Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оружие:меч (?).






Животное: служебная собака, белый конь.

Еда: маринованный лук и чеснок; солонина, копче­ная и вяленая рыба; сухари.

Напиток: чистая вода.

ХЕЙМДАЛЛЬ

В современной традиции считается, что Хеймдалль — помощник на академическом поприще: здесь больше требуются ученость и знание, а не вдохновенность и импровизации, которые мог бы давать Один. Но при

I

этом Хеймдалля считают божеством, суровым к своим почитателям. В отличие от Тора и Одина, Хеймдалль не прощает оплошностей, нарушения этических и мо­ральных стандартов, которые у него достаточно высоки. Также считается, что Хеймдалль не склонен приходить на помощь отчаянно нуждающимся, а чаще помогает тем, кто и сам способен о себе позаботиться. Говорят, что у этого бога совершенно нет чувства юмора. А если бывает, то странное. Именно он посоветовал нарядить Тора в платье невесты и выдать замуж за великана вме­сто Фрейи.

Рунический сигель: Хеймдалль неразрывно связан с Мировым Древом — Иггдрасилем. Он — страж его. Поэтому руна Альгиз (ассоциирующаяся с Мировым


Групповая практика 257

Древом) символизирует здесь корни и ветви Древа, про­шлое и будущее как самого мира, так и его стража.

Сфера проявления бога в мире: существование этого мира.

Способ почтить бога: знать свою родословную, уча­ствовать в устоявшихся групповых обрядах в рамках сло­жившейся общины. Регулярное отмечание сезонных праздников.

Животное: тюлень, возможно, баран.

Предмет: труба, ' охотничий рог.

Растение: дягиль (дудник, ангелика).

Дерево: ясень, тис.

Текст: «Песнь о Риге».

БАЛЬДР

Для современных язычников Бальдр — символ на­дежды и обновления мира. Однако считается, что это не тот бог, к которому можно обратиться за помощью. Он сидит в Хель.и ничем помочь не может. Его срав-

< >

I

нивают с Зигфридом из «Кольца Нибелунга», также безвременно ушедшим. Полагают, что Бальдра следует помнить, любить и чтить как нечто светлое, что есть в мире и в каждом из нас. Ему посвящают четыре се­зонных солнечных праздника (солнцестояния и равно­денствия). В современном феминистском видении мира Бальдр — это вечно юная, светлая часть души челове-

9 Г. Бедненко «Школа рун»


258 Галина Бедненко. Школа рун

чества, которая возродится после крушения патриар­хального порядка.

Рунический сигель Бальдра: Бальдр нам известен только своей смертью. Поэтому здесь использована пе­ревернутая руна Альгиз. Она символизирует именно смерть Бальдра, его существование в Хель. Руна Йару подчеркивает возможный смысл смерти Бальдра в сме-не сезонов года, с одной стороны, и неминуемую смену мировых циклов, когда придет Великая Зима и Гибель богов, после чего мир опять возродится вместе с ожив­шим Бальдром, — с другой.

С N1 < >

«Пространный» сигель Бальдра: поскольку значимым оказывается не столько сам Бальдр как фигура сканд навской мифологии, сколько то, что с ним произошл и как это отразится на судьбе мира, то имеет смысл де­лать сигель для всей истории Бальдра. Расположенная слева Перт — это страшные сны, снящиеся Бальдру и означающие некую тайну. После этого Фригг идет за- j клинать все вещи на свете не вредить Бальдру — это Беркана, а Один едет в Хель, в том числе и по мосту через реку Гьёлль, — это Эйваз. Дальше идут Хагалаз и Иса — это убийство Бальдра и его похороны. Дальше в подземный мир Хель отправляется Хермод — руна Рай-до. Богиня Хель ставит условием, чтобы все плакали по Бальдру, — тогда она его отпустит. Но все бесполезно. Великанша Тёкк отказывается плакать по Бальдру — это зеркальная руна Фе. И после этого всем остается только


Групповая практика 259

ждать предначертанной судьбы, Гибели богов и возрож­дения другого мира — руна Йару.

Растение: омела белая, символ неизбежной смерти и растение, посвященное пребыванию Бальдра в подзем­ном царстве и его последующему возрождению.

Дерево: липа (защита Бальдра матерью — Фригг).

Текст: «Сны Бальдра».

Музыка: «Похоронный марш Зигфрида» из оперы «Гибель богов» цикла «Кольцо Нибелунга».

