Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития топологии 6 страница






ТОРКИ (Torquay), приморский курорт в Великобритании, в 1968 включён в состав г. Торбей.

ТОРКОВИЧИ, посёлок гор. типа в Луж-ском р-не Ленингр. обл. РСФСР. Расположен на р. Оредеж. Ж.-д. станция на линии Ленинград-Дно. Стекольный з-д.

ТОРКРЕТ-БЕТОН, см. в ст. Торкретирование.

ТОРКРЕТИРОВАНИЕ [от лат. (tec)-tor(ium ) - штукатурка и (con ) cret(us)- уплотнённый], метод бетонных работ, при к-ром бетонная смесь послойно наносится на бетонируемую поверхность под давлением сжатого воздуха. Т. осуществляется при помощи торкретной установки, состоящей из цемент-пушки (или бетоншприцмашины) и компрессора. Для Т. приготовляют сухую смесь из цемента и заполнителей (обычно песка ). Сжатым воздухом смесь подаётся по шлангу к соплу, смачивается в нём водой, подводимой по др. шлангу, и с большой скоростью (130-170 м /сек ) выбрасывается на торкретируемую поверхность. Толщина слоя, получаемого за один цикл Т., составляет 10-15 мм. Торкретное покрытие отличается высокими механич. прочностью (40-70 Мн/м2), плотностью, водонепроницаемостью и морозостойкостью. В зависимости от крупности заполнителя различают торкрет-бетон (до 10 мм) и шприц-бетон, или набрызг-бетон (до 25 мм).

Т. применяется при возведении тонкостенных железобетонных конструкций (оболочек, сводов, резервуаров и др. ), устройстве обделки в тоннелях, гидроизоляции и заделке стыков сборных конструктивных элементов, ремонте и усилении бетонных и железобетонных конструкций и изделий и т. д. К. Н. Попов.

ТОРМАСОВ Александр Петрович [1752 - 13(25 ). 11.1819, Москва], граф (1816 ), русский военачальник, ген. от кавалерии (1801 ). На воен. службе с 1772, участвовал в рус.-тур. войне 1787-91 и подавлении Польского восстания 1794. В 1803-08 киевский и рижский ген.-губернатор. В 1808-11 главнокомандующий в Грузии и на Кавк. линии, руководил боевыми действиями в рус.-тур. войне 1806-12 и рус.-иран. войне 1804-13. С 1811 чл. Гос. совета. В нач. Отечеств. войны 1812 командовал 3-й армией, к-рая нанесла поражение частям саксонского корпуса ген. Ж. Ренье у Кобрина [15(27 ) июля], а 31 июля (12 авг. ) отразила при Городечне атаки превосходящих сил корпусов Ренье и К. Шварценберга, не допустив их активных действий на киевском направлении. В сент. 1812, после соединения 3-й армии с Дунайской армией ген. П. В. Чичагова, Т. был отозван в штаб действующей рус. армии, где руководил внутр. управлением и организацией войск. Весной 1813 во время болезни М. И. Кутузова - исполняющий обязанности главнокомандующего. С 1814 главнокоманд. в Москве, много сделал для её восстановления после пожара 1812.

ТОРМОЖЕНИЕ (биол. ), активный нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения. В зависимости от локализации тормозного процесса различают периферическое Т., осуществляемое непосредственно в синапсах на мышечных и железистых элементах, и центральное, реализуемое в пределах центр. нервной системы. Большинство изученных видов Т. основано на взаимодействии медиатора, секре-тируемого и выделяемого из пресинаптических элементов (обычно нервных окончаний ), со специфич. молекулами постсинаптич. мембраны (см. Биологические мембраны). При этом происходит кратковременное повышение проницаемости постсинаптич. мембраны к ионам К+ или С1-, вызывающее снижение её входного электрич. сопротивления и во мн. случаях также генерацию гиперполяризационного тормозящего потенциала постсинаптического. Это приводит к снижению возбудимости мембраны, длящемуся в разных случаях от единиц до десятков мсек, и значит. уменьшению вероятности её охвата распространяющимся возбуждением.

