Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 34 страница






Октябрьская революция 1917 создала предпосылки для расцвета многонац. сов. Т.-д. и., в ходе развития к-рого утвердились функции художника-постановщика как одного из соавторов спектакля и понимание Т.-д. и. как изобразительной режиссуры. В 1920-е гг. эти принципы развивались в борьбе различных направлений. В работах Бенуа, Головина, Б. М. Кустодиева, H. П. Крымова, В. А. Симова, Ф. Ф. Федоровского воплощались традиции живописной декорации, в произв. Веснина, Л. М. Лисицкого, Л. С. Поповой, А. М. Родченко, бр. Стенберг, В. Ф. Степановой - методы конструктивизма. В ряде работ 1920-х гг. (напр., у И. М. Рабиновича) самодовлеющий техницизм конструктивистских декораций успешно преодолевался. В 1930-е гг., когда в Т.-д. и. окончательно утвердился метод социалистического реализма, объёмно-пространственные декорации обогатились использованием живописи, и зрительный образ спектакля обрёл поэтич. и психологич. насыщенность (H. П. Акимов, H. И. Альтман, М. П. Бобышов, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, В. Ф. Рындин, А. Г. Тышлер, H. А. Шифрин). Ценный вклад внесли в сов. Т.-д. и. и мастера станковой живописи (П. В. Вильяме, П. П. Кончаловский, Ю. И. Пименов, К. Ф. Юон). С 1950-х гг. поиски яркой сценич. формы (обобщённой, но не отвлечённой, органически сочетающей конструктивное и живописное начала ) отличало и лучшие работы А. Ф. Босулаева, А. П. Васильева, С. Б. Вирсаладзе, H. H. Золотарёва, М. И. Курилко-Рюмина, А. Ф. Лушина, Э. Г. Стенберга, И. Г. Сумбаташвили, В. Г. Шапорина, С. М. Юнович. Увлечения стилизованными формами нар. иск-ва, примитивом, внешней нарядной театральностью, проявившиеся в сов. Т.-д. и. 1960-х гг., сменились поисками оформительских решений, структура к-рых подчинена внутр. логике сценич. действия, раскрывает свою образную сущность в самом процессе игры актёров. Наряду с мастерами старших поколений успешно выступают молодые художники (Д. Л. Боровский-Бродский, Э. С. Кочергин, В. Я. Левенталь в РСФСР, О. Кочакидзе, А. H. Словинский, Ю. Чикваидзе в Груз. ССР, В. Мазурас, Я. Малинаускайте в Литов. ССР, Г. Земгал в Латв. ССР и др. ). В Т.-д. и. сов. республик ведущую роль сыграли Ф. Ф. Нирод, А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине, П. В. Масленников, Е. Д. Николаев в Белоруссии, И. Гамрекели, С. Кобуладзе, П. Лапиашвили в Грузии, М. Арутчян, М. Сарьян в Армении, Р. Мустафаев, H. Фатуллаев в Азербайджане, М. Мусаев в Узбекистане, И. Бальхозин в Казахстане, X. Алабердыев в Туркмении, А. В. Арефьев в Киргизии, И. Суркявичюс, Л. Труйкис в Литве, М. Ф. Китаев, А. Лапинь, О. Скулме в Латвии, М.-Л. Кюла, Э. Рентер, В. Хаас в Эстонии.

А. Г. Т ы ш л е р. Макет декорации к спектаклю " Ричард III" В. Шекспира (Большой драматический театр им. А. М. Горького в Ленинграде). 1935.

Плодотворно развивается Т.-д. и. других социалистич. стран (особенно сценография Чехословакии - Л. Виходил, В. Гофман, И. Свобода, Ф. Троёстер). Известность завоевали А. Ахрянов, И. Милев, М. Михайлов, С. Савов, А. Стойчев в Болгарии, О. Аксер, В. Дашевский, Я. Косиньский, А. Стопка, К. Фрыч, Ю. Шайна в Польше, П. Бортновский, А. Брэтэшану, Д. Немтяну в Румынии, И. Коос, Б. И. Копеши в Венгрии, К. фон Аппен, X. Загерт, Г. Кильгер, К. Неер, Т. Отто, П. Пиловски в ГДР, Л. Бабич, М. Денич, В. Маренич, Д. Ристич, М. Сербан, Д. Соколич в Югославии.

