Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что же? Дать ребенку умереть голодной смертью?!.






 

Да нет же! Разрешите ему испытать чувство голода и запустить механизм естественной работы пищеварительной системы. Но главное - определитесь, чего Вы хотите: «что бы ребенок хорошо ел» или «чтобы ребенок хорошо жил»?!

Будьте готовы к тому, что сегодня он удовлетворится парой фруктов и горстью орехов, а завтра съест порцию жаренной картошки, превосходящую вашу!..

Избавьтесь от страха «недополучения» всего необходимого ребенку!.. Когда я убедилась на собственном опыте, что при здоровом питании объем пищи уменьшается в несколько раз, а вся энергия, ранее тратившаяся на переваривание 1-2-3его идет теперь на жизнь, я смогла спокойно довериться потребностям своего ребенка. До 10 лет она абсолютно не ела мясных продуктов, очень редко – курицу; не пила молока; не ела сладостей кроме меда. Зато очень любила печеную картошку, грибной суп, овощное рагу, сыр, фрукты (очень любила – это 1-2 раза в неделю!) Я позаботилась о том, чтобы ежедневно ей хотелось съесть 50 грамм творога с орехами. Моя мама - врач высшей категории и я получила от нее «по полной программе» информацию о том «чего недополучает ребенок» и что ее ждет в будущем. Однако явное опережение в физическом развитии своих сверстников моей дочери столь очевидно, что иногда я просто знакомлю ее со своими клиентами для снятия «страха истощения», а цветущий вид внучки делает неуместными любые теоретические аргументы бабушки.

Однажды, на Юге, мы сидели в пансионате за столом с семьей, где каждая трапеза превращалась в борьбу мамы с 7-ми летней подвижной худенькой дочерью. Поскольку ничего из предложенного меню, кроме сыра и овощей на столе не нравилось моей дочери, она 10 дней на глазах у всех ничего не ела, получая в избытке солнечные и морские ванны. (Конечно, если бы я разрешала, – она похрустела бы чипсами, поела бы мороженное. Но я следую правилу: «пустая» еда не может быть «вместо» пищи. Раз не хочется – пожалуйста: фрукты, немного орехов, солнце, - что еще надо!..)

Озабоченная мама была шокирована таким соседством, а главное – вполне здоровым видом девочки, и через 3 дня, махнула рукой на задачу «накормить любой ценой»!

Ради того, чтобы не давиться супом или котлетой, ее дочь с радостью отказалась от привычного нытья: «купи то, купи се…» А концу недели пару раз с удовольствием съела за столиком то, что ей пришлось по вкусу, чем просто сразила мать!..

 

Сейчас у моих бывших клиентов подрастают вторые дети, и пройдя со старшими хорошую школу, родители с легкостью доверяют организму ребенка. Некоторые дети даже ходят в сад, достаточно снять с воспитателя ответственность за «особенное поведение» малыша за столом – нет проблем.

Конечно, в этих семьях на столе не стоят конфеты или кока-кола, зато всегда – фрукты. Многие из детей «в охотку» кушают за общим столом то, что нравиться взрослым, при этом, в другие дни, делают перерывы в приеме пищи по 7-8 часов. И прекрасно выглядят!.. А вот от чего они «вянут» - так это от отсутствия свежего воздуха, движения на улице и, что самое главное – от психологического напряжения в семье между взрослыми людьми (скандалы необязательны, достаточно внутреннего недовольства – это очень чувствительные дети!)

 

Представьте себе, сколько сил тратит ребенок на эмоциональное сопротивление любимым людям, чтобы сохранить свое здоровье и не кушать, пока не переварилось то, что было съедено раньше!.. Сколько нужно усилий организму, чтобы справиться с нейтрализацией «шлаков», образующихся в этом процессе!.. Не удивительно, что дети, которых «заставляют есть» производят впечатление больных (а со временем, такими и становятся!) Я уж не говорю, что ненавистная «полезная» еда таковой перестает являться!)