Т. всегда развивается вторично как следствие возбуждения соответствующих тормозящих нейронов. Направленность постсинаптич. эффекта (возбуждение или Т. ) определяется изменением ионной проницаемости постсинаптич. мембраны при взаимодействии медиаторов с рецепторами. Поэтому нек-рые медиаторы способны опосредовать как возбуждение, так и Т. Напр., ацетилхолин вызывает Т. волокон миокарда и возбуждение скелетных мышц позвоночных. В нервных ганглиях моллюсков найдены ацетилхолинергические нейроны, синапсы к-рых на одних клетках вызывают возбуждение, а на др.- Т. По мнению ряда исследователей, существуют специфич. медиаторы Т., напр. глицин в спинном и продолговатом мозге, а также гамма-аминомасляная кислота в центрах головного мозга и периферич. синапсах ракообразных. Обнаружены нейроны со специфич. функцией Т. (клетки Реншоу спинного мозга, Пуркине клетки мозжечка, корзинчатые клетки гиппокампа, входящего в состав лимбической системы, и др. ). Образуемые ими синапсы имеют особенности ультраструктуры, позволяющие отличать их от возбуждающих синапсов. У нек-рых типов нейронов тормозные синапсы локализуются на телах и близких к ним участках дендритов, что вследствие соседства с триггерной зоной генерации распространяющегося возбуждения обеспечивает высокую эффективность Т. (см. Триггерные механизмы). Из этого правила есть исключения (например, тормозные синапсы звёздчатых нейронов на клетках Пуркине мозжечка расположены на удалённых участках дендритов).

Функциональная значимость постсинаптического Т. разнообразна. Афферентное (прямое) Т. служит для ослабления возбуждения функционально антагонистич. элементов и тем самым способствует координированному, пространственно направленному протеканию возбуждения в цепях нейронов. В спинном мозге, в частности, такое Т. является основой т. н. рецип-рокного (взаимообратного ) Т. мотонейронов, иннервирующих мышцы-антагонисты (см. Реципрокная иннервация). Возвратное (коллатеральное ) Т., осуществляемое через систему возвратных коллатералей (ветвей ) аксонов эфферентных нейронов и специализированных вставочных тормозных нейронов, стабилизирует собств. уровень возбуждения определённого структурно-функционального объединения (блока ) нейронов и ограничивает распространение возбуждения на соседние популяции нейронов.

Менее изучено т. н. пресинаптическое Т., выражающееся в угнетении возбуждения в нервных терми-налиях, т. е. на входе постсинаптич. клеточного элемента. Это Т. имеет необычайно большую длительность (сотни мсек) и совпадает во времени с проявлением деполяризации приходящих аф-ферентов. Предполагают, что на деполяризации основано пресинаптич. Т., а его морфологич. субстратом являются аксо-аксональные синапсы, происхождение пресинаптич. элементов к-рых неизвестно. Имеются веские аргументы в пользу роли гамма-аминомасляной к-ты как медиатора пресинаптич. Т., по крайней мере в нервно-мышечных соединениях ракообразных и в спинном мозге позвоночных. По-видимому, сеченовское торможение у лягушки осуществляется по механизму пресинаптич. Т. Известно также пессимальное, или вторичное, Т., выражающееся в блокировании возбуждения вследствие его чрезмерности (см. Парабиоз). Этот феномен, описанный впервые Н. Е. Введенским, трудно выявить при физиол. условиях эксперимента, но можно демонстрировать при аномальных (в частности, судорожных) состояниях.

Изучая условнорефлекторную деятельность, И. П. Павлов выделил внешнее торможение, заключающееся в Т. какой-либо текущей деятельности ориентировочным рефлексом на посторонний раздражитель, и внутреннее торможение, наблюдаемое при угасании условных рефлексов, их дифференцировании, при образовании запаздывающих и следовых условных рефлексов. В особый вид Павлов выделял охранительное Т., предохраняющее нервные центры от чрезмерно сильного раздражения или переутомления. При нарушении взаимоотношений между Т. и возбуждением возникают различные нервные и психич. заболевания. См. также Б и оэл ектри ч е с кие потенциалы, Высшая нервная деятельность, Гипноз.

Лит.: Экклс Д ж., Физиология синапсов, пер. с англ., М., 1966; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Костюк П. Г., Торможение, в кн.: Общая и частная физиология нервной системы, Л., 1969; Экклс Д ж., Тормозные пути центральной нервной системы, пер. с англ., М., 1971.

