Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование деятельности СМИ.






Журналистика, как и все институты в правовом государстве, регулируется законами. Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают Законы о СМИ. Два основных международных закона – это Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция прав человека. В основе этих законов лежат различные концепции свободы печати – американская, провозглашающая свободу печати и свободу учреждений, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ, и европейская, несколько ограничивающая свободу слова и дающая человеку право на защиту от СМИ. Кроме того, в каждой стране, помимо общего законодательства о СМИ, имеются отдельные законы, дополняющие регулирование их деятельности: о государственной тайне, об угрозе государственной безопасности, клевете. Так же регулируется и подчиненность СМИ. Например, американская концепция фиксирует полную независимость СМИ – ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. Все больше становясь экономическим предприятием, они больше подчиняются закону о предприятиях. Англичане близки к американцам, но в этой стране Парламент все же имеет право влиять на СМИ, назначая комиссии по жалобам, он контролирует их действия. Во Франции СМИ подчиняются Конституции, и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на них. Немцы подчиняют свои СМИ федеральным законам.

В нашей стране тоже есть такие законы. Закон о СМИ 1991 года, как и советский, поддержал свободу печати. Чуть позже появились законодательные акты, дополняющие его, например, о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, закон о государственной тайне. Границы свободы печати являются индикатором терпимости общества к непопулярным взглядам и их публичным выражениям, а значит и демократии.

 

В настоящее время основным нормативным документом, регулирующим деятельность СМИ, остается Закон о СМИ «О средствах массовой информации» Был принят в 1991 году (В силу вступил с момента опубликования — с 14 февраля 1992 года). Это нормативно-правовой акт, регулирующий отношения между участниками производства массовой информации в России: между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ. Закон установил запрет цензуры (хотя Панкеев отмечал, что как таковой организации цензуры у нас нет и не было!) и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от государства и политических партий газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей. Принципиальные основы законодательства о СМИ, на которые опирается Закон о СМИ, содержатся в Конституции Российской Федерации: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных её проявлениях, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) Можно сказать, что именно из этих положений «растут ноги» у закона о СМИ.

С февраля 2016 года закон «О СМИ» ограничивает участие иностранных юридических и физических лиц в капитале российских СМИ: теперь они могут прямо или косвенно владеть и контролировать до 20% акций. Ранее действовало ограничение в 50% и только для теле– и радиокомпаний.

Так называемые кодексы чести и этические нормы журналиста не равны действующим законам, но весьма желательны в журналистской деятельности.

ст. 58 и 59 закона о СМИ: Ответственность за ущемление свободы массовой информации и Ответственность за злоупотребление свободой массовой информацие – важные положения, устанавливающие ответственность за те или иные действия в отношении свободы СМИ.

За авторское право и интеллектуальную собственность «отвечает» четвертая часть ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Она устанавливает правовые отношения в сфере авторского права и интеллектуальной деятельности. Журналист постоянно имеет дело с результатами интеллектуального труда, следовательно, должен действовать согласно законодательству.

 

2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века («Отечественные записки» и «Современник»).

Виссарион Григорьевич Белинский, (1811-1848) – русский литературный критик и публицист. С 1829 по 1832 года учился на словесном отделении философского факультета Московского университета, откуда был исключен в сентябре 1832 года за свою трагедию «Дмитрий Калинин».

