Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 35 страница






Нек-рые театры (напр., Центр, дет. театр в Москве ) имеют студии, готовящие актёров для их сцены (студии диплома об образовании не дают ).

В 1974/75 уч. г. на театральных специальностях обучалось: в вузах 5, 7 тыс. чел., в средних специальных уч. заведениях - 8, 9 тыс. чел. См. Театральное образование.

Артистов (вокалистов, инструменталистов, дирижёров ) для оперных театров готовят также консерватории (см. Музыкальное образование), театральных художников - художественные учебные заведения (см. Художественное образование), л. Г. Ильина.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированный свод театроведческих знаний, сведений по истории, теории, творческой и организационно-технич. практике театра, биографии театр, деятелей, лит. и сценич. истории пьес, заметки об отдельных театрах, оиблиографич. указатели и др.

Существуют Т. э., охватывающие все области театр, иск-ва (а иногда и смежные иск-ва - кино, эстрада, цирк и др. ) и узкоспециальные, посвящённые, напр., только балету или опере, содержащие лишь биографии театральных деятелей, терминологию, сценические истории пьес и др.

Как самостоят, вид научно-справочной лит-ры Т. э. появились во 2-й пол. 18 в., когда вышли во Франции - " Карманный театральный словарь..." А. Лери (Leris A. de, " Dictionnaire portatif des theatres,...", P., 1754 ), " Драматический словарь" Шамфора и Ж. де Лапорта (Chamfort S.-R.-N. et Laporte J. de, " Dictionnaire dramatique...", t. 1-3, P., 1776 ), " Танцевальный словарь..." Ш. Компана (Compan Ch., " Dictionnaire de danse...", P., 1787, рус. пер. 1790 ). В России в этот период был издан " Драматический словарь, или Показания по алфавиту всех российских театральных сочинений и переводов, с обозначением имён известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены в театрах, и где, и в которое время напечатаны" (М., 1787 ) - ценный источник для изучения не только драматургии, но и театра 18 в. (переизд., СПБ, 1880 ). Затем в России вышли " Словарь сценических деятелей" (в. 1 -16, СПБ, 1898-1904 ), " Энциклопедия сценического самообразования" (т. 1-6, СПБ, 1909-13 ).

К наиболее значительным иностр. энциклопедиям принадлежат: нем. " Всеобщий театральный словарь...", t. 1-7 (" Allgemeines Theater-Lexikon oder Encyklopadie alles Wissenswerten fur Biihnenkunstler...", Altenburg-Lpz., 1839-42 ), итал. " Энциклопедия зрелищ" (с дополнениями, " Enciclopedia dello spettacolo", t. 1-9, Roma, 1954-66 ), поев, мировому драматич. и музыкальному театр, иск-ву, включающая также статьи по кино, цирку, эстраде. В 1961-67 в СССР была издана " Театральная энциклопедия", т. 1-5 (с дополнениями и указателем ), содержащая сведения не только по русскому и многонац. советскому, но и по зарубежному драматическому и музыкальному театру, эстраде, цирку. Выпущены также " Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959 ) " Г. Бернандта (М., 1962 ), " Оперный словарь" А. Гозенпуда (М.-Л., 1965 ), " Мастерство актёра в терминах и определениях" К. С. Станиславского (М., 1961 ), словарь " Всё о балете" Е. Я. Суриц (М.-Л., 1966 ), маленькая энциклопедия " Цирк" А. Я. Шнеера и Р. Е. Славского (М., 1973 ).