А. С. Батуев, Д. Н. Ленков.

ТОРМОЖЕНИЕ ПРОТИВОВКЛЮЧЕНИЕМ, торможение электрическое, осуществляемое таким переключением питания обмоток исполнит. электродвигателя, при к-ром направление тягового усилия изменяется на противоположное. Достигается либо сменой полярности напряжения, подводимого к обмотке вращающегося якоря (ротора) двигателя, либо переключением двух фаз обмотки статора. Величина тормозящего момента регулируется изменением сопротивления в цепи якоря (ротора). При Т. п. сразу же после остановки электропривода он должен быть отключён от сети во избежание изменения направления движения исполнит. двигателя на противоположное. Т. п. применяется в электроприводах грузоподъёмных и транспортных машин, а также прокатных станов и рольгангов.

Лит. см. при ст. Торможение электрическое.

ТОРМОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ, уменьшение скорости или полное прекращение поступат. или вращат. движения машин, трансп. средств, движущихся деталей приборов, осуществляемое посредством преобразования их кинетич. (потенциальной) энергии в электрическую либо путём такого переключения питания обмоток исполнит.электродвигателя, при к-ром направление тягового усилия изменяется на противоположное. В процессе Т. э. направление вращения электродвигателя сохраняется таким же, как и в рабочем режиме, но действующий на его якорь (ротор ) электрич. вращающий момент имеет противоположное направление. Различают реостатное торможение, рекуперативное торможение, торможение противовключением, а также смешанное (рекуперативно-реостатное).

Т. э. нашло применение на транспорте (для замедления движения или полной остановки электровозов, трамваев, троллейбусов и т. п.), а также в подъёмно-транспортных машинах, в к-рых используются тяговые электродвигатели. Применение Т. э. уменьшает износ тормозных колодок механич. тормозов и в ряде случаев (напр., на горных участках магистральных ж. д.) обеспечивает существенную экономию электроэнергии.

Лит..: Трахтман Л. М., Электрическое торможение электроподвижного состава, М., 1965; Чиликин М. Г., Общий курс электропривода, 5 изд., М., 1971.

Г. М. Вотчицев.

ТОРМОЗ (от греч. tormos - отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение колеса), комплекс устройств для снижения скорости движения или для осуществления полной остановки машины или механизма, а в подъёмно-трансп. машинах также для удержания груза в подвешенном состоянии.

Т. подразделяются по принципу действия на механич. (фрикционные), гидравлич. и электрич. (электромагнитные, индукционные и т. д.). По конструктивному выполнению рабочих элементов различают Т. колодочные, ленточные, дисковые, конические и др.

Наибольшее применение в машинах и механизмах (подъёмно-трансп. машины, механизмы станков, ж.-д. поезда) находят колодочные Т. с внешними колодками, расположенными на качающихся рычагах, обычно диаметрально по отношению к тормозному барабану. В автомобилях применяются колодочные Т. с внутр. колодками.

Конструктивные разновидности колодочных Т. определяются гл. обр. рычажной системой и типом привода. В механизмах передвижения нек-рых трансп. машин, ж.-д. вагонов и локомотивов применяются колодочные рельсовые Т., действие к-рых основано на прижатии тормозных колодок к рельсам. Эти Т. особенно эффективны при экстренном

В ленточном Т. вместо колодок используется гибкая лента, охватывающая барабан, что позволяет повысить момент трения, возрастающий с увеличением угла обхвата. Ленточные Т. находят применение в механизмах подъёма, передвижения и поворота подъёмно-трансп. машин. К недостаткам ленточных Т. относятся значительное усилие, изгибающее вал тормозного барабана, неравномерность распределения давления и износа фрикционного материала по дуге обхвата, большее по сравнению с др. Т. влияние изменения коэфф. трения на тормозной момент.

В дисковых Т. момент трения создаётся в результате прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, к закреплённым дискам. Дисковыми Т. можно получать высокие значения момента трения, возрастающего с увеличением числа дисков. Кроме того, эти Т. отличаются компактностью, возможностью относительно лёгкой защиты их от окружающей среды (вплоть до герметизации ). Недостатки - плохой отвод тепла от поверхностей трения, особенно в многодисковых Т. Дисковые Т. находят применение в различных механизмах трансп. машин, металлообр. станков.