 

Дорогие коллеги-родители! Не скажу, что легко вернуться мыслями к тому, о чем я писала в начале рассылки: «Зачем мне, родителю, такая ситуация? Чему она учит меня и моего ребенка?» Однако, только честно ответив на эти вопросы Вы сможете преодолеть свои страхи и заблуждения, а ребенок обретет спокойную ежедневную среду развития!

 

Напоследок хочу посоветовать Вам книгу более традиционного специалиста, тем не менее, высказывающего с высоты своего многолетнего врачебного опыта созвучные мне мысли: «Здоровье ребенка и здравомыслие его родственников». Книгу можно найти на сайте:

www.komarovskiy.vostok.net.

 

Желаю Вам смелости и веры в себя и своих детей!

 

5.Проблемы детей – стимул нашего развития.

Вышло уже 4 выпуска рассылки «Родителям обыкновенных детей индиго» и, судя по письмам, аудитория разделилась: кто-то хочет получить ответ на частный вопрос, не предполагая изменения всей «картины» взаимоотношений с ребенком, а кто-то уже понял – частных «решений» не бывает. Процесс жизни нельзя разделить на автономные составляющие: «это - мое отношение к себе, а это – к ребенку; это – моя любовь к сыну, а это - то, чего я cам хочу добиться в жизни»…

Вы обращали внимание на то, как мало вокруг действительно счастливых людей?

Как привычно мы поддерживаем имидж под девизом: «все нормально», или «не хуже других» и вдруг – серьезная болезнь ребенка… конфликты со сверстниками… полное взаимонепонимание с недавно таким милым малышом… протест против любых занятий…

 

Я глубоко убеждена, что «разрастание» проблем, касающихся поведения, обучения и здоровья детей, - стимул современной Эпохи для нас!.. Да-да!..

 

К сожалению, человечеству свойственна инерция мышления и склонность к стереотипам. Жизнь вокруг нас меняется быстрее, чем наши представления о ней. Дети реагируют на эти изменения первыми и, по неумолимому закону сохранения жизнеспособности, обнаруживают новые паттерны поведения, оптимальные для нового времени!

Согласитесь, что скорость обновления, а точнее разрушения привычной среды человеческого обитания, никогда не была столь стремительной – всего 30 лет назад в России трудно было представить массовое потребление «бутылированной» питьевой воды, почти синтетической пищи, мыльных сериалов и телешоу общего направления «подглядим в замочную скважину». Давно нет планово - распределительной системы, общепринятого мнения «Что такое хорошо и что такое плохо», а родители и педагоги изумляются «непохожести и неуправляемости» новых детей!.. Однако, когда это «изумление» переходит в разряд невыносимой ситуации, люди обращаются к специалисту (если повезет) и… оказывается, что они вообще «разрушительно» живут – не те у них приоритеты, не умеют они любить и ценить себя, своих близких, а так же то, что имеют; мысли их заполнены заботами и разочарованиями, борьбой с негативным поведением домочадцев или коллег… Неудивительно, что в конце концов «гром грянул!»..

 

Думаете, им никогда не встречалось информация о том, как важно начинать день с улыбки, а заканчивать благодарностью?.. Что вынужденные компромиссы разрушают здоровье?.. Что отказ от своей мечты навсегда лишит крыльев?..

Да что это я – «они», да «они»!.. Было время, когда я сама НИ ЗА ЧТО не нашла бы в себе сил изменить свое сознание, если бы не дисбаланс в жизни ребенка!.. Двадцать лет назад Выход из болота стереотипов означал конфронтацию с общепринятым мнением общества, в том числе близких людей!.. А это было не очень приятно. Поэтому я много изучала теоретически, но успокаивала себя известной притчей про ученика, пришедшего за мудростью к Учителю:

Молодой искатель пришел к Гуру и сказал: «Великий учитель, возьми меня в ученики!..» Тот повел юношу к водоему, завел довольно глубоко в воду и слегка " притопил". На берегу

отдышавшийся ученик на вопрос " Чего ты больше всего хотел под водой? " ответил: " Воздуха! " " Вот когда так же захочешь мудрости - тогда и приходи!.."

