Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. На терр. ЮАР сохранились многочисл






На терр. ЮАР сохранились многочисл. наскальные рисунки (датировка древнейших колеблется от тысячелетий до неск. сот лет до н. э.) - петроглифы (изображения огд. животных) и росписи, выполненные естеств. минеральными красками (более ранние - одноцветные фигуры животных, более поздние - полихромные композиции, напр, сцены охоты, угона скота, битв).

Развитие архитектуры ЮАР началось с сер. 17 в., когда на мысе Доброй Надежды на терр. будущего Кейптауна был построен форт (1652). В образовавшейся Капской колонии началось интенсивное стр-во. В 1666-72 был построен 5-угольный в плане кам. замок (арх. П. Домбаер), улицы Кейптауна и многочисл. посёлки, возникавшие в колонии, застраивались зданиями в духе голл. архитектуры 17-18 вв., переработанной в соответствии с местными условиями. В кон. 18 в. зодчий М. Тибо и скульптор А. Анрейт внесли в архитектуру ЮАР элементы франц. зодчества эпохи Ренессанса (ордер в обработке фасадов, пышность и разнообразие фронтонов, богато украшенных скульптурой, и т. д.). С нач. 19 в., в связи с открытием богатых месторождений драгоц. металлов и притоком населения, начался интенсивный рост городов (Порт-Элизабет, Дурбан, Блумфонтейн, Йоханнесбург, Претория), в застройке к-рых господствовала эклектика, устойчиво державшаяся до нач. 20 в. В Кейптауне преобладала неоготика, в Претории удерживались традиции " капской архитектуры", в Йоханнесбурге - неоклассицизм (арх. X. Бейкер). В кон. 1920-х гг. в архитектуре ЮАР появились функционалистские постройки (Р. Мартинсен, У. Г. Макинтош), а с 1930-х гг. на неё оказывали влияние крупные мастера Европы, США, а затем и Лат. Америки. В благоустроенных р-нах городов строятся адм. центры, здания торговых фирм, контор, банков, особняки; на окраинах - районы трущоб.

Осн. тип поселения коренных народов ЮАР - крааль, с загоном для скота в центре, вокруг к-рого располагаются многообразные по формам хижины и зернохранилища.

Изобразительное искусство. С кон. 18 в. в ЮАР работали европ. скульпторы (А. Анрейт) и живописцы (Т. У. Боулер, Д. В. Ангас, П. Веннинг, Ч. Пирс, Я. X. Пирниф и др.), оказавшие известное воздействие на складывание совр. иск-ва страны. Среди совр. художников наиболее известны живописец Ж. Секото, создавший целую галерею портретов своих соотечественников, резчик по дереву Кекана. Молодые художники получают образование в местной художеств, школе Ндалени. Среди них живописцы Дж. Масике, Э. Нгкобо, А. Нибе, стремящиеся к правдивому отражению жизни совр. ЮАР, скульпторы Д. Кубхека, С. Кумало, С. К. Седибане, украшающие резными композициями обществ, и адм. здания. Заметное развитие получила станковая графика (А. Дламини, Дж. Митчелл), книжная иллюстрация (П. Кларк). Из художеств, ремёсел распространены обработка металлов, гончарство, изготовление резной дерев, домашней утвари, обработка шкур, плетение.

Лит.: Воронина В. Л., [Архитектура Южной Африки], в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10 - 11, М., 1969 - 73; Искусство народов Африки, М., 1975.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.