Перспективны дисково-колодочные Т., в к-рых трение создаётся между торцевыми поверхностями диска и прижимаемыми к диску с обоих торцов фрикционными колодками, перекрывающими только небольшую часть поверхности трения диска, что обеспечивает улучшение теплоотвода и повышение срока службы колодок. Существенное достоинство дисково-колодочного Т.- относительно малый момент инерции диска (по сравнению с моментом инерции тормозного барабана колодочного или ленточного Т. ), что уменьшает нагрузку на двигатель при пуске механизма и ки-нетич. энергию, переходящую в теплоту при торможении. Такие Т. особенно эффективны в системах торможения тяжёлых трансп. машин, напр. грузовых автомобилей.

В механизмах подъёмно-трансп. машин применяются грузоупорные Т., в к-рых тормозной момент создаётся под действием транспортируемого груза. Эти Т. применяются в качестве спускных Т. в подъёмных и стреловых лебёдках, а также как аварийные Т. в эскалаторах. В грузоподъёмных машинах с ручным приводом используют т. н. безопасные рукоятки (грузоупорные Т. с храповым механизмом), предотвращающие вращение (раскручивание ) приводных рукояток под действием поднимаемого груза. По условиям безопасности работ в нек-рых машинах и механизмах необходимо применение т. н. скоростных Т. (ограничителей скорости ), к-рые не допускают увеличения скорости движения механизма сверх заданной, но остановить механизм и груз не могут. Их используют для регулирования скорости спуска тяжёлых грузов в приводах различных подъёмников, конвейеров, в испытат. установках и т. п. Различают неск. типов скоростных Т.: центробежные, динамич. (гидравлич. ), вихревые (индукционные ), порошковые. Напр., в центробежном Т. при увеличении скорости движения сверх заданной возрастает центробежная сила вращающихся элементов Т., создающая давление на неподвижную часть тормозного устройства, в результате чего возникает необходимый тормозной момент.

Момент трения, создаваемый Т., зависит от усилия, с к-рым фрикционные элементы Т. (колодки, лента, диски ) прижимаются к поверхности трения элемента, связанного с механизмом (барабан, диск ), и от свойств материалов трущейся пары. Для увеличения усилия прижатия в нек-рых Т. используется эффект самоторможения, при к-ром сила трения, возникающая между трущимися поверхностями, способствует дополнит.

сжатию этих поверхностей. Для обеспечения малых габаритных размеров Т. и меньшей мощности его привода с одноврем. получением больших тормозных моментов применяют фрикционные материалы, к-рые приклеивают или приклёпывают к рабочим элементам Т.

Для управления Т. служит привод, к-рый может быть механич., гидравлич., пневматич., вакуумным, электромагнитным, электрогидравлич., электромеха-нич. и т. п. При механич. управлении Т. (обычно ручные Т. автомобилей и др. трансп. машин ) усилие управления передаётся от рычага или педали управления к рабочим элементам Т. через систему тяг, рычагов, шарниров. При значит. удалении Т. от места управления механич. привод становится громоздким. Более совершенны гидравлич. система управления Т. (напр., в легковых автомобилях и подъёмных кранах) и пневматич. система (напр., в грузовых автомобилях, автобусах, трамваях, ж.-д. поездах, шасси самолётов). Пневматич. и электропневматич. системы привода Т. (рис. 3), в к-рых осн. силовыми органами являются тормозные силовые цилиндры, связанные возд. магистралью с компрессором через кран машиниста, а системой рычагов с фрикционными колодками, применяются на ж.-д. подвижном составе (см. Казанцева тормоз, Матросова тормоз).

[ris]

При электрич. приводе Т. используют спец. тормозные электромагниты постоянного или переменного тока, воздействующие на рычажную систему Т., а также электрогидравлич. или электромеханич. толкатели, к-рые представляют собой устройства, состоящие из преобразователя энергии с самостоят. двигателем и собственно толкателя со штоком, движущимся поступательно и соединённым с рычажной системой Т. Толкатели Т. нечувствительны к перегрузкам (позволяют ограничить ход штока в обоих направлениях без опасности перегрузки двигателя и элементов толкателя), дают возможность работать с большой частотой включений, благодаря чему их можно использовать в системах регулирования скорости движения рабочих органов машины. В нек-рых конструкциях Т. находят применение приводы от короткозамкнутого серводвигателя, соединённого с рычажной системой Т. через зубчатую или кривошипную передачи.

