Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 4 страница. С о ч.: The statistical study of literary vocabulary, Camb., 1944; An introduction to the theory of statistics






С о ч.: The statistical study of literary vocabulary, Camb., 1944; An introduction to the theory of statistics, 14 ed., L., 1950 (совм. с М. G. Kendall).

ЮЛА, река в Архангельской обл.РСФСР, лев. приток Пинеги (басе. Сев. Двины). Дл. 314 км, пл. басе. 5290 кл2. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с мая по июнь. Ср. расход воды в 20 км от устья 46, 7 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце апреля - мае.

ЮЛА, лесной жаворонок (Lullula arborea), птица сем. жаворонков отр. воробьиных. Дл. тела ок. 15 см. На голове небольшой хохол. Спина рыжеватобурая с пестринами, брюшко беловатое. Распространена в Европе, Сев.-Зап. Африке и М. Азии. В СССР - на восток до Волги и Каспийского м. Перелётная птица. Селится на лесных полянах и опушках, в сосняках на дюнах. Песня из повторения слогов " юли, юли, юли" (отсюда назв.). Гнездо на земле. В кладке 3-5 яиц. Насиживает только самка 13-15 сут. Питается Ю. насекомыми и семенами.

ЮЛАЕВ САЛАВАТ, см. Салават Юлаев

ЮЛАЙ АЗНАЛИН (1730 - ок. 1797, Рогервик, ныне Пал диски Эст. ССР), участник Крест, войны под предводительством Е. И. Пугачёва, отец Салавата Юлаева. С 1768 старшина Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда. В дек. 1773 под влиянием сына примкнул к Пугачёву, возглавил башк. отряд, действовавший на Ю. Урала. В нояб. 1774 сдался правительств, войскам. После следствия в Москве и Уфе бит плетьми, заклеймён и сослан 2 окт. 1775 на вечную каторгу в Рогервик.

Лит.: Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии, Уфа, 1975; см. также лит. при ст. Салават Юлаев.

ЮЛИАН ОТСТУПНИК, Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus Apostata) (331-363), римский император в 361- 363. Племянник Константина Великого, воспитывался епископом Евсевием. Большое влияние на его духовное развитие оказал страстный поклонник эллинской культуры евнух Мардоний, поэтому Ю.О. уже с юных лет был тайным приверженцем языч. религии. В 355 он был возведён имп. Констанцием в цезари и назначен наместником Галлии. В 360 восставшие против Констанция галльские легионы провозгласили Ю. О. императором-августом; после смерти Констанция (361) Ю. О. стал единодержавным правителем Рим. империи. Он расширил права муниципальных курий, уменьшил налоги, сократил дворцовый штат, отказался от роскошного, дорогостоящего двора. Став императором, Ю. О., поддержанный частью интеллигенции, открыто объявил себя сторонником языч. религии, реформировав её на базе неоплатонизма; он издал два эдикта против христиан, восстановил языч. храмы. Ю. О. является автором ряда соч. (трактатов, речей, писем), направленных против христиан. Деятельность Ю. О. вызывала ненависть со стороны христ. духовенства, давшего ему прозвище Отступник (Apostata). После смерти Юлиана (умер от ран в войне против персов на р. Тигр) антихрист, эдикты были отменены имп. Иовианом, прекратившим гонения на христиан.

Соч. в рус. пер.; Письма, " Вестник древней истории", 1970, № 1-3.

ЮЛИАНA (Juliana) Луиза Эмма Мария Вильгельмина (р. 30.4.1909, Гаага), королева Нидерландов с 1948. Дочь королевы Вильгельмины. Получила образование на ф-те права Лейденского ун-та. Во время оккупации Нидерландов фаш. Германией (1940-45) - в эмиграции (в Англии и Канаде).

ЮЛИАНА-КАНАЛ (Julianakanaal), судоходный канал в Нидерландах, в пров. Лимбург. Ответвляется от р. Маас, к Ю. от г. Рурмонд. Проходит вдоль несудоходного участка р. Маас к району г. Маастрихт. Дл. 34 км, пропускает суда до 2 тыс. т.

