Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние проблемы и актуальность темы пособия






Учебное пособие разработано как частный аспект изучения дисциплины «Современные проблемы теории и истории архитектуры и архитектурного дизайна» и в частности направления «Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов. Избранные проблемы архитектурной типологии».

Приступая к изложению материалов курса«Проблемы подготовки научного работника-архитектора » представляется разумным начать с разбора понятий, образующих название дисциплины и уточнить их значение, которого будем придерживаться далее.

Возьмём толкования глоссария (словаря) и при необходимости прокомментируем.

Словарь Ушакова трактует понятие «современный» как относящийся к одному времени или эпохе с кем-либо или чем-либо. В нашем контексте это понятие будет ориентироваться на самого архитектора и отсчёт будет вестись от его времени так, как объяснено в предисловии.

Понятие «проблема» в Большой советской энциклопедии объясняется следующим образом:

«Проблема: (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения П. служит её правильная постановка. Неверно поставленная П. или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных П». [19]

Кроме такой общей трактовки проблемой называют род задачи, которая очевидно не имеет однозначного решения. Если же задача однозначна и её решение выглядит в виде очевидного алгоритма, то её просто называют задачей. Сложная проблема, состоящая из ряда задач, часто в исследованиях выступает в качестве цели, её составные части – в качестве задач исследования.

Таким образом, современные проблемы – проблемы, требующие разрешения сегодня или в самом ближайшем будущем. По времени зарождения современные проблемы могут быть:

старыми и даже извечными, решаемыми каждым постоянно в настоящее для себя время,

настоящими, возникшими сейчас и требующими оперативного разрешения,

перспективными или вероятными, они могут возникнуть в будущем как обязательное или возможное следствие протекания событий.

Существует распространённое заблуждение считать актуальной проблемой всё, что кому-либо неизвестно. Это – грубая ошибка. Так не может быть актуальной проблемой образования незнание диссертантом каких-либо дисциплин или научных знаний, бывших когда-то проблемой, позже решённых и ставших доступными для изучения. Это – личная временная проблема самого диссертанта. Она сохраняется для него, пока он не поставил себе задачу изучить ранее решённую научную проблему. Такая постановка вопроса в пособии рассматриваться не будет. Чтобы прояснить ситуации с проблемами, в текст пособия включён раздел по типологии проблем. Таким образом, возникает систематика проблем.

Архитектурная типология (теория архитектуры компактных объектов недвижимости) является самостоятельной фундаментальной научной дисциплиной архитектурной науки. Из этого исходит и классификатор специальностей. Но при всём подобном отношении к ней научная проблема заключается в отсутствии признанной фундаментальной теории зданий. А точнее -- теории архитектуры компактных объектов недвижимости. Это подходящая тема для докторской диссертации, части этой темы могут рассматриваться в магистерских и кандидатских диссертациях. Понятие архитектурной типологии появилось ещё в работах Г.А. Градова, реализовалось оно в виде нормалей и диссертаций, их обосновывающих. Самую долгую жизнь получили нормали немецких архитекторов отца и сына Нойфертов. Учебник по архитектурной типологии С.Г. Змеула и Б.А. Маханько конечно же нужен и полезен архитекторам практически, но в теоретическом плане мало что сформулировал: он является подробным иллюстрированным описанием различных типов зданий и сооружений. Собственно теории зданий и сооружений он не содержит. Сама архитектурная типология как комплексная научная дисциплина, включающая теоретические положения, была сформулирована автором лишь недавно в его электронном учебнике по похоронной архитектуре, хотя на практике она действует формально с 1972 года.

Нормативная база архитектурной типологии – необходимое средство управления качеством зданий, сооружений и комплексов, как в части функциональных и конструктивных характеристик построек, так и в части их архитектурных свойств.

Регламентирование архитектуры, проявляемой в пластических формах, структурной организации пространств и декоре зданий, сооружений и комплексов, особенно общественных, наряду с установлением отправных позиций свободы архитектурного творчества – целесообразное средство управления качеством искусственно создаваемой среды жизнедеятельности. Это необходимо в условиях создания полноценной среды жизнедеятельности, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения, включая инвалидов и маломобильных лиц в соответствии с идеологией системы управления качеством ISO – 9000.