Кряоме торможения, осуществляемого описанными Т., применяют торможение электрическое и аэродинамич. (напр., с помощью тормозных парашютов и элементов механизации крыла самолёта ), а также торможение, производимое в результате изменения режима работы двигателя машины (напр., тормоз-замедлитель в автомобиле ).

Лит.: Александров М. П., Тормозные устройства в машиностроении, М., 1965; Мащенко А. Ф., Розанов В. Г., Тормозные системы автотранспортных средств, М., 1972; Борисов С. М., Фрикционные муфты и тормоза строительных и дорожных машин, М., 1973; Крылов В. И., Клыков Е. В., Ясенцев В. Ф., Автоматические тормоза, М., 1973; Казаринов В. М., Иноземцев В. Г., Ясенцев В. Ф., Теоретические основы проектирования и эксплуатации автотормозов, М., 1968; Гавриленко Б. А., Минин В. А., Словников Л. С., Гидравлические тормоза, М., 1961; Иогансон Р. А., Индукторные тормоза, М., Л., 1966.

М. П. Александров, Ю. К. Есеновский-Лашков, В. Г. Иноземцев, Е. В. Клыков. Под общей редакцией М. П. Александрова.

ТОРМОЗ-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ, служит для замедления движения автомобиля, гл. обр. на затяжных спусках. Т.-з. повышает безопасность движения и облегчает работу колёсных тормозов. Действие Т.-з. основано на переключении двигателя (дизеля) в режим работы компрессора. При этом вместо топлива в цилиндры двигателя поступает только воздух. В выпускном трубопроводе прикрывают спец. заслонку, отчего создаётся противодавление в выпускной системе двигателя, т. е. повышается сопротивление выходу воздуха, выталкиваемого из цилиндров. Работая в таком режиме, двигатель не только не развивает мощность, но сам поглощает часть энергии движения автомобиля, затрачивая её на сжатие воздуха в цилиндрах. Т. о., двигатель, связанный через трансмиссию с ведущими колёсами, замедляет их вращение. На нек-рых автомобилях особо большой грузоподъёмности с гидродинамич. передачей в трансмиссии используют Т.-з. роторного типа. Ротор с криволинейными лопатками установлен на ведущем валу коробки передач. При его включении в корпус подаётся масло, создающее сопротивление вращению ротора, а следовательно, и ведущего вала коробки передач, в результате чего замедляется движение автомобиля.

Лит. см. при ст. Тормоз. А. А. Сабинин.

ТОРМОЗНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, электромагнитное излучение, испускаемое заряженной частицей при её рассеянии (торможении ) в электрич. поле. Иногда в понятие Т. и. включают также излучение релятивистских заряженных частиц, движущихся в макроскопич. магнитных полях (в ускорителях, в космич. пространстве ), и называют его магнитотормозным; однако более употребительным в этом случае является термин синхротронное излучение.

Согласно классич. электродинамике, к-рая достаточно хорошо описывает осн. закономерности Т. и., его интенсивность пропорциональна квадрату ускорения заряженной частицы (см. Излучение). Т. к. ускорение обратно пропорционально массе т частицы, то в одном и том же поле Т. и. легчайшей заряженной частицы - электрона будет, напр., в миллионы раз мощнее излучения протона. Поэтому чаще всего наблюдается и практически используется Т. и., возникающее при рассеянии электронов на электростатич. поле атомных ядер и электронов; такова, в частности, природа рентгеновских лучей в рентгеновских трубках и гамма-излучения, испускаемого быстрыми электронами при прохождении через вещество.

