Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития топологии 2 страница






Лит.: Луначарский А. В., Торвальдсен, в его кн.: Статьи об искусстве, М. -Л., 1941; Meddelelser fra Thorwaldsens Museum, Cph., с 1929 (изд. продолжается).

ТОРГАУ (Torgau), город в ГДР, в округе Лейпциг, на р. Эльба. 21, 6 тыс. жит. (1973). Трансп. узел, речной порт. Производство стекла, фаянса, с.-х. машин, мебели, бумаги.

Во время Семилетней войны 1756-63 вр-не Т. З нояб. 1760 произошло сражение между прус. армией Фридриха II (48, 5 тыс. чел., 256 орудий ) и австр. армией фельдмаршала Л. Дауна (52 тыс. чел., 275 орудий ), в к-ром австрийцы потерпели поражение и отошли к Дрездену, в результате чего часть Саксонии была занята прус. войсками. Потери пруссаков составили 16, 7 тыс., австрийцев - 15, 2 тыс. чел.

Во время 2-й мировой войны 19З9-45 в р-не Т. 25 апр. 1945 произошла встреча передовых подразделений 58-й гвард. стрелк. дивизии 5-й гвард. армии 1-го Укр. фронта и 69-й пех. дивизии 1-й амер. армии.

ТОРГОВ Игорь Владимирович [р. 2(15 ). 2.1912, Казань], советский химик, чл.-корр. АН СССР (1972 ). В 1937 окончил Казанский химико-технологич. ин-т и до 1939 работал в лаборатории при заводе. В 1939-59 в Ин-те органич. химии АН СССР (в 1948-59 старший науч. сотрудник, в 1941-44 в Сов. Армии ). С 1959 зав. лабораторией химии стероидов Ин-та химии природных соединений АН СССР (ныне Ин-т биоорганич. химии им. М. М. Шемякина ). Осн. труды по химии природных соединений, гл. обр. стероидов. Открытая им реакция конденсации винилкарбинолов с бетадикетонами (реакция Торгова ) - основа оригинального метода получения стероидов в пром-сти (произ-во эстрогенных и анаболических гормонов ). Награждён орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Соч.: Химия природных соединений, М., 1961 (совм. с Н. К. Кочетковым и М. М. Ботвиником).

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ, в России вид уголовного наказания, возникший в 15 в. Заключалась в публичном битье кнутом на торговых площадях и в др. присутств. местах. Упоминается в Судебнике 1497 в качестве наказания за первую кражу, за перепахивание межи. Соборное уложение 1649 значительно расширило применение Т. к. как в качестве главного, так и дополнит. вида наказания (" казнить торговой казнью, да вкинути в тюрьму"). В законах 1-й четв. 18 в. и более позднем законодательстве Т. к. уступает место телесным наказаниям.

ТОРГОВАЯ ПАЛАТА, обществ. орг-ция, содействующая развитию экономич. и особенно внешнеторг. отношений между различными странами. Правовое положение Т. п. в каждой стране определяется уставом, предусматривающим также порядок образования органов управления Т. п. и выполняемые ею функции.

Помимо нац. Т. п., имеются также и смешанные (объединяют деловые круги 2 стран, напр. Чехословацко-Советская, Итало-Советская, Русско-Британская, Финско-Советская, Франко-Советская). В социалистич. странах Т. п. организуют выставки в своих странах и участвуют в междунар. выставках, выдают сертификаты о происхождении товаров, проводят экспертизы качества товаров, организуют арбитраж для разрешения споров по внешнеторг. сделкам и др. (о Т. п. СССР см. Торгово-промышленная палата СССР).

В капиталистич. странах Т. п.- одна из форм объединения торгово-пром. кругов данной страны. В задачи Т. п. входит выяснение конъюнктуры в торговле и пром-сти, изыскание рынков сбыта, экономич. информация своих членов и т. д. По правовому положению Т. п. капиталистич. стран являются либо частными ассоциациями, образуемыми на началах добровольного членства (т. н. частно-правовые), либо орг-циями, имеющими гос. характер (т. н. публично-правовые). Монополистические объединения широко используют Т. п. в своих интересах.