Среди др. Т. э.: польск. " Театральный словарь" Л. Дмушевского и А. Жолковского (Dmuszewski L., Zolkowski A., " Dykcionarzyk teatralny", Poznan, 1808 ), французский " Исторический и красочно иллюстрированный словарь театра и соприкасающихся с ним искусств" А. Лужена (Pougin A., " Dictionnaire historique et pittoresque du theatre et des arts qui s'y rattachent", P., 1885 ), " Словарь португальского театра" (" Diccionnario de teatro portuguez", Lisbon, 1908 ), " Словарь еврейского театра" (" Lexikonfun idichn theatr", t. 1-5, N. Y.- Warsz. -Mexico, 1931-1967 ), англ, словарь " Оксфордский театральный спутник" (" The Oxford companion to the teatre", L., 1951, 3 изд., 1967 ), исп. словарь " Мировой театр. 1700 суждений о произведениях испанского старинного и современного и зарубежных театров" А. Ойо (Hoyo A. del, " Teatro mundial. 1700 orgumentos de obras de teatro antique у moderno nacional у extranjero...", Madrid, 1955 ), исп. " Театральная энциклопедия сценического искусства" (" El teatro. Enciclopedia del arte escenico", Barcelona, 1958 ), япон. издания-" Энциклопедия театрального искусства" (" Энгэки хякка дайдзитэн", т. 1-6, Токио, 1960-61 ),

" Словарь оперы и балета" Акиямы (" Опэра бирэ дзитэн", Токио, 1961 ), " Шведский маленький иллюстрированный театральный словарь" М. Холлертса (Hollertz М., " Litet teaterlexikon". [Nyare och aldre fackuttryck. Dramatiker. Skadcspelare. Regissiorer. Dekoratorer. Opera -, Operett och balletartister], Stockh., 1959 ), " Словацкий театральный словарь" В. Смолея (Smoley V., " Slovenski dramski leksikon", Ljubljana, t. 1-2, 1961-62 ), чеш. " Театральный словарь" И. И. Станковского (Stankovsky J. J., " Divadelni Slovnic", Praha, 1876 ), " Хорватский национальный театр. 1894-1969" (" Hrvatsko narodno kazuliste. 1894-1969. Enciklopedijsko izdanje", Zagreb, 1969 ).

