Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 32 страница






Во 2-й пол. 18 в. начал складываться т. н. французский тип Т. с круглым залом, на три четверти периметра окружённый открытыми, не разделёнными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей (напр., Большой театр в Бордо, 1773-80, арх. В. Луи; илл. см. т. 3. стр. 564).

I. Театр в Эпидавре. 350 - 330 до н. э. Архитектор Поликлет Младший. План: 1 - скена; 2 - орхестра; 3 - места для зрителей. П. Театр Олимпико в Виченце. 1580 - 85. Архитектор Палладпо (окончен архитектором В. Скамоццп). План: 1 - сцена; 2 - орхестра; 3 - амфитеатр. III. Театр Гранд-Опера в Париже. 1861 - 75. Архитектор ТТТ Гарнье. План зрительного зала и парадной лестницы: 1 -большая парадная лестница; 2 - боковые лестницы; 3-4-кулуары; 5 - аванложи; 6 - ложи; 7 - парадные ложи; S - амфитеатр; 9 - партер; 10 - кресла за оркестром; 11 - оркестр; 12 - сцена. IV. Большой театр в Москве. 1821