ЮЛИАНЕХОБ (Julianehaab), город и порт на Ю.-З. Гренландии. 3, 3 тыс. жит. (1971). Ловля и консервирование рыбы и креветок. Осн. в 18 в.

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, старый стиль, система летосчисления, введена Юлием Цезарем в 46 до н. э. В Ю. к. високосным считается каждый год, номер к-рого делится на 4 (напр., 1900, 1976, 1980 и т. д.); т. о., ср. продолжительность года в этом календаре составляет 365, 25 сут, что на 0, 0078 сут длиннее тропич. года. Так как ошибка Ю. к. составляет ок. 3 сут за 400 лет, он с 1582 стал заменяться григорианским календарём (новым стилем); в СССР григорианский календарь введён с 14 февраля (1 февраля ст. ст.) 1918. Разница между новым стилем и старым стилем в 18 в. составляла 11 сут, в 19 в.- 12 сут, в 20 в. составляет 13 сут. При переходе от одного стиля к другому день недели не изменяется (так, и 1 мая н. ст. и 18 апр. ст. ст. 1979 - вторник). См. Календарь.

ЮЛИАНСКИЙ ПЕРИОД, промежуток времени в 7980 лет, используемый при астрономич. и хронологич. расчётах. Широкое применение в науке нашла система непрерывного счёта времени в юлианских днях (J. Е).), предложенная в кон. 16 в. франц. учёным Ж. Скалигером. В этой системе каждый момент времени обозначается количеством суток (с учётом дробной части суток), прошедших с начала текущего Ю. п., в качестве к-рого принят гринвичский полдень (12 ч всемирного времени) 1 янв. 4713 г. до н. э. Для определения количества целых суток, прошедших до интересующего момента, пользуются таблицами, к-рые публикуются в астрономических ежегодниках и справочниках.

Если расчёты ведутся с точностью до суток, содержащиеся в таблицах числа удобно рассматривать как номера соответствующих дат. В этом случае для определения числа дней, прошедших между двумя ист. событиями, достаточно из номера даты второго события вычесть номер даты первого события.

В 60-е гг. 20 в. получил распространение счёт дней в модифицированных юлианских днях (М. J. D.), в к-ром начало суток перенесено на гринвичскую полночь, что более удобно в практич. расчетах. Модифицированные юлианские дни связаны с юлианскими днями формулой: М. J. D.= = J. D -2400000, 5.

Ю. п. представляет собой наименьшее кратное трёх циклов: 28-летнего солнечного, приводящего дни недели на те же числа месяцев; 19-летнего лунного (цикл метона), приводящего фазы Луны на те же даты; 15-летнего, т. н. рим. индиктиона, по прошествии к-рого в Др. Риме взималась чрезвычайная подать. Однако этот факт для счёта времени в юлианских днях практического значения не имеет.

Для того чтобы определить номер заданной даты 20 в. в новом стиле (григорианском календаре), складывают: а) номер условного 0-го января високосного года, предшествующего заданному году (табл. 1);

Табл. 1. -Число дней, прошедших от начала периода до полудня 0-го января високосного года

Год 20 век Год 20 век
0* 2 415 019   2 434 012
  2 416 480   2 435 473
  2 417 941   2 436 934
  2 419 402   2 438 395
  2 420 863 6S 2 439 856
  2 422 324   2 441 317
  2 423 785   2 442 778
  2 425 246   2 444 239
  2 426 707   2 445 700
  2 428 168   2 447 161
  2 429 629   2 448 622
  2 431 090   2 450 083
  2 432 551    

б) количество суток, прошедших от этих суток до 0-го числа заданных месяца и года (табл. 2); в) заданное календарное число. Так, 22 июня 1941 = = 2 429 629 + 517 + 22 = 2 430 168 J. D.; 9 мая 1945 = 2 431 090 + 486 + 9 = =2 431 585 J. D. Вычтя из второго номера первый, находим, что с начала Великой Отечеств, войны до Дня Победы прошло 1417 сут. Для определения номеров суток 19, 18 и 17 веков из числа, найденного по табл. 1 для соответствующего года 20 в., необходимо вычесть величину 36524, соответственно, 1, 2 и 3 раза. Для отмеченного звёздочкой 1900, а также для годов 1800 и 1700, невисокосных в новом стиле, в табл. 2 для января 0 и февраля О в первой строке вместо 0 и 31 следует брать, соответственно, 1 и 32.