Мне казалось, я и без кардинальных перемен живу не плохо, но рождение дочери и усугубляющаяся нестыковка ее потребностей и

ожиданий окружающих привели к «взрыву». Только через 14 лет, когда я встретила первые книги о «новых детях», мне стало понятно, что мой жизненный выбор – это больше, чем стремление решить свои проблемы!.. Информация из разных областей знания – от психофизиологии до философии, большая психолого-педагогическая практика - позволили мне к тому моменту помочь многим семьям обрести уверенность в том, что их ребенок – нормальный, талантливый, здоровый, просто он «пионер» в этой жизни! - Немного опережает действительность.

В наши дни стало очевидным – в чем именно.

Во всем мире идет процесс осознания, что самое мощное оружие на земле – человеческая мысль!.. Один фанатик способен уничтожить тысячи людей и никакие армии и спецназы не смогут его остановить… Что коллективное поле человеческого сознания стимулирует экологические бедствия, что насилие порождает насилие, какими бы благими целями оно не руководствовалось.

И дети - эти чудесные крохи - с первых месяцев жизни внимательно глядящие в наши глаза, своей чувствительностью и неожиданным реагированием побуждают нас осознавать то, что мы делаем каждый раз, когда наши действия вызывают дискомфорт в их состоянии. Мастерству этого осознания и посвящена моя рассылка. Ведь именно способность управлять своим внутренним миром – то, к чему нас «вынуждают» дети - позволит людям в частности и человечеству в целом изменить свою Жизнь!..

 

Я знаю - многие читатели присоединились к нам недавно, поэтому позволила себе сделать такое обширное теоретическое отступление. А для «практиков» привожу ниже отрывок моей статьи, посвященной инициативности детей.

 

«… Давайте обратим внимание на то, есть ли место в жизни ребенка для подлинно самостоятельного творчества? Удовлетворяется ли его потребность в самовыражении в семье, в саду, в школе? Возможно ли это вообще?.. Ведь у взрослых есть цели и задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, которые они с самого раннего детского возраста стараются воплотить в жизнь. На это воплощение взрослых планов расходуются жизненные силы и время детей. Но есть ли в жизни ребенка достаточное пространство для постановки его собственных исследовательских задач? Время для того, чтобы, например, рассмотреть, как играют лучи в сосульке, или - с какой высоты брошенный пакет с водой превратиться в бомбу?..

 

Как психолог, занимающийся с проблемными в области обучения и социализации детьми, могу ответственно сказать – нет! Не удовлетворяется базовая потребность ребенка в самоопределении и самореализации! Жизнь растущего человека крайне регламентирована: практически не сравнимы в глазах родителей действия, значимые для взрослых – самообслуживание, учеба, личная гигиена, и - творческие побуждения ребенка. Да и сами действия малыша, направленные на непонятные родителям цели, не воспринимаются таковыми. Хочу уточнить, что слово творчество я использую в его универсальном значении – создание чего-то не существующего раньше, по свободному внутреннему побуждению автора. Так вот, творческое развитие ребенка, это не обучение его танцам, музыке, рисованию!.. Нет сомнения, что эстетическое воспитание развивает личность растущего человека, но это другая деятельность, основанная на исполнении руководящих указаний педагога, хотя бы и с элементами творчества! Этим, кстати объясняется тот факт, что многие художественно одаренные дети уже после первого года обучения отказываются развивать свои таланты в специализированных школах, предпочитая заниматься любимым делом дома, а в случае давления взрослых навсегда охладевают к своему увлечению. «Мы любим учиться, но не обучаться» - сказала мне однажды одаренная девочка-подросток по поводу претензий взрослых к «строптивости» ее поколения.

