Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический потенциал предприятий РГБ, его понятие, параметры и конкурентоспособность.






Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса (РГБ) как субъекты рынка. Их место, функции и значение в индустрии гостеприимства. Классификация предприятий РГБ и тенденции развития.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие - это юридическое лицо, за которым может стоять как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

В завис-ти от осн. цели деят-ти, согласно ГК РФ, подраздел. на коммерческие и некоммерческие. Н/к отлич-ся от к-х тем, что извлечение прибыли не явл. главной целью. Это благотвор. фонды, ассоциации, религиозные орг-ции и т.д.

Предприятия РГБ класс-ся по разл. признакам:

1)По организационно-правовому признаку: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

2)По форме собственности: частные, муниципальные, государственные, предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности.

3)По размерам эконом. потенциала: малые (числ-ть занятых до 50 чел.), средние(от 50 до 500 чел.), крупные (свыше 500), особо крупные (свыше 1000).

Гостиницы классифицируются по различным признакам: функциональное назначение и обслуживаемый контингент, уровень комфорта и цен, размер предприятия; место расположения; время работы; обеспеченность услугами и др.

Тенденции развития: - углубление специализации и развитие предприятий с широким ассортиментом и узкоспециализированных предприятий; - создание ресторанных цепей; - развитие сети малых предприятий и внедрение компьютерных технологий; - использование системы франчайзинговых отношений; - образование гостиничных цепей с различными формами экономических и финансовых отношений; - создание и развитие сети семейных мини-отелей; - строительство апарт-отелей; - диверсификация функций и направлений деятельности предприятий РГБ (оказание помимо основных ещё множества дополнительных функций); - внедрение новых компьютерных технологий.

Экономический потенциал предприятий РГБ, его понятие, параметры и конкурентоспособность.

Экономический потенциал – совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов.

Возможности экономического потенциала любого предприятия РГБ определяются рядом условий:

- объемом и составом ресурсов и резервом пр-ий, вовлеченных и не вовлеченных в пр-во и обслуж-ие;

- экстенсивными или интенсивными факторами наращивания V производства и обслуж-я;

- способность руководства предприятия организовать хоз. процесс, определять стратегию и тактику деят-ти, соединять в единый творческий процесс труд и капитал предприятия.

Более конкретно возм-ти ЭП зависят от объема и состава основных и оборотных фондов; числ-ти занятых, их образовательных, квалификациооных и мотивационных характеристик; НМА ресурсов; инновациооных способностей руководства и коллектива работников; финансовых и информац-х возм-ей и способностей.

Оценка к/ти ЭП основ-ся на с-ме эконом-х и соц. стандартов к/ти. К числу эконом-х стандартов к/ти относ.: уровень рент-ти, уровень производит-ти труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и многие другие, характеризующие доходность предприятия и эфф-ть исп-ия ресурсов, качество и цену производимой прод-ии и услуги. В качестве социальных стандартов к/ти, хар-х соц. направленность и соц. оценку деят-ти пр-ия, могут выступать:

-потребительная оценка значимости пр-ия, направлений его деятельности;

-оценка конкурентами деловой активности пр-ия;

-внутренняя оценка пр-ия его работниками и руководством;

-зарубежная оценка деятельности пр-ия.

Сумма названных оценок, выраженных в балльной системе, может характ-ть уровень соц-ой конкур/ти потенциала предприятия.

Сравнение индивидуальных показателей экономической и социальной к/ти предприятия с соответствующими стандартами, сложившимися на рынке, позволяют оценить к/ть ЭП предприятия в РГБ.

3.Имущество предприятий РГБ, его состав, значение и источники формирования. Роль имущества в обеспечении финансовой устойчивости предприятия. Нематериальные активы предприятия: понятие, состав и значение.

Имущество можно рассматривать в широком аспекте, как совокупность материальных, финансовых и НМА активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности. Материальные: земля, участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, топливо и готовая продукция (1 и 2 раздел актива баланса). Финансовые ресурсы: кассовая наличность, депозиты, денежные вклады в других предприятиях, ценные бумаги, дебиторская задолженность. НМА: репутация, бренд, марка, квалификация кадров, круг постоянных клиентов, ноу-хау, информационные технологии, патенты и др (не имеют физической субстанции, но способны приносить прибыль). В завис-ти от участия разл видов имущ-ва в произ­в процессе, порядка перенесения их ст-ти на ст-ть выпуск- продукции и длит-ти исп-я они от­носятся либо к основным, либо к оборотным ср-вам.