Табл. 2. - Число суток, прошедших до начала каждого месяца четырёхлетнего интервала

  Год Январь, 0 Февраль, 0 Март, 0 Апрель, 0 Май, 0 Июнь, 0 Июль, 0 Август, 0 Сентябрь, 0 Октябрь, 0 Ноябрь, 0 Декабрь, 0
                           
                           
                           
                           

ЮЛИИ-КЛАВДИИ (Julii Claudii), династия рим. императоров в 14-68, потомки имп. Августа по крови или усыновлению. Представители её происходили из знатных родов Юлиев и Клавдиев и были связаны между собой родством. К Ю.-К. принадлежали: Тиберий (14-37), Калигула (37-41), Клавдий (41-54), Нерон (54-68). Правление Ю.-К. было временем расцвета рабовладельч. отношений, а в области внутриполитич. - укрепления системы принципата. Гл.- социальной опорой Ю.-К. были армия и бюрократия, комплектовавшиеся из разных слоев италийского и провинциального населения. Внеш. политика Ю.-К. была направлена на расширение границ империи, вновь завоёванные терр. превращались в рим. провинции (Верх, и Ниж. Германия, Каппадокия и Коммагена, Мавретания, Британия, Фракия, Ликия и др.).

ЮЛИЙ II (Julius II) (в миру - Д ж улиано делла Ровере) (Giuliano della Rovere) (5.12.1443, Альбиссола, - 21.2.1513, Рим), римский папа с 1503. Добивался усиления папской власти и терр. расширения Папской области. С этой целью активно вмешивался в Итальянские войны 1494-1559. Вошёл в 1508 в антивенецианскую Камбрейскую лигу, добился от Венеции возврата захваченных городов Романьи; в 1511 возглавил антифранц. " Священную лигу". Активизировал деятельность инквизиции, способствовал расширению торговли индульгенциями. Ю. II покровительствовал иск-ву, призвал в Рим Д. Браманте, Микеланджело, Рафаэля и др. архитекторов, скульпторов, живописцев.

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (Julius Caesar) Гай, римский гос. и политич. деятель, полководец, писатель; см. Цезарь Гай Юлий.

ЮЛИЙСКИЕ АЛЬПЫ (Juliske Alpe, Alpi Giulie), горы в Югославии и Италии, юж. ветвь Вост. Альп. Дл. ок. 100 км, вые. до 2863 м (г. Триглав, самая высокая в Югославии). Сложены гл. обр. известняками, развит карст. До вые. 1800- 1900 м - широколиств. и хвойные леса, выше - горные луга. Нар. парк Триглав.

ЮЛИХ (Julich), ист. область Германии (ныне в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия). Первоначально графство, с 1336 маркграфство, с 1360 герцогство. В 1423 объединился с герцогством Берг, с 1511 Ю. и Берг находились в личной унии с герцогством Клеве. Прекращение рода герцогов Клеве дало повод для спора между герм, католич. и протестантскими князьями, принявшего характер острого междунар. конфликта (предшествовавшего Тридцатилетней войне 1618-48)', в результате борьбы за юлих-клевское наследство Ю. отошёл к католич. Пфальц-Нёйбургу. С 1777- в личной унии с Баварией. В 1794 занят франц. войсками, в 1801 присоединён к Франции. Венский конгресс 1814-15 передал почти всю терр. Ю. Пруссии.

ЮЛТЫЙ, Юлтыев Даут [6(18).4. 1893-1938], башкирский советский писатель и обществ, деятель. Род. в дер. Юлты, ныне Красногвардейского р-на Оренбургской обл. Чл. КПСС с 1919. Участник 1-й мировой и Гражд. войн. В 1926 окончил Ин-т красной профессуры (Москва). Был парт, работником, журналистом. Лит. деятельность начал в 1908. В дореволюц. стихах обличал социальную несправедливость. После 1917 поэзия Ю. приобретает агитационно-публицистич. характер. В поэмах " Майсара" (1930), " Айхылу" (1933), в циклах стихов он показывал людей труда. Первым в башк. поэзии обратился к образу В. И. Ленина (стих. " О Ленине"). В 1934 опубл. 1-ю книгу историко-революц. романа " Кровь" (рус. пер. 1936); 2-я книга написана в 1936 (опубл. в 1970). Автор первой в башк. лит-ре историко-революц. драмы " Карагул" (1920). В статьях утверждал принципы социалистич. реализма.

