Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития топологии 3 страница






Происходившие во 2-й пол. 40-х- 50-х гг. социально-экономич. преобразования в нар. х-ве восточноевроп. стран, их интенсивное развитие по социалистич. пути предопределили необходимость перестройки всей сферы товарного обращения. Расширение гос. и кооп. Т. существенно ограничивало объём частной Т. Кооперативы включались в систему плановой экономики. Руководствуясь исто-рич. опытом СССР, др. социалистич. страны решали вопрос " кто - кого" в области Т. с помощью экономич. рычагов, ограничивающих частную Т. и обеспечивающих расширение обобществлённой Т. Так, уже к 1960 удельный вес частной Т. в общем объёме розничного товарооборота составлял (в % ): в Болгарии - 0, 1, в Венгрии - 1, 2, в Польше - 2, 7 и Румынии- 0, 1; только в ГДР он сохранялся ещё на уровне 22, 7.

К сер. 70-х гг. почти во всех социалистич. странах внутр. Т. осуществлялась полностью гос. и кооп. предприятиями и орг-циями. Небольшая доля частной Т. в Болгарии (0, 1% ), Венгрии (0, 8% ) и Польше (0, 9% ) приходится на кустарей, реализующих изделия собственного изготовления, и владельцев мелких предприятий питания. Их деятельность не оказывает значит. влияния на развитие Т. в этих странах. Доля частной Т. в ГДР сокращается (в сер. 70-х гг. она составляла 15% розничного товарооборота ). Для внутр. Т. зарубежных социалистич. стран характерны закономерности, присущие развитию Т. в СССР: устойчивые темпы роста розничного товарооборота, его прогрессивные структурные изменения, интенсивное развитие материально-технич. базы и совершенствование форм и методов продажи товаров. Так, за 1960-74 объём розничного товарооборота возрос: в НРБ - в 3 раза, в ВНР - в 2, 6, в ГДР - в 1, 7, в МНР -в 2, в ПНР - в 2, 7, в Румынии - в 2, 9, в ЧССР - в 2, 3 раза. Среднегодовые темпы роста товарооборота в тот же период составляли (в % ): в ВНР, ГДР, ЧССР - ок. 6 в каждой, в СРР - 7, 5, НРБ - 8, 5, в ПНР - 11-12. Получили широкое распространение совр. крупные магазины самообслуживания, рассчитанные на удовлетворение потребностей населения в товарах повседневного спроса, напр. магазины " Кауфхалле" (ГДР ), " ABC" (ВНР ), " Суперсамы" (ПНР ). Одновременно с магазинами растёт сеть предприятий обществ.питания - ресторанов, кафе и др. Особое внимание уделяется созданию комбинатов питания и столовых при пром. предприятиях и уч. заведениях. По вопросам внутр. Т. социалистич. стран ведётся многостороннее сотрудничество в рамках СЭВ.

Внешняя Т. социалистич. стран ведётся гос-вом на основе монополии внешней торговли.

Растущая роль междунар. Т. как одного из наиболее важных факторов экономич. роста и социального прогресса отмечалась на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 ). Расширение междунар. Т. путём применения режима наибольшего благоприятствования на основе двусторонних и многосторонних межправительственных и др. соглашений - одна из осн. областей сотрудничества гос-в (см. Международное экономическое сотрудничество). Междунар. Т. играет важную роль в разрядке междунар. напряжённости, в укреплении принципов мирного сосуществования стран с различными со-циально-экономич. системами.

Лит.: Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; Кулишер И. М., Очерк истории русской торговли, П., 1923; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, т. 1-2, 4 изд., М., 1956; Дихтяр Г. А., Внутренняя торговля в дореволюционной России, М., 1960. См, также лит. при статьях Внутренняя торговля, Внешняя торговля, Оптовая торговля, Розничная торговля. В. Ф. Сорокина, Б. И. Гоголь, И. И. Фельдман.

" ТОРГОВЛЯ ЗА РУБЕЖОМ", ежемесячный бюллетень Мин-ва торговли СССР, издаётся с 1956 в Москве. Освещает передовой опыт торговли и массового питания различных стран. Публикует также материалы об организации работы магазинов и универмагов, оптовых баз и складов, о произ-ве полуфабрикатов, новых видах тары и упаковки и т. п. Значит. место уделяется информации о специализированных выставках и ярмарках. Имеются разделы " Рецепты иностранной кухни" и " Моды". Тираж (на 1 янв. 1976 ) 14 тыс. экз.

ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, технич. средства (машины, автоматич. устройства, поточные линии и т. п. ), используемые на предприятиях розничной и оптовой торговли, общественного питания, в складах, хранилищах и на базах. Различают Т. о. для продовольств., пром. товаров и универсальное; для обычных и т. н. прогрессивных (самообслуживание, продажа товаров в кредит ) методов торговли. В зависимости от назначения выпускается Т. о. для транспортировки и погрузки (разгрузки ) товаров; их хранения, демонстрации и продажи; обработки; взвешивания товаров; расчётов с покупателями. Отд. группу составляют торговые автоматы.

Транспортировка и погрузка (разгрузка ) товаров. Междугородные перевозки грузов осуществляют автомобильные поезда. Скоропортящиеся продукты и полуфабрикаты доставляют обычно автомобилями-холодильниками, оборудованными системой охлаждения, замороженные продукты - автомобилями с изотермич. кузовами. Мелкие партии товаров перевозят на автомобилях с кузовом, 3-колёсных мотороллерах, полуприцепах и т. п. Доставку жидкостей, сыпучих продуктов, а также живой рыбы производят в автомобилях-цистернах и автоцистернах-прицепах. Распространены контейнерные перевозки товаров.

В торг. предприятиях используют погрузочно-разгрузочные машины: погрузчики, снабжённые грузозахватными приспособлениями; штабелёры, имеющие меньшую ширину, чем погрузчики, что позволяет использовать их в узких проходах складов. На небольшие расстояния грузы перемещают средствами безрельсового транспорта (тягачи, грузовые тележки и др. ), а также стационарными и передвижными конвейерами (ленточными, пластинчатыми и роликовыми ). Подъём товаров производят грузовыми лифтами, элеваторами и др. типами подъёмников. Используют однорельсовый транспорт - электрич. тали, подвесные или опорные краны-штабелёры, передвигающиеся между стеллажами. Созданы комплексы оборудования для автоматич. выгрузки упакованных товаров из вагонов, перемещения их по транспортёрам к лифтам, подъёма и накопления на транспортёрах-накопителях в секциях складов, а затем укладки товаров на стеллажи.

Хранение, демонстрация и продажа товаров. К Т. о. этой группы относят стационарные и передвижные стеллажи, горки, прилавки, витрины, шкафы, вешала для одежды, тару-оборудование, холодильное оборудование и т. п. Механизир. и автомати-зир. склады оборудуют многоярусными контейнерами-накопителями для хранения однородных (на каждом ярусе ) товаров, перегружающими устройствами, пакетоформирующими и распакетирующими машинами и т. п. Имеются устройства, к-рые доставляют расфасованные товары из складских помещений в торг. зал, автоматически выбирают и размещают товар на освободившуюся полку горки, а также убирают пустую тару и транспортируют её на склад. В магазинах самообслуживания для продажи хлебобулочных изделий, овощей и пр. используют тару-оборудование, к-рое состоит из расположенных в зале магазина шкафов, прилавков, горок и помещаемых в них передвижных контейнеров. Продукты загружают в контейнеры в местах произ-ва и без перегрузки доставляют в торг. зал.

Скоропортящиеся продовольств. товары хранят и демонстрируют с помощью холодильного оборудования: камер, охлаждаемых шкафов, прилавков, витрин, прилавков-витрин и т. п. (см. Холодильная техника). Холодильное оборудование подразделяют на низкотемпературное (в охлаждаемом объёме поддерживается темп-pa от -8 до -15 °С ) и среднетемпературное (от 0 до 10 °С ). В магазинах самообслуживания устанавливают витрины открытого типа с т. н. воздушной завесой - перед лицевой (открытой ) частью витрины с помощью вентиляторов создаётся поток охлаждаемого воздуха. Большие магазины оборудуются системами централизованного холодоснабжения.

Обработка продовольств. товаров при подготовке их к продаже производится на поточных линиях очистки, мойки, сортировки и упаковки овощей и фруктов, на машинах для расфасовки и упаковки сыпучих товаров (см. Расфасовочно-упаковочный автомат), линиях и машинах для нарезки и упаковки гастрономич. товаров, масла и т. п. При этом используют аппараты для сварки полимерной плёнки, оборудование для упаковки в термоусадочную плёнку. Упаковка может производиться под вакуумом, в среде инертного газа. Пром. товары готовят к продаже с помощью установок для раскатки и накатки тканей, машин для печатания и крепления товарных ярлыков и ценников, контрольно-измерит. оборудования (напр., для проверки радиоаппаратуры ) и т. п.