В 1920 осн. Международная торговая палата (МТП) - междунар. неправительств. орг-ция, объединяющая деловые круги и отд. фирмы

88 стран (1975 ). Осн. её задача - содействие улучшению условий торговли между различными странами и разрешению междунар. экономич. проблем. Место пребывания - Париж. Представители Т. п. СССР, НРБ, ВНР, ПНР, СРР, ЧССР и ГДР присутствуют на конгрессах МТП в качестве наблюдателей и участвуют в работе спец. Комитета по связям МТП с Т. п. социалистич. стран.

ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ, прибыль, получаемая от реализации товаров за счёт разницы между покупной и продажной ценами. В условиях простого товарного производства извлечение Т. п. осуществлялось преим. на основе неэквивалентного обмена вследствие относит. неразвитости товарного обращения, разобщённости рынков, множественности цен на однородную продукцию и т. п.

В капиталистич. товарном произ-ве Т. п. выступает как часть совокупной прибавочной стоимости, создаваемой трудом наёмных рабочих в сфере материального произ-ва и присваиваемой капиталистами, функционирующими в торговле. На поверхности явления она представляется результатом реализации товаров по ценам выше стоимости. В действительности сфера обращения может быть самостоят. источником прибыли лишь в той мере, в какой в ней продолжаются процессы произ-ва. Сам же акт обращения связан не с самовозрастанием, а со сменой форм стоимости. Т. п. является продуктом перераспределения прибавочной стоимости между пром. и торг. капиталистами. Она образуется на основе действия закона ср. прибыли. На стадии реализации произведённой продукции торговый капитал включается в процесс межотраслевой конкуренции. Переливы капитала в поисках наиболее выгодных сфер приложения в конечном итоге приводят к формированию 2 центров колебания рыночных цен. Пром. капиталисты продают товары торговцам по ценам производства ниже стоимости (по ценам произ-ва пром. капитала ), а торговые - реализуют их потребителям по конечным или действительным ценам произ-ва, сумма к-рых равняется сумме стоимостей (см. Стоимости закон). Таким образом, Т. п. представляет собой разницу между двумя уровнями цен произ-ва и "...сводится к такой части всей прибавочной стоимости, которая приходится на долю торгового капитала как соответственной части совокупного капитала, занятого в общественном процессе воспроизводства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 315 ).

Специализация торг. капиталистов на обслуживании процесса смены форм стоимости способствует относит. сокращению издержек обращения, а тем самым повышает массу и норму прибыли класса капиталистов в целом. Норма Т. п. под воздействием межотраслевой конкуренции изменяется в соответствии с движением ср. нормы прибыли. При капитализме сохраняются условия для увеличения Т. п. путём неэквивалентного обмена. Торг. капиталисты искусственно вздувают цены выше стоимости на товары нар. потребления и занижают цены на товары, приобретаемые у мелких товаропроизводителей (см. " Ножницы цен"). При империализме торговые монополии используют монопольные цены для извлечения сверхприбылей. Этим же целям служит инфляция и политика перераспределения доходов в пользу эксплуататорских классов.

В социалистич. обществе социально-экономич. природа и характер образования Т. п. качественным образом меняются. Социалистич. торг. предприятия функционируют в рамках единого нар.-хоз. плана. Т. п. является частью прибавочного продукта, и её образование происходит посредством планомерного и сбалансированного отклонения цен от стоимости, осуществляемого социалистич. гос-вом. Т. п. используется для дальнейшего развития торговли и формирования фондов материального поощрения. Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, гл. 17; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3. А. А. Хандруев.

ТОРГОВАЯ СЕТЬ, совокупность предприятий по продаже товаров населению и снабжению ими торг. орг-ций (см. Оптовая торговля, Розничная торговля). Оптовая Т. с. состоит из общетоварных и специализированных складов, холодильников, сбыто-снабженческих баз, контор. Розничная Т. с. состоит из магазинов, палаток и предприятий общественного питания. Подразделяется на постоянную, функционирующую в течение всего года, и сезонную (кафе в парках, продажа мороженого и т. д. ); стационарную и передвижную, через к-рую товары продаются в развоз или в разнос (автолавки, лотки и т. п. ). В зависимости от характера продаваемых товаров Т. с. разделяется на сеть предприятий продовольств., непродовольств. и смешанных (см. также Внутренняя торговля, Специализированная торговля, Торговля, Торговые центры, Универмаги, Универсамы). ТОРГОВЛЯ, отрасль нар. х-ва, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы произ-ва в сферу потребления. Т. одной страны с другими странами, состоящая из импорта и экспорта товаров, представляет собой внешнюю торговлю; Т. разных стран между собой в своей совокупности - международную Т. В рамках отдельной страны Т. выполняет общественно необходимую функцию - доведение товаров до потребителя (см. Внутренняя торговля). Она подразделяется на оптовую торговлю и р о з н и ч ну ю торговлю. Характер и роль Т. определяются господствующим способом произ-ва.