Соч.: Ьайланма эсэрзэр, т. 1 - 2, 0фе, 1957; в рус. пер. - Избр. лирика. [Предисл. А. Жарова], Уфа, 1966; Кровь. Роман и рассказы. [Послесл. С. Кирьянова], М., 1966.

Лит.: Кирьянов С., На братской перекличке, Баку, 1969; Хесэинов F., Даут Юлтый. Эфе, 1963. С. Л. Кирьянов.

ЮМ (Ншпе) Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия, -25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал осн. принципы новоевроп. агностицизма', предшественник позитивизма. Род. в семье небогатого шотл. дворянина. Получил юрид. образование в Эдинбургском ун-те. В 1739 опубликовал гл. соч. " Трактат о человеческой природе". В 1753-62 работал над восьмитомной " Историей Англии", в к-рой выразил претензии" новых" тори на роль лидеров блока двух партий англ, буржуазии. В 1763-66 на дипломатич. службе в Париже. В последние годы жизни участвовал в работе Науч. об-ва в Шотландии. Славу на родине Ю. принесли " Эссе" (1741) на обществ.-политич., морально-эстетич. и экономич. темы.

Теория познания Ю. сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Ю. считал впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутр. опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретич. неразрешимой, Ю. заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувств, образов) от внеш. впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Ю. толковал образование сложных идей как психологич. ассоциации простых идей друг с другом.

С убеждением Ю. в причинном характере процессов ассоциирования связан центр, пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных) связей, Ю. решал её агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на неё. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии следования во времени события Б после

А, а также регулярности появления Б после А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения следствия причиной; эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в " веру", что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретич. вере, то в области наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как механизм ассоциирования. Согласно Ю., каузальность надо превратить в ветвь психологии, что он и стремился осуществить.

Отвергая свободу воли с позиций психич. детерминизма, Ю. использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть "...связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом..." (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую " естеств. религию".

В основе этики Ю.- концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Ю., - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за А. Шефтсбери и Ф. Хатчесоном Ю. считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич. принципа Ю. перешёл к утилитаризму. Но в поисках мотивов, к-рые заставили бы людей следовать требованиям " обществ, блага", он обращался к альтруистич. чувству общечеловеческой " симпатии", к-рое противопоставлял индивидуализму.

Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств, восприятия; прекрасное он толковал как наиболее пригодное к достижению практич. целей.

В социологии Ю. был противником как феодально-аристократич., так и бурж. договорных концепций происхождения гос-ва. Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей, а политич. власть - из института воен. вождей, к-рым народ " привык" подчиняться. Согласно Ю., степень законности власти зависит от продолжительности правления и соблюдения принципа частной собственности. В политич. экономии Ю. отвергал меркантилизм и близко подошёл к трудовой теории А. Смита. Наряду с ТТТ. Монтескье Ю. был представителем т. н. количеств, теории металлистических денег.

Под влиянием идей Ю. развивалось большинство позитивистских учений 19- 20 вв., вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистич. философии.

Соч.: The philosophical works, v. 1 - 2, L., 1890; то же, v. 1 - 2, L., 1898; Political discqurces, Edin., 1752; The life of D. Hume, esquire, written by himself, L., 1777; The letters of D. Hume, v. 1-2, Oxf., 1932; New letters of D. Hume, Oxf., 1954; в рус. пер. - Сочинения, т. 1 - 2, М., 1965; X а тчесонф., Юм Д., Смит А., Эстетика, М., 1973.

Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии. Восемнадцатый век, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; е г о ж е, Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; е г о ж е, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1 - 2 (по указат.); Л е н и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; В и-

ноградов Н. Д., Философия Д. Юма, т. 1 - 2, М., [1905-11]; Роговин С. М., Деизм и Д. Юм, М., 1908; Михаленко Ю. П., Философия Д. Юма - теоретическая основа английского позитивизма 20 века, М., 1962; Н аре кий И. С., Философия Д. Юма, М., 1967; его же, Давид Юм, М., 1973; В u r t о n J. Н., The life and correspondence of D. Hume, v. 1 - 2, Edin., 1866; Kemp Smith N., The philosophy of D. Hume, L., 1949; М а с N a b b G. C., D. Hume. His theory of knowledge and morality, L., 1951; L е г о у A. L., D. Hume, P., 1953; В a s s о n A. H., D. Hume, Harmondsworth, 1958; Zabeeh F., Hume, precursor of modern empiricism, The Hague, 1960; David Hume. A Symposium, ed. by D. F. Pears, L., 1963; MossnerE. C., The life of D. Hume, Oxf., 1970; Hume and the Enlightenment. Essays presented to E. C. Mossner, ed. by W. B. Todd, Edin., 1974; Forbes D., Hume's philosophical politics, Camb., 1975; Jessop Т. Е., A bibliography of David Hume and of Scottish philosophy from Francis Hutcheson to Lord Balfour, L., 1938.

И. С. Нарский.

" ЮМАНИТЕ" (" L'Humanite" - " Человечество"), франц. ежедневная газета, ЦО Франц. компартии (ФКП). Выходит в Париже. Осн. в 1904 Ж. Жоресом как орган Франц. социалистич. партии. Первый номер вышел 18 апр. 1904. После образования ФКП (дек. 1920) стала органом компартии. 8 февр. 1923 официально объявлена ЦО ФКП. Во время 2-й мировой войны 1939-45 " Ю." 25 авг. 1939 была запрещена и с 26 окт. 1939 по 16 авг. 1944 выходила в подполье. Возобновила легальное издание с 21 авг. 1944. С 24 янв. 1977 выходит новым форматом; в этот день " Ю." вышла тиражом 800 тыс. экз. Обычный тираж 200-250 тыс. экз. (1977). Имеет воскресное издание " Юманите-диманш" (" L'Humanite Dimanche"), выходящее тиражом ок. 500 тыс. экз. Политич. директора " Ю.": до 1914 - Ж. Жорес, в 1918-58 - М. Кашен, в 1958-74 - Э. Фажон, с 1974 - Р. Леруа. Гл. редакторы: в 1926-37 - П. Вайян-Кутюрье, в 1937-49-Ж. Коньо, в 1950-59-А. Стиль, с 1959- Р. Андриё.

Ежегодно проводится праздник газ. " Ю.", в к-ром участвуют широкие массы трудящихся и делегации ЦО компартий многих стран мира, в том числе газ. " Правда".

ЮМАГОВО, климато-кумысолечебный курорт в Башк. АССР, в 25 км от Уфы и в 4, 5 км от ст. Юматово. Лето тёплое (ср. темп-pa июля 24 °С), зима холодная (ср. темп-pa янв. -19 °С); осадков 450 мм в год. Лечение заболеваний нервной системы, органов кровообращения и пищеварения. Санаторий.

ЮМАШЕВ Андрей Борисович [р. 18(31). 3.1902, Петербург], советский лётчик, ген.-майор авиации (1943), Герой Сов. Союза (1.9.1937). Чл. КПСС с 1941. С 1918 в Сов. Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и Серпуховскую лётные школы (1924). С 1927 лётчик-испытатель; совершил рекордные полёты на высоту с контрольным грузом в 5, 10 и 12 т (1936). В 1937 вместе с М. М. Громовым и С. А. Данилиным совершил перелёт Москва - Сев. полюс- США, установив абс. мировой рекорд дальности полёта по прямой без посадки (10 148 км). В 1940-41 зам. нач. Лётно-Исследовательского ин-та. С июля 1941 участвовал в Великой Отечеств, войне в должностях командира истребительной эскадрильи, авиаполка, зам. команд. 3-й и 1-й возд. армиями на Зап. фронте, командира 6-го истребит, авиакорпуса на Калининском, Зап. и Юго-Зап. фронтах. С июля 1943 команд. ВВС Восточного фронта ПВО. С 1944 нач. управления истребит, авиации Гл. управления боевой подготовки ВВС. С 1946 в запасе. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями, а также медалью Междунар. авиац. федерации (ФАЙ) - де Лаво.