Илл. см. на вклейках, табл. XXVI, XXVII (стр. 352-353 ).

Лит.: Сырки на Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956; Пожарская М. H., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века, М., 1970; Всесоюзная выставка работ художников театра, кино, телевидения, Москва, 1967. [Каталог], М., 1972; Давыдова М. В., Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX в., М., 1974; Z и с k е r P., Die Theaterdekoration des Klassizismus, В., 1925; его же, Die Theaterdekoration des Barock, В., 1925; Hainaux P. Y.-B., Le decor de theatre dans le monde depuis 1935, Brux.- P., 1956; его же, Le decor de theatre dans le monde depuis 1950, Brux.- P., 1964j Le lieu theatral^a la Renaissance, P., 196д; Le decor de theatre dans le monde depuis 1960, Brux. -P., 1973; Buhnenformen, Buhnenraume, Buhnendekorationen, В., 1974; В a b 1 e t D., Les revolutions sceniques du XX siecle, P., 1975. М. H. Пожарская.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки артистов, режиссёров, художников, театроведов и др. работников в области театр, иск-ва. Т. о. зародилось в театре Др. Рима (школа Росция, 1 в. до н. э. ). В 8 в. н. э. первое театр, уч. заведение появилось в Китае. В странах Европы в эпоху Возрождения актёрскому мастерству обучали в театрах актёры и драматурги, стоящие во главе трупп. Стройную пед. систему подготовки актёров выработали деятели школьного театра, получившего распространение с 15-16 вв. в уч. заведениях стран Европы, с 17 в.-в России. В 18 - нач. 19 вв. появились спец. театральные уч. заведения в Париже, в Вене, Варшаве, Флоренции и др. Большую роль в развитии Т. о. в 19 в. сыграла театрально-педагогич. деятельность Превиля и Ф. Ж. Тальма во Франции, Ч. Маклина и Д. Гаррика в Великобритании, Ф. Л. Шредера, И. В. Гёте в Германии, В. Богуславского в Польше. Кризис бурж. театра (со 2-й пол. 19 в. ) отразился и на Т. о., которое в основном сводилось к обучению традиционным, во многом условным приёмам актёрского мастерства. Обновлению методов обучения актёров способствовали Э. Золя и А. Антуан, которые подвергли критике традиционные приёмы Т. о.

В Р о с с и и первая театр, школа была осн. в Москве в 1673. Школа для обучения актёров существовала при театре, созданном Петром I в 1702 в Москве. Важную роль в истории Т. о. сыграл Петерб. шляхетский корпус (где, в частности, под рук. А. П. Сумарокова получил проф. подготовку И. А. Дмитревский, один из первых театр, педагогов ). Возникновение публичных театров в сер. 18 в. вызвало необходимость организации постоянной театр, школы. Поэтому в 1738 в Петербурге была учреждена придворная танцевальная школа, на основе к-рой в 1779 создана театр, школа. В 1773 открылись классы изящных иск-в (драматич., балетный, вокальный, инструментальной музыки) при Моск. воспитательном доме, в 1784 они перешли в ведение Петровского театра, в 1809 преобразованы в Моск. театральное училище (ныне Театральное училище имени М. С. Щепкина), где были хореографич., драматич. и инструментально-вокальный классы. Развитие реалистич. тенденций в Т. о. связано с деятельностью М. С. Щепкина. В 50-60-е гг. прогрессивные деятели театра активно выступали за специализацию обучения будущих актёров в театральных школах, за изучение ими истории и теории театрального и смежных видов искусств, за совершенствование методики преподавания. В 1867 режиссёр Александрийского театра и педагог Е. И. Воронов в своём проекте подготовки драматич. актёра в театральном училище отстаивал необходимость последовательного развития внутренних и внешних данных актёра. В 80-е гг. борьбу за реорганизацию Т. о. возглавил драматург А. H. Островский. В записках " О театральных школах" (1882) он требовал от актёров всесторонней проф. подготовки и эстетического вкуса. В 1888 по его проекту открылись драматич. курсы при Московском театральном уч-ще, где преподавали И. В. Самарин, А. П. Ленский, Г. H. Федотова и др. В эти же годы появились театр, школы, созданные обществ, орг-циями и частными лицами; в них имелись балетные, драматич., режиссёрские и оперные отделения. Среди этих школ выделялось Музыкально-драматич. уч-ще Моск. филармоннч. об-ва (1883), в нём драматич. класс вёл В.И. Немирович-Данченко, обратившийся к воспитанию артистич. молодёжи, на к-рую возлагал надежды, связанные с обновлением театра. С тех же позиций подходил к работе с актёрами К. С. Станиславский, разработавший первую науч. систему воспитания актёра, к-рая нашла применение в ряде театр, студий н во многом способствовала развитию Т. о. (см. Станиславского система).

