Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Птица: сокол.






Цвета: традиционно — алый и золотой; возможно, также синий (индиго).

Металлы: драгоценные.

Оружие: топор (орудие наказания):

ВЁЛУНД

Вёлунд — единственный, кроме Браги, бог-творец скандинавского пантеона. Поэтому только к нему могут обращаться творцы и ремесленники. Он чуток ко вся-


Групповая практика 265

кому вдохновению и помогает превращать простой природный материал в произведения искусства. Он, од­нако, не может помочь в общении и взаимодействии с людьми.

Рунический сигель: как первый вариант предложим перевернутую Фе (физическое увечье) и Уруз (сила, мощь). Вторым вариантом будет Манназ (устройство «своего мира») в окружении прямой и зеркальной Туре (испыта­ний выбранных и неожиданных). В обоих случаях именно преодоление ущерба становится силой бога-кузнеца.

Сфера проявления в мире: искусство, ремесло, твор­чество (кроме устного).

Способ проявления в себе: занятия всем перечислен­ным.

Камень: все, ценные.

Металл: все, пригодные.

Оружие: любое заколдованное.

Текст: «Песнь о Вёлунде».

Глава 28

НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН: БОГИНИ И АТРИБУТАЦИЯ

Здесь мы предлагаем краткое описание образов бо­гинь, какими они предстают в современной языческой традиции. Больше всего из древних источников мы зна­ем о Фрейе, Фригг, Скади и, пожалуй, Хель. О других богинях нам практически ничего не известно. Мы знаем лишь еще несколько имен богинь, упоминаемых Снор-ри Стурлусоном, но их специфика остается не совсем понятной. Поэтому представленные здесь описания и атрибутация являются попыткой найти контакт с этими малопонятными богинями. Безусловно, это описание



Галина Бедненко. Школа рун


неполно, да и не претендует на полноту. Но это наибо­лее полная, здравая и «рабочая» на настоящий момент картина неоязыческих представлений о скандинавских богинях.

Также мы постарались определить сферу деятельно­сти каждой богини, покровительства и проявления это­го божества в мире. Отдельно указан (если он сущест­вует) способ проявления или существования архетипа богини в женщине и/или его почитания. Мы должны уметь видеть, что в нашем мире относится или может относиться к тому или иному архетипу. В то же время есть божества строго функциональные, которые не мо­гут быть представлены в виде человеческого архетипа. Эти богини тоже здесь представлены.

Для проведения обрядов дана необходимая атрибути­ка каждой богини: животное, предметы, еда, напитки, текст. Предлагаемая атрибутика животных или деревьев является частью в той или иной степени сложившейся системы, принятой в практике современных язычников. Тексты — то, что можно читать во время обряда для усиления образа бога или богини. Мы не думаем, что каждому божеству необходимо приписывать какие-то цвета. Они интуитивно понятны каждому человеку, и у каждого, особенно в конкретной ситуации, могут быть свои особенности и предпочтения.

Перечень скандинавских богинь идет от более изве­стных к менее известным. Так становится понятно, ка­кие образы лучше проработаны. Очень удачными из малоизвестных богинь мне показались образы Эйр и Саги. Не очень понятными остаются функции Сив, Ге-вьон и Фуллы. Богиня Сюн кажется предельно ясной, но пока что она оказывается скорее духом-покровителем и защитницей, нежели архетипом богини, который можно увидеть в мире и пробудить в себе. Это божество функциональное.

Некоторые авторы и общины предлагают пользовать простые графические символы богов и богинь, вроде «сердечка» для Фрейи, спирали, символизирующей кручение веретена, для Фригг и др. Мне такой метод


Групповая практика



кажется неэффективным. В наше время и в нашем мире слишком много подобных простых символов, слегка ассоциирующихся с тем или иным объектом. Они уже не несут магической нагрузки (каковая вполне могла иметься в древние времена). Поэтому я предлагаю ру­нические сигели — они осмысленны и соответствуют современной магической традиции.