Взвешивание товаров выполняется на рычажно-механич., электро-тензометрич. и электронных весах. Для грузов массой свыше неск. десятков кг используют передвижные и стационарные платформенные товарные весы (шкально-гирные, шкальные и циферблатные ); показания снимаются визуально или регистрируются с помощью спец. устройств. Стационарные весы обычно предназначаются для взвешивания грузов вместе с транспортом (весы в этом случае наз. автомобильными, вагонными ). При продаже пользуются настольными рычажными циферблатными весами или электронными, к-рые автоматически определяют стоимость товаров.

Для расчётов с покупателями служит кассовое оборудование: электро-механич. контрольно-кассовые машины (односчётчиковые, многосчётчиковые или многосекционные; со счётчиками, суммирующими стоимость неск. покупок для магазинов самообслуживания ); автоматич. кассы (для оплаты разовых услуг и приобретения наборов продуктов ); электронные контрольно-кассовые машины; комплексно-автоматизированные системы расчёта (автоматизируют процесс расчёта с покупателями, ведение учёта и отчётности; содержат электронные контрольно-кассовые машины, блок памяти, ЭВМ, пульт управления ).

Применяются также аппараты для приготовления и продажи напитков (кофеварки, установки для приготовления коктейлей и т. п. ), оборудование для развозной торговли (автолавки, ручные тележки с термосами для продажи мороженого и т. п. ); вспомогат. оборудование (сортировочные и счётные машины, автоматы для размена монет и т. п. ). Помимо Т. о., в торговле используют инвентарь (фляги, ценники, подставки и т. п. ) и инструментарий (ножи, инструменты для вскрытия тары и т. д. ).

Совершенствование Т. о. связано с распространением прогрессивных методов торговли, применением новых технич. средств, напр. электронных устройств для продажи товаров в кредит, ЭВМ для управления торг. предприятиями.

Лит.: Торговые машины и аппараты, М., 1964; Торгово-технологическое оборудование. Справочник, М., 1969; Торговые и холодильные машины и аппараты, 2 изд., М., 1970; Воронков Б. Г., Лапидус С. Я., Чулкова А. Ф., Организация и техника торговли продовольственными товарами, М., 1970; Торговая техника, М., 1975.

Б. Г. Воронков, К. В. Советов.

ТОРГОВОЕ ПРАВО, в ряде бурж. гос-в самостоят. отрасль права, регулирующая наряду с гражданским правом отношения, возникающие в сфере гражд. и торг. оборота. В странах, где имеются спец. торговые кодексы (Франция, ФРГ, Япония ), существует т. н. дуализм гражд. права. Т. п. возникло в ср. века в связи с развитием междунар. торговли в Средиземноморье как особое, т. н. купеческое, право (jus mercatorum ). Оно складывалось как сословное обычное право отд. городов и закреплялось в гор. статутах или статутах купеческих гильдий; имелись сборники Т. п. (напр., Рагузинские статуты, Родосский морской закон). В нек-рых странах кодификация торг. законодательства предшествовала кодификации гражданского (напр., в Германии ). В странах, где Т. п. действует как самостоят. отрасль, оно регламентирует деятельность торг. товариществ, вопросы их регистрации, ведения документации (в т. ч. торговых книг), вопросы представительства, оборот ценных бумаг (чеки, векселя, акции и т. д. ), т. н. торг. сделки, прекращение торг. товариществ, в частности объявление их несостоятельными, и т. д.

Поскольку в связи с развитием и расширением сферы капиталистич. обращения нормы гражданского и Т. п. практически регулируют одни и те же отношения, в ряде стран (Швейцария, Италия ) произошла унификация этих отраслей в едином законодат. акте - гражд. или обязательств. кодексе. В США развитие норм, регулирующих деловой капиталистич. оборот, пошло по иному пути. Там нет федерального гражд. кодекса. По инициативе заинтересованных деловых кругов в США был подготовлен и одобрен нац. конференцией уполномоченных по унификации законов, Амер. институтом права и ассоциацией адвокатов единообразный Торговый кодекс США и издан в 1957. Этот неофиц. кодекс послужил основой офиц. кодификации торг. законодательства во всех штатах, кроме Луизианы.