Спектр фотонов Т. и. непрерывен и обрывается при максимально возможной энергии, равной начальной энергии электрона. Интенсивность Т. и. пропорциональна квадрату атомного номера Z ядра, в поле к-рого тормозится электрон (по закону Кулона сила f взаимодействия электрона с ядром пропорциональна заряду ядра Ze, где е - элементарный заряд, а ускорение определяется вторым законом Ньютона: а = f/ т). При движении в веществе электрон с энергией выше нек-рой критич. энергии Е0 тормозится преим. за счёт Т. и. (при меньших энергиях преобладают потери на возбуждение и ионизацию атомов ). Напр., для свинца E0 =10 Мэв, для воздуха - 200 Мэв.

Рассеяние электрона в электрич. поле атомного ядра и атомных электронов является чисто электромагнитным процессом, и его наиболее точное описание даёт квантовая электродинамика (см. Квантовая теория поля). При не очень высоких энергиях электрона хорошее согласие теории с экспериментом достигается при учёте одного только куло-новского поля ядра. Согласно квантовой электродинамике, в поле ядра существует определённая вероятность квантового перехода электрона в состояние с меньшей энергией с излучением, как правило, одного фотона (вероятность излучения большего числа фотонов мала ). Поскольку энергия фотона ЕY равна разности начальной и конечной энергий электрона, спектр Т. и. (рис. 1 ) имеет резкую границу при энергии фотона, равной начальной кинетич. энергии электрона Т е. T. к. вероятность излучения в элементарном акте рассеяния пропорциональна Z2, то для увеличения выхода фотонов Т. и. в электронных пучках используются мишени из веществ с большими Z (свинец, платина и т. п. ). Угловое распределение Т. и. существенно зависит от Те: в нерелятивистском случае е < = т ес2, где mе - масса электрона, с - скорость света ) T. и. подобно излучению электрич. диполя, перпендикулярного к плоскости траектории электрона.

[ris]

Рис. 1. Теоретические спектры энергии (EY) фотонов тормозного излучения (с учётом экранирования) в свинце (4 верхних кривых) и в алюминии (нижняя кривая); цифры на кривых - начальная кинетическая энергия электрона Те в единицах энергии покоя электрона mес2=0, 511 Мэв (интенсивность I дана в относительных единицах).

При высоких энергиях (Т е > > т еc2) T. и. направлено вперёд по движению электрона и концентрируется в пределах конуса с угловым раствором порядка v = т ес2/ Т e рад (рис. 2 ); это свойство используется для получения интенсивных пучков фотонов высокой энергии (у-квантов ) на электронных ускорителях. Т. и. является частично поляризованным.

[ris]

Рис. 2. Угловое распределение тормозно го излучения -при высоких начальных энергиях электронов (Те> > mес2).

Дальнейшее уточнение теории Т. и. достигается учётом экранирования кулоновского поля ядра атомными электронами. Поправки на экранирование, существенные при Т е " т ес2 И ЕY < < Т е, приводят к снижению вероятности T. и. (т. к. при этом эффективное поле меньше кулоновского поля ядра).

На свойства Т. и. при прохождении электронов через вещество влияют эффекты, связанные со структурой среды и многократным рассеянием электронов. При Т е " 100 Мэв многократное рассеяние сказывается ещё и в том, что за время, необходимое для излучения фотона, электрон проходит большое расстояние и может испытать столкновения с др. атомами. В целом многократное рассеяние при больших энергиях приводит в аморфных веществах к снижению интенсивности и расширению пучка T. и. При прохождении электронов больших энергий через кристаллы возникают ин-терференц. явления - появляются резкие максимумы в спектре Т. и. и увеличивается степень поляризации (рис. 3).

[ris]

Рис. 3. Поляризация Р (верхняя кривая) и энергетический спектр (нижняя кривая) фотонов тормозного излучения как функция EY в единицах полной начальной энергии электрона Еее + +mес2 для Ее= 1 Гэв (интенсивность I дана в произвольных единицах).

Причиной значительного Т. и. может быть тепловое движение в горячей разреженной плазме (с темп-рой 105-106 К и выше). Элементарные акты Т. и., наз. в этом случае тепловым, обусловлены столкновениями заряженных частиц, из к-рых состоит плазма. Космич. рентгеновское излучение, наблюдение к-рого стало возможным с появлением искусств. спутников Земли, частично (а излучение нек-рых дискретных рентгеновских источников, возможно, полностью ) является, по-видимому, тепловым Т. и..

Тормозное рентгеновское и гамма-излучение широко применяются в технике, медицине, в исследованиях по биологии, химии и физике.