ЛОКИ

В начале возрождения язычества (так называемой «Старой Веры») в XIX веке Локи воспринимался чуть ли не как «Сатана Севера». Его даже не считали богом. Как бы то ни было, хотя Локи причислялся к асам, о его культе в древние времена ничего неизвестно (и вряд ли он существовал). А в постхристианские времена его по привычке стали считать аналогом Сатаны или Дьявола в роли разрушителя. Конечно же находились и находят­ся люди, видящие в Локи эдакого романтического зло­дея, которого хочется защитить и пожалеть. Видят в нем и героического злодея, декларируя свой «особый» спо­соб существования в мире и полагаясь обычно на раци­ональный цинизм. Однако в наше время архетип Локи уже находит себе более подобающую нишу Трикстера, которую иногда делит с Одином.

Локи — неважный боец, но хороший любовник (если верить его собственным заявлениям), а к тому же хит­рец, обманщик и изобретатель. Он способен выпуты­ваться из любых ситуаций и может научить этому человека. Так или иначе, по характеру он схож со сред­невековым дьяволом-искусителем, Мефистофелем и тому подобными персонажами. Локи-трикстер — такой образ, который многие люди легко находят в себе самих. Задачей для них становится «договориться» с Триксте-ром в своей душе о тех или иных способах поведения или реакциях.


2бО Галина Бедненко. Школа рун

Для того чтобы «обиженный Локи» не устраивал на сборищах перебранок и раздоров, язычники отдают дол­жное Локи среди других богов. (Известная «Перебранка Локи» чем-то похожа на историю греческой богини раз­доров, которую не пригласили на свадьбу, в результате чего «яблоко раздора» все же было подброшено и сделало свое черное дело.) Вред, который может принести Локи, — это обычно тот же рациональный цинизм, чрез­мерная интеллектуализация, однозначный приоритет воли и разума над чувствами и ощущениями, обманы и воровство, состояние постоянного мятежа против чего бы то ни было (обычно против «отцов» — родительской культуры и религии), беспорядочные половые связи или просто неспособность остановиться на одном партнере (вариант, когда у мужчины две женщины, одна из кото­рых играет для него роль «мамочки», мы тут не учитываем).

К пользе, приносимой архетипом Локи, можно отнес­ти чувство юмора, способность посмеяться над собой, сво­бодомыслие, находчивость, ловкость, дар искусной речи, игривость, способность дружить с женщинами; если этот архетип есть в женщине, то она легко и по-приятельски дружит с мужчинами. Мужчины, обладающие внутри себя архетипом Локи или способные вызывать его в себе, мо-. гут, как никто другой, поладить с холодными, целеустрем­ленными женщинами (типа Скади), шокировав и разве­селив их. Это история Скади и Локи (или, например, главная сюжетная линия фильма «Служебный роман»1).

Ж

Рунический сигель Локи: обратная (зеркальная) Перт означает подавление собственной интуиции или же,; наоборот, «открытую дверь» в бессознательное и отсут­ствие связи с реальностью. Хагалаз — склонность к раз-"

1 Герой фильма Новосельцев — почти вылитый Локи. Он трус, врун, родитель шалопаев-«разрушителсй», хитрец и герой-любовник.


Групповая практика



рушению, связанная непосредственно с предыдущим конфликтом между внутренним, бессознательным ми­ром и внешним, осознанным. Райдо. — путь Локи, его поездки и походы, путешествия, - тяга к странствиям, вечным поискам.

Сфера проявления в мире: самые различные сферы.

Способ проявления в себе: трикстерство любого рода.

Оружие: сеть (если можно считать ее оружием).

Животное: любое и любого пола.

Еда: натуральная и экзотическая для Севера (суши, например).

Напиток: алкогольные коктейли.

Текст: «Перебранка Локи».

улль

Улль — не совсем ясная фигура среди асов. Судя по упоминаниям, он занимал значительное место в север­ном пантеоне, но о нем не сохранилось никаких исто­рий, известно лишь, что он — бог-охотник и лыжник, сын богини Сив и пасынок Тора. Его призывали на помощь в поединках.

Можно считать его двойником, мужским эквивален­том или братом богини Скади. Возможно, у него есть и другие важные качества. Об Улле говорит разве что Сак-сон Грамматик: Улль возглавлял асов во время изгнания Вотана (Вотана изгнали на какое-то время за то, что он изнасиловал Ринд, пытаясь зачать себе мстителя). Пос­ле возвращения Вотана Улль отправился за море на ко­сточке, движимой заклинаниями. Кеннинг «корабль Улля» символизирует щит, так что, возможно, Улль пла­вал по морю на щите.