Лит.: Гражданское и торговое право капиталистических государств, М., 1966, с. 9 -12.

ТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО,

торгпредство, в социалистич. странах орган гос-ва, осуществляющий за границей права гос-ва в области принадлежащей ему монополии внешней торговли. Т. п. учреждаются по решению пр-ва и с согласия иностр. гос-ва, на территории к-рого они создаются. В задачи Т. п. входит представительство интересов гос-ва по вопросам внешней торговли в стране пребывания, содействие развитию торг. отношений с этой страной. Т. п. регулируют и контролируют внешнеторг. деятельность орг-ций, допущенных к самостоят. выходу на внешнеторг. рынок; выдают разрешения на ввоз в свою страну товаров, на транзит товаров через неё, а также др. необходимые документы. На Т. п. возложена работа по изучению общих экономич. условий и торг. конъюнктуры страны пребывания и информация об этом Мин-ва внешней торговли.

Т. п.- составная часть соответствующего полномочного представительства и в силу этого пользуется иммунитетами и привилегиями, предоставляемыми полпредству (напр., помещения, занимаемые Т. п., пользуются экстерриториальностью; торг. представитель, возглавляющий Т. п., и его заместители входят в состав дипломатич. персонала). Иммунитеты сохраняются за Т. п. и в случае осуществления им операций по внешней торговле; в виде исключения Т. п. может выступать в качестве ответчика в иностр. суде только по спорам, вытекающим из торг. сделок, заключённых Т. п. в данной стране, и притом только в тех гос-вах, в отношении к-рых пр-во выразило на то своё согласие. В СССР правовой статус Т. п. определяется Положением о торговых представительствах и торговых агентствах Союза ССР за границей, утверждённым пост. ЦИК и СНК СССР 13 сент. 1933, междунар. договорами и общепризнанными началами международного права.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА СССР (ТПП СССР), общественная орг-ция, содействующая развитию внешней торговли и экономич. связей, ускорению прогресса науки и техники в СССР. Создана в 1932 как Всесоюзная торговая палата (ВТП). В 1972 реорганизована в ТПП СССР в связи с развитием экономики, ростом объёма торговли и изменениями в её структуре, образованием тор-гово-пром. палат в союзных республиках, расширением экономич. и научно-технич. связей СССР с зарубежными странами. В сент. 1974 на внеочередном съезде ТПП СССР принят действующий устав. Высшие органы ТПП СССР - съезд, Совет и Президиум ТПП (избираемые съездом ). В 1975 действит. членами ТПП СССР состояли: пром. предприятия (1927 ), торг. орг-ции (729 ), научно-исследовательские ин-ты (169 ), внешнеторг. орг-ции (65 ), строит. и трансп. орг-ции (93 ), учреждения связи, учебные заведения, общественные организации и др. (98 ).

Ежегодно палата совм. с Мин-вом внеш. торговли СССР, Гос. к-том по науке и технике, мин-вами и ведомствами, пром. предприятиями - членами палаты отбирает и направляет на междунар. выставки до 70 тыс. машин, приборов, различных товаров нар. потребления. Палата организует в СССР иностр. выставки (ежегодно зарубежные фирмы ввозят для демонстрации до 80 тыс. экспонатов ). ТПП СССР осуществляет патентование иностр. изобретений в СССР и советских - за границей; регистрацию товарных знаков; выдаёт удостоверения о происхождении товаров, вывозимых из СССР; проводит экспертизы качества товаров. Связи с деловыми кругами зарубежных стран ТПП СССР поддерживает через смешанные торговые палаты. ТПП СССР имеет секции права, торг. мореплавания и мор. права, по охране промышленной собственности, к-рые разрабатывают вопросы, связанные с деятельностью палаты.

