Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как журналист работает в интернете. Интерактивная журналистика на современном этапе






Интерактивная журналистика - изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замена однонаправленного воздействия прессы на массы, переход от монолога журналистов к диалогу с читателями. Такие отношения превращают их в равноправных информационных партнеров. Благодаря бурному развитию новых коммуникационных технологий, позволивших интенсифицировать контакты радийных и телевизионных редакций с аудиторией, возникла возможность наблюдаемого оперативного взаимодействия журналистов с представителями аудитории, выступающего как акт программируемой прямой и обратной связи. Наиболее полно интерактивная журналистика выражена в сетевых изданиях Интернета, у некоторой части аудитории в прямом теле и радиоэфире. Интерактивная журналистика включает в себя блиц-опрос, ток-шоу, круглый стол, беседу, интервью. Сейчас в России существуют десятки, если не сотни крупных интернет-изданий. К 2013 году в России насчитывалось 6220 СМИ, официально зарегистрированных как сетевые и 5915 – как электронные периодические издания. Современные интернет-СМИ — большие проекты с большими деньгами. В них могут быть вложены десятки и даже сотни миллионов долларов. На 2008 и 2009 годы пришелся бум новых рунетовских СМИ. Это связано с тем, что многие бизнесмены на фоне стагнации и провала оффлайнового рекламного рынка обратили пристальное внимание на онлайн. Есть и другие причины, менее очевидные. Одной из них является то, что активная российская политическая жизнь с 2007 года ведется в блогосфере; онлайновые средства массовой информации — самый простой инструмент по влиянию на мнение рунетчиков.

Навыки интернет-журналиста

1. Грамотность. Интернет-журналистика требует гораздо большей оперативности и ответственности, чем работа в печатных изданиях. Бывает, что нет литредактора или корректора. Если в новости появляются опечатки или фактические ошибки, страдает все издание. За их отсутствие отвечает автор текста.

2. Поиск. Интернет-журналист отлично умеет искать в сети. Представьте, что у вас есть очень скучная новость — " В Государственную думу решил баллотироваться Михаил Михайлович Михеев". Вы вводите запрос в поисковую систему и тут вдруг оказывается, что М.М.Михеев — это настоящее имя ведущего MTV. Согласитесь, что заголовок " Ведущий MTV решил стать депутатом" гораздо интересней. Но этот заголовок вы можете написать только в том случае, если любопытны и умеете искать информацию.

3. Анализ. Интернет-журналист умеет писать основанные на фактах большие объемы текста в кратчайшие сроки. В " Ленте.ру", например, есть правило — ни одна новость не стоит того, чтобы писать ее больше часа. При этом никого не интересует, на каком языке источник, знакома ли редактору тематика, насколько сложна тема. За этот час надо разобраться во всей истории и сделать ее понятной даже не разбирающимся в перипетиях новостного сюжета читателям.

4. Языки. Интернет-журналист в дополнение к русскому очень неплохо знает как минимум один из основных языков мира (чаще всего — английский). Он почти не пользуется автоматическими переводчиками (кроме случая, когда надо хотя бы приблизительно понять, о чем говорится на той японской страничке), вычленяет самое главное из иноязычного текста. Это одно из самых важных качеств, потому что за рубежом происходит гораздо больше интересного, чем в России. Просто потому, что мир раз в семь больше России

5. Универсальность. Интернет-журналист — самостоятельная боевая единица. Он умеет обращаться с графическим редактором вроде Adobe Photoshop или Gimp, может, если надо, установить какую-нибудь программу, обработать присланные фотографии, на уровне продвинутого пользователя разбирается в редакторе Word и электронных таблицах Excel. Кроме того, и это очень важно, он не боится позвонить кому бы то ни было, чтобы уточнить информацию. Он может грамотно и вежливо писать письма.

 

Важно!

Ранее в статье второй закона о средствах массовой информации интернет-СМИ попадали в категорию «иных»: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации»

Теперь же их не просто признали важными, но и поставили на второе место после печатных:

«под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма….»

 

2. Вольная русская пресса XIX в. за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» А. И. Герцена.