Возникновение и развитие торговли. Т. возникла с появлением обществ. разделения труда и товарно-денежных отношений, в период разложения первобытно-общинного строя. В рабовладельч. и феод. обществах, где господствовало натуральное хозяйство, преобладала внешняя Т., к-рая охватывала незначит. часть продуктов произ-ва и обслуживала преим. личное потребление господствующих классов. В период разложения феодализма внешняя Т. и зарождение мирового рынка способствовали росту товарного производства. В Европе Т. особенно быстрыми темпами росла в эпоху развитого феодализма (11-15 вв. ). Решающую роль в междунар. Т. играли купцы крупных торг. городов. Важное значение имел также вооружённый грабёж, особенно усилившийся в эпоху т. н. первоначального накопления капитала. Толчком к развитию междунар. Т. послужило открытие Америки и морского пути в Индию. Торговые компании Зап. Европы после Великих географических открытий получили неограниченные возможности для колониального грабежа. Была распространена и Т. рабами.

В 16-17 вв. в Европе на основе товарного произ-ва и процесса образования внутр. рынка повсеместное развитие получила внутр. Т., сосредоточенная гл. обр. в руках купечества (вся оптовая и часть розничной Т. ). Большая часть розничной Т. в период зарождения капитализма осуществлялась непосредств. товаропроизводителями - крестьянами и ремесленниками. Часть купечества вела одновременно и внеш. и внутр. Т. Бурное развитие Т. в этот период способствовало возникновению капитализма.

Торговля при капитализме. Роль и значение Т. при капитализме меняются по сравнению с их ролью в докапитали-стич. формациях. В рабовладельч. и феод. обществах купеческий капитал выступал посредником между производителем и потребителем. В условиях пром. капитализма выделился торговый капитал как обособившаяся часть пром. капитала, функционирующая в сфере обращения и выполняющая специфич. функции реализации стоимости и прибавочной стоимости - источника торговой прибыли. В процессе капиталистич. воспроизводства роль Т. заключается в обеспечении непрерывности воспроизводства обществ. капитала, поскольку в результате кругооборота торг. капитала происходят как реализация вновь произведённой стоимости, так и окончательное превращение товарного капитала в денежный. Экономич. значение внутр. Т., объём её товарооборота и методы Т. зависят от уровня развития капитализма.

В 1-й пол. 19 в. во внутр. Т. стран Зап. Европы и США получили распространение розничные магазины, специализировавшиеся на одной группе товаров, - бакалейные, мануфактурные, москательные, а также базары и ярмарки. Промышленный переворот в странах Зап. Европы привёл к появлению на рынке товаров фабричного произ-ва, вытеснению и разорению мелких товаропроизводителей. Рост городов и улучшение транспортных средств способствовали увеличению числа розничных магазинов и их товарооборота.

На рубеже 19-20 вв., когда капитализм свободной конкуренции сменился монополистическим, произошли существенные изменения в сфере внутр. Т. Рост числа занятых в пром-сти, увеличение производительности труда и выпуска стандартных товаров массового спроса обусловили создание новых типов торг. предприятий и изменение методов Т. Так же как и в пром-сти, в Т. происходят концентрация и централизация капитала. Научно-технич. прогресс в развитых капиталистических странах ускоряет этот процесс и ведёт к усилению торговых монополий, крупных торг. фирм и концернов, осуществляющих Т. как на внутренних, так и на внешних рынках. Торг. и пром. монополии вытесняют с рынка мелких и ср. торговцев. Непрерывно повышая свою конкурентоспособность, они захватывают ключевые позиции на рынке потребительских товаров, широко используя для этого новые, более эффективные формы и методы Т. Усиление концентрации торг. капитала, проникновение пром. монополий в сферу Т. и обратная тенденция (приобретение крупными торг. монополиями контроля над произ-вом через систему участий, путём поглощения пром. компаний ) ослабляют позиции мелкой оптовой Т. Она всё больше осуществляется крупными торг. фирмами. Так, в США в кон. 60-х гг. 20 в. на долю крупных торг. предприятий приходилось 67%, в Великобритании - 53% оптовой Т.

