвержден папой римским Гонорием II. В 1163 году папа Александр III дал этому ордену независимость от светских и церковных властей. К концу двенадцатого века орден превратился в могущественную военно-политическую силу на Востоке и в Европе.

 

11.7. 39 Орден госпитальеров

В двенадцатом веке появился орден госпитальеров или Иоаннитов. Так в католической церкви назывались члены братств, которые ставили своей целью уход за больными, попечение о неимущих рыцарях, защиту паломников, идущих на Восток и т.д. На средства католической церкви они организовали госпитали (больницы), поэтому и получили название госпитальеров. Много их было в Западной Европе, Италии и Иерусалиме. В планах католической церкви они занимали значительное место в распространении католического влияния. Вне всякого сомнения, в их рядах были и искренние католики, которые хотели помочь страждущим и этим послужить Христу. Они шли туда, где было больше всего слез и стонов и где они могли быть полезны. Госпитальеры носили черный плащ с белым крестом. Иоаннитами они назывались потому, что их первый госпиталь находился возле храма имени Иоанна Крестителя.

 

11.8. 40 Тевтонский орден

В двенадцатом веке в 1128 году был основан так называемый " тевтонский орден". Назван он по имени древнегерманского племени тевтонов, некогда живших в Европе по течению реки Эльбы. Тевтонский орден иначе назывался еще прусским или немецким орденом. Во время своей многовековой истории он пережил несколько стадий развития. Тевтонский орден был организован в Иерусалиме группой богатых немцев с целью оказания помощи бедным и больным немцам, а также помощи паломникам германского происхождения, отправлявшимся в путешествие по святым местам. Вскоре небольшое общество выросло в весьма солидную организацию, члены которой стали называться братьями святой Марии Тевтонской. В двенадцатом веке с 1123 по 1190 год жил Фридрих Гогенштауфен, ставший в дальнейшем германо-римским императором и получивший имя Фридриха 1 Барбароссы. Он всячески укреплял свою власть и старался расширять свои владения за счет завоевания новых земель. Отличаясь храбростью и настойчивостью, он стал любимым героем немецкого средневековья. Конечной целью его политики было достижение мирового господства не только в рамках бывшей древней Римской империи, но и во всемирном масштабе. Об этом он мечтал и к этому стремился, говоря, что немецкая нация призвана господствовать над всем миром. В 1189 году сын Фридриха Барбароссы придал тевтонскому ордену военный характер и дал ему устав ордена тамплиеров. В отличие от членов ордена тамплиеров, члены тевтонского ордена на белых плащах носили не красные, а черные кресты. В 1191 году папа римский Клемент III официально утвердил тевтонский орден

 

11.9. 41 Возникновение второго крестового похода (1147 г.)

В своей дальнейшей политике руководители восточных католических княжеств стали преследовать цель не столько обороны от мусульман, сколько цель наступления на Византию, дабы окончательно уничтожить её господство и заодно подчинить восточные православные церкви римскому папе. Кроме того, руководители этих княжеств стали враждовать друг с другом, ибо каждый из них хотел большей власти, каждый мечтал о первенстве. Такая политика привела к тому, что мусульмане, после первого крестового похода ослабленные и оттесненные внутрь Азии, снова стали собирать свои силы и начали из Месопотамии предпринимать набеги на созданные на Востоке католические княжества. Один из мусульманских эмиров, а именно Моссула-Имод-эд-дин Зенги в 1144 году напал на Эдессу и захватил все Эдесское графство. Правители соседних княжеств не пришли на помощь Эдессе. Известие о падении Эдесского графства вызвало сильное возбуждение на Западе и особенно во Франции, ибо наибольшее число крестоносцев было именно из Франции, а в Эдессе все главные посты занимали чиновники французского происхождения. Французский король Людовик VII, невзирая на папу, ратовал за немедленную организацию нового крестового похода. За советом он обратился к аббату Бернарду Клервосскому, впоследствии причисленному католической церковью к лику святых. Своей внушительной фигурой, изможденным постом лицом и пылкой речью Бернард производил сильнейшее впечатление на католиков, которые с ним соприкасались. Ему уже давно предлагали место епископа, но он всякий раз отказывался, говоря, что хочет быть скромным монахом. Французский король Людовик VII убедил папу Евгения III начать новый (второй) крестовой поход. По совету короля папа поручил аббату Бернарду Клервосскому обратиться ко всему французскому народу с проповедью о новом крестовом походе. В 1146 году в государственном собрании в Бургундии Бернард надел на шею короля крест и произнес речь, в которой предложил всем вооружиться для защиты огнем и мечом на Востоке мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. По словам Бернарда, этим самым христиане докажут свою преданность Христу.