ЮМАШЕВ Иван Степанович [27.9(9.10). 1895, Тбилиси, - 2.9.1972, Ленинград], советский воен.-мор. деятель, адмирал (1943), Герой Сов. Союза (14.9.1945). Чл. КПСС с 1918. Род. в семье ж.-д. служащего. В ВМФ с 1912, матрос и унтер-офицер на Балт. флоте. В февр. 1919 добровольно вступил в Сов. ВМФ, участник Гражд. войны 1918-20 на кораблях Волжско-Каспийской флотилии. Окончил спец. курсы комсостава флота (1925), тактич. курсы командиров кораблей при Воен.-мор. академии (1932). Командовал эсминцем, крейсером, дивизионом эсминцев, бригадой крейсеров. С сент. 1937 нач. штаба, с янв. 1938 команд. Черномор, флотом. С марта 1939 командовал Тихоокеанским флотом, участвовавшим в разгроме войск империалистич. Японии в 1945. С янв. 1947 зам. мин. Вооруж. Сил СССР, он же Главнокомандующий ВМС, с февр. 1950 воен.-мор. мин.СССР, с авг. 1951 нач. Воен.-мор. академии. Канд. в чл. ЦК КПСС (1941-56). Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. С 1957 в отставке. Награждён 6 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.

ЮMOP (англ, humour - нрав, настроение, от лат. humor - жидкость: согласно антич. учению о соотношении четырёх телесных жидкостей, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отд. явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комич. трактовку с внутр. серьёзностью. В согласии с этимологией слова, Ю. заведомо " своенравен", " субъективен", личностно обусловлен, отмечен отпечатком " странного" умонастроения самого " юмориста". В отличие от собственно комич. трактовки, Ю., рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности, - в этом Ю. противоположен осмеивающим, разрушит, видам смеха.

В целом Ю. стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне Ю. открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное - " сквозь видный миру смех... незримые ему слезы" (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик Ю., уподобляет его птице, к-рая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, - образ, материализующий оба аспекта Ю.

В зависимости от эмоцион. тона и культурного уровня Ю. может быть добродушным, жестоким, дружеским, грубым, печальным, трогательным и т. п. " Текучая" природа Ю. обнаруживает чпротеическую" (Жан Поль) способность принимать любые формы, отвечающие умонастроению любой эпохи, её ист. " нраву", и выражается также в способности сочетаться с любыми иными видами смеха: переходные разновидности Ю. иронического, остроумного, сатирического, забавного. Сопоставление с осн. видами комического многое уясняет в существе и своеобразии чистого Ю.

С иронией, не менее сложным видом комического, Ю. сходен и по составу элементов, и по их противоположности, но отличается " правилами" комич. игры, а также целью, эффектом. В иронии смешное скрывается под маской серьёзности - с преобладанием отрицат. (насмешливого) отношения к предмету; в Ю. серьёзное - под маской смешного, обычно с преобладанием положит, (" смеющегося") отношения. Сложность иронии, т. о., лишь формальная, её серьёзность - мнимая, её природа - чисто артистическая; напротив, сложность Ю. содержательная, его серьёзность - подлинная, его природа - даже в игре - скорее " философическая", мировоззренческая. Ю. нередко " играет" на двух равно действит. аспектах человеческой натуры - физическом и духовном. Различен поэтому эффект иронии и Ю., когда игра закончена и обнажается внутр. аспект, подлинная цель игры: ирония, порой близкая смеху язвительному, задевает, ранит, оскорбляет сугубо - не только открывшимся неприглядным содержанием, но и самой формой игры; тогда как Ю. в конечном счёте заступается за свой предмет, а его смехом иногда, напр, в " дружеском" Ю., " стыдливо" прикрывается восхищение, даже прославление. Колоритом Ю. художники нового времени часто пользуются - во избежание ходульности или односторонности - для изображения наиболее благородных героев, а также идеальных натур " простых людей", национально или социально характерных (В. Скотт и др.).