Розничная Т. товарами в капиталистич. странах ведётся гл. обр. многофилиальными системами, универсальными и специализированными магазинами. Многофилиальные системы возникли в сер. 19 в., когда нем. фирма швейных машин " Зингер" открыла свой первый специализированный магазин в США, затем такие же филиалы в Великобритании. К 1877 ей уже принадлежали в Великобритании 160 однотипных магазинов, а к нач. 20 в.- ок. 400. К совр. многофилиальным системам относятся фирмы, владеющие десятью и более однотипными магазинами, к-рые особенно развиты в Т. прод., фармацевтич. товарами, обувью и одеждой. Их удельный вес в розничном товарообороте капиталистич. стран постоянно повышается: в США их доля за 1954-74 в общем товарообороте возросла с 23 до 30%, в Великобритании за 1961-71 - с 29 до 39, 9%. Наиболее крупные многофилиальные системы в США (сер. 70-х гг. ) - " Грейт Атлантик энд Пасифик ти" (5 тыс. магазинов ), " Сейфуэй сторс", " Крогер" (св. 2 тыс. магазинов каждая ); в Великобритании - " Грейт юниверсал сторс" (" ГЮС" ) (2, 8 тыс. магазинов), " Бутс пьюр драг" (1, 6 тыс. магазинов), " Эллайд сэплайерс" (3, 5 тыс. магазинов).

Универсальная Т. осуществляется гл. обр. универмагами. Она появилась и стала быстро развиваться в кон. 19 - нач. 20 вв. Большинство универмагов возникло на базе старых специализированных магазинов тканей, готовой одежды. К типу универмагов примыкают магазины стандартных цен (кон. 19 в.). В этих магазинах продавались мелкие дешёвые товары, сгруппированные по признаку цен (одна-две цены на товары ). В США они наз. " центовки", в Великобритании-" пенсовки". Такие магазины имелись во всех странах Зап. Европы. Быстрый рост товарооборота позволил им расширить ассортимент своих товаров, и со временем они превратились в универмаги, где продаются товары массового спроса. Круп-вые фирмы магазинов стандартных цен (сер. 70-х гг. ): в США (оборот св. 1 млрд. долл. ) -" Вулворт", " Кресдж"; в Великобритании (оборот св. 300 млн. ф. ст. ) - " Вулворт" (дочерняя компания амер. фирмы ), " Маркс энд Спенсер"; во Франции (оборот св. 3 млрд. фр. ) -" Призюник". Особой формой универсальной Т. без магазина является посылочная торговля.

Т. непродовольств. товарами в развитых капиталистич. странах высоко специализирована (см. Специализированная торговля). На предприятия универсальной Т. (сер. 70-х гг. ) приходится в среднем 10% товарооборота непродовольств. товарами. Широкое распространение получают магазины сниженных цен (дис-каунтс ): в США они появились в кон. 40-х гг., в кон. 60-х гг. на их долю уже приходилась 1 /3 оборота универсальной Т. В странах Зап. Европы первые такие магазины возникли в 60-х гг. К этому же времени относится создание торговых центров. Важное место занимает продажа в кредит. В странах Зап. Европы (особенно в Великобритании, Франции, Швеции ) развита кооперативная Т., осуществляемая кооперацией потребительской. Большую роль в Т. играет реклама.

В Т. прод. товарами распространены универсамы и супермаркеты, в к-рых применяются новые методы Т.: самообслуживание, через торговые автоматы. В розничном товарообороте прод. товарами значителен удельный вес предприятий массового питания - кафетериев, кафе, закусочных, буфетов (см. Общественное питание). Несмотря на значит. концентрацию Т., в условиях совр. капитализма сохраняется многочисленная мелкая торг. сеть.

В развитых капиталистич. странах в сфере Т. (сер. 70-х гг. ) занята значит. часть трудящихся: в США - св. 20% самодеят. населения, во Франции - 16%, в Великобритании - 12%.

