Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательные категории и понятия науки. Структурные части научной работы






Содержательные категории и понятия науки

Научные направления и дисциплины строятся на основании концепций.

Концепция — это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей. В архитектуре это может быть и другой вид этого понятия, он практически идентичен эскизному проекту и даже допускает некоторые отступления от традиционной архитектурной графики. Но общий смысл сохраняется. Целью архитектурной концепции является дать представление о проектируемом объекте.

Объект - предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д. в архитектуре это обычно здание, сооружение, комплекс.

Объект противостоит субъекту (живому существу, чаще всего, человеку) в его предметно-практической и познавательной деятельности. Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект.

Содержательной основой концепции являются сформулированные идеи. Оформленные надлежащим образом они признаются объектом авторского права. Понятия идеи были чётко сформулированы ещё в античной Греции Платоном и Аристотелем, затем многократно уточнялись, что происходит в философии и логике и сейчас.

П.В. Копнин в Большой Советской энциклопедии так представляет это понятие:

Идея -- (греч. idé a), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. [14] (Далее см. приложение1, примечание2).

Считается, что идея, содержательная мысль - это нечто эфемерное, трудноуловимое на физическом уровне, но, тем не менее, это нечто способно побудить к действиям, которые могут создавать и разрушать мир. Видов идей множество и их классификации весьма обширны. Известно, что рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. [54]. В этой части с Аристотелем трудно согласиться. Теоретическая и научная проблема для ведения практической деятельности заключается в том, что в то время понятие информации ещё просто не было сформулировано как фундаментальное – специфическое свойство материи проявлять себя в невещественном мире. Сейчас информационный мир, в том числе и в архитектуре, столь велик и многообразен, что идеи стали предметом авторского права. Идея может рассматриваться как вид информационного тела, находящегося в определённом агрегатном состоянии, позволяющим с таким телом проводить многообразные информационные действия. Это наглядно демонстрируют такие области знаний как гештальт-психология (образная психология), теория информации и информатика.

Идея является видом мыслеформы, продуцируемой сознанием. Под мыслеформой следует понимать любую форму, в которой мысль проявлена или воплощена. (В оккультных науках в качестве мыслеформы рассматривают такое состояние мысли, когда она проявлена как такая мысль или импульс, которая на время становится чем-то вроде живого существа, душой которому служит мысленная сила, а телом — оживлённая материя).

Идея может быть банальной, всем давно известной, или новой. Продуктивная новая идея, которая стала основой продуктивной новой концепции, называется инновационной.

Среди видов идей обычно выделяют ещё и идею фикс – навязчивую идею, от которой трудно отделаться. Она всё время удерживается в мыслях, требуя побуждения к действиям. Такой может стать и научная идея, и это не всегда плохо. Иначе что бы воплощалось в виде научных знаний и результатов?

Чтобы идея стала продуктивной её надо зафиксировать и оформить в концептуальную форму. Архитектурную идею можно выразить текстом, вербально (словесно, речью), но чаще её выражают эскизом, проектными предложениями или эскизным проектом в плоскостных изображениях и в объёмных макетах или моделях.

Теория

Основой любой научной дисциплины является теория. Она – ключевое понятие науки и часто – её цель.

Теория -- (греч. θ ε ω ρ ί α, «рассмотрение, исследование») — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Теория может рассматриваться и как совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности [19].

Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

В Википедии в отношении теории приводятся следующие положения:

Обычно считают, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленных ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и доказывается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.[19]

Гипотеза -- возможная, но еще не доказанная истина. Гипотеза – это идея, с помощью которой мы интерпретируем факты. Наука, как и философская рефлексия, предполагает (по Платону и Фихте) постоянный «круговорот» фактов и идей. Наблюдение фактов представляет собой первый момент всякого исследования, объяснительная гипотеза – второй момент и экспериментальная проверка – третий. В психологии способность к созданию гипотез является мерилом творческих способностей личности. В области науки следует различать гипотезу-закон, или малую гипотезу как предвосхищение закона, и большую гипотезу, или гипотезу-теорию. Гипотеза, как и теорема, нуждается в доказательстве.

Обобщая, прикладная цель науки — предсказывать будущее как в наблюдательном (аналитическом) смысле — описывать ход событий, на который мы не можем повлиять, так и в синтетическом — создание посредством технологии желаемого будущего. Образно говоря, существо теории в том, чтобы связывать воедино «косвенные улики», вынести вердикт прошлым событиям и указать, что будет происходить в будущем при соблюдении определённых условий.

При появлении более общей, более точной теории старая теория становится частью или элементом этой общей теории [19].