В СССР становление п развитие Т. о. связано с именами таких мастеров театра, как Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, В. Г. Сахновский, А. Я. Ваганова, И. H. Берсенев, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, H. М. Горчаков, В. О. Топорков, а также М. М. Габович, Е. П. Гердт, В. Д. Тихомиров и др. Много сделали для подготовки театр, кадров в союзных республиках В. М. Аджемян, В. М. Балюна, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, М. М. Крушельницкий, С. А. Ишантураева, В. М. Скляренко, Г. П. Юра ц др. деятели нац. театров страны. За годы Сов. власти создана сеть высших и ср. спец. театральных учебных заведений, организованы театр, факультеты в ряде консерваторий, вузов иск-в и др. Система Т. о. включает специальности: актёр драматич. театра и кино, актёр муз. комедии, режиссура драмы (а также балета, муз. театра), театроведение (о подготовке театроведов см. в ст. Искусствоведческое образование), театр, техника и оформление спектакля, живопись (специализация - театрально-декорационная живопись). В 60-е гг. началась подготовка актёров, художников-скульпторов, режиссёров для театров кукол, режиссёров цирка, эстрады и массовых представлений, экономистов-организаторов театрального дела. В ин-тах культуры (см. Культуры институты) готовятся руководители самодеятельных художественных коллективов и нар. театров, режиссёры клубных массовых представлений. Специально для нар. театров выпускает режиссёров Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова (Москва ). В Гос. ин-те театр, иск-ва им. А. В. Луначарского (ГИТИС, Москва ), Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛИТМиК ), уч-ще им. Б. В. Щукина есть нац. актёрские студии; во Всесоюзном гос. ин-те кинематографии (ВГИК, Москва ) организована подготовка режиссёров, художников, операторов, сценаристов, на ф-те журналистики МГУ - лит. работников для телевидения, в Ленинградском ин-те киноинженеров - звукорежиссёров. Артистов со средним Т. о. выпускают театральные, хореографич. и нек-рые муз. средние спец. уч. заведения, училища иск-в, уч-ща циркового и эстрадного иск-ва; в театр, художественно-технич. уч-щах и нек-рых художественных уч-щах готовят работников гримёрных, бутафорных, костюмерных и осветительных цехов, художников-декораторов.

В уч. планы театр, специальностей включены спец. дисциплины: мастерство актёра, сценич. речь, муз. воспитание, танец, сценич. движение, грим, фехтование и пр. Будущие режиссёры, помимо этих предметов, изучают мастерство режиссёра, художеств, оформление, музыку спектакля и др.; балетмейстеры -композицию классического, историко-бытового и народно-сценич. танца, балетный клавир, оформление балетного спектакля, основы муз. теории; на постановочном ф-те - рисунок, живопись, композицию, технологию театр, производства и др. Общенауч. подготовка складывается из изучения обществ.-политич. дисциплин, истории рус., сов., зарубежного театров и лит-р, истории музыки (на отд. специальностях - и муз. лит-ры ), спец. курсов по основным проблемам развития совр. сов. драматургии, режиссуры и актёрского мастерства, изобразительного иск-ва. Предусмотрены факультативные курсы (напр., по марксистско-ленинской этике, истории смежных иск-в, совр. театру, музыке, лит-ре ). Дополнительно студенты могут заниматься фехтованием, спортом, игрой на фортепьяно. Для желающих получить вторую специальность (преподавателя мастерства актёра, сценич. речи, сценич. движения и сценич. боя ) в вузах читаются спец. курсы по методикам преподавания избранных дисциплин. Уч. планами всех специальностей предусмотрены учебная (на младших ) и производственная (на старших курсах ) практики. Студенты участвуют в массовых сценах театр, спектаклей, в качестве рабочих сцены, осветителей, костюмеров, бутафоров в уч. спектаклях, изучают организацию производств. процессов в проф. театре. Студенты старших курсов исполняют роли в спектаклях учебного и проф. театра, будущие режиссёры участвуют в выпуске спектаклей проф. и нар. театров. Завершается уч. процесс спектаклем (на актёрских и режиссёрских специальностях ), дипломным проектом (на постановочном ф-те ) или работой (на театроведч. ф-те ).