Зарождение русской эмигрантской журналистики связано с основанием Александром Ивановичем Герценом в 1853 г. Вольной русской типографии в Лондоне. 21 февраля 1853 г. вышло литографированное обращение публициста «Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси», в котором он оповещал «всех свободолюбивых русских» о предстоящем открытии 1 мая русской типографии. Свою цель он видел в том, чтобы стать «свободной, бесцензурной речью» передовой России, чтобы «невысказанным мыслям (...) дать гласность, передать их братьям и друзьям, потерянным в немой дали русского царства». В конце июня – начале июля 1853 г. вышла первая прокламация «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству», вслед за ней отдельной листовкой была напечатана статья Герцена «Поляки прощают нас», затем брошюра «Крещеная собственность». Деятельность Вольной русской типографии получила отклик не только в международном общественном мнении, но и в правительственных сферах России, чему способствовал сам Герцен, рассылая печатную продукцию высшим чиновникам в Петербург. Реакция последовала незамедлительно. Всем органам жандармерии и полиции были посланы распоряжения о принятии мер, чтобы не допустить в Россию лондонские издания. Герцен использует все доступные ему средства, чтобы проложить путь своим изданиям в Россию. Успеху дела способствовали и широкие связи Герцена с международным движением. С помощью итальянцев, поляков, венгров издания Вольной русской типографии начали пробивать себе путь в Россию: на юге – через Константинополь, Одессу и Украину, на севере – через Балтику. Однако первые издания расходились в очень незначительных количествах, напечатанные брошюры лежали в подвалах издателя, постоянной обратной связи с Россией не было.

1855 год стал рубежным в деятельности Вольной русской типографии. Узнав о смерти Николая I, Герцен писал: «Конец этого кошмара заставил меня помолодеть, я преисполнен надежд» (XXV, 244). Эти надежды, связанные с установлением постоянных контактов с Россией, он начал воплощать в жизнь.Прекрасно понимая необходимость в периодическом издании, в августе 1855 г. он выпускает журнал«Полярная звезда», в первой книжке которого увидели свет впервые напечатанное «Письмо Белинского к Гоголю» и два письма Гоголя к Белинскому, а также собственные публикации Герцена: статья «К нашим», в которой он призывал к сотрудничеству всех образованных русских, независимо от их взглядов, и его письмо к Александру II, явившееся его первым публичным обращением к царю. В этом письме наряду с необходимостью освобождения крестьян от крепостного состояния Герцен говорит о первостепенности освобождения слова от цензуры: «Государь, дайте свободу русскому слову. Дайте нам вольную речь»

Особенности:

1. Не печатались материалы «в защиту существующего положения в России

2. Ограничивались или исключались такие материалы, которые власть могла бы использовать для преследования прогрессивных деятелей.

3. Ограничивались или исключались из тактических соображений материалы, которые могли бы повредить распространению и влиянию Вольной печати в широких оппозиционных кругах русского общества.

«Полярная звезда» выходила ежегодно до 1862 г. Последняя, восьмая книжка, появилась лишь в 1869 г. Уже во второй, вышедшей с опозданием на пять месяцев, Герцен вынужден был признать, что без периодичности выхода она может быть только сборником. Фактически, несмотря на журнальную структуру издания, «Полярная звезда» в силу редкой периодичности больше напоминала альманах. Не случайно современные исследователи, определяя тип этого издания, называют его и альманахом, и журналом.