Отдельным отраслям театр, иск-ва посвящены: " Словарь по истории, теории, практике и библиографии танца от истоков до наших дней" Дера (Desrat G., " Dictionnaire de la danse historique, theorique, pratique et bibliographique, depuis 1'origine de la danse jusqu'a nos jours", P., 1895 ), " Словарь современного балета" Ф. Азана (Hazan F., " Dictionnaire du ballet moderne", P., 1957 ), " Словарь танца" Ж. Бариля (Baril J., " Dictionnaire de danse", P., 1964 ), " Балетный словарь" Ф. Рейна (Reyna F., " Dictionnaire des ballets", P., 1967 ), " Полный путеводитель по балетам" С. Бомонта (Beaumont S., " Complete book of ballets", N. Y., 1938 ), " Энциклопедия танца" Чаджоя и Манчестера (Chujoy A., Manchester P. W., " The dance encyclopedia", N. Y., 1949, 2 изд., 1967 ), " Балетный словарь" Г. Уилсона (Wilson G., " A Dictionary of Ballet", N. Y., 1961 ), " Словарь танца" У. Раффа (Raffe W. G., " Dictionary of the dance...", N. Y.-L., 1964 ), " Словарь-справочник по технике классического балета" Г. Гранта (Grant G., " Technical manuel and dictionary of classical ballet", N. Y., 1967 ), " Балет от А до Z" Э. Реблинга (Rebling E., " Ballet von A bis Z", В., 1966 ), " Музыкальный и исторический словарь опер, шедших во Франции и за границей с древнейших времён до современности..." Ф. Клемана и П. Ларусса (Clement F., Larousse P., " Dictionnaire lyrique ou historic des operas, contenant 1'analyse et la nomenclature de tpus les operas et pperas-comiques represantes en France et a 1'etranger...", P., 1867-69 ), " Оперный справочник" X. Римана (Riemann H., " Opern-Handbuch", Lpz., 1887 ), " Опера от A до Z" Э. Краузе (Krause E., " Oper von A-Z", Lpz., 1964 ), " Книга оперетт" О. Шнейдерейта (Schneidereit О., " Opcrettenbuch", В., 1964 ), " Классические оперы, их сюжеты и музыка" Дж. Аптона (Upton G., " Standard operas. Their plots and their musik", Chi., 1916 ), " Энциклопедия оперы" Д. Ивена (Even D., " Encyclopedia of the Opera", L., 1956 ), " Справочник по мировому оперному репертуару" Ф. Л. Мура (Moore F. L., " Crowell's handbook of World opera", N. Y., 1961 ), " Оксфордский оперный словарь" Г. Розенталя и Дж. Уоррака (Rosenthal H., Warrack J., " Concise Oxford dictionary of operas", L., 1964 ), " Путеводитель по операм" И. Балашша и Ш. Галя (Ваlassa 1., Gal G. S., " Putevoditel'po operam. (Operak konyve ) ", Bdpst, 1965 ), " Словарь по искусству кукольного театра" А. Филпотта (Philpott A.. " Dictionary of puppetry", Boston, 1969 ), " Словарь театральных терминов..." У. Гренвилла (Granville W., " A dictionary of theatrical terms", L., 1952 ), " Международный словарь терминов по технике танца на восьми языках" (" International vocabulary of technical theatre terms in eight languages", L., 1959 ), " Язык театра. Словарь театральных терминов по-английски со средних веков до современности" У. П. Боумена и Р. X. Болла (Bowman W. P., Ball R. H., " Theatre language. A dictionary of terms in English of the drama and stage from medieval to modern times", N. Y., 1961 ), " Словарь балетных терминов" Л. Керсли и Дж. Синклера (Kersley L., Sinclair J., " A dictionary of ballet terms", L., 1964), терминологический " Словарь-справочник по театру на англ., франц., итал., нем. яз." (" Glossary of the theatre in English, French, Italian and German", Amst.- L.-N. Y., 1969), " Словарь зрелищных искусств" (Giteau C., " Dictionary des arts du spectacle, francais-anglais-allemend", P., 1970), " Азбука театральной техники" В. Унру (Unrah W., " ABC der Theatrtechnik", Halle, 1950, 2 изд., 1959).А. Я,. Шнеер.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕИ ИМЕНИ А. А. БАХРУШИНА Центральный, театральный музей СССР. Осн. в 1894 А. А. Бахрушиным, передавшим его в 1913 в ведение Академии наук. После Окт. революции 1917 включён в сеть гос. учреждений (Бахрушин был назначен пожизненным директором музея). В музее насчитывается ок. полумиллиона экспонатов по истории рус., сов. и зарубежного драматического и музыкального театра. Располагает архивами и рукописями крупнейших деятелей театра (М. С. Щепкина, А. С. Грибоедова, П. С. Мочалова, М. H. Ермоловой, семьи Садовских, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского, В. А. Теляковского и мн. др.), эскизами декораций и костюмов (П. Гонзаго, А. Я. Головина, М. А. Врубеля, А. H. Бенуа, Л. С. Бакста, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева и др.), собраниями граммофонных и магнитофонных записей. Ведётся большая лекционная работа, устраиваются тематич. выставки в СССР и за рубежом. При музее работает библиотека (св. 60 тыс. томов).