ФРЕЙЯ

О Фрейе очень подробно было рассказано в одной из первых глав этой книги. Здесь добавим лишь то, что в современной неоязыческой традиции у Фрейм выделяют стадию ведьмы — Хейд. Это период, когда женщина лишается красоты, способности и желания иметь любов­ников, страсти к золоту и украшениям. Вместо этого она приобретает мудрость и развивает магические спо­собности. Конечно, это влияние викканских воззре­ний о стадиальной жизни женщины как Девы, Жен­щины и Старухи. И тем не менее, это соответствует реальной жизни.

Интересен и другой момент: юнгианский аналитик Джин Шинода Болен полагает, что, когда боги-асы по­обещали отдать Фрейю великанам в обмен на строитель­ство Асгарда, это символизировало то, что ради устрой­ства патриархата мужчины готовы расплатиться за это способностью к любви. То же было и с молотом Тора.



Галина Бедненко. Школа рун


Когда Тор и Локи хотели обменять Фрейю на Торов молот, они тем самым собирались отдать способность богов любить в обмен на обретение ими силы.

Рунический сигель Фрейи: основная руна — Эваз — правильный верный ритм, что необходимо для сфер про­явления Фрейи, как в шаманстве, так в размерах любов­ных стихов. К ней в центре прицеплена руна Одаль — руна рода, земли и предков. Колдовское умение могло наследоваться в семье. Любовные отношения тоже так или иначе связаны с семьей и родом. Считалось, что люди возрождаются в своем же роду. И для прояснения этого использовали женскую магию Фрейи. Эта же фи­гура — Одаль — здесь перерастает в Ингуз — руну бога Ингви-Фрейра. Таким образом подчеркивается связь Фрейи и Фрейра. Основные черты богини — ее жен­ственность без материнства (Беркана) и свойство при­умножать богатство (Фе). Горизонтальная Перт {коллек­тивное и индивидуальное бессознательное) поддерживает Беркану, Фе и Одаль и дает им свободу с «той стороны», с «изнанки» этого мира. Это колдовская связь этого мира и всех иных. Основная руна Эваз плотно стоит на «ногах», поддержанных рунами Альгиз (обратной — это связь с землей, иногда Нижним Миром, иногда миром предков) и И ваз (критической, маргинальной ситуаци­ей, где существует всего один выход). Это как нельзя лучше подчеркивает существенность опыта, исходяще­го от Фрейи, но и его опасность (что касается и колдов­ства, и любовной страсти). В творчестве это — нахож­дение единственно верного способа создания данной конкретной вещи как шедевра.

Сфера проявления богини в мире: любовные отноше­ния, любовная поэзия; быстрое приумножение состоя­ния, шаманские практики (включая оборотничество); творчество при создании полезных предметов.

Способ проявления в себе: любовные связи, любовная поэзия; колдовство (женского типа); игра в азартные игры на деньги; изготовление роскошных и полезных предметов; шаманские практики; реальные путешествия (для жен­щин — либо в одиночку, либо в женской же компании).


Групповая практика •



Предметы: золотые и янтарные украшения, особенно пояса и ожерелья; изделия из янтаря; косметика на ос­нове биозолота.

Дерево: бузина.

Растения: шиповник, золототысячник.

Животное: кот, рысь, свинья.

Еда: свинина.

Напитки: сладкие напитки, ягодные ликеры, некото­рые немецкие вина. Отдельный ликер, как полагают, особенно придется по душе Фрейе. Это Danziger Goldwasser и ему подобные «золотые» ликеры.

Текст: «Песнь о Хюндле».

ФРИГГ

Фригг в современной традиции также рассматривают как Богиню-Мать. В постхристианском мире у людей все еще остается склонность в основных божествах ви­деть больших Родителей. Поэтому христианского Бога Отца многие пытаются сменить на Богиню-Мать. Одна­ко в язычестве далеко не все так просто. Например, Фригг — это мать и защитница. Но она — мать своего сына. У нее нет дочери. Она никак не символизирует женскую семейную традицию. Она становится защитни­цей порядка в своем обществе, в пику зачинщику рас­прей — Одину. Поэтому она всегда поддерживает существующий социальный порядок. И нет в ней ниче­го от плодовитых и щедрых средиземноморских богинь плодородия. Она не дарительница, а защитница.