Во внутр. Т. большинства развивающихся стран господствует крупный иностр. и нац. капитал. Вместе с тем для этих стран характерно наличие мн. мелких и мельчайших торг. предприятий. В Индии количество мелких торговцев превышает 4 млн. (сер. 70-х гг. ), они полностью зависят от крупного капитала нац. оптовых и розничных компаний. Сильны позиции иностр. капитала во внутр. Т. стран Лат. Америки и Африки. В ряде стран, ставших на путь самостоят. развития, крупные торг. предприятия национализируются, что ведёт к усилению гос. сектора в сфере внутр. Т. Так, в Алжире гос. сектор составляет 20% общего розничного товарооборота (нач. 70-х гг. ); предприняты попытки создать т. н. опытные социалистич. магазины, проводятся меры по ограничению частной Т. В Ираке Гос. компания в сфере внутр. Т. в качестве посредников (агентов ) использует мелких розничных торговцев, к-рые реализуют по твёрдым ценам импортируемые и произведённые гос. сектором товары, получая за это гарантированную прибыль. В Шри-Ланке в 1971 была создана " Гос. оптовая организация", к-рой передана оптовая Т. осн. потребительскими товарами. Гос. " Чайной корпорации" предоставлено монопольное право на закупку и реализацию на внутр. рынке чая. Большое место занимают снабженческо-потребительские кооперативы. В сфере внешней Т. упрочиваются внешнеэкономич. связи с социалистич. странами на началах равенства и взаимной выгоды, что ослабляет воздействие иностр. капитала на развитие экономики, в т. ч. Т., развивающихся стран.

Торговля в дореволюционной России. В России Т. появилась в 8-9 вв. Центрами др.-рус. городов были рынки (" торг", " торжище" ). В 9 в. в Киевской Руси с возникновением товарно-денежных отношений ускорилось развитие Т. Внутр. Т. вели чаще всего сами производители, без посредников, внешнюю - купцы. В 12- 14 вв., в период феод. раздробленности, Т. ограничивалась масштабами отд. княжеств, однако между ними существовали торг. связи на основе естественногеографич. разделения труда. Крупным торг. центром был Новгород, к-рый вёл Т. с Зап. Европой, в частности с Ганзой. В сев.-вост. Руси со 2-й пол. 14 в. торг. центром стала Москва. В образовании Рус. централизованного гос-ва в 15- 16 вв. имела значение Т. между княжествами. Во внутр. Т. участвовали многие социальные группы (ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре ), а также монастыри. Осн. формой Т. в городах стали ежедневные рынки вместо еженедельных базаров. Возникли гостиные дворы. Развивались различные виды передвижной Т., к-рой занимались скупщики, прасолы, коробейники и т. п. Однако остатки феод. раздробленности и многочисленные внутр. таможенные пошлины задерживали развитие внутр. Т.

В 17 в. начинают объединяться "...небольшие местные рынки в один всероссийский рынок" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 154 ). Москва была центром формирования этого рынка. Оптовая и розничная Т. велась на ярмарках (см. Макаръевская ярмарка, Ирбитская ярмарка и др. ). Сбором налогов с Т. и таможенными сборами ведал Приказ Большой казны. Развитию Т. содействовал Торговый устав 1653. Во 2-й пол. 17 в. появились торговые компании. Расширялись внешнеторг. связи с Индией, по Нерчинскому договору 16S9- с Китаем. Рус. пр-во в 17 в. осуществляло политику меркантилизма и ограничивало Т. иностр. купцов в России.

Значит. развитию Т. содействовали реформы, проводившиеся пр-вом Петра I в 1-й четв. 18 в. Была создана Коммерц-коллегия - гос. орган по руководству Т. Россия стала вывозить железо, парусину, хлеб. Таможенная реформа 1753-57 отменила внутр. пошлины, что способствовало росту всеросс. рынка. Во 2-й пол. 18 в. в Москве возникли первые магазины при купеческих домах. В 1797 было разрешено иметь лавки при жилых домах. В 18 в. Т. развивалась на принципах протекционизма. Высокие ввозные пошлины защищали внутр. рынок. В 1802-10 Т. ведало Мин-во коммерции, с 1810 - Мин-во финансов. Во 2-й пол. 19 в. объём Т. резко увеличился. Рост гор. населения и численности рабочего класса вёл к расширению ёмкости внутр. рынка. В 1885 оборот внутр. Т. составлял ок. 5 млрд. руб., в 1900 - св. 11 млрд. руб. Во 2-й пол. 19 в. появилась кооперативная Т. (см. Кооперативное движение). В кон. 19 в. возникли акц. торг. т-ва (см. Акционерное общество), развивалась оптовая биржевая Т. В 1885 было более 700 тыс. торг. заведений, в 1900 - ок. 1, 5 млн. По переписи 1897, Т. занимались 1, 6 млн. чел. Оборот внеш. Т. за 1861-1900 вырос почти в 4 раза, таможенные доходы гос-ва - в 5 раз. Протекционистская политика пр-ва содействовала обогащению крупных торговцев-капиталистов и вызывала рост цен на внутр. рынке.