Лит.: Филиппов В., М е д в ед е в Б., Театральный музей им. А. А. Бахрушина, М., 1955; Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Альбом. [Авторы-составители А. H. Шифрина и H. Ю. Суслович], М., 1971.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, смотр, конкурс, олимпиада, показ, смотр достижений театр, искусства. Фестивали ведут начало от Олимпийских игр в Др. Греции, от состязаний средневековых трубадуров, миннезингеров и др. В Европе получили распространение с кон. 18 в. (Швейцария). Первоначально носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовыми представлениями, связанными с определёнными событиями. Среди Т. ф.- Байрёйтские фестивали, поев, операм Р. Вагнера (с 1882 ежегодно устраиваются в г. Байрёйт, Бавария, см. Байрёйтский театр), фестивали шекспировских спектаклей на родине великого драматурга (г. Стратфорд-он-Эйвон; регулярно с 1886). Театр, иск-во представляется на фестивалях " Пражская весна" (осн. в 1946), Эдинбургском фестивале театра и музыки (с 1947), Авиньонском фестивале (г. Авиньен, Франция; осн. в 1947 Ж. Виларом), " Дубровницких летних играх" (г. Дубровник, Югославия; с 1950), " Флорентийском мае" (с 1951). С 1960 регулярно организуются фестивали детских театров в ГДР (с 1966), Болгарии (1968, 1972), Югославии (1971); кукольных театров - в Румынии (1958, 1960, 1965), Польше (1962), Чехословакии (1964), Венгрии (1971), Франции (1972). Прошли Международные фестивали артистов мюзик-холла в Париже (1957), циркового искусства в Варшаве (1957 ), клоунов в Милане и циркового юмора в Софии (оба в 1965), артистов пантомимы в Берлине (1970) и Праге (1971).

В СССР много конкурсов (гл. обр. на пьесы) проводилось уже в годы Гражд. войны 1918-20: конкурс ЦК Пролеткульта (1918), отдела театров и зрелищ Наркомпроса на мелодраму (1919, среди членов жюри - А. В. Луначарский, М. Горький, Ф. И. Шаляпин и др.), конкурс моек. ТЕО (Театр, отдела) Наркомпроса на пьесу для детских театров (1921) и др. В последующие годы проходил Всесоюзный конкурс на лучшие пьесы на совр. темы (1933-34), конкурсы на одноактные пьесы (1939-40, 1943, 1947-48, 1957, 1964-65), на лучшую пьесу для детей (1964-65) и др.

В 1930 в Москве состоялась Всесоюзная олимпиада театров и иск-ва народов СССР (участвовало 16 театров, было показано 30 спектаклей). С 1936 начали проводиться Декады иск-ва и лит-ры, в к-рых одно из осн. мест занимали показы муз. и драматич. спектаклей проф. и самодеятельных коллективов (см. Декады и дни искусства и литературы народов СССР, Смотр художественной самодеятельности).

С сер. 30-х гг. стали организовываться фестивали, поев, только театр. иск-ву.Среди них: Междунар. Т. ф. в Москве (1933, 1934, 1935, 1936, 1937), Т. ф. детских и кукольных театров (1935, 1937-38, 1940), Всероссийский (1935) и Всесоюзный (1939 ) смотры совхозно-колхозных театров, смотры спектаклей русской классики (1945-46 ), на совр. темы (1951), по пьесам М. Горького (1968, в связи со 100-летием со дня рождения писателя), смотры актёрской и режиссёрской молодёжи (1938, 1940, 1943-44, 1951, 1958-59), фестивали-смотры кукольных театров (1940, 1945, 1952, 1962). Ряд Всесоюзных фестивалей связан со знаменательными датами в истории Сов. гос-ва -40-летием Сов. власти (1957), 50-летием Окт. революции (1967), 50-летием Ленинского комсомола (1968), 100-летием со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летием образования СССР (1972) и др. В знак дружбы народов СССР с народами др. социалистич. стран прошли фестивали, поев, постановкам на сов. сцене классич. и совр. драматургии Польши (1965, 1969), Болгарии (1969), Венгрии (1971), Чехословакии и Румынии (1973), ГДР (1975). С сер. 60-х гг. организуются фестивали " Московские звёзды", " Русская зима", ленингр. " Белые ночи", " Днепровские зори", " Киевские вёсны" и др., в к-рых выступают артисты драматич. и муз. театров, эстрады, цирка. В СССР систематически устраиваются конкурсы-смотры по цирковому и эстрадному иск-ву: смотры новых произв. циркового иск-ва (1944, 1945, 1946, 1952, 1955, 1956, 1957, 1964, 1968, 1970), артистов эстрады (1939, 1941, 1946, 1958, 1968, 1974). В 1976 в Минске проведён первый Всесоюзный фестиваль молодых артистов оперы и балета.