Основные средства - это средства труда, имеющие стоимость не менее установленного государством лимита и срок службы не менее одного года. Они служат длительное время, не меняют своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, переносят свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции путём ежемесячного начисления амортизации (износа) по установленным нормам.

Оборотные активы включают: Производственные запасы – различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающих абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия.

Источники формирования делятся на 2 группы: собственные и заемные ср-ва.

Собственные и заемные отраж. в пассиве баланса: собственные в 3 разделе, а заемные – в 4 и 5.

Собственные дел-ся на постоянную часть(уставный капитал) и переменную (добавочный и резервный капитал, нераспредел. прибыль и спец-ые фонды).

Уст. капитал – формируется в момент создания предприятия.

Резерв капитал — источник собств средств, созда­в предпр-м в соотв с законодат-м пу­тем отчислений от прибыли.

Добав-ый капитал - образуется в случаях увеличения стоимости основных средств, оборудования к монтажу, незавершенных капитальных вложений при переоценке; при безвозмездном получении имущества производственного назначения.

Фонды: фонды накопления, предназначенные для производственного развития предприятия; фонды социальной сферы, предназначенные для социального развития.

Заемные ср-ва – долгосрочные и краткосрочные кредиты и кредиторская задолженность.

К этому капиталу относят:

- долги перед учреждениями банков;

- долги перед бюджетом;

- долги перед персоналом предприятия.

Способность предпр погашать обяз-ва в долгоср перспективе опр-ся соотнош-м собств и заемн средств и их структурой. Для обесп фин устойч-ти предпр-я должно поддерж-ся оптимальное соотнош-е собств-го и заемн капитала, а также внеобор и обор средств.

Фин. устойчивость – способ-ть предприятия функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в измененной внутр. и внешней среде, кот. гарантирует его платежеспособность и инвестиц-ую привлекательность. 4 типа ФУ: абсолютная (запасы и затраты меньше плановых источников их формирования), нормальная (равенство запасов и затрат, источников), кризисное финн. состояние (запасы и затраты больше временно свободных ден. ср-в и источников), неустойчивое (запасы и затраты = временно свободным ден. ср-вам).

Для всех предприятий при анализе финансовой устойчивости рассчитываются абсолютные и относительные показатели, в качестве абсолютных используются показатели реального собственного капитала. Реальный СК = УК + ДК + доходы будущих периодов + нераспределенная прибыль + РК – собственные акции, выкупленные у акционеров – задолженность учредителей по взносам в УФ – убытки прошлых лет в отчетном году. Для оценки финансовой устойчивости рассчитывают прирост капитала как разница. Прирост капитала = РСК – УК. Положительная величина прироста капитала говорит об устойчивом финансовом положении на данный момент времени, а отрицательная говорит о том, что предприятие обязано объявить об уменьшении своего УК.

4. Система налогообложения предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, её характеристика и критерии выбора порядка налогообложения.

Налог – обязательный инд-ый безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения ден. ср-в для реализации гос-ых нужд или муницип-х образований. Сбор – об-ый взнос, взимаемый с организаций и ФЛ при выполнении каких-то юридических операций.

Функции налогов: фискальная (изъятие ден. ср-в в бюджеты разных уровней, они распредел. в соответствии с гос-ми и муницип-ми нуждами), распределит-ая или перераспределит-ая и регулирующая позволяют регул. неравенства расходов в регионах страны.

В соотв-ии с действующим НКРФ налоги и сборы делятся на: федеральные; региональные; местные.

Федеральные

1. Налог на прибыль организаций

2. Налог на добавленную

3. Акцизы.

4. с 1 января 2010 года ЕСН отменен. С 2010 года предприятие уплачивает страховые взносы.

Замена ЕСН страховыми взносами приведет к увеличению налогового бремени всех предприятий, как применяющих традиционную систему, так и специальные налоговые режимы ввиду увеличения ставок налога.

Региональные

1.Налог на имущество предприятий

Местные

1. Земельный налог

2. Налог на рекламу

Упрощенная система налогообложения

Критерии: предприятия малого бизнеса, если по итогам 9 месяцев доходы не превысили 15 млн. руб.; стоим-ть осн. ср-в и НМА амортизируемых не превышает 100 млн. руб.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате: налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций, ЕСН.

Налоговые ставки по единому налогу:

-6 % если объект – доход от реализации.

-15%, если объект - прибыль.

Налоговый период – 1год, отчетный период – 1 квартал.

Налог на вмененный доход.

Критерии: местоположение, площадь и т.д. Для гостиницы главн. критерий площадь (500 м кВ. жилой площади), для торговых (150 м кВ. зала).