Не менее показательно сопоставление Ю. с остроумием (остротой), с комическим в интеллектуальной сфере. Остроумие основано на игре слов, понятий, фактов, по сути своей далёких, но по ассоциации либо по словесному звучанию сближенных. В Ю. же, напротив, за внешним, самим по себе комичным, интуитивно постигается внутреннее того же самого предмета, - за чувственным, зримым - духовное, умопостигаемое. Например, в романе Сервантеса долговязый, тощий Дон Кихот, мчащийся на костлявом Россинанте, а за ним на осле коренастый, толстопузый Санчо, каждый образ в обоих аспектах сам по себе, - и как взаимно связанная, целостная " донкихотская" пара, - и как странствующая (" за идеалом") пара на фоне косной, " неподвижной" действительности Испании: во всех этих планах та же ситуация непрактичного духа и бездуховной практики. Остроумие стилистически часто вырастает из сравнения (сопоставления различного), а Ю.- из метафоры, нередко даже " реализованной метафоры" (материализация духовного).

Отношение Ю. к сатире определяется уже тем, что источником сатирич. смеха служат пороки, недостатки как таковые, а Ю. исходит из той истины, что наши недостатки и слабости - это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же личных достоинств. Сатира, открыто разоблачая объект, откровенна в своих целях, тенденциозна, тогда как серьёзная цель Ю., глубже залегая в структуре образа, более или менее скрыта за смеховым аспектом. Бескомпромиссно требоват. позиция сатирика ставит его во внешнее, отчуждённое, враждебное положение к объекту; более интимное, внутренне близкое отношение юмориста (к-рый " входит в положение" предмета его смеха) тяготеет к снисходительности, вплоть до резиньяции - перед природой вещей, перед необходимостью. Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин), пребывающим в глубоком, нередко близком к трагизму, разладе с жизнью, часто свойственно причудливо перемешивать гневную серьёзность с абсурдно игровым, как бы шутливо незначительным (персонаж с " фаршированной головой" у Салтыкова-Щедрина): восстанавливающая бодрость " анестезия" смехом и игрой, некое " ряжение" сатиры под забавный Ю.

Исторически Ю. выступает как личностный преемник безличного древнейшего типа комического - всенародного обрядно-игрового и праздничного смеха. Жизнь преломляется в Ю. через " личное усмотрение", центробежно (" эксцентрично") уклоняясь от офиц. стереотипов представлений и поведения. Сфера Ю., в отличие от архаич. смеха, - это личностное начало в субъекте смеха, предмете смеха, критериях оценки. Если коллективное празднество поглощает, уподобляет каждого всем, интегрирует (клич карнавала: " делайте, как мы, как все"), то Ю. дифференцирует, выделяет " я" из всех, даже когда оригинал-" чудак" (напр., Дон Кихот) подвизается для всех, вплоть до самопожертвования ради всех. В Ю. " мнение" перестаёт быть мнимым, недействительным, ненастоящим взглядом на вещи, каким оно представляется сознанию безличному (традиционно-патриархальному), и, напротив, выступает единственно живой, единственно реальней и убедит, формой собственного (самостоятельного) постижения жизни человеком. Трактуя вещи серьёзно, но аргументируя комически, " своенравно", апеллируя не отдельно к разуму или чувству, а к целостному сознанию, Ю. как бы исходит из того постулата, что в отвлечённой от субъекта, в безличной форме убеждение никого не убеждает: идея без " лица" не живёт, " не доходит", не эффективна. Личностной природой Ю. объясняется то, что, в отличие от др. форм комического, теоретич. разработка к-рых восходит ещё к древнему Востоку и античности, Ю. привлёк внимание эстетиков поздно - с 18 в. Но с тех пор исследования Ю. появляются одно за другим - Ю. почти заслонил для нас прочие виды смешного. Общепризнанная " родина" Ю.- Англия, страна классич. развития бурж.-либер. мысли, но также классическая со времён пуританства страна cant'a (англ.- лицемерие, ханжество, пошлое в общепринятых стереотипах приличий), как и страна наиболее яркой многовековой борьбы (в характерно англ, " эксцентричной" форме) с cant'ом, с тиранией обществ, мнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.