Лит.: В и л а р Ж., О театральной традиции, пер. с франц., М., 1956; " Театр", 1958, № 1, с. 46-108; В творческом соревновании, сб. под ред. А. H. Анастасьева, М., 1958; Завадский Ю. А., Разговор о судьбах театра, " Культура и жизнь", 1963, № 12; И р д К., Постараемся поймать чудо, пер. с эстон., Л., 1967. А. Я. Шнеер.

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ, наука, изучающая теорию и историю сценич. иск-ва. Как самостоят, наука сформировалась в 20 в. в связи с общим подъёмом театр, иск-ва. Т.- одна из общественных наук, связанная с историей культуры и быта, философией, социологией, эстетикой, психологией и др.

Предмет Т.- все компоненты театра: драматургия, актёрское, режиссёрское и декорационное иск-ва, театр, архитектура, театр, образование, организация театр, дела, зритель. До кон. 19 в. оно носило преим. " филологич." характер, гл. предметом исследования была драматургия и иск-во актёра. На рубеже 19 и 20 вв., когда театр переживал революц. ломку, предмет Т. резко расширился, исследованию подверглись режиссура, техника сцены.

Зарождение науки о театре относится к эпохе Др. Греции и Рима. Осн. теоретич. труд, обобщающий творчество антич. поэтов и драматургов, принадлежит Аристотелю. Его " Поэтика", в к-рой сформулированы осн. положения теории драмы и сценич. иск-ва, оказала большое влияние на формирование эстетич. мысли. Возникновение и развитие теории и истории театра в странах Зап. Европы связано с высоким уровнем театр, иск-ва эпохи Возрождения. Первые историч. и теоретич. работы о сценич. иск-ве появились в конце 16 в. во Франции, Англии и Германии.