Улль иногда выступает в паре с Фрейром, Ньёрдом или Фрейей. Здесь, возможно, он предстает как Влады­ка Зимы в противоположность Владыкам Лета. Време­нами он сопоставляется с Одином. Но Улль в каком-то смысле противоположен Владыке Безумия. Улль — бог крайне целеустремленный и сосредоточенный. Приме-



Галина Бедненко. Школа рун


чательно то, что Улль ездит на разных и любых конях, а Один — только на восьминогом Слейпнире. Из этого следует, что Улль — сам себе хозяин («сам себе голова»), а Один в каком-то смысле ведом своим шаманским ду­хом. Поэтому У, -ля воспринимают теперь как одну из ипостасей «небесного бога» — цельного, рационально­го и принципиального. Тем не менее, известно, что Улль больше связан с ванами, нежели с асами.

Рунический сигель: основная руна здесь — Эваз (пра­вильный ритм, движение), что ассоциируется и с ходьбой на лыжах, и с конями, на которых ездил Улль. Руна Сигель слева связана с функцией Улля как бога славы. Райдо — походы и путешествия, в которых в основном пребывал Улль.

Сфера проявления в мире: рациональные приоритеты; сферы власти; долгосрочные планы; понятия чести и идейные принципы; поединки; лыжный спорт и стрельба.

Способ проявления в себе: достижение поставленных целей; слава и успех; участие в поединках; лыжные гон­ки и стрельба.

Дерево и растения: тис; вечнозеленые растения с яго­дами (можжевельник).

Оружие: лук и стрелы.

Животное: волк.

Птица: горные и хищные птицы.

Цвета: темно-зеленый, ярко-красный.

БРАГИ

Считается, что ас Браги, бог поэзии, муж богини Идунн, — не кто иной, как исторический скальд Браги причисленный к роду асов. Однако «причисление к лику


Групповая практика 263

святых» не свойственно исконной языческой культуре (в отличие от нынешней — постхристианской). Скорее все­го, это просто совпадение имени, тем более что в Млад­шей Эдде о нем говорится: «Он славится своею мудростью, о пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей». Слово «Браги», похоже, происходит от bragr — «брага» или «первейший». Скальд Браги Старый Боддасон — са­мый старый из известных традиции скальдов, и его имя могло перекликаться с именем бога поэзии. Браги — это поэтическое мастерство, ремесло и искусство. Один — это поэтическое вдохновение. Скальды восхваляли Оди-на за ценный подарок, но почитали и Браги.

Тем не менее, Браги можно почитать сейчас как бога поэтического ремесла даже в большей степени, чем Одина, так как скальдическая речь из уст любого неис­ландца оказывается довольно искусственной (стихи на русском языке гораздо более громоздки, нежели их ис­ландские аналоги) и, следовательно, «ремесленной», а не вдохновенной.

Рунический сигель: тот же, что у Одина-скальда.

Сфера проявления в мире: скальдическая поэзия; вос­хваления кого-либо в стихах.

Способ проявления в себе: поэтические занятия и де­кламация стихов.

Способ почтить бога: клятвы обетной чаши1.

ФОРСЕТИ

Форсети — сын Бальдра и Нанны, бог справедливо­го суда. Это божество не столько судилищ, сколько спо­собов регулирования общественного поведения право­вым путем. Соответственно он покровительствует людям на современном тинге (альтинге) и подобных сборищах.

'Обетная чаша — чаша, над которой произносят обет (либо общий на всех, либо частный), после ч£ го напиток из чаши выпивают.



Галина Бедненко. Школа рун


Рунический сигель Форсети: двойная Манназ (социаль­ное устройство) и Одаль (род, семья, земля, наследство). Двойная Манназ символизирует обычное социальное ус­тройство и обычаи, а также суд и право, регулирующие

«сверху» порядки в обществе. Двойная Манназ дает в вязи двойную же Ансуз — прямую и зеркальную: это речь, до­говор, соглашение, известия, сказанные и не сказанные. Можно разглядеть в двойной Манназ и двойную Фе: это конечно же прибыли и убытки, происходящие от судов и законов в спорных случаях. Одаль под двойной Манназ означает основу древнескандинавского общества — род, семью со всеми рабами и домочадцами, сидящую на сво­ей наследственной земле.

Сфера проявления в мире: суды, референдумы, выбо­ры; семейные советы; съезды партий и общественных движений.

Способ проявления в себе: только участие в вышепе­речисленных сборищах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.