Предприятие само выбирает и обосновывает ту или иную форму.

5. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия РГБ: понятие, система показателей: методика их расчета.

Фин устойчивость – способность предпр-ия функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в измененной внутренней и внешней среде, кот гарантирует его платежеспособность и инвестиц-ую привлекательность.

ФУ связана с обязательствами и платежами длительного характера. Для анализа и характеристики финансовой устойчивости выделяют 4 типа финансовой устойчивости: 1) абсолютная, если запасы и затраты меньше плановых источников их формирования; 2) нормальная, при которой гарантируется равенство запасов и затрат их плановых источников; 3) неустойчивое финансовое состояние, когда запасы равны затратам, плановые источники финансирования равны временно свободным денежным средствам; 4) кризисное финансовое состояние, когда запасы и затраты больше временно свободных денежных средств и плановых источников финансирования.

Для всех предприятий при анализе финансовой устойчивости рассчитываются абсолютные и относительные показатели, в качестве абсолютных используются показатели реального собственного капитала. Реальный СК = УК + ДК + доходы будущих периодов + нераспределенная прибыль + РК – собственные акции, выкупленные у акционеров – задолженность учредителей по взносам в УФ – убытки прошлых лет в отчетном году. Для оценки финансовой устойчивости рассчитывают прирост капитала как разница. Прирост капитала = РСК – УК. Положительная величина прироста капитала говорит об устойчивом финансовом положении на данный момент времени, а отрицательная говорит о том, что предприятие обязано объявить об уменьшении своего УК. В дополнение к абсолютным показателям рассчитываются относительные: 1) коэффициент автономии = СК / ВБ. Характеризует, какая часть активов предприятия сформирована за счет собственных источников средств. 2) коэффициент финансовой устойчивости = ВБ / СК – обратный коэффициенту автономии и показывает, какая доля активов предприятия приходиться на 1 рубль СК. 3) коэффициент концентрации заемного капитала = заемные средства / ВБ – показывает, какая часть активов предприятия сформирована за счет заемных средств долгосрочного и краткосрочного характера. 4) коэффициент текущей задолженности = краткосрочные обязательства / ВБ – показывает, какая часть активов предприятия сформирована за счет краткосрочных обязательств. 5) коэффициент устойчивого финансирования = СК + долгосрочные обязательства / ВБ – показывает, какая часть активов предприятия сформирована за счет устойчивых источников средств. 6) коэффициент маневренности = Собств-ые оборот ср-ва (СОС) / РСК – показывает, какая часть СК предприятия находиться в мобильной форме, позволяет свободно маневрировать капиталом или какая часть вложена в оборотные средства, высокое значение этого показателя положительно характеризует состояние предприятия. 7) коэффициент обеспеченности собственными средствами = СОС / текущие активы (итог 2 раздела актива баланса) – если речь идет об АО, то минус задолженность учредителей по взносам в УК и стоимости акций, выкупленных у акционеров. Характеризует структуру актива баланса, если СОС увеличиваются, то это положительная тенденция. 8) коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами = СОС / запасы – показывает достаточность собственных средств для формирования запасов и затрат предприятия. Считается, что этот коэффициент должен быть больше или равен коэффициенту автономии, чтобы предприятие не оказалось на грани банкротства. 9) коэффициент рычага (финансового левериджа) = заемный капитал / СК – считается одним из главных определяющих финансовую устойчивость предприятия, чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие. Для оценки банкротства предприятия рассчитывается коэффициент Альтмана. Ка = Текущие активы / ВБ * 1, 2 + ДК / ВБ * 1, 4 + Прибыль от основной деятельности / ВБ * 3, 3 + УК / ВБ * 0, 6 + Выручка от реализации / ВБ. Характеризует вероятность банкротства при следующих нормативных значениях: 1) меньше 1, 8 – очень высокая степень вероятности банкротства; 2) равно 1, 8-2, 7 – вероятность банкротства высокая; 3) больше 3 – вероятность банкротства низкая.

ФУ тесно связана с платежеспособностью. Пл/ть имеет дело с краткосрочными обяз-вами и краткосрочными источниками их погашения. Платежеспособность – способность выполнять свои обязательства по всем видам платежей. Анализ и оценка Пл осуществляется по данным баланса на основе характеристики ликвидности его оборотных активов. Понятие «ликвидность» в фин.анализе может относится к ликвидности баланса, ликвидности А и ликвидности предприятия.

Ликв А – их способность превращатья в денежные средства.

Ликв баланса определяется путем сопоставления средств по активу, сгруппированных по срокам быстрого превращения их в ден. Средства с обязательствами по П, сгруппированным по степени срочности предстоящей их оплаты.