Вступление России на рубеже 19- 20 вв. в стадию империализма вызвало дальнейший рост Т., концентрации её в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутр. товарообороте, развивалась магазинная форма Т. Увеличивалась роль банков. В 1900-13 внутр. товарооборот вырос на 60% и достиг 18, 5 млрд. руб. В 1912 из внутр. товарооборота 72, 5% приходилось на города. За 1900- 1913 оборот внеш. Т. вырос более чем в 2 раза. В 1905 было создано Мин-во торговли и пром-сти. В годы 1-й мировой войны 1914-18 сократилось произ-во потребит. товаров, росли цены, развивалась спекуляция. Царское пр-во пыталось нормировать Т. отд. продуктами. Возник продовольств. кризис. После Окт. революции 1917 Сов. гос-вом была создана новая система Т.- социалистиче-

Торговля при социализме. Наличие всоциалйстич. обществе товарно-денежных отношений обусловливает необходимость Т., к-рая является частью социалистич. производств. отношений и основана на господстве обществ. собственности; ей присущи закономерности, вытекающие из действия экономич. законов социализма. В. И. Ленин считал Т. важнейшим звеном в развитии переходных форм социалистич. экономики и необходимой формой экономич. связей при социализме.

В СССР Коммунистич. партия и Сов. гос-во с первых лет Сов. власти уделяли большое внимание всемерному развитию и совершенствованию Т. Наряду с национализацией была установлена гос. монополия на Т. (1918) важнейшими товарами нар. потребления. Эти меры подорвали экономич. позиции капиталистич. элементов, облегчили борьбу со спекуляцией, создали условия для улучшения снабжения трудового народа. В целях обеспечения централизованного снабжения населения товарами, организации заготовок с.-х. продуктов в нояб. 1917 был создан Народный комиссариат по делам продовольствия; в 1924 образован Нар. комиссариат внутр. торговли, преобразованный в 1946 в Мин-во торговли СССР. С начала Гражд. войны и иностр. интервенции (1918-20) установлено централизованное распределение предметов потребления. Частная Т. запрещена. В янв. 1919 введена продразвёрстка. С переходом к новой экономической политике продразвёрстка заменена продналогом. Начав с товарообмена в рамках местного хоз. оборота, гос-во перешло к организации Т. в масштабах всего нар. х-ва. По мере укрепления социалистич. форм в экономике страны, развития гос. и кооп. Т. вытеснялись частные посредники в оптовой и розничной Т.

Для сбыта продукции крупной социализированной пром-сти были созданы отраслевые синдикаты и др. гос. оптовые орг-ции. Важную роль играли товарные биржи и ярмарки. Розничная Т. находилась преим. в руках потребительской кооперации. Гос. Т. была представлена небольшой сетью торгов и др. орг-ций. Постепенное укрепление позиций обобществлённой Т. позволило уже в 1925- 1926 перейти к планированию завоза важнейших потребительских товаров в осн. экономич. р-ны страны и усилить роль планового начала во всех рыночных связях. В 1937 весь розничный товарооборот осуществлялся обобществлённым сектором.