В театральных и театрально-художеств. вузах есть ассистентура-стажировка, в большинстве театральных и ряде ин-тов культуры - аспирантура в области театр, иск-ва.

Для совершенствования сов. системы Т. о. много сделали известные мастера театра и педагоги Ю. А. Завадский, Г. А. Товстоногов, М. И. Царёв, М. H. Кедров, В. О. Топорков, А. К. Тарасова, В. А. Орлов, И. М. Туманов, Б. А. Покровский, Ц. Л. Мансурова, Б. Е. Захава, Р. В. Захаров, H. И. Тарасов, А. М. Мессерер, А. Д. Попов, М. О. Кнебель, H. А. Анненков, А. А. Хорава, О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков, Л. Ф. Макарьев, В. Я. Станицын, В. И. Цыганков, И. М. Толчанов и др.

В 1975 Т. о. осуществляли ок. 60 высших и ср. спец. уч. заведений (св. 9 тыс. уч-ся ). Артистов для муз. театров и филармоний готовили также консерватории, муз. ин-ты и уч-ща (см. Музыкальное образование), театральных художников - художеств, вузы и уч-ща (см. Художественное образование). Т. о. получают в СССР представители св. 80 других стран.

Спец. театральные школы имеются в др. социалистич. странах: в ГДР -Лейпцигская театральная школа, НРБ -Высший ин-т театрального иск-ва им. Крыстё Сарафова в Софии, ВНР -Ин-т театра и кино в Будапеште, на Кубе - Центр, школа иск-в в Гаване, в ПНР - Ин-т иск-в Польской АН в Варшаве, СРР - Ин-т театрального и кинематографич. иск-ва им. И. Л. Караджале в Бухаресте, ЧССР - Академия иск-в в Праге и др. Основой театральной педагогики в этих странах является национальное театральное иск-во; широко используется система Станиславского.

В капиталистич. и развивающихся странах, как правило, самостоятельных театральных школ не существует, подготовка актёров и др. творческих работников театра и кино ведётся обычно в театр, труппах, киностудиях, а также на драматич. отделениях консерваторий или на гуманитарных ф-тах ун-тов. В ряде стран есть известные театр, школы: в Кентербери (Великобритания ), Страсбуре (Франция), Эссене (ФРГ), Стокгольме (Швеция ), Брюсселе (Бельгия ). Л. Г. Ильина.

ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ Б. В. ЩУКИНА при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова, высшее театр, уч. заведение в Москве. Ведёт начало от Студенческой драматической (в дальнейшем " Мансуровской" ) студии, осн. и руководимой с 1913 Е. Б. Вахтанговым. С 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 - Театром им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр), при к-ром сохранилось уч-ще. В 1932 уч-ще преобразовано в театр, техникум, выпускающий актёров и для других театров. В 1945 оно приравнено к вузу.

Уч-ще имеет актёрское и режиссёрское отделения, а также студии, готовящие кадры для театров республик. В 1959 открылось заочное отделение для подготовки режиссёров нар. театров.