Концепция или теория обычно содержит правила действия в рамках принимаемой концепции, называемые принципами. Принципы провозглашают, устанавливают волевым путём, но не доказывают. Википедия поясняет, что «найти такой принцип, который действительно содержал бы в себе основания для всего существующего, составляет главную задачу философии. При всех ее успехах со стороны формального развития умственной деятельности принцип бытия доселе получает в различных системах лишь те или другие односторонние определения, не представляющие существенного прогресса сравнительно с воззрениями древних мыслителей. Идеальные требования или нормы метафизического принципа сводятся к следующему: такой принцип должен обладать наибольшим внутренним единством и наибольшей полнотой содержания, и связь его с тем, что из него объясняется, должна быть наиболее ясной и внутренней обязательностью».

Принцип часто выдвигается как постулат. Постулат есть положение, которое, хотя и не доказано, но принимается (все же) за истину, ввиду теоретических или практических целей, принимается, следовательно, на веру. Постулаты также отличаются от теорем тем, что они являются логическими выводами, и от гипотез тем, что они не открыты для прямой эмпирической оценки.

Закон в науке - это положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области. Научный закон это знание, сформулированное в понятиях, которое имеют основание в природе. Законы природы объективны и существуют независимо от воли и сознания людей [19]. В исследовании вновь открытые и сформулированные законы могут выступать в качестве научного результата.

Механизмом составления и выражения научных положений в обязательном порядке признаётся логика. Это и характер манипуляций с мыслеформами научного предмета, и древнейшая наука. Без логики наука перестаёт быть сама собой.

В словаре «Логика» собственно понятие логика трактуется так:

Логика -- (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум), или: Формальная логика, — наука о законах и операциях пра­вильного мышления. Согласно основному принципу Л., пра­вильность рассуждения (вывода) определяется только его логиче­ской формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Различие между формой и содержанием может быть сделано явным с помощью особого язы­ка, или символики, оно относительно и зависит от выбора языка. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Та­кой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые исти­ны с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п. Неправильные выводы могут от истинных посы­лок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. Л. занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями между терминами (понятиями), операциями определения и логического деления по­нятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, па­радоксами и логическими ошибками и т. д. Но главные темы логи­ческих исследований - анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых являет­ся необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода. В правильном рассуждении заключение вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения вы­ражает логический закон. Рассуждать логически правильно — зна­чит рассуждать в соответствии с законами Л. Л. не просто перечисляет некоторые схемы правильного рас­суждения. Она выявляет различные типы таких схем, устанавлива­ет общие критерии их правильности, выделяет исходные схемы, из которых по определенным правилам могут быть получены другие схемы данного типа, исследует проблему взаимной совместимости схем и т. д.

Законы Л. долгое время представлялись абсолютными истина­ми, никак не связанными с опытом. Однако возникновение кон­курирующих логических теорий, отстаивающих разные множества законов, показало, что Л. складывается в практике мышления и что она меняется с изменением этой практики. Логические зако­ны - такие же продукты человеческого опыта, как и аксиомы евклидовой геометрии, тоже казавшиеся когда-то априорными.

Развитие Л. показало, что доказательства вовсе не обладают абсолютной, вне­временной строгостью и являются только опосредствованными средствами убеждения. Даже способы математической аргумента­ции на деле историчны и социально обусловлены. В разных логи­ческих системах доказательствами считаются разные последова­тельности утверждений, и ни одно доказательство не является окончательным.

Перемены, происшедшие в Л. в XX в., приблизили ее к реально­му мышлению и тем самым к человеческой деятельности, одной из разновидностей которой оно является. Для правильного понимания предмета и задач формальной Л. важно четко представлять ее соотношение с диалектической Л.

Ди­алектика как Л. исследует становление и развитие понятий и пред­ставлений, их отношения, переходы, противоречия. Диалектиче­ские принципы историзма, конкретности истины, единства абстрактного и конкретного, практики как критерия истины и т. д. направлены на познание закономерностей мышления, взятого в его движении и развитии, в последовательном постижении ре­альности.

Формальная Л. главное внимание направляет на прояс­нение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов. Диалектическая и формальная Л. - две разные науки, различающиеся как предметами своего исследования, так и методами.

Современная Л. находит применение во многих областях. В час­тности, она оказала влияние на развитие математики, прежде всего теории множеств, формальных систем, алгоритмов, рекурсивных функций; идеи и аппарат Л. используются в кибернетике, вычис­лительной технике, в электротехнике и др. [36] И в архитектурной науке, да и в проектировании, логика – необходимый инструмент мышления.

В процессе своей жизнедеятельности человек познает мир (получает информацию). Мышление сопутствует любой деятельности человека. Оно управляет его действиями, следит за тем, чтобы соблюдался определенный порядок, последовательность действий; после каждого шага проверяет результат, контролируя и корректируя сделанное. Мышление позволяет предвидеть возможные последствия действий, дать им определенную оценку.

Когда мы доказываем что-либо, мы можем рассуждать правильно, а можем и сделать ошибку (тогда вывод будет ошибочным, ложным). Существуют определенные правила, которые показывают, как отличать верные умозаключения от ошибочных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.