Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функций журналистики в демократическом обществе (по М. Гуревичу и Дж. Блумлеру). Журналистика и перестройка в России






Билет 1

1. Наблюдение за современными событиями, способными положительно или отрицательно воздействовать на благополучие граждан. 2. Определение ключевых социально-политических проблем, включая их происхождение и возможности решения. 3. Предоставление трибуны для людей, представляющих и защищающих интересы аудитории. 4. Передача разнообразной информации как от различных сторон и групп политического дискурса, так и о них; обмен информацией между потенциальными представителями власти и широкими массами. 5. Внимательное наблюдение за государственными чиновниками, общественными институтами и другими органами власти с целью контроля их действий и политики. 6. Информирование и побуждение граждан к активному участию в политических процессах, а не просто к их пассивному наблюдению. 7. Принципиальное противостояние внешним силам, пытающимся разрушить независимость медиа. 8. Почтительные отзывы об аудитории как о заинтересованных, здравомыслящих и активных гражданах.

Согласно М. Гуревичу и Дж. Блумлеру, эти специальные функции на самом деле являются целями или стандартами, которых масс-медиа должны достичь в демократическом обществе. В действительности, вследствие фундаментальной природы СМИ как организаций, ориентированных главным образом на прибыли, или вследствие других ограничивающих факторов новостные медиа часто не дотягивают до этих стандартов. Например, чтобы привлечь внимание наибольшего количества людей, новостные СМИ иногда освещают псевдособытия или другие не относящиеся к делу развлекательные сюжеты. Другой преградой на пути к стандартам является тенденция новостных медиа освещать события, а не проблемы. Адресуемые аудитории сообщения часто отражают точку зрения конкретного канала.

Перестройка - вторая половина 80-х гг. Стала очевидной неэффективность административно-командной системы управления экономикой и существовавшего хозяйственного механизма. По инициативе М. Горбачева была предложена программа реформ. Объективность, гласность, плюрализм мнений, достоверность информации, освобождение от догм и стереотипов прошлого. Они оказали воздействие на характер и содержание выступлений печати, телевидения и радиовещания. Многое из того, что годами было запретным, стало предметом широкого суждения. Общество десятилетиями испытывало информационный голод. Утолить его в новых условиях была призвана журналистика. Впервые за многие десятилетия журналистика пыталась создать правдивую картину положения дел в партии, разоблачить бюрократию, культ личности Сталина, жестокость и последствия тоталитаризма. Правдивое, аргументированное слово в печати, на телевидении и радио возрождало веру в прессу.

Пресса настойчиво проводила мысль о том, что только новое мышление в экономике способно гарантировать реализацию намеченной программы. Речь шла о выявлении и устранении недостатков, накопившихся в развитии социалистической системы. Вопросы «перестройки» заняли одно из главных мест и в передачах телевидения и радио. Репортажные и проблемные циклы «Прожектор перестройки», «В силу сложившихся обстоятельств», «В фокусе — проблема», «Для всех и для каждого», «О проблемах социальной справедливости» и др. Публицистические программы «Взгляд», «Позиция». Всесоюзное радио регулярно обращалось к «Радиоанкете перестройки», к жанрам «Актуальное интервью», «Радиоперекличка». Программы «Контакт», проблемно-публицистическая передача «Сигнал». Новым достижением телевидения стал приход на телеэкран наряду с дикторами профессиональных журналистов. Это позволило им высказывать свою позицию. Передачи «Пятое колесо», «120 минут», «600 секунд», «ТСН», «АТВ» (авторское телевидение), еженедельная передача «7 дней», «ДВМ» («Добрый вечер, Москва!»), — в большинстве своем выходили в прямой эфир. В СМИ высказывалось немало соображений о необходимости изменения хозяйственного законодательства, о максимальном разгосударствлении всех уровней общественного производства, деполитизации хозяйственной жизни. Дискуссии в СМИ развернулись вокруг вопроса: строить ли обновленный социализм на рыночной основе или рынок неизбежно приведет к капитализму как способу производства? Жизни и проблемам села второй половины 80-х гг. посвятили свои очерки В. Белов («Возродить в крестьянстве крестьянское...»), Б. Можаев («Мужики»), Ю. Черниченко («Левиафан»), Анатолий Ананьев («Человек на земле») и др.

Демократизация жизни советского общества способствовала слому старых идеологических догматов во внешнеполитических отношениях, отказу от принципов «холодной войны». Печать, телевидение, радио активно способствовали поиску путей доверия и отказа от применения силы в отношениях с зарубежными государствами. Продовольственная и финансовая помощь с их стороны стала ответным проявлением доброй воли и поддержки проводимым в СССР реформам. Одной из форм передач, знакомивших телезрителей с жизнью других стран, их людьми и проблемами, а также с образом жизни советских людей, стали телемосты «Москва-Вашингтон», «Москва-Лос-Анджелес» и др.

Заметно возросшая самостоятельность прессы проявила себя в период политических кампаний по выборам народных депутатов СССР в 1989 г., республиканских и в местные Советы в 1990 г. Впервые в политических кампаниях участвовала печать, представлявшая различные политические партии и объединения.