После речи Бернарда, Конрад III германо-римский император призвал всех к участию во втором крестовом походе. Французский король и германо-римский император собрали большое войско, поставив цель, в первую очередь, отобрать у эмира Зенги Эдессу. В походе германо-римские и французские руководители не ладили между собой. Перессорились между собой они, споря о пути, которым идти на Восток. Наконец летом 1147 года они пошли через Венгрию, принося многочисленные бедствия венгерскому населению. Из Малой Азии войска крестоносцев пошли разными путями: часть их на кораблях отправилась в Сирию, а те, которые пошли сухопутным путем, почти все погибли в столкновении с турками. В апреле 1147 года Конрад III предпринял осаду Дамаска, которая окончилась плачевно для крестоносцев. Им не удалось вернуть Эдессу. Она ими была потеряна навсегда. Весь путь второго крестового похода был усеян трупами крестоносцев. Оба короля - германский и французский - прибыли в Европу с жалкими остатками своих войск. Исход этого похода сильно подорвал авторитет аббата Бернарда, на которого многие католики были готовы чуть ли не молиться. Был подорван авторитет и римского папы. Но в дальнейшем авторитет Бернарда среди духовенства снова восстановился. Военные действия крестоносцев на Востоке привели к созданию антихристианского союза, в котором объединились турки и арабы..

 

11.10. 42 Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)

В 1187 году Саладин подступил к Иерусалиму и взял его. Это послужило сигналом к подготовке третьего крестового похода, цель которого была в поднятии престижа официальной христианской политики. Папа римский собрал всех кардиналов римо-католической церкви, которые дали ему слово немедленно отправить проповедников в Германию, Италию, Францию и Англию с призывом к новому крестовому походу.

В этом походе приняли участие германо-римский император Фридрих I Барбаросса, французкий король Филипп-Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Наиболее видным был английский король Ричард. Он был энергичен, но в то же время очень раздражителен и нередко действовал под влиянием чувств. Ричард окружил себя блестящей свитой, на которую расходовал громадные средства. Надо отметить, что между руководителями крестоносцев вскоре возникли противоречия. Французский король с большой опаской посматривал на английского. Ссоры между ними все учащались. Фактически весь третий крестовый поход сосредоточился вокруг одного города, а именно - вокруг Акры в Сирии.

Вступив со своими войсками в Азию, Фридрих Брабаросса в 1190 году во время переправы утонул в реке Салефе. Его гибель деморализующе подействовала на его войско, которое теперь повел герцог, тоже по имени Фридрих. Но и этот Фридрих вскоре умер от язвы. Умерли и многие другие немцы. Положение осложнялось еще и тем, что греки заключили союз с турками. Войска крестоносцев стали грекам внушать большее опасение, чем турецкие войска. Положение крестоносцев стало совсем плачевное. А тут еще английский король Ричард Львиное Сердце, в ответ на отказ Саладина возвратить Иерусалим, приказал заколоть две тысячи знатных мусульман, которые попали в его руки в качестве заложников. Огонь жесточайшего озлобления вспыхнул после этого в сердцах мусульман, и они ответили тем же, истребив пленных крестоносцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.