Среди воспитанников Студии Вахтангова и уч-ща - Б. В. Щукин (с 1939 уч-ще носит его имя ), Р. H. Симонов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, А. А. Орочко, В. К. Львова, Ц. Л. Мансурова, Е. Г. Алексеева, H. М. Горчаков, В. H. Яхонтов, А. О. Степанова, А. H. Грибов, В. П. Марецкая и др. Почти весь актёрский коллектив Театра им. Евг. Вахтангова состоит из воспитанников этого уч-ща. В 1975/76 уч. г. в уч-ще обучалось 332 студента, работало 37 преподавателей, среди к-рых -Б. Е. Захава (художеств, руководитель, зав. кафедрой режиссуры ), Е. Р. Симонов, Д. А. Андреева, H. П. Русинова, В. К. Львова, М. Д. Синельников, В. Г. Кольцов и др. Г. А. Пелисов.

ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М. С. ЩЕПКИНА при Государственном академическом Малом театре, одно из старейших высших театр, уч. заведений страны. История уч-ща неразрывно связана с развитием театр, образования в России и деятельностью Малого театра. Ведёт свою историю с 1773, когда при Воспитательном доме была создана театральная школа, преобразованная в 1809 в Московское театральное училище. В училище обучали танцам, музыке и драматическому иск-ву..

С 1830-х гг. и до конца жизни в нём преподавал М. С. Щепкин (с 1938 уч-ще носит его имя ). В 1863 при его непосредств. содействии школа получила новое здание на Неглинной улице (построено в 20-х гг. 19 в. ), являющееся, наряду со зданием Малого театра, частью сохранившегося фрагмента театр, центра Москвы, построенного по проекту арх. О. И. Бове. В уч-ще начинали свой творческий путь крупнейшие актёры Малого театра В. И. Живокини, С. В. Шумский, H. В. Медведева, П. В. и С. В. Васильевы, Г. H. Федотова, H. А. Никулина, М. H. Ермолова, А. А. Остужев, А. А. Яблочкина, В. H. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, М. Ф. Ленин, Ю. М. Юрьев, Л. М. Леонидов и др.

После Великой Окт. социалистич. революции уч-ще стало первым советским театр, уч. заведением. В 1943 оно получило права вуза. Его педагогами были И. В. Самарин, Г. H. Федотова, А. П. Ленский, В. H. Пашенная, H. Ф. Костромской, К. А. Зубов, В. И. Цыганков, А. Д. Дикий, Л. И. Дейкун, А. И. Благонравов, Т. А. Дынник и др.

В 1975/76 уч. г. в уч-ще обучался 171 студент, работало 70 преподавателей, среди к-рых старейшие мастера Малого театра и педагоги - М. И. Царёв, H. А. Анненков, Л. А. Волков, М. H. Гладков, Г. H. Дмитриев, Д. М. Головина и др. М- М. Новохижин.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ, 1 ) специфич. художеств, достоинство, к-рое присуще произв. театр, иск-ва и отличает его от др. видов иск-ва особой эстетич. природой, характерными только для него выразит, средствами (см. Театр, Актёрское искусство, Режиссёрское искусство). 2 ) Особый сценич. язык того или иного драматурга, определяющий весь художеств, строй пьесы, манеру её исполнения (напр., театральность У. Шекспира, А. H. Островского, А. П. Чехова ). 3 ) Открытое использование театр, приёмов, сознательное подчёркивание средств сценич. выразительности. Т. отличала все виды нар. зрелищ и стала органич. свойством проф. театра. Т. использовалась режиссёрами нач. 20 в. в борьбе с бурж.обывательским театром, была одной из форм приобщения совр. сцены к истокам нар. культуры. Импровизация, пантомима, гротеск, маски и др. приёмы применяются и в реалистич. театре 2-й пол. 20 в.

Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954; Мейерхольд В. Э., Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1 -2, М., 1968; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Евг. Вахтангов. Ма-<

териалы и статьи, М., 1959; Т а и р о в А. Я., Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970; Б о я д ж и е в Г. H., Театральность и правда, М.- Л., 1945; Берковский H. Я., Станиславский и эстетика театра, в его кн.: Литература и театр, М., 1969.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ, библиотеки, главный фонд к-рых составляют книги, периодические издания по театр, иск-ву. В СССР (кроме театр, фондов в общих б-ках) имеются следующие Т. б.: 1) Государственная центральная Т. б. в Москве (см. Библиотека театральная центральная). 2) Центральная научная б-ка Всероссийского театр, об-ва в Москве. Ведёт начало от б-ки Театр, справочно-статистич. бюро Росс, театр, об-ва (осн. в 1896); с 1916 - публичная б-ка. Фонд 250 тыс. томов книг и журналов. Существуют филиалы (71) б-ки во многих городах РСФСР. 3) Библиотека Центрального театр, музея им. А. А. Бахрушина в Москве. Работает при музее с его основания в 1894. Фонд св. 60 тыс. книг специальной лит-ры. 4) Ленинградская государственная театральная б-ка им. А. В. Луначарского. Возникла вместе с первым рус. постоянным проф. театром в 1756 как б-ка придворного театра, с 1889 Центр, б-ка имп. театров, с 1917 Центральная б-ка рус. драмы, с 1934 носит совр. наименование. Фонд 430 тыс. экз. рукописей, книг, журналов, рисунков, эскизов, эстампов, гравюр и др. Значит, фонды лит-ры по театру имеют б-ки при театр, уч. заведениях и театр, музеях. И За рубежом специализированные библиотечные театр, фонды существуют при больших общих б-ках (театр, коллекция публичной б-ки в Нью-Йорке и др.), а также при крупных театрах (например, библиотека театра " Комеди Франсез" в Париже, библиотека " Ла Скала" в Милане).

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ. В России начало театр, периодики относится к кон. 18 в. Первое изд. подобного типа -" Russische Theatralien" (СПБ, 1784, № 1-3, на нем. яз.) выпущено актёром нем. труппы Зауервейдом. На рус. яз. издавались репертуарные сборники: " Российский Театр, или Полное собрание всех российских театральных сочинений" (СПБ, 1786-91, 1793-94), " Драматический вестник" (СПБ, 1808), " Журнал драматический на 1811 год" (М., 1811). Среди Т. ж. 19 в. выделяется " Пантеон Русского и всех европейских театров" (назв. неоднократно менялось), выходивший под ред. Ф. А. Кони в 1840-56 (с перерывами) в Петербурге. Заметное место занимали " Музыкальный и театральный вестник" (СПБ, 1856-60), " Артист" (М., 1889-94), " Театрал" (М., 1895-1900). Одновременно выходили журналы, близкие к газетной периодике, - " Суфлёр" (СПБ, 1878-86), " Театральный мирок" (СПБ, 1884-93). Ряд изданий, начатых в 19 в., продолжался в 20 в. -" Т е а т р и искусство" (П., 1897-1918), " Дневник театра и искусства" (СПБ, 1898-1905). В 20 в. издавались " Рампа и жизнь" (М., 1909-18), " Театральная газета" (М., 1913-18) и др. Все периодич. издания содержались частными лицами. Из ведомственных изданий и изданий отдельных театров выходили " Ежегодник императорских театров" (СПБ, 1892-1915) и " Записки Передвижного общедоступного театра" (СПБ, 1914, 1917-24). В провинции также выпускались Т. ж., главным образом справочно-информац. характера.

Спец. журналы Москвы и др. городов освещали проблемы иск-ва " малых форм": " Театр-варьете" (Од., 1906-12), " Артистический мир" (М., 1912-18), " Варьете и цирк" (М., 1912-17 ), " Сцена и арена" (М., 1914-18 ).

Т. ж. в С С С Р. После Октябрьской революции 1917 выходили Т. ж.: " Вестник Государственных театров" (П., 1917-1919 ), " Бирюч Петроградских Государственных театров" (П., 1918-19; впоследствии издавались сб-ки под тем же названием, 1919-21), " Ж изн ь искусства" (П.-Л., 1918-29, до 1922 - газета), " Вестник театра" (М., 1919-21), " Вестник работников искусств" (М., 1920-26), " Культура театра" (М., 1921-1922) и др. С общим ростом сов. печати получают распространение и Т. ж. (ок. 500 изд. до 1961). Среди ведущих изданий: " Рабочий и театр" (Л., 1924-37), " Искусство и жизнь" (Л., 1924-41), " Нов ы м зритель" (М., 1924-29), " Рабис" (М., 1927-34), " Советский театр" (М., 1930-33), " Театр и драматургия" (М., 1933-36), " Театр" (М., 1937-41, с 1945), " Театральная жизнь" (М., с 1958), " Советский цирк" (М., 1957-1963), " Советская эстрада и цирк" (М., с 1957), " Радянське мистецтво" (Кшв, 1928-32), " Сабчота хеловнеба" (" Советское искусство", Тб., 1927-41, с 1954), " Хорурдаин арвест" (" Советское искусство", Ер., 1932-41) и др.