Систематич. изучение истории и теории театра началось в 17 в., когда появились первые театроведч. исследования: Р. Флекно, создавшего первый очерк истории англ, театра (1664), неизвестного автора, написавшего в форме диалога историю актёрского иск-ва тех времён (1699). Первым опытом истории франц. театра была книга С. Шапюзо (1674). Итал. театру посвящены труды Л. Риккобони, работавшего во Франции и впервые исследовавшего (1736) комедии Мольера с позиций просветит, эстетики, его же критич. размышления о различных европ. театрах (1738) и др. Т. приобрело развитие в связи с тем важным общественно-воспитат. значением, какое придавали театру идеологи Просвещения, считавшие необходимым освободить человека от религиозных догматов и предрассудков феодализма. В Великобритании в 18 в. появились книги по истории лондонских театров Б. Виктора (1761), О. Уолтона (1796) и др. Отдельные исследования были суммированы Ч. Дибдином в его " Полной истории английской сцены" (т. 1-5, 1797-1800). Мемуарная и биографич. лит-pa об отдельных актёрах послужила основой для " Театральной биографии" Д. Э. Бейкера (т. 1-2, 1782). Обширный материал собран в " Истории французского театра от истоков до современности" К. и Ф. Парфе (т. 1 -15, 1735-49), а также в " Хронологии немецкого театра" К. Шмидта (1775). 18 в.- пора подъёма развития теории театра и сценич. иск-ва; эстетика просветительского реализма в театре получила глубокую разработку в соч. Д. Дидро, Г. Э. Лессинга, Л. С. Мерсье, Я. Ленца, И. Г. Гердера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. В годы Франц. бурж. революции кон. 18 в. меняется роль театра, к нему предъявляются требования как к мощному орудию идеологич. воздействия, гражданского воспитания масс. Теоретики театра не отделяли театр, иск-ва от обществ, жизни. Продолжая традиции просветительской эстетики, они на первый план выдвигали социально-политич. критерий оценки театр, иск-ва, к-рый в дальнейшем стал основой при изучении театра. Новый период возник с утверждением романтизма. Если раньше Т. собирало преим. факты, то романтики внесли в изучение театра историзм, дали определение своеобразия идейного содержания и эстетики театра отдельных эпох. Новый подход к истории театра был утверждён " Чтениями о драматическом искусстве и литературе" А. В. Шлегеля (ч. 1-2, 1809-11 ), давшего чёткие идейно-эстетич. характеристики театра античности, ср. веков, Возрождения, периода 14-18 вв. с позиций романтизма. В нач. 19 в. особенно остро стоял вопрос о принципах классицизма в театре, к-рому романтики противопоставили вольную поэтику драмы У. Шекспира, что получило отражение в теоретич. декларациях [" Расин и Шекспир" Стендаля (т. 1-2, 1823-25 ) и " Предисловие к „Кромвелю" " В. Гюго (1827 ) ]. Во 2-й пол. 19 в. в театр, иск-ве обострилась борьба реалистич. и антиреалистич. направлений. Важнейшее значение для развития прогрессивного Т. имела марксистская философия. К. Маркс и Ф. Энгельс, определив обусловленность иск-ва общественными отношениями, его классовую природу, открыли объективные закономерности развития иск-ва, в полной мере относящиеся к иск-ву театра. Актуальные споры о совр. театре стимулировали изучение античного, ср.-век. и ренессансного театров. Развитие историко-культурного метода в кон. 19 в., в частности" Философия искусства" И. Тэна (1865 ), повлияли на Т. последних десятилетий 19 и нач. 20 вв. Развитие романтич. и историко-культурного методов в Т. 19 в. способствовало появлению во всех странах Европы общих работ по истории театра и монографий об отдельных эпохах и направлениях, биографий отдельных театр, деятелей. Наиболее значительны: " Всеобщая история театра" А. Руайе (т. 1-4, 1869-70 ), " Эпохи французского театра" Ф. Брюнетьера (1892 ), " Опыт истории театра. Постановка, декорации, костюм, архитектура, освещение, гигиена" Ж. Бапста (1893 ), " История английской драматической литературы до смерти королевы Анны" А. У. Уорда (т. 1-2, 1875, 2 изд., т. 1-3, 1899 ), " Хроника лондонской сцены. 1559-1642" Ф. Г. Флея (1892 ), " История немецкого театра" Э. Девриента (т. 1-5, 1874 ) и др. С кон. 19 в. Т. начало более решительно отделяться от литературоведения. В 1890-е гг. в нем. ун-тах возникли спец. курсы по изучению Т., в Кёльне и Киле организовывались н.-и. ин-ты. В 1902 в Берлине было создано Об-во по изучению истории театра. В 1-й трети 20 в. известность получил капитальный труд нем. учёного М. Германа " Исследования по истории немецкого театра средних веков и Возрождения" (1914 ), в к-ром заложены основы методики совр. историко-театрального исследования, продемонстрированы приёмы реконструкции спектакля прошлых эпох даже при отсутствии прямых описаний (исследовал текст пьес, сценич. площадку, помещение для зрителей, иконографич. материал и др. ). Это давало возможность восстановить внеш. облик спектаклей, костюмов, мизансцен и т. д. В это же время с попытками теоретич. обоснования декадентского направления в театре (символизм, конструктивизм и др. ) выступили немецкий писатель и режиссёр Г. Фукс, английский реж. Г. Крэг, бельгийский писатель М. Метерлинк и др.

