Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их возникновения.






Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие. Везде - на улицах, площадях, парках и садах - ощущался скорый приход весны. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество. Имеющийся жизненный опыт у человека - это истинное его богатство. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

 

Вариант 8.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

знакомство через посредника.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: умный-умственный, фабрикант-фабрикат, холодеть- холодить, целый-цельный, чернеть-чернить, швейцар-швейцарец.

3. Поставьте ударение в следующих словах: алкоголь, афера, апартаменты, бензопровод, бытие, валовой, газированный, диспансер, добыча, договор, звонит, избалованный, исповедание, квартал, кухонный, каталог, некролог, обеспечение, опека, опломбированный, острие, пасквиль, похороны, подростковый, приговор.

4. Укажите значение следующих заимствованных слов: планида, планировать, путч, пурпур, ретро, ротация, селитра, специалист, той, титул, фауна, фат, хромо, хронограф, цедра, целибат, штраф, штукатурка, шурф, шунт, элита, яхонт, ялик.

5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: писать, читать, списать, отнять.

6. Просклоняйте числительные: 543; 657.

7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 7700 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 590 экскурсантами. Длина окружности равна 354 сантиметрам. Из 843 вычесть 439. К 3036 прибавить 649. От 19539 отнять 18070.

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

(Читальный зал - читальная зала) библиотеки всегда (переполнен - переполнена) учащейся молодёжью. Второй прыжок был (ловчее - ловче), чем первый. Где вы (слышали - слыхали) о последних событиях в этой стране? НИИ (получил - получило) заказ на разработку новых строительных материалов.

9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.

В поэзии Александра Блока нашли воплощение многовековая культура русского народа, его историческое бытие и связанное с ним чувство Родины. Не случайно <...> поэт обратился мыслью к истории, к ее героическим страницам, написав цикл «На поле Куликовом».

Удивительной силы и свежести поэтические образы находит Блок для воплощения патриотической идеи. «О Русь моя! Жена моя!..» — восклицает поэт, вкладывая в это неожиданное сравнение всю любовь и нежность, на какую способно его сердце. На этой же щемящей ноте звучит и стихотворение «Россия», непосредственно примыкающее к циклу «На поле Куликовом»: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!

По контрасту с нищетою, «серыми» избами поэт видит и «разбойную красу», «плат узорный до бровей», «прекрасные черты» России— единственной, горячо любимой, в мечтах лелеемой...

Образ России был в поэзии Блока путеводным маяком, который светил ему, вселяя надежду на лучшее будущее, ибо в нем воплощались, соединились для поэта и такие понятия, как народ, история, судьба нации.

(Ал. Михайлов.)

10. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их возникновения.

В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Чтение Маяковского производило сильное впечатление. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

 

Вариант 9.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

приглашение.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: артельный-артельский, будний-будничный, вбитый- взбитый, грецкий-греческий, дружеский-дружественный, женский- женственный.

3. Поставьте ударение в следующих словах: паралич, партер, пахота, пепелище, перчить, планер, плесневеть, поваренная соль, портфель, постамент, похороны (на похоронах), предмет, премировать, приговор, приданое, призыв, призывной (пункт, возраст), призывный (зовущий), принудить, принцип, приобретение, прирост, прозорливый, процент, псевдоним.

4. Укажите значение следующих заимствованных слов: аврал, авиация, антология, автомат, ампир, балдахин, бланк, бисер, вахтер, ватин, варяги, валторна, гороскоп, гоплит, гонг, гугенот, грум, грунт, дифракция, инкарнация, инженер, индуктор.

5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: купить, курить, мыть, выть.

6. Просклоняйте числительные: 143; 597.

7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 2000 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Длина окружности равна 422 сантиметрам. Из 596 вычесть 387. К 1998 прибавить 802. От 19464 отнять 14090.

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель - правую туфлю). У мальчика появились и (худшие - более худшие) привычки. Выступавшие в прениях (сосредотачивали - сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала - сделали) для организации летнего отдыха детей.

9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.

Слово «парус» много говорит моему воображению. Люблю это слово, потому что люблю парус, люблю паруса. Я вспоминаю свои паруса на Днепре и на Волге, на Немане и в Пирите, под Таллином. Но в строке «Белеет парус одинокий» это сло­во наполняется многими новыми качествами, расширяющими мои личные, узкобиографические впечатления до пределов образной всеобщности и безбрежности толкования. Эта всеобщность включает и мои личные впечатления. Более того, Лермонтов приводит их в порядок, в строй, дает им особое наполнение, делает сопричастными переживаниям других людей, объединяет меня с ними. Так органная музыка может питать одновременно сотни и тысячи людей... Восприятие поэзии в этом смысле сродни восприятию музыки. Поэзия в основе своей многозначна...

«Парус» в словаре — это простое, обычное слово, «парус» Лермонтова — это слово поэтическое, слово, включенное в образный строй строки «Белеет парус одинокий». Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов. Есть слово в поэтическом тексте. Здесь оно начинает жить. Здесь оно живой организм. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ.

(Л. Озеров.)

10. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их возникновения.

Нежное дерево акация превратилось в символ родного города. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. В городе открылись много магазинов.

 

Вариант 10.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

поздравление.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: заживать-заживлять, зубы-зубья, иронический- ироничный, клёв-клюв, мелодика-мелодия, начертать-начертить.

3. Поставьте ударение в следующих словах: валовой, варить (варю, варишь), верба, волен, волк (волка), гектар, гравер, гренадер, группировать, гусь (гуся), демократия, деятельность, диагноз, диалог, диспансер, добыча, договор, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), документ, дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, закупорить.

4. Укажите значение следующих заимствованных слов: вазон, вакцина, валторна, ватт, вольфрам, госпиталь, дельта, декларация, дифракция,

инициатор, кентавр, кернер, ликвидация, модуль, модерн, операция, планер, пьедестал, пункт, сальто, салют, сага, салат.

5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: красить, творить, любить, жить.

6. Просклоняйте числительные: 677; 735.

7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 1900 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 506 экскурсантами. Длина окружности равна 304 сантиметрам. Из 803 вычесть 439. К 3536 прибавить 649. От 16587 отнять 12000.

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

После обеда мы обычно пили (чёрный - чёрное) кофе. Подобный ответ (бессмыслен - бессмысленен). Не (порти - порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется - справляются) со своими обязанностями.

9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.

Когда он проснулся, уже восходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. Егорушке показалось, что оно было не на своем месте, так как вчера оно восходило сзади за его спиной, а сегодня много левее... Да и вся местность не походила на вчерашнюю. Холмов уже не было, а всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина; кое-где на ней высились небольшие курганы, и летали вчерашние грачи. Далеко впереди белели колокольни и избы какой-то деревни <...>. В промежутках между изб и за церковью синела река, а за нею туманилась даль. Но ничто не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони <...>. И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!

(А. Чехов)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.