За рубежом появление Т. ж. как самостоят, отрасли театр, периодики относится к 70-м гг. 18 в. (" Journal des theatres", P., 1776). В 19 в. издания этого типа появляются в ряде европ. культурных центров. В 20 в. Т. ж. получают распространение во мн. странах: Австрия- " Maske und Kothurn" (W., с 1955), " Wiener Buhne" (W., c 1924); Болгария -" Театър" (София, с 1947); Великобритания -" Drama" (L., с 1919), " Theatre World" (L., с 1925), " Plays and Players" (L., c 1953); Венгрия - " Szinhaz - es film-miiveszet" (Bdpst, c 1950), " Film, Szinhaz, Muzika" (Bdpst, c 1957); ГДР - " Szene" (В., с 1966), " Theater der Zeit" (В., c 1946); Дания - " Scenen" (Cph., c 1949); Индия - " Natya" (NewDehli, c 1960); Испания-" Teatro" (Madrid, c 1952); Италия -" Scenario" (Mil., c 1932), " Rivista italiano del drama" (Roma, c 1937), " Sipario" (Mil., c 1946), " Theatro d'oggi" (Roma, c 1953 ); Куба-" Revista nacional de teatro" (Habana, c 1961); Польша-" Teatr ludowy" (Warsz., c 1921), " Teatr" (Warsz., c 1946), " Pamietnik teatralny" (Warsz., c 1952 ), " Dialog" (Warsz., c 1956 ); Румыния-" Teatrul" (Buc., c 1956 ); США-" Theatre Arts" (N. Y., c 1916 ), " Theatre News" (N. Y., c 1928 ), " Worker's Theatre" (N. Y., c 1931 ); Франция-" Theatre populaire" (P., c 1953 ), " Paris theatre" (P., c 1947 ), " Avantscene" (P., c 1949 ); Чехословакия-" Divadlo" (Praha, c 1946 ), " Ochotnicke divadlo" (Praha, c 1955 ); Швеция-" Teatern" (Stockh., c 1934 ); Югославия - " Teatar" (Zagreb, c 1955 ).

Лит.: Театральная периодика. Библиографический указатель. Сост. В. Вишневский, ч. 1-2, М.-Л., 1941; Смирнов-Сокольский H. П., Рассказ о книгах, 2 изд., М., 1960; его же, Моя библиотека, т. 1 - 2, М., 1969. А. Я. Шнеер.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, см. Театральное образование.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МУЗЕИ, научные, культурно-просветительные учреждения, собирающие и хранящие подлинные материалы и документы по истории театра. Крупнейшие Т. м. в СССР -Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве, Театральный музей в Ленинграде. Театр, иск-ву отдельных республик посвящены экспозиции Т. м. в Киеве, Ереване (Музей литературы и театра ), Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге. Существуют также музеи при отдельных крупных театрах (МХАТе, Большом и Малом театрах, Центр, театре кукол, Театре Вахтангова в Москве, Ленингр. театре оперы и балета им. Кирова, Большом драматич. театре, Малом театре оперы и балета в Ленинграде, Ярославском театре им. Ф. Волкова и др. ), а также мемориальные музеи (К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко ), музеи-квартиры и мемориальные комнаты (М. H. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой ). При Ленингр. цирке существует единственный в мире музей, собирающий материалы по истории и технике циркового иск-ва. Т. м. в СССР ведут массовую, научно-просветит. работу, устраивают экскурсии по экспозициям и выставкам, лекции, тематич. вечера, осуществляют публикацию наиболее ценных материалов.