При ТПП СССР постоянно действуют Внешнеторговая арбитражная комиссия, Морская арбитражная комиссия и Бюро диспашеров.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАРТИЯ, контрреволюц. партия крупной русской торг.-пром. и финанс. буржуазии. Осн. в Москве в нояб. 1905. Программное воззвание партии от 12 нояб. 1905, подписанное моск. капиталистами Г. А. Крестовниковым, А. И. Коноваловым, В. П. и М. П. Рябушинскими (см. Рябушинские), призывало "...образовать мощную партию для содействия правительственной власти в деле успокоения страны и проведения в жизнь возвещенных новых о снов", т. е. Манифеста 17 октября 1905. 1-й съезд партии состоялся 5-6 февр. 1906; пред. был избран Крестовников. Т.-п. п. выступала против созыва Учредит. собрания, введения 8-час. рабочего дня и свободы стачек; в агр. вопросе стояла за сохранение помещичьего землевладения, за выход крестьян на отруба и переселение их в вост. р-ны страны. В. И. Ленин относил Т.-п. п. к правому крылу либерально-монархич. партий, с к-рыми партия пролетариата должна вести " самую беспощадную борьбу". На выборах в 1-ю Гос. думу Т.-п. п. блокировалась с октябристами и к кон. 1906 распалась; большинство её членов вошло в партию октябристов.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 232; Сб. программ политических партий в России, в. 4, СПБ, 1906; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970. Н. Ф. Славин.

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, готовят специалистов по экономике торговли, товароведению и организации торговли прод. и пром. товарами, а также экономистов по бухгалтерскому учёту, финансам и кредиту, инженеров по технологии и организации общественного питания, машинам и аппаратам пищ. производств.

В 1976 в СССР было 12 Т.-э. п., в т. ч. 4 ин-та сов. торговли: Дальневосточный (осн. в 1968 во Владивостоке ), Донецкий (I960), Заочный (1937, Москва ) и Ленинградский им. Ф. Энгельса (1930 ); Львовский (1945 ) и Киевский (1966 ) Т.-э. и.; Московский (1959 ), Самаркандский им. В. В. Куйбышева (1961 ), Карагандинский (1966 ), Полтавский(1974 ) кооп. ин-ты; Новосибирский ин-т сов. кооп. торговли (1956 ) и Харьковский ин-т обществ. питания (осн. в 1967 ). Во всех Т.-э. и. имеются дневная (кроме Заочного ин-та) и заочная формы обучения; в Дальневосточном, Донецком, Киевском, Ленинградском и Харьковском ин-тах и вечерняя; в семи ин-тах организована аспирантура.

Нек-рые Т.-э. п. имеют ф-ты и филиалы в др. городах (напр., Заочный ин-т - в Алма-Ате, Волгограде, Воронеже, Иркутске, Казани, Кишинёве, Куйбышеве, Риге, Ростове-на-Дону, Саратове, Хабаровске, Челябинске и др.). Срок обучения 4-5 лет. Киевский ин-т имеет право принимать к защите кандидатские диссертации. См. также Экономическое образование.

ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ, устройства для выдачи (иногда и приготовления ) товара после получения монет или др. платёжных средств от покупателя; самостоятельно осуществляют все рабочие и вспомогат. процессы и движения. Используются для продажи распространённых товаров невысокой стоимости, имеющих небольшие размеры (напр., кондитерские и табачные изделия, напитки, молочные продукты ). К Т. а. относят также полуавтоматы, в к-рых покупатель после опускания монеты должен нажать кнопку или рычаг для выдачи товара.

Впервые описание автоматич. устройств для продажи " священной" воды и омовения рук в храмах встречается у Герона Александрийского (1 в. н. э. ) в его " Пневматике". В нач. 17 в. в Англии имелись устройства для продажи табака порциями; на Всемирной пром. выставке в Лондоне в 1851 демонстрировались устройства, продававшие напитки. Первые патенты на Т. а. в США были выданы в 1886. В 1887 в Великобритании была создана первая торг. фирма по продаже товаров через Т. а. В СССР серийное производство Т. а. началось в 1956.

Т. а. подразделяются на дозирующие (для продажи жидких и сыпучих продуктов ) и автоматы для продажи штучных фасованных товаров. Имеются одно-и многосекционные Т. а. различных типов: шкафные (для индивидуальной установки ), панельные (для групповой установки ), автоматы-витрины, автоматы- киоски и т. п. Осн. узлы Т. а.: загрузочное и транспортирующее устройства, д оз ат о р (или устройство для отделения от общей массы единицы товара ), механизм выдачи и монетный механизм. Автоматы для продажи газированной воды, кофе снабжены устройствами для их приготовления (сатураторы, смесители ). Для продажи прохладит. напитков, скоропортящихся и замороженных продуктов Т. а. имеют холодильные установки; для продажи горячих напитков, первых и вторых блюд - нагреват. элементы. Опущенные покупателем монеты (платёжные средства ) поступают в монетный механизм, где проверяется их подлинность с помощью контрольных устройств. При оплате стоимости товара монетный механизм подаёт разрешающий сигнал на исполнит. устройства Т. а., выдающие товар. Б. Г. Воронков, К. В. Советов.