Научная лит-pa, созданная Т. 20 в., обширна и охватывает все стороны театра разных стран и эпох. Итоги науч. разработок суммированы в таких трудах, как " История европейского театра" X. Киндермана (т. 1-10, 1957-74 ), " Оксфордский спутник по театру" Ф. Хартнолл (3 изд., 1967 ). Фундаментальные работы в 20 в. создали во Франции - Э. Линтилак, Л. Муссинак, Ж. Жако, П. ван Тигем, Г. Коэн и др.; в Дании - К. Манциус; в Великобритании - Э. К. Чеймоерс, А. Николл, Ф. Кернодл, Дж. Р. Браун и др.; в Германии - М. Герман, О. Эберле, Г. Кнудсен, В. Штамлер, Р. Вайман и др.; в Австрии - И. Грегор, X. Киндерман; в США - Дж. Оделл, Дж. Фридли, Б. Кларк, А. Г. Куин, Дж. Гаснер, А. Хорнблоу, А. Даунер, А. Бекерман и др.; в Италии - С. Д'Амико и др. А- Л. Лникст.

Театрально-эстетич. мысль в России начала развиваться в 18 в. в связи с ростом передовой обществ, мысли и возрастающим значением театра. Наиболее значит, теоретиком рус. школьного театра был идеолог и пропагандист петровских реформ Феофан Прокопович. Крупнейший теоретик классицизма в России -А. П. Сумароков. Передовые деятели рус. культуры отстаивали высокое гражданское назначение театра как трибуны высоких прогрессивных идей..Большое значение для рус. театр, культуры имела деятельность H. И. Новикова. Ориентируясь на демократич. круги, в своих изданиях он касался и вопросов сцены, оказывая значит, влияние на совр. ему театр. В 1772 он опубликовал " Опыт исторического словаря о российских писателях", куда вошли статьи о крупнейших деятелях рус. театра: Сумарокове, В. К. Тредиаковском, М. М. Хераскове и др. Новиков был также первым биографом выдающихся актёров Ф. Г. Волкова и И. А. Дмитревского. В статьях Новикова утверждались воспитат. роль театра, значение сатиры для рус. сцены. К последней трети 18 в. относятся и др. попытки создания истории рус. театра (" Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года" Я. Штелина, изд. в 1779 ).

Теории театра и театр, критике большое внимание уделял баснописец и драматург И. А. Крылов, к-рый в журн. " Почта духов" отстаивал самобытность и народность рус. сценич. иск-ва, выступал против подражательности дворянского классицизма и придворно-аристократич. театра. Эстетич. принципы Крылова наиболее полно выражены в его рецензиях на пьесы " Смех и горе" и " Марфа Посадница, или Покорение Новаграда" Погодина. О силе театра, его значении, об иск-ве актёра, проблеме художеств, целостности спектакля писал А. H. Радищев в филос. трактате " О человеке, его смертности и бессмертии" (опубл. в 1809 ).

Теоретиком эстетики рус. сентиментализма в театре был H. М. Карамзин, выступавший с критикой классицизма и пропагандой творчества У. Шекспира. В " Московском журнале" (издатель Карамзин) постоянно публиковались рецензии на спектакли, особое внимание уделялось иск-ву актёра. Театр, отдел этого журнала оказывал большое влияние на развитие рус. театр, критики. В нач. 19 в. усилился интерес к театру со стороны рус. общества. Декабристы оказали большое влияние на развитие рус. романтич. драмы, по-новому раскрывая проблемы классицистской и романтич. эстетики. В течение 19 в. появились первые большие журналы, поев, театр, иск-ву: " Репертуар русского театра" (1839-41), " Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-41), " Репертуар и Пантеон" (1844-45), " Репертуар и Пантеон театров" (1847), " Пантеон" (1852-56) и др.