Среди Т. м, за рубежом: музеи при театрах " Комеди Франсез" и " ГрандОпера" (Париж ), финском Нац. театре (Хельсинки ), театре " Кабуки" (Токио ), " Ла Скала" в Милане, Мемориальный музей Шекспира (г. Стратфорд-он-Эйвон ). Ценными материалами по истории театра в Европе располагают Нац. библиотека в Вене, Ин-т Макса Рейнхардта (Вена-Зальцбург) и др.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА СССР, добровольные общественные творческие организации, объединяющие деятелей театра союзных республик страны. Созданы по примеру и при содействии Вс ер осс ий ско г о театрального общества. Имеются Т. о.: Азербайджанское (с 1944), Армянское (1940), Белорусское (1946), Грузинское (1945), Казахское (1962), Киргизское (1961), Латвийское (1945), Литовское (1947), Молдавское (1958), Таджикское (1971), Туркменское (1973), Узбекское (1945), Украинское (1944), Эстонское (1945). Высшим руководящим органом каждого Т. о. является делегатский съезд, созываемый 1 раз в 5 лет. В период между съездами работой руководит Правление и его Президиум, состоящий из крупных театр, деятелейобщественников. Т. о. работают в столицах союзных республик; при них, как правило, имеются Дома актёра; созданы местные отделения в центрах авт. республик, краёв и областей.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, готовят артистов, режиссёров, специалистов по театр, технике и оформлению спектаклей, театроведов и др. работников в области театр, иск-ва. В СССР в 1975 было 10 высших Т. у. з.: Гос. ин-т театрального иск-ва (ГИТИС) им. А. В. Луначарского (осн. в 1878 в.Москве), Киевский ин-т театрального иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого (1918), московские театр, уч-ща - им. М. С. Щепкина при Малом театре СССР (1809, вуз с 1943) и им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова (1913, вуз с 1945), Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе СССР (1943 ), Ленинградский ин-т театра, музыки и кинематографии (1918 ), Груз, театр, ин-т им. Ш. Руставели (1939, Тбилиси ), Ташкентский им. А. H. Островского (1945 ) и Белорусский (1945, в Минске) театрально-художеств. ин-ты, Ереванский художественно-театральный ин-т (1944) (см. статьи о крупнейших театральных вузах, напр. Театрального искусства институт им. А. В. Луначарского). Артистов, режиссёров, сценаристов, операторов и др. работников для кино и телевидения готовит Всесоюзный гос. ин-т кинематографии (см. Кинематографии институт). Кроме того, театральные ф-ты функционируют в 7 искусств институтах (Баку, Владивосток, Воронеж, Душанбе, Кишинёв, Уфа, Харьков) и 4 консерваториях (Алма-Ата, Вильнюс, Рига, Таллин).

В 1975 было св. 60 ср. уч. заведений, готовивших артистов и др. творческих работников театра, в т. ч. 8 театральных уч-щ (Горький, Днепропетровск, Иркутск, Казань, Новосибирск, Саратов, Свердловск, Ярославль), 18 хореографич. уч-щ (Москва, Ленинград, Алма-Ата, Баку, Воронеж, Ереван, Киев, Минск, Новосибирск, Нукус, Пермь, Рига, Саратов, Таллин, Ташкент, Тбилиси, Улан-Удэ, Фрунзе), 3 уч-ща циркового и эстрадного иск-ва (Москва, Киев, Тбилиси), 2 театр, художественно-технич. уч-ща (Москва, Одесса). Театральные специальности имелись в 5 уч-щах иск-в (Волгоград, Красноярск, Ростов-на-Дону, Тюмень, Уфа), в 13 муз. уч-щах (Андижан, Бухара, Душанбе, Киев, Ленинград, Москва, Наманган, Самарканд, Темиртау, Ургенч, Фергана, Чебоксары, Челябинск) и 13 художественных (Алма-Ата, Ашхабад, Кемерово, Красноярск, Куйбышев, Ленинград, Москва, Орёл, Ростов-наДону, Рязань, Ставрополь, Фрунзе, Харьков ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.