Начинается долгожданное возвращение на Родину творческого наследия эмиграции. В различных газетно-журнальных публикациях позитивно оценивалось не только творчество ранее запрещенных авторов — М. Алданова, Н. Бердяева, Н. Гумилева, 3. Гиппиус, Б. Зайцева, Е. Замятина, В. Набокова, Д. Мережковского, И. Бунина. и многих других, но и высказывалась назревшая необходимость издания их произведений.

 

2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.

Русская журналистика, как и все нововведения в нашей стране, возникает как государственное явление. Пражурналистика – «Куранты» или «Вестовые письма» – возникла как придворные рукописные листки для царя Алексея Михайловича и его приближенных в 17 веке (начала постоянно выходить в Москве в 1621 году). Она содержала в себе сообщения на дипломатическую, военную, придворную и торговую темы, выбранные чиновниками посольского приказа из немецких, шведских, польских и голландских газет и переведенных на русский язык. Первая настоящая, публичная печатная газета – «Ведомости» – выходившая с 1702 по 1727 год, была так же создана по инициативе царя. Понимая важность принятия в стране новых реформ, Петр I создал газету для пропаганды внешней и внутренней политики государства. Газета была рассчитана на читателей, как в России, так и за рубежом. В ней публиковались материалы о важности новой науки и культуры, необходимости и справедливости войн со Швецией и Турцией, сообщения об обороноспособности страны, о превосходстве ее военной стратегии, о развитии экономики. С 1720 года в ней появляется первый репортер - Яков Синявич. Он готовил сообщения об успехах российской экономики, давал информации об ассамблеях, гуляниях и празднествах, жизни двора. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший для публикации - Борис Волков. Петр сам редактировал отдельные номера газеты, руководил корректурой и подбором материала, привлекая к участию своих сподвижников, Меньшикова, Апраксина, Шафирова и других, чьи письма, донесения появлялись на страницах «Ведомостей».

Вслед за Петром свою газету стали выпускать Академия Наук и Московский Университет. Инициатором и создателем академической газеты был Г.Миллер. Он сделал «Санкт-Петербургские ведомости» похожими на немецкие газеты. Сначала она даже выходила на немецком, а с 1728 года стали печатать и русские переводы. Позже из-за трудности перевода к русскому изданию раз в месяц стали выпускать «Примечание», которое было своеобразным справочным словарем для читателя газеты. Довольно быстро оно превратилось в ежемесячный журнал, где печатались научно-популярные статьи, стихи и пояснения терминов. Университетской же газетой заведовал М. Ломоносов. Здесь публикуются материалы о жизни и деятельности Московского университета, его профессоров и студентов на разных факультетах, о научных разработках ученых, о торжественных событиях, выходе новых книг. Эта газета тоже была проправительственной: в ней печатались высочайшие и сенатские указы и приказы, придворные известия, донесения с театра военных действий, а также платные объявления, доход от которых в казну Московского университета. Во всех материалах заметна характерная для того времени просветительская направленность.

 

3. Капитал в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны.

Конкуренция на информационном рынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации средств массовой информации. Количество независимых периодических изданий непрерывно уменьшается. Самые крупные и сильные поглощают небольших и слабых: присоединяют, ликвидируют, разоряют, очищают для себя рыночное пространство. Концентрация СМИ в России началась в 90-х годах с появлением первых издательско-производственных объединений (ИПО). Такое объединение обычно возникало там, где редакция имела свое издательство с типографией. Так было создано, например, ИПО «Литературная газета». Издательско-производственное объединение – лишь начальная форма установления тесных экономических связей между несколькими структурами: газетной редакцией, издательством, типографией. Следующая стадия процесса концентрации СМИ связана с появлением издательских домов. Издательский дом, издательская или информационно-издательская компания – объединение нескольких редакций, выпускающих печатные периодические издания. Иногда в него входят книжная редакция и структуры, производящие разнообразную печатную продукцию – плакаты, буклеты, открытки и др. Им руководит его учредитель, владелец, которому подчиняются все его подразделения. Структура издательского дома нередко представляет собой холдинг. В этом случае вокруг главной – «материнской» компании или редакции создаются финансово зависимые от нее компании или редакции периодических изданий. Такую холдинговую систему представляет собой, например, столичный издательский дом «Коммерсантъ».

Холдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ, существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим компаниям. Характерные черты холдинга: 1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах. 2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами. 3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий. Примеры холдингов: Австрия - Meinl, European, Land; Германия - MANAG, Siemens, VoithAG, Россия - РосБизнесКонсалтинг, РАОЕЭСРоссии, СИБПЛАЗ, Агрохолдинг, Газпром-Медиа

Концерн – это сложная форма объединения банков, промышленных предприятий, торговых, коммерческих фирм, печатных и аудиовизуальных периодических изданий, производств, обеспечивающих их бумагой и другими материалами, научно-исследовательских организаций и других структур. Газета или журнал, телерадиокомпания является лишь одним из элементов такого концерна, их существование обеспечивается за счет общей прибыли, получаемой его владельцами. Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты - объединение фирм, в состав конгломерата входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.