Казалось бы, разве есть проблемность в том, что в архитектурной деятельности, как и во всякой другой современной производственной деятельности, есть такой её род как научная, на который возложена судьбой функция питать практику знаниями и умениями? Оказывается есть. Не признана эта область научной классификацией РАН. Соответственно государство перестало надлежащим образом финансировать архитектурные исследования в нуждах проектирования. А для них постоянно нужны профессиональные кадры, желающие, умеющие и способные вести научную деятельность. Порождена серьёзнейшая проблема. Порождена искусственно. Возможно, в рыночной архитектурной практике наука найдёт себе естественную нишу, органично совершенствующую архитектурную деятельность. Сейчас же мы чаще видим безответственные градостроительные и архитектурные проекты, направленные исключительно на извлечение сиюминутной выгоды. Увы, и законодательство построено так, чтобы противиться этому оперативно было бы невозможно.

Можно сложить руки и плыть по течению, пусть всё будет, как будет. Но настоящие учёные так не поступают. Можно и нужно действовать. Проблему надо решать. А для этого приобрести необходимую квалификацию. Есть представления о науке (и архитектурной науке в частности), множество ранее созданных научных трудов, есть опыт и традиции в подготовке научных кадров, наконец, стандарты и правила. Ключевыми нормативными документами являются положения ВАК о подготовке и защите диссертаций и о присуждении учёных степеней. Они носят общий характер, но оставляют достаточную свободу в установлении специфических особенностей архитектурной научной сферы. Программный профиль определён в образовательных стандартах по архитектурным специальностям Министерства образования и науки Российской Федерации. Их конкретизируют распорядительные и методические документы аспирантуры, устанавливающие состав и режим обучения будущих учёных. Специализация архитектурного характера в них обычно учтена минимально, что дало автору основание внести необходимые разъяснения в пособие.

Пособие опиралось на рекомендации обстоятельных книг по подготовке диссертаций и прохождении защиты Ф.А. Кузина «Кандидатская диссертация», Волкова Ю.Г «Диссертация. Подготовка, защита, оформление». Практическое пособие, «Памятка соискателям учёной степени» [33]. Все они носят обобщённый характер и архитектурной специфики не отражают.

Пока что наука в архитектурной деятельности явно теряет вес -- кадровый состав мал как никогда, множество препон и трудностей, включая отсутствие научных рабочих мест как системы, за последние 20 лет утратились прямые связи научной сферы с архитектурной практикой.

Эти факторы заставляют вполне обоснованно считать, что наша архитектурная наука, особенно прикладная, пройдя заметный цикл развития, деградировала до проблемного уровня. Полноводный поток архитектурной науки иссох до вялотекущих и постоянно пересыхающих ручейков.

Нет, остатки «научной инфраструктуры» есть, они пока живут и функционируют. Но результаты такой деятельности практику достойным арсеналом средств решения реальных человеческих, а не просто диких рыночных задач, проектную деятельность не обогащают. И снова возникает проблемный вопрос: А зачем всё это вообще нужно? Обходимся же и без науки!

А вот это уже -- актуальная проблема государственной важности. Традиционная готовность ВУЗа поставить на рынок труда, подготовленный для реальной деятельности контингент архитекторов-учёных, наталкивается на отсутствие парка рабочих мест для этих людей. Эта проблема сопряжена с проблемой политической и экономической: быть или не быть собственной достойной науке в архитектуре. Иначе: своим или чужим умом будем жить? Инновационная направленность президентских программ здесь приходит в прямое противоречие с формированием рынка профессионального труда. Нет мест и денежных средств для развёртывания собственных инноваций – дикому рынку недвижимости они не нужны. Он всё купит за рубежом. Но они нужны населению для повышения качества его жизни, хотя рынок не спешит вкладывать в это деньги – отдача будет не скорой и не всегда явно денежной. Отсюда проистекает проблема мотивации архитекторов в отношении избрания научной карьеры и притока желающих получить соответствующее образование.

Может быть, такой взгляд очень субъективен и пессимистичен. Но он исходит из многолетнего опыта научной деятельности в научных архитектурных организациях, аспирантуре, а теперь и ВУЗе. Спорный взгляд? -- Значит, есть и проблема, а может и целая система проблем. Попробуем их рассмотреть беспристрастно, а если потребуется, то и пристрастно в интересах дела, которому взялись служить. Это и есть актуальность рассматриваемой здесь темы «Проблемы подготовки научного работника-архитектора».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.