Однако у Фригг, как и у Фрейи, есть своя оборотная сторона. И динамика различий тут гораздо шире. На континенте Фригг. становится фрау Хольдой — Зимой,



Галина Бедненко. Школа рун


Предводительницей Дикой Охоты, вместе со своим му­жем — Воланом.

Рунический сигель: две основные руны — Беркана (женская защита, покровительство) и Одаль (дом, род, семья). При этом Беркана больше по размеру, она как бы «выращивает» Одаль. К Беркане прицеплена зеркаль­ная Перт и зеркальная же Ансуз — так выражается то, что Фригг все знает и провидит, но ничего не говорит. Также это неявная оппозиция поведению и качествам ее мужа Одина, который бедокурит везде, где появляется. В основную часть знака оказываются вписаны Иваз и две Тюр. Но заметной роли они здесь играть не могут, и от них ничего особенного не требуется.

Я осознаю, что можно придумать и лучший вариант сигеля для Фригг. Однако мне очень нравится вариант сигеля для Фригг в роли фрау Хольды:

Здесь полностью забыта «охрана материнства и дет­ства». Дама становится холодной, безжалостной (зер­кальная Беркана), непредсказуемой (прямая Перт) и склонной к насильственным действиям (Науд).и пря­мым высказываниям (Ансуз).

Сфера проявления богини в мире: супружеские отно­шения (как партнерство, так и разногласия), отношение матери к сыну, вещие сны; благословение воинов; уста­новление мира; социальный порядок, защита материн­ства и детства; домашняя работа.

Способ проявления богини в себе: жизнь с непред­сказуемым супругом; наличие любимого сына, вызволе­ние сына (или его ровесников) из опасных мест и состояний («солдатские матери» — типичные Фригг); благословение воинов; культивирование вещих снов, развитие предчувствия; примирение; запланированная


Групповая практика



беременность; строительство и обустройство дома; вся домашняя работа.

Предметы: связка ключей на цепочке, прикрепленная к нагрудной фибуле; пояс с полезными предметами и аму­летами; веретено и другие предметы для рукоделия; сереб­ряные украшения с полированным горным хрусталем.

Животные: гуси, овцы, коровы.

Дерево: береза, липа.

Растения: лен, пустырник, тысячелистник и все рас­тения, влияющие на женские репродуктивные органы.

Еда: баранина, гусятина.

Напитки: глюгг (который подают в День святой Лю-ции) — молоко, подогретое с корицей.

Текст: «Речи Гримнира» (начало), «Речи Вафтрудни-ра» (начало), «Сны Бальдра».

Праздники: 13 декабря (День святой Люции).

СКАДИ

Скади — богиня-охотница и мстительница. Примеча­тельна еще тем, что развелась с мужем. В современном мире ее рассматривают как покровительницу независи­мых женщин, а также матерей-одиночек. Однако для последнего нет оснований: Скади не была матерью. И особого расположения женщинам она не оказывала. Скорее она помогала мужчинам: своего пасынка Фрей-ра она жалела и сочувствовала ему, когда он влюбился в Герд и только благодаря угрозам своего посредника добился своего. Такая богиня не станет жалеть мате­рей-одиночек1.

Скади не ищет общества женщин — наоборот, она старается общаться с мужчинами и наравне с ними уча­ствовать в мужских делах. Поэтому женщинам трудно добиться от нее сочувствия. Однако карьерному успеху и процветанию, возможно, она и сможет помочь.

1 Если только сама мать-одиночка не была смелой воительницей, случайно забеременевшей от соратника.