Для того, чтобы творчески воплощать задуманное кем-то (композитором, режиссером, преподавателем, воспитателем), у ребенка, прежде, должна быть возможность развить свою инициативу и научиться воплощать задуманное им самим в повседневной жизни.

Полуторагодовалый малыш с увлечением манипулирует кухонной утварью, «наряжаясь» в кастрюлю; трехлетняя девочка в отсутствии взрослых раскрасила стол, за которым ее оставили порисовать; восьмилетние дети с энтузиазмом проверяют аэродинамические свойства пакетиков чая, пуская их с балкона… Что это? Лишенное смысла баловство, или проявление уникального творческого подхода к жизни? От ответа на этот вопрос взрослых людей, окружающих ребенка, зависит то, кем он вырастет – безынициативным исполнителем чужой воли, или творцом, обогатившим жизнь. Гораздо проще запретить совершать неудобное для родителей действие, чем понять его и деликатно перевести творческий задор в безопасное русло, сохранив положительную оценку самого желания действовать.

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Совсем недавно, 40-50 лет назад во всем цивилизованном мире детей побуждали как можно скорее приобретать взрослые черты личности – прагматизм, ответственность, рассудительность. Однако с развитием постиндустриального общества и появлением такой науки, как бизнес-психология, на первый план вышли совершенно другие составляющие жизненного успеха: спонтанность, творческий подход, оптимизм, игровое отношение к работе (Не случайно эффективные тренинговые программы для менеджеров проводятся в игровой форме!..) Таким образом, качества, усиленно «корректируемые» нашей отечественной системой образования – независимость, фантазийность, импульсивность и самобытность (мешающие воплощению главного принципа нашей системы образования: «делай как я») – являются базовыми слагаемыми жизненного успеха в мире индивидуальных побед и поражений, в котором мы, россияне, с недавних пор живем!..

Кто-то может возразить – хороший педагог всегда стимулирует творческую инициативу детей!.. Однако сравните удельный вес того, чему ребенок должен следовать в процессе воспитания и обучения, и того, что он может (одобряемо) пробовать в своей ежедневной жизни. Неудивительно, что дети взрывают учебный процесс непредсказуемыми выходками, доводят родителей до исступления своей хаотичной физической активностью, проявляют агрессивность и непослушание!.. Все это потому, что в повседневности детей совсем мало места для их жизни.

 

В наши дни взрослые начинают оценивать деятельность ребенка ее «полезностью», начиная со все более раннего возраста. Но кто может знать, какие навыки и способности будут необходимы вашему Чаду в непредсказуемом будущем?.. Может быть, бесконечно кувыркаясь, он тренирует вестибулярный аппарат для космических полетов, или, решая математику в наушниках, громыхающих музыкальным авангардом, учится одновременно работать двумя полушариями мозга?..»

 

Нередко мы, взрослые, вынуждены обращать внимание на физические последствия инициативности детей: прыгал с гаража – сломал ногу; сделал из своей одежды костюм Бэтмана – не в чем идти в школу; нарисовал ворота сказочной страны – оказалось, что это произошло на уроке математики, в рабочей тетради. Может быть, прежде чем сокрушаться, стоит вникнуть - почему для ребенка было важно сделать то или иное действие? Что он хотел испытать или проверить? Чему это его научило? (Кстати, совместный анализ случившегося с точки зрения «приобретений» «откроет уши» ребенка к вашим наставлениям на будущее, не в пример обличающим тирадам!)

Не надо бояться «анархии» – дети очень благодарны за уважение к их потребностям и способны оценить Ваше искреннее желание понять мотивы их действий.

Ради сохранения такого доверия они готовы выполнить многое из того, что им не нравиться – от принятия теплого молока перед сном, до посещения детского сада или школы, или подготовки к контрольной. А главное – у них появляется эмоциональный ресурс терпеть то, что не созвучно их душе, но неизбежно в современном мире.