Лит.: Ахиезер А. И., Берестецкий В. Б., Квантовая электродинамика, 3 изд., М., 1969; Байер В. Н., Катков В. М., Фадин В. С., Излучение релятивистских электронов, М., 1973; Богданкевич О. В., Николаев Ф. А., Работа с пучком тормозного излучения, М., 1964; Соколов А. А., Тернов И. М., Релятивистский электрон, М., 1974.

Э. А. Тагиров.

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ, расстояние, проходимое транспортным средством (автомобилем, поездом, трамваем и т. п. ) от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки. Полный Т. п. (остановочный путь ) включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом ) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами. Длина Т. п. пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэфф. сцепления колёс с дорогой (рельсами ), а также зависит от реакции водителя или машиниста (для полного Т. п. ). На длину Т. п. автомобилей большое влияние оказывает состояние протектора шин и дорожного покрытия. В СССР (согласно " Правилам дорожного движения" ) длина Т. п. автодорожного транспорта при движении со скоростью 70 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги с твёрдым покрытием составляет для легковых автомобилей 7, 2 м, для грузовых - 9, 5-11 м, для мотоциклов - 7, 5-8, 2 м. Расчётная длина Т. п. для ж.-д. поездов установлена " Правилами технической эксплуатации железных дорог".

А. А. Сабинин.

ТОРНАДО, название смерчей (тромбов ) в Соединённых Штатах Америки.

ТОРНАРИЯ, личинка кишечнодышащих. Размеры - от микроскопических до неск. мм. На брюшной стороне - околоротовая впадина, окаймлённая пред-ротовым и послеротовым ресничными шнурами, при помощи к-рых Т. плавает. Сзади - мерцательный поясок. На верхнем полюсе Т. расположен чувствит. теменной орган с султаном ресничек. Кишечник включает пищевод, желудок и заднюю кишку, заканчивающуюся анальным отверстием на заднем полюсе Т. Имеются 1 (передний ) непарный и 2 (средние и задние ) парных целомич. мешка, полости к-рых впоследствии преобразуются соответственно в полости хобота, воротничка и туловища взрослого животного. Строение Т. сходно со строением личинок иглокожих, что служит одним из доказательств родства кишечнодышащих и иглокожих. Принадлежность Т. к кишечнодышащим установил И. И. Мечников (1869, 1870 ), детально изучивший её метаморфоз. А. В. Иванов.

Торнария Balanoglassus clavigerus (спереди); 1 - теменной орган; 2 - ресничный шнур; 3 - энтодермальный кишечник; 4 - ротовое отверстие; 5 - анальное отверстие; 6 - мерцательный поясок; 7 - зачаток полости хобота

. [ris]

ТОРНГАТ (Torngat), горный массив на С.-В. п-ова Лабрадор, в Канаде, высоко приподнятый край Лаврентийской возв. (до 1676 м). Сложен древними кристаллич. породами. Глубоко расчленён троговыми долинами. Растительность - арктич. и типичная тундра.

ТОРНДАЙК (Thorndike), семья немецких кинорежиссёров. Андре Т.

(p. 30.8.1909, Франкфурт-на-Майне ). Чл. СЕПГ. Чл. Академии иск-в ГДР (1961 ). В конце 30-х гг. руководил отделом фирмы " УФА". Преследовался гестапо; в 1942 отправлен на фронт. С 1948 режиссёр. Создал фильм " Вильгельм Пик - жизнь нашего президента" (1951 ) и др. С 1952 работает совм. с женой - Аннели Т. (р. 17.4.1925, Клютцов ). Чл. СЕПГ с 1946. Т. сняли документальные фильмы: " Ты и другой товарищ" (1956, в сов. прокате-" Это не должно повториться"), " Отпуск на Зильте" (1957), " Операция „Тевтонский меч" " (1958), " Дневник немецкой женщины" (1969) и др. Творчество режиссёров отличается антифашистской направленностью. В 1963 создали 2-серийный фильм " Русское чудо", посв.историч. развитию Сов. Союза. Ряд фильмов Т. удостоен пр. на междунар. кинофестивалях. Гос. пр. ГДР (1952, 1956, 1963). Награждены орденами Ленина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.