Галина Бедненко. Школа рун


Кроме того, ее считают богиней справедливости. Как и греческая Афина, с которой она в чем-то сходна, Скади была женщиной без матери1. Поэтому мы можем предположить, что Скади будет защищать патриархат-ные порядки и соответственную справедливость. Впро­чем, для скандинавской культуры это не было столь уж важным предметом спора (наподобие важной дискуссии, кто больше виноват — убийца отца или убийца матери), как для древнегреческой.

К Скади, скорее, полезно обращаться дочерям мате­рей-одиночек и разведенных матерей, женщинам, кото­рые не знали своего отца. Тут эта богиня может помочь найти хотя бы «спиритуальную» связь с отцом. Кровь, как говорится, не водица... И это оказывается очень важным.

I

Рунический cm ель: самый сильный элемент здесь — руна Тюр. Неудивительно: ведь богиней Скади движет прямолинейное, настойчивое и жесткое упрямство и уверенность в собственной правоте. Обратная Берка-на здесь символизирует отказ от женских проявлений, расцвета и роста, перерастания своего прежнего «я», в конце концов. Райдо тем не менее показывает, что Скади всегда находится в пути, на своей собственной дорожке.

Сфера проявления богини в мире: лыжные гонки, пу­тешествия в горах, охота, мужские виды деятельности.

Способ проявления в себе: участие в лыжных гонках, мужских видах деятельности; охота, горные путеше­ствия; сравнивание всех мужчин с собственным отцом; развод и разъезд с мужем; мстительность; независимая и самостоятельная жизнь.

1 Во всяком случае, о ее матери ничего не известно.


Групповая практика



Предметы: необходимые в походе предметы, лыжи, лук и стрелы. Украшения и изделия из горного хрусталя, также сами камни. Говорят, что Скади также соответ­ствует черный змеевик, но я такого камня не встречала.

Животные: волк, горный козел.

Птица: орел.

Деревья: карликовые березки, елки.

Еда: все, что может быть убито и съедено в лесу и горах1.

Напитки: грог-; водка со льдом в хрустальных стопках.

ЭЙР

Богиня Эйр — целительница, «никто лучше нее не врачует». Есть упоминания о горе Лифья («Lyfja»), взо­бравшись на которую любая женщина исцелится. Там обитают некие девы Хлиф («защита»), Блид («блажен­ная, беспечная») и Фрид («прекрасная, мирная»), а так­же сама Эйр («пощада, милость»).

< >

П

Сейчас люди все больше обращают внимание на Эйр в своей религиозной практике. Полагают, что она по­кровительствует всем, кто занимается целительством души и тела. В большей степени ей соответствуют мяг­кие способы лечения: гомеопатия, ароматерапия, трав-ничество, массаж, а также психотерапия.

Лесник не считается.



Галина Бедненко. Школа рун


Для Эйр жизнь не является большим подарком, а смерть — большим огорчением. Понимание Эйр при­ходит женщинам во время специальных медитаций. И каждая способна понять о ней что-то свое.

Рунический сигель: его лучше всего делать в виде под-вески-лунницы. Тогда Йару (смена времен года, одних циклов другими) оказывается основой, на которой пока­чивается, как на весах, вес остальное: Лагуз (течения, направления, потоки, тенденции, предрасположенности, склонности), Уруз (витальная сила) и Беркана (рост и защита взращенного).

Сфера проявления богини в мире: целибат для жен­щин, терапия (особенно психосоматическая), нетради­ционная медицина.

Способ проявления богини в себе: целительские прак­тики, медитация, изучение свойств камней и трав, уеди­нение.

Способ почтить богиню: визит к психотерапевту, мас­сажисту, гомеопату и пр.; баня или сауна (без мужчин).

Животные: корова.

Дерево: береза.

Предметы: необожженная глиняная чаша, каменная ступка, керамические бусы.

Напиток: родниковая вода.

Еда: никакого мяса, молока, алкоголя, садовых фрук­тов, овощей или специй. Только каша на воде, дикие ягоды и мед.