ТОРГОВЫЕ КНИГИ, в ряде бурж. гос-в обязат. документ, в к-ром коммерсант (физич. или юридич. лицо ) ежедневно фиксирует все хоз. операции своего предприятия, отражая тем самым его финанс. положение. См. также Торговое право.

ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ, монопольные орг-ции купечества, преим. занятого во внеш. торговле; особенно характерны для периода разложения феодализма и возникновения раннекапиталистич. отношений в Европе. Сохраняя в большинстве случаев мн. черты феод.-корпоративных орг-ций (привилегированное положение в сфере торговли, олигархичность управления и др. ), Т. к. по существу были уже частнопредпринимат. орг-циями, строились на основе соглашения пайщиков - владельцев капитала о совместном ведении дела и пропорциональном разделе прибыли, имели тенденцию к укрупнению капитала и уменьшению числа осн. пайщиков. Нередко соединяли крупную оптовую (часто заморскую ) торговлю (остававшуюся гл. сферой деятельности Т. к. ) с банковскими кредитными и ростовщич. операциями, а также с предпринимательством (особенно в текст., горно-металлургич. пром-сти ). Наиболее известными и влиятельными были: флорентийские компании (родов Барди, Перуцци и др. ), игравшие особенно большую роль в 13-14 вв., крупнейшие аугсбург-ские компании 15-16 вв. (Вельзеров, Фуггеров, Баумгартнеров, Гохштеттеров и др.), герм. Большая Равенсбургская компания (1380-1530, чисто торг.), английские - Компания купцов-авантюристов (1406-1808), Московская компания (1554-1649); возникавшие с 16- 17 вв. крупные заморские Т. к.: английские - Ост-Индская компания (1600- 1858), Гвинейская (Афр., осн. в 1588), Плимутская (осн. в 1606), голландские - Ост-Индская компания (1602-1798), Вест-Индская компания (1621 -1791), французские - Ост-Индская компания (1664-1719), Вест-Индская компания (1664-74). Торгуя с отдалёнными, большей частью экономически слаборазвитыми странами, эти заморские Т. к. становились важным рычагом колон. порабощения и эксплуатации. Наиболее мощные из них, обладая правом ведения войны и заключения мира, правом суда, имея свои вооруж. силы и т. д., использовали методы прямого экономич. грабежа, занимались работорговлей, сыграв важную роль в процессе т. н. первоначального накопления капитала.

Т. к. существовали во 2-й пол. 17- 19 вв. и в России, но деятельность их чаще всего была кратковременной и малоуспешной. Дольше других существовала Российско-американская компания (1799- 1868).

ТОРГОВЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран. Концентрация и централизация торгового капитала привели к созданию Т. м., сосредоточивающих большую часть торг. оборота и занимающих господствующее положение в сфере торговли. После 2-й мировой войны 1939-45 обострение конкурентной борьбы на внутр. и междунар. рынках капиталистич. стран ускорило процесс концентрации капитала в сфере торговли; позиции Т. м. значительно усилились.

Наиболее высокого уровня развития Т. м. достигли в США. В нач. 70-х гг. 50 торг. фирм осуществляли почти половину общего товарооборота страны. Крупнейшая по сумме оборота Т. м. США и капиталистического мира -" Сирс, Робак энд К°" (сумма оборота в 1973 - 11 млрд. долл.); в первую шестёрку амер. Т. м. входят также: " Пенни" (6, 2), " Кресдж" (4, 6), " Вулворт" (3, 7), " Грейт Атлантик энд Паси фик ти" (1, 8), " Сейфу-эй сторс" (1, 7). В Великобритании 12 Т. м. сосредоточивали в 1973 1/4общего торг. оборота страны. Среди них: " Маркс энд Спенсер" (550 млрд. ф. ст.), " Грейт юниверсал сторс" (" ГЮС", 457 млн. ф. ст.), " Теско сторс" (395 млн. ф. ст. ), " Вулворт" (дочерняя компания одноимённой торг. фирмы США, 361 млн. ф. ст. ), " Бутс пьюр драг" (346 млн. ф. ст. ), " Ассошиэйтед бритиш фудс" (261 млн. ф. ст.). Т. м. занимают ведущие позиции во внутр. торговле Франции, ФРГ, Италии, Японии и др. капиталистич. стран.