Есть еще один аспект этой проблемы: недооценка взрослыми значимости творческой самореализации детей. Они не считают возможным превращение своих беспокойных экспериментаторов в выдающихся деятелей, полезных человечеству в дальнейшей, взрослой жизни; не верят в исключительность и неповторимость талантов малышей и школьников, поэтому безжалостно готовы прервать ребенка в самом разгаре его «творческой деятельности».

Неудивительно, что непоседы- малыши вырастают индифферентными, безразличными ко всему подростками – их инициатива была постоянной помехой обучению и воспитанию, с ней настойчиво боролись, и …преуспели!

 

Практически всем известны истории о талантливых изобретателях или музыкантах, погружающихся в свою фантазию в самом «неподходящем» месте. Например, истории о том, как композитор записывает зазвучавшую в его сознании мелодию прямо на манжете рукава, а изобретатель бросает серьезное занятие, чтобы проверить пришедшую в его голову идею! Всем это понятно – вдохновение капризная птица! Тем не менее, мало кому придет в голову оценить тщательно выполненный рисунок своего ребенка, изображающий машину времени …в школьной тетради, или дождаться завершения творческого процесса созидания «вавилонской башни» из подручных материалов в тот момент, когда семья садиться ужинать.

 

Мы даже не предполагаем, как «подсекаем» развитие наших детей, действуя таким образом!

 

Вспоминается исторический анекдот из ранних лет жизни великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гетте. Родители-аристократы отбыли на званный ужин, оставив 4х-летнего мальчика с гувернанткой, которая посчитала возможным запереть малыша в комнате на некоторое время в одиночестве. Ребенку стало скучно, и он начал развлекаться тем, что по одной бросал из окна второго этажа драгоценную посуду фамильной коллекции саксонского фарфора. Вернувшиеся родители были возмущены тем, что ребенка оставили одного, но восхитились поведением малыша: «Какой гениальный ребенок - нашел, чем себя занять!..» Может быть, поэтому Гетте действительно вырос гением?..

Я работаю с детьми, доставляющими неудобство взрослым, более десяти лет, и хочу сказать, что те, кого считают гипперактивными, действительно часто мешают находящимся рядом с ними, но почему? Потому что это дети, нуждающиеся в условиях для применения их энергетического потенциала, и в первую очередь – в достаточном пространстве для этого.

Детям необходима среда, в которой они имеют возможность придумать и воплотить в жизнь свой замысел, получая от взрослых подкрепление в виде искреннего интереса и эмоциональной поддержки! Для этого нужно понимание старших, свободное время и подходящая среда обитания. Ни первого, ни второго, ни третьего у наших детей нет.»

 

Здесь предлагаю прерваться и прочесть письмо из моей почты:

 

«…в нашумевшей статье про детей индиго говорится, что " Его активность сводит с ума бабушку, учителя по дошкольному образованию. Она считает, что внука Даниила надо тормозить, лечить и даже бить, если он не хочет сидеть спокойно, не понимая, какое сокровище Бог дал их семье. Такому развитию событий мешает только сопротивление мамы мальчика, но и она уже падает от бессилия." - Такое впечатление, что мама просто пытается объяснить свое бессилие перед ребенком тем, что он необычный. Конечно, хорошо, что она его смогла вырастить таким, но теперь-то что переживать. Мы с мужем давно поняли, что приглашать в гости посторонних людей опасно для их психики. И если встречаемся с друзьями, то стараемся это делать вне дома, а лучше за городом. Шквал из трех мальчишек которые хотят всего, непременно и сразу, показать. рассказать, спросить, обычно вводят людей в легкий ступор.

Сейчас столько говорят о недостатке творчества у людей. Откуда ему взяться, если с малых лет нас учат ровно сидеть за партой и высказываться, только если нас спросили. Так дайте же детям расти и жить!..»

 

А теперь продолжим:

«… Поэтому, реализуя свою жизненную потребность, они прогуливают занятия, бродят по заброшенным стройкам, создают подпольные рок - группы и пугают родителей неформальными объединениями! Однако, если бы в самом младшем возрасте воспитатели (родители, учителя) уважали право ребенка на самореализацию, умело используя выбранное самим ребенком поле деятельности для обучения, самовыражение подростков не приняло бы таких искаженных форм.

Но для этого родителю надо быть мудрым амортизатором между ребенком и системой образования, поскольку честно совместить требования этой системы к ребенку с его жизненными потребностями без ущерба для здоровья, к сожалению, невозможно.

Аллергии и астматические бронхиты, расстройства желудочно-кишечного тракта и детские неврозы, общее снижение иммунитета и недостаток развития социально-адаптивных функций, - привычные диагнозы не только школьников, но и малышей! Специалисты ищут новые формы и методы взаимодействия с детьми сегодняшнего дня, однако не могут договориться о приоритетах.

 

Педагоги настаивают на все большей информационной нагрузке, ссылаясь на «требования времени», пытаются «упаковать» как можно больше битов информации в привлекательную форму новых учебников. (Однако даже родители первоклассников с трудом улавливают среди цветных картинок современных учебных пособий доступность и преемственность содержания.)

Физиологи бьют тревогу по поводу недопустимых нарушений детской гигиены труда, хирурги - по поводу неизбежного нарушения осанки при таком количестве часов сидения за столом.

Родители мечутся от одной системы развития к другой, сводя свое общение с ребенком к перемещению его по различным учебным учреждениям, надеясь на то, что разностороннее образование станет залогом успеха на жизненном пути их чада…

А дети…

Дети становятся все более нервными, агрессивными, нездоровыми, а в последствии - апатичными. Может быть, выход находится не в поиске новых методик обучения и воспитания, а в осознании того, что составляет содержание жизни ребенка?.. Может быть, пора понять, что он в первую очередь живет, а потом уже обучается и воспитывается взрослыми…

 

Создав искусственный интеллект, человечество не смогло научить его главному – способности творить. Парадоксально, но именно глубокое развитие материалистической науки в области психофизиологии и физики мозга доказало несостоятельность материалистических подходов в анализе мыслительной деятельности человека. Есть Нечто, что можно назвать неизведанной творческой силой, Божественным вдохновением, внутренним побуждением к Совершенству, и детям это Нечто присуще с рождения.

Именно этот внутренний огонь побуждает человека развиваться, а вот на что будет направлена его созидающая или разрушительная сила – зависит от нас, взрослых! Отнюдь не наставлениями (я уж не говорю - ограничениями!) можно направить творческий потенциал ребенка по созидательному пути, но лишь собственным примером стремления к красивой, счастливой, творческой жизни!.. Кто-то из философов, касаясь нереализованного творческого потенциала большинства людей, лет 100 назад написал: «Все мы гиганты, воспитанные пигмеями…» Может быть, найдем в себе мужество прервать эту скорбную традицию? Может быть, попытаемся поверить в скрытую силу наших детей и поможем ей развернуться? Для этого необходимо поверить в себя – в свой собственный творческий потенциал, уникальность, интуицию… Готовы ли мы к этому?..»

 

Хотела дополнить этот выпуск развернутой историей на вышеуказанную тему, но, видимо, будет лучше отложить до следующего раза.

 

Всех, кто присоединился к нам недавно, приглашаю окинуть взглядом предыдущие выпуски – я пишу о том, что не просто пережила на опыте, но и достаточно давно осмыслила и профессионально проанализировала. Поэтому многое из того, что я предлагаю своим клиентам – не " скорая помощь", а скорее " пособие по навигации", в бурном море родительской судьбы. По моему мнению – жизнь тем и ценна, что «эксклюзивна»!.. Каждый из нас свободен выбирать свой маршрут, и неплохо иметь к нему " сопроводительные документы".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.