САГА

Сага — богиня, сидящая в своем подводном замке вместе с Одином. Там они пьют мед из золотых чаш. Очевидным образом, она связана с рассказыванием и за­поминанием историй.

Рунический сигель: тут я выбрала удвоенную Ансуз (речь, передача информации, вдохновение) или Ансуз с Ла­гуз (течение, поток, тенденции). Нам мало что известно об этой богине, и все сохранившиеся сведения неразно-


Групповая практика



образны. Поэтому и знак такой простой. Здесь представ­лен.вариант Ансуз с Лагуз.

Сфера проявления богини в мире: устные рассказы и литературное творчество.

Способ проявления богини в себе: рассказанные, ус­лышанные, прочитанные или написанные истории.

Способ почтить богиню: пить вместе с собеседником хмельной мед или десертное вино из золотых (золотого цвета) чаш и рассказывать истории.

Текст: любая устно рассказанная сага.

идунн

Богиня Идунн — обладательница золотых яблок. Эти яблоки и она сама символизируют способность к воз­рождению, обновлению мира. В душе человека это юность души, радость и непосредственность открытия мира день за днем или после тяжелых испытаний. В со­временной традиции Идунн ассоциируется с возрожде­нием веры в языческих богов.

Яблоки — также символ смерти. Потому яблоки Идунн — это жизнь после смерти, посмертное суще­ствование, быть может перерождение, а также позитив­ная связь с иным миром.

< >

Сигелем богини может быть руна Йару.

Сфера проявления богини в мире: духовные течения, возрождение старых традиций.

Способ проявления богини в себе: интерес к вышепе­речисленным общественным течениям и участие в них.


276 Галина Бедненко. Школа рун

Способ почтить богиню: обряды в честь богов, ритуа­лы, разыгрывание мифов.

Еда: вряд ли могут быть какие-то особые указания, но можно сосредоточиться на всем, что готовят из яблок.

Напитки: яблочный сок, кальвадос, настойка на яб­лочной мяте.

СИВ

Сив известна своими длинными золотыми волосами. Предполагается, что ее золотые волосы — это метафора злаков, а лишение волос — символ жатвы. Зрелые коло­сья похожи на золотые волосы Сив. А летние молнии — проявление активности супруга Сив, Тора. Волосы Сив — сокровище всех богов, это знак жизненной силы и целост­ности. Поэтому Сив, наряду с Фрейей, вечно пытаются похитить великаны. Не исключено даже, что именно Сив из-за своих волос считалась прекраснейшей.

Так или иначе, Сив была или постоянно могла ока­заться жертвой. Локи отрезает ей волосы. За нее всту­пается муж Тор — защитник, но и агрессор. Локи за­являет, что был ее любовником, — возможно, именно поэтому он и отрезал ей волосы (так поступали с невер­ными женами). Это образ беззащитной и оберегаемой женщины, то жертвы, то спасенной.

Способ проявления богини в себе: умение и способ найти себе защитника; жизнь с мужем, за которым «как за каменной стеной»; жизнь с мужчиной — защитником и насильником одновременно; переживание потери, ут-1 раты, а затем исцеление.

Сигель богини: вязь из перевернутой Фе, Альгиз и Берканы символизирует здесь цикличность состояния


 

Групповая практика. 277

земли и женщины, пробуждение от зимнего холода и постепенная отдача себя радостно принимающему миру.

Дерево: рябина.

Растения: весенние цветы.

Предметы: янтарные украшения.

Еда: ячменные лепешки с маслом и медом; ягодный штрудель.

СОЛЬ (СУННА)

Это богиня Солнца. Лучи Солнца также могут при­нести смерть как благословение (при тяжкой болезни). Сунна — источник света и жизни. В северных широтах она представляется нежной девушкой, в более южных широтах (где, тем не менее, чудным образом чтут север­ные традиции) она видится похожей на великаншу или яркую огненноволосую красавицу.

I

Сигель: конечно, руна Совелу, причем в архаическом варианте.

Животные: два коня; два волка.

Птица: петух.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.