13 апреля 1857 г. было объявлено о готовящемся выходе «Колокола». Сначала он намечался как «прибавочные листы» к «Полярной звезде», однако в процессе подготовки превратился в самостоятельное издание. Первый номер «Колокола» вышел 1 июля 1857 г.; газета просуществовала десять лет. Это был большой, сложный путь, на протяжении которого в связи с изменением условий жизни в России и с эволюцией взглядов издателей газеты менялись ее тактика, содержание, структура, круг авторов. Требование независимого русского слова было ключевым в программе преобразований, с которой Герцен выступил в «Полярной звезде». Стремлением объединить широкие и разнообразные слои обусловлены и первоначальные программные требования «Колокола»: «освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного состояния от побоев». В политических условиях России второй половины 1850-х годов такая программа отвечала задачам создания антикрепостнического фронта. Она привлекала либерально-оппозиционные круги, активность которых все возрастала.С 1856 г. Герцен начал выпускать публицистические сборники «Голоса из России», которые были составлены из материалов, присланных русскими либералами. Всего с 1856 по 1860 г. появилось девять выпусков. С 1861 в содержании “К” происходят существенные изменения, т. к. издатели были недовольны характером крестьянской реформы 1861 (которая сопровождалась активными выступлениями крестьян и жестокой расправой над ними и демократической интеллигенцией). “К” дает информацию о многочисленных выступлениях крестьян, в статье “Разбор нового крепостного права” пишет: “… крепостное право заменено новым. Народ царем обманут”. С конца 1863 в условиях спада революционного движения в России падает и популярность “К”. Г. умер в 1870, “К” превратился в 1868.

На первом этапе функционирования типографии мы увидели, что без связи со своим читателем (николаевская Россия) существование типографии было возможно лишь благодаря упорству Герцена. Политическая культура страха, взращенная николаевской Россией, не способствовала поддержке типографии ни русским корреспондентами, ни друзьями Герцена, проживающими в России. На втором этапе работы типографии - эпоха правления Александра II - в условиях всеобщего возбуждения общественной мысли в надеждах на перемены, типография получила, наконец, и своего читателя (а " Колокол" читали все - противники и защитники) - и своих корреспондентов. Издания Герцена и Н.П. Огарёва, которые вышли из Вольной русской типографии в Лондоне, накануне и в годы революционной ситуации 1859-1861 годов в России способствовали революционному пробуждению русского общества.

 

3. Античная площадь – живая газета. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.

Трыков В.П. предлагает термин «протожурналистика» для обозначения явления, предшествующего журналистике в Античности. Журналистики как особого социального института, выполнявшего функцию сбора, обработки и периодического распространения актуальной общественной информации в античности еще не было, как не было и системы периодических изданий, средств массовой информации. Между тем древнегреческий полис выработал некоторые способы передачи социально значимой информации. Важнейший канал общественной коммуникации - агора, городская площадь, служила центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь на агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, узнавали слухи. Глашатаи оповещали граждан полиса о важных событиях. Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий, которые постепенно превратились в центры обмена информацией и идеями, своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы. Демократическое государственное устройство полисов, в которых высшая законодательная власть принадлежала народному собранию, превратило полис в «цивилизацию болтовни» (К. Куле). Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие — «политическая добродетель». Кроме того, в Древней Греции не было адвокатов, которые брали бы на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал дело тот, кто убедительнее говорил.

 

(можно держать в голове, на случай если спросят)

В Древнем Риме до середины IV в. до н. э. составлялись «анналы» (от лат. «anno» — год), рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни, происшедших за год. Изложение событий велось в строго хронологическом порядке и отличалось деловитостью, лаконичностью и сухостью стиля. Анналы записывали на беленых табличках, которые ежегодно выставлялись в доме верховного жреца, великого Понтифика, куда могли приходить граждане, чтобы ознакомиться с записями. Еще при Юлии Цезаре (100–44 до н. э.) по его приказу ежедневно стали выходить рукописные бюллетени «Acta senatus» и «Acta diurna». «Диурнарии» — так называли в Риме тех, кто собирал и записывал информацию для «Acta diurna», далеких предшественников нынешних журналистов. Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «diurnal» — «дневной»; того же корня французские слова «jour» — «день», «journal» — первоначально «дневник», а затем «газета».

 

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда - риторикой. «Риторика», состоит из трех книг. В I книге рассматривается предмет риторики, которая определяется, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Далее рассматриваются виды ораторских речей - совещательные, эпидеиктические (указательные), судебные. Во II книге «Риторики» вначале говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему». «Это разум, добродетель и благорасположение». Если «слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной. Главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. III книга «Риторики» посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю. Он «должен подходить к предмету речи». Общие требования к стилю - ясность, доступность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство. Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбуждающих сострадание, со смирением. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи – в конечном итоге, это начало искусства коммуникации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.