Большой вклад в историю и теорию театра 19 в., в становление Т. внесли рус. писатели и драматурги, тесно связанные с жизнью совр. им театра, утверждавшие его высокую обществ, роль и значение: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, H. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, H. А. Некрасов, И. А. Гончаров, А. К. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. H. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. Особое значение в развитии рус. театр, мысли, в формировании реалистич. эстетики 19 в. имели статьи и высказывания о театре революционеров-демократов, и прежде всего В. Г. Белинского. Его статьи о творчестве крупнейших актёров, анализ положения рус. театра в целом, разработка проблем теории драмы и актёрского творчества стали основополагающими в изучении истории театра 19 в. Во 2-й пол. 19 в. сложились два осн. направления в театр, критике, связанные с идейными, обществ.-политич. течениями того времени. Большое значение для утверждения правды на рус. сцене, для дальнейшего развития рус. реалистич. иск-ва имели теоретич. работы и статьи H. Г. Чернышевского, H. А. Добролюбова, Герцена, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Выразители др. направления, относящегося к славянофильскому течению, -А. А. Григорьев, Д. В. Аверкиев, Л. H. Антропов и др. Появлялись новые работы по истории рус. театра: " Драматический альбом", изданный П. H. Араповым и А. Раппольтом (1850), " Летопись русского театра" Арапова (1861), " Русский театр, его судьбы и его истоки" Ф. А. Кони (1864), " Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года" (ч. 1-3, 1877-84) и др. Публиковались исследования о зап.-европ. театр, иск-ве, о творчестве Шекспира, Мольера, В. Гюго. В последние десятилетия 19 в. проблемы театра разрабатывали гл. обр. учёныелитературоведы, филологи. Однако их работы большей частью посвящены истории драматургии. В 1888 выходят " Очерки из истории русской драмы XVII - XVIII столетий" П. О. Морозова и ряд серьёзных науч. трудов H. С. Тихонравова, П. А. Кулиша, В. И. Шенрока о творчестве Гоголя; Е. H. Сверчевского и А. М. Скабичевского о Грибоедове; Ал. H. Веселовского о Д. И. Фонвизине, а также исследования о рус. актёрах Я. Е. Шушерине, П. С. Мочалове и др. Для большинства работ в целом характерны нек-рая эмпиричность, отсутствие широких обобщений и выводов.

В кон. 19 - нач. 20 вв. появляется марксистская критика. Крупнейшие представители этого направления, писавшие no вопросам иск-ва и театра, - Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский и В. В. Боровский. С развитием театр, иск-ва возрастал интерес к театру, режиссёрскому мастерству, к-рые постепенно становятся предметом глубокого изучения, публикуются труды, исследующие его историю в связи с обществ, условиями той или иной эпохи. Выходят книги по истории театра-" История русского театра" Б. В. Варнеке, " История русского театра", под ред. В. В. Каллаща и H. Е. Эфроса (обе в 1914). Большой вклад в развитие Т. внесли книги и статьи режиссёров: В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Ф. Ф. Комиссаржевского, H. H. Евреинова, В. Г. Сахновского. Работы о театре первых десятилетий 20 в. связаны с различного рода тенденциями, проявлявшимися в иск-ве этого времени, отражают общий кризис театра предреволюц. эпохи (" Театр как таковой" Евреинова, " Отрицание театра" Ю. И. Айхенвальда, обе в 1912, и др.).

После победы Великой Окт. социалистич. революции наука о театре вступила в новую фазу развития. Она была связана с постепенным и всё более последовательным и глубоким изучением историками, теоретиками, критиками театра марксистско-ленинской методологии, с созданием благоприятных организац. условий, определявшихся тем почётным местом, к-рое в Сов. гос-ве было отведено сценич. иск-ву как неотъемлемой части строящейся социалистич. художеств, культуры. В возникшем в 1918 Театр, отделе Наркомпроса (ТЕО) была организована особая историко-театр. секция. Науч. работа по проблемам театра развёртывалась в гос. масштабе. Театр, отделы были созданы в Москве в Гос. академии художеств, наук (ГАХН) и в Российском ин-те истории иск-в в Петрограде. В театр, музеях, б-ках, архивах также велось изучение иск-ва театра. Само понятие " Т." рождалось именно в это время, поскольку только после Окт. революции исследование театр, иск-ва выделилось в самостоят, науч. дисциплину.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.