Вместе с тем наряду с крупными фирмами в розничной торговле капиталистич. стран сохранилось большое число мелких торговцев, хотя доля их в товарообороте страны сокращается. Они превращаются в торг. агентов крупного пром. или торг. капитала. Одна из новых форм Т. м.- " добровольные" объединения оптовых и розничных частных торговцев, возникшие в нек-рых странах Зап. Европы и США в 50-е гг. 20 в. Наибольшее развитие получили в Нидерландах (70% мелких бакалейщиков в сер. 70-х гг. осуществляли 70% торговли прод. товарами), в Великобритании (25% мелких торговцев в 1966 осуществляли 46% оборота бакалейной торговли). Крупнейшее междунар. " добровольное" объединение " Спар" (включает 18 оптовых и 2100 розничных торг. компаний Нидерландов, 50 оптовых и 12 тыс. розничных торг. компаний ФРГ и 35 оптовых и 3, 5 тыс. розничных торг. компаний Великобритании, нач. 70-х гг.). В 1972 оборот " Спар" составил 125 млн. ф. ст.

Крупные Т. м. в поисках новых прибыльных сфер приложения капиталов создают собств. произ-во. Почти каждая такая Т. м. контролирует пром. предприятия. Так, Т. м. США" Грейт Атлантик энд Пасифик ти" имеет собств. пекарни, рыбоконсервные и сыроваренные з-ды, " Сейфуэй сторс" - св. 120 пром. предприятий по произ-ву пищ. продуктов. Англ. торгово-пром. компания " Сирс холдинге" контролирует 45 обувных компаний, к-рые выпускают 1/10 производимой в Великобритании обуви, и продаёт её в 2 тыс. собств. магазинах. Деятельность крупнейших Т. м. развитых капиталистич. стран выходит за нац. границы. Амер. торг. компания " Сирс, Робак энд К°" имеет магазины в странах Лат. Америки, Испании; " Вулворт" владеет сетью магазинов в Канаде, ФРГ, Мексике, Испании, Великобритании. Канад. торг. компания " Стейнбергс" учредила во Франции прод. фирму " Супермарше Монреаль", англ. торг. компания " ГЮС" контр о лирует ряд универмагов в США, Франции, Австралии, Канаде, Нидерландах, Испании, Израиле, " Ассошиэйтед бритищ фудс" располагает огромной сетью прод. магазинов в Австралии и Юж. Африке, " Эллайд сэплайерс" контролирует дочернюю компанию " Милтон", располагающую сетью магазинов в ФРГ, Пакистане. Более 50% активов " Эллайд сэплайерс" принадлежит гигантской пищ. англо-голл. монополии " Юнилевер", пром. и торг. предприятия к-рой имеются во всех странах капиталистич. мира.

Лит.: Деборин Г., Торговый капитал в эпоху империализма, М., 1940; Токмалаев С. Ф., Торговый капитал и торговая прибыль, [М.], 1949; Экономика н политика Англии после второй мировой воины, М., 1958; Дубниский Л. С., Монополии и экономика Англии. (До второй мировой войны), М., 1960; Зотов Г., Розничная торговля в США, М., 1961; Распад Британской империи, М., 1964; Сорок н на В. Ф., Внутренняя торговля Англии, М., 1972; 3агладина С. М., США: обращение товаров и услуг в экономике, М., 1975.

В. Ф. Сорокина.

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ, торг. здание, разделённое на примыкающие друг к другу ячейки-лавки, объединённые открытой галереей с аркадой или колоннадой. Каменные Т. р. как крупный комплекс, формирующий облик центр. площадей города, были распространены в Европе с периода зрелого средневековья (напр., Т. р. в Бремене, Кракове, Праге), в России - особенно повсеместно в архитектуре эпохи классицизма [напр., Т. р. в Костроме (илл. см. т. 13, стр. 276), в Ярославле].

ТОРГОВЫЕ СКИДКИ, часть розничной цены товара, остающаяся в распоряжении торг. орг-ций и предприятий и используемая ими для покрытия издержек обращения и образования прибыли. Т. с. дифференцированы по отд. товарам и товарным группам, по геогр. р-нам, а также по торг. системам. В СССР размеры Т. с. (в процентах к розничной цене товара) и порядок их применения устанавливаются Гос. к-том цен Сов. Мин. СССР. См. также Наценки (скидки) к ценам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.