С построением социалистич. общества (сер. 30-х гг.) усилилась роль планового начала во всех рыночных связях, возникли условия для планомерной организации Т. Создавалась система оптовых баз пром-сти, неуклонно расширялись торговая сеть гос. и кооп. Т. и обществ. питания, колхозная Т. Система внутр. социалистич. Т. в период Великой Отечеств. войны 1941-45 обеспечила регулярное и устойчивое снабжение населения и Сов. Армии. Системой гос. нормированного снабжения обеспечивалось до 77 млн. чел. Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, уже в кон. 1947 была отменена карточная система, введённая в 1941, и осуществлён переход к открытой Т. К 1950 был превзойдён довоен. уровень розничного товарооборота и восстановлена торг. сеть. В 1945 объём розничного товарооборота составлял 45% (от уровня 1940), в 1950 - 110%. В последующие годы были обеспечены высокие темпы развития внутр. Т. Так, в 1974 розничный товарооборот в 8, 2 раза превысил объём товарооборота 1940, только за годы 9-й пятилетки (1971-75) товарооборот увеличился на 36%. Внутр. Т. превратилась в одну из крупных отраслей нар. х-ва. Оборотные фонды Т. составили 22% от всех оборотных фондов нар. х-ва (1975).

В процессе развития социалистич. экономики созданы и получили развитие 3 формы внутр. Т.: гос., кооп. и колхозная. Ведущая гос. Т. обслуживает гл. обр. городское население, кооп. Т.- в основном сельское. Потребительская кооперация ведёт также комиссионную торговлю. Гос. и кооп. Т. совместно образуют организованный рынок страны, на к-ром цены устанавливаются непосредственно гос-вом. На долю гос. Т. приходится 69% общего объёма розничного товарооборота, на долю кооперативной - ок. 29%. Колхозная Т. представляет собой продажу колхозами и колхозниками излишков с.-х. продукции на рынке. Специфика колхозной Т. состоит в том, что она не планируется гос-вом, осуществляется по свободным ценам и в ней отсутствует посредник. Производители (гл. обр. колхозы и колхозники ) ту часть своей продукции, к-рая не охвачена закупками по системе контрактации, продают непосредственно населению (преим. городскому ) на колхозных рынках. На долю колхозного рынка приходится 2% общего объёма товарооборота (1975 ).

В соотношении между различными формами Т. предметами нар. потребления обнаруживается определённая тенденция: роль гос. Т. растёт, колхозного рынка уменьшается при известной стабилизации доли кооп. Т. в общем товарообороте. Развитие Т. и улучшение обслуживания населения неразрывно связаны с созданием материально-технич. базы Т., внедрением более совершенных видов торгового оборудования и технологич. процессов, дальнейшим совершенствованием методов Т. Увеличивается сеть специализированных магазинов. Строятся крупные универсальные магазины по продаже товаров повседневного спроса (универсамы ); создаются совр. крупные складские х-ва, холодильники, плодоовощные базы и комбинаты. Большое значение для ускорения технич. прогресса в Т. имело Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 7 янв. 1972 " О некоторых мерах по улучшению торговли и её технической оснащённости". Значит. развитие получает механизация и автоматизация торг. процессов. Внедрение прогрессивных методов продажи товаров обеспечивает повышение экономич. эффективности работы предприятий и улучшение культуры обслуживания населения. К прогрессивным методам продажи товаров относятся: метод самообслуживания, продажа по образцам, по заказам населения, с доставкой на дом, через автоматы и др. К нач. 1975 товарооборот магазинов, применяющих прогрессивные методы продажи товаров в гос. и кооп. Т. страны, достиг 55% от обшего товарооборота, в т. ч. продажа товаров по методу самообслуживания составляла 47%. Численность работников розничной Т. и обществ. питания в 1973 составила 6, 4 млн. чел. (6, 6% рабочих и служащих, занятых в нар. х-ве ), из них в гос. Т. было занято 4, 7 млн. чел.

Т. в зарубежных социалистич. странах в период становления нар. демократии находилась в основном в руках частных торговцев. Кооперативы имели сравнительно слабую материально-технич. базу и немногочисл. кадры торг. работников. Политика коммунистич. и рабочих партий и пр-в з.их стран сводилась к последовательному и неуклонному завоеванию господствующего положения в Т. гос. и кооп. секторами и постепенному вытеснению частных торговцев. Кооп. Т. получала всестороннюю гос. помощь, что способствовало её быстрому развитию в городам и сел. местности. Гос. Т. на первых этапах сосредоточивала сбыт продукции национализированной пром-сти и значит. долю оптовой Т. В 1946-47 уже примерно 4/5 оптового товарооборота находилось в руках обобществлённого сектора Т.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.