Ликв предприятия определяется местом предприятия на рынке, привлекательностью его А, его брендом.

При оценке Пл делится на текущую и перспективную.

Текущая Пл означает состояние в расчетах на текущий момент времени.

Перспективная Пл предполагает согласование обязательств (долгов) и платежных средств на перспективу на основе их прогноза.

Анализ пл/ти начинается с подразделения А и П на группы по степени превращения А в денежные средства и по срокам погашения обязательств.

6. Оборот предприятий РГБ – основной функциональный показатель производственно-коммерческой деятельности, его сущность, состав и значение в рыночных условиях. Состояние товарооборота предприятий общественного питания и оборота гостиниц. Факторы, влияющие на оборот предприятий РГБ.

Товарооборот как эконом. показатель – кол- во реализованных товаров или услуг в обмен на денежные доходы. Т/от бывает оптовый, розничный, валовый.

В ПОП реализуется продукция двух видов: продукция собственного производства и покупные товары. ПСП – это продукция, полученная в результате термической или холодной обработки в ПОП и выступающая в виде новых потребительских стоимостей: обеденной продукции и прочей продукции собственного производства.

Реализация ПСП в стоимостном выражении составляет оборот по ПСП. Большая часть ПСП реализуется населению в сети ПОП и представляет собой розничную реализацию ПСП и составляет часть розничного товарооборота. Вторую часть розничного товарооборота составляет оборот по покупным товарам. Покупные товары поступают в ПОП от других предприятий, не претерпевают каких-либо изменений и реализуются в той же потребительской стоимости, что и поступили. К покупным товарам относятся хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, фрукты, ягоды, вино-водочные изделия, сигареты, спички и некоторые другие продукты. Исходя из этого, розничный товарооборот ПОП, может определяться как сумма реализации продукции собственного производства и покупных товаров, а также услуг по их потреблению населению в обмен на денежные доходы. Сравнительно меньшая часть ПСП реализуется другим субъектам рынка для последующей их перепродажи или реализации населению и образует оптовый оборот ПОП.

Сумма розничного и оптового оборота образует валовой товарооборот.

Основным видом деятельности предприятий гостиничного комплекса является предоставление номерного фонда для проживания. В соответствии с этим основным показателем деятельности гостиниц является объем реализации услуг гостиницы или оборот гостиницы. Как эконом. показатель оборот гостиницы – это количество проданных номеров в обмен на денежные доходы граждан, обращающихся к услугам гостиницы.

Как эконом. категория, оборот гостиниц – эконом. отношения, в которые вступают предприятия туризма или гостиницы с другими субъектами рынка (ЮЛ и ФЛ) по поводу выполнения своих функций.

Оборот ПОП, оборот гостиниц имеет огромное значение:

1)посредством т/та и оборота предприятий РГБ получают общественное признание, стоимость и потребительская стоимость продукции, товаров и услуг данных предприятий;

2)т/от и оборот предприятий РГБ выступает как показатель пропорциональности между спросом и предложением на данные товары и услуги;

3)может рассматриваться как один из главных показателей, характеризующих уровень жизни населения;

4)свидетельствует о степени удовлетворения одних из важнейших потребностей населения в питании, проживании, отдыхе, оздоровлении, интеллектуальном познании и т.д.;

5)непосредственно в предприятиях объем оборота влияет на прибыль и рентабельность предприятия, его инвестиционные ресурсы;

6)оборот предприятий влияет на финансовое положение предприятия, его финансовую устойчивость и платежеспособность;

7)от оборота зависит экономическое положение предприятия, степень занятости его работников и их материальное положение.

Факторы подразделяются на внешние и внутренние. Факторы внешней среды не зависят от деятельности предприятия, это та объективная реальность, с которой приходится иметь дело предприятиям РГБ. В отличии от них факторы внутренней среды – субъективны, они тесным образом связаны с деятельностью предприятий.

К числу внешних факторов: политическую и экономическую ситуацию в стране, конъюнктуру рынка, уровень жизни народа и спрос на продукцию и услуги предприятий РГБ, сезонность спроса и предложения на продукцию и услуги; цены и тарифы на сырье, продукцию, услуги, предоставляемые предприятиям РГБ другим отраслям народного хозяйства и некоторые другие факторы.

К внутренним факторам: материальные и трудовые ресурсы, их объем, состав и структура, организация производства, прогрессивность техники и технологических процессов, профессионально-квалификационный состав работников предприятия, их инновационные способности, системы оплаты и стимулирования труда, информационные технологии, качество продукции и услуги, реклама и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.