В 30-40 гг. сформировались такие идеологические течения, как «официальная народность» (Погодин, Швырев), «славянофилы» (братья Киреевские, Хомяков, Аксаков и др.), «западники» (Боткин, Грановский). В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов (Белинский, Герцен). Каждое течение стремилось к изданию своих печатных органов ради изложения программных положений. Белинский выступает против журнала славянофилов «Москвитянин» со страниц «Телескопа» и «Молвы» - здесь начинает свою литературную деятельность. Цикл статей «Литературные мечтания», выделяет 4 периода литературы: Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Гоголь. Ведущий писатель – Гоголь. Цикл статей сочинения «А.С.Пушкин» 11 статей – не оценил «Повести Белкина», зато понравился «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, образ Татьяны. В 1836 «Телескоп» закрывают за публикацию «Философического письма» Чаадаева и Белинский переходит в «Московский наблюдатель» Погодина и Швырева. В Петербурге, куда Белинский переехал в октябре 1839 г., он стоял во главе журналов «Отечественные записки» Краевского и «Современник» как основной сотрудник отделов критики и библиографии и неофициальный редактор. В журналах Белинский выступал преимущественно как литературный критик, как историк и теоретик литературы, и не потому, что критика была его истинным и исключительным призванием, а потому, что в эпоху 1830–1840-х гг. в печати можно было толковать только о литературе: согласно цензурным правилам, даже простые статьи о внутренней политике России не допускались на страницы частных изданий. «Отечественные записки— русский литературный журнал XIX века, либерально-западнической ориентации, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах. Белинский принес журналу популярность. В журнале, носившем до этого энциклопедический характер, ярко выделился отдел критики и библиографической хроники, которые вел Белинский. Уже сложившийся журналист, он считал полемику основой журнала, впрочем, как и своей жизни. В это время в журнале публикуются произведения Лермонтова, Кольцова, Баратынского, Григоровича, переводы Шекспира, Гете, Жорж Санд, Диккенса. Все это наводит Белинского на новые идеи. В своей статье «Речь о критике», он выводит новые принципы рассмотрения литературных произведений. Критика для него теперь не просто отстраненный взгляд на произведение, она – часть искусства, выразитель общего мнения, элемент воспитания. Продолжая эту идею, Белинский пишет статью о Державине, начинает серию статей о Пушкине, регулярно делает годовые обзоры русской литературы, защищает творчество Гоголя. «Отечественные записки» все больше становятся революционными. Это привело к противоречиям внутри журнала – Краевскому не нравилась слишком уж политизированная острота статей Белинского. Белинский, которому становится тесно в журнале, участвует в 1845 году вместе с Григоровичем, Далем и Достоевским в предпринятом Некрасовым издании сборников «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Они считаются началом нового, «гоголевского», направления в литературе. Через год Белинский уходит из «Отечественных записок». В 1846 г. Некрасов и Панаев приобретают у П.А. Плетнева журнал «Современник», основанный Пушкиным. Идейным руководителем журнала становится Белинский. До 1859 года «Современник» оставался литературным журналом, несмотря на то, что определяющий тематику материалов Белинский подбирал их под острую социальную проблематику. Здесь напечатаны его статьи «Взгляд на русскую литературу» 1846 и 1847 годов, «Ответ «Москвитянину», рецензии на повторное издание «Мертвых душ» Гоголя и его «Выбранные места из переписки с друзьями», крайне не понравившиеся Белинскому. Публицист выступил в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавной формы правления, против догматов православной церкви. Самыми важными, насущными задачами своей страны он провозгласил уничтожение крепостного права, отмену телесного наказания и введение элементарной законности. Осуществление этих требований обеспечило бы прогресс России. С этих позиций и оценивает Белинский состояние литературы, журналистики, ведет полемику со всеми, кто мешает общественному и социальному прогрессу страны.

 

3. Зарубежная практика изучения аудитории СМИ: опросники, анкеты, интервью и прочее.

Журналистика нуждается в социальном исследовании аудитории и общественного мнения. Грамотно подобранная аудитория, изучение общественного мнения – это один из критериев качества издания. Общественное мнение (ОМ) – это реакция массового сознания на общественные события. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении – все общество. Мнение возникает как результат столкновения актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового сознания. Также это надындивидуальный продукт общения людей, результат столкновения и обмена их мнений. И канал такого обмена – именно СМИ. Общественное мнение не имеет естественного механизма самообнаружения. Выявлять его призвана социологическая исследовательская процедура.

В 1935 году Джорджем Гэллапом был основан Американский Институт Общественного мнения (англ. American Institute of Public Opinion), а также другие учреждения по изучению общественного мнения. А в 1947 году Гэллап организовал международную ассоциацию компаний, специализирующихся в области исследования товарных рынков, назвав ее Gallup International. А.и. О.м. проводит регулярные опросы населения по проблемам внутренней и внешней политики, пользуется международным авторитетом как один из наиболее надёжных источников информации о состоянии общественного мнения в США и в мире.

Методический арсенал журналистики постоянно пополняется за счет смежных областей деятельности. В последнее десятилетие журналисты стали особенно охотно использовать социологические методы сбора информации. В медиа-метрии сегодня применяют в основном количественные методы исследования:

- Индивидуальные интервью – используют для исследования печати. Это очень дорогой метод. Личные интервью это классический метод маркетингового исследования, с помощью которого интервьюер получает информацию непосредственно от респондента. квартирное интервью, личное интервью на улице (уличное интервью)

- Телефонные интервью – здесь используют разные подходы, напр. Day after recall – значит, что вы смотрели вчера. Либо day before recall. Также довольно дорогое, но качественное исследование. Минусы – много отказов.

- Электронные опросы – более правдивые и менее затратные по сравнению с остальными.

- Телефонные – моментальный опрос, что вы сейчас смотрите. Не используется для производства рейтингов. Выборка в данном опросе случайная.

Самые используемые опросы – дневники и счетчики.

- Дневники. Респондентов рекрутируют по телефону, затем рассылают дневники. Стимулы – подписки, подарки и проч. Обычно это таблица где собраны все каналы и издания. Заполняется с указанием соц. демографических характеристик. Граница исследования 4+ (т.е. от 4-х лет). Для контроля используют открытые вопросы (ответ без подсказки), закрытые вопросы (с вариантами ответов) и контрольные вопросы.

- Счетчики. Электронные опросы. Прошли большую эволюцию. Сначала это были счетчики на ТВ, которые фиксировали присутствие перед экраном. Затем, с середины 80-хх гг. новые счетчики, фиксирующие индивидуальное потребление. Методы контроля: проверка работы счетчика. Обычно очень дорогое исследование.

Методы выборки:

- Стихийная выборка используется в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно.

- Вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор; затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

- Одноступенчатая (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную);

- Серийная (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады).

- Многоступенчатая. Страна разбивается на географические зоны, затем на юг, север, восток, запад, потом области, районы, улицы и наконец номера домов, квартиры.

Статистическая погрешность зависит от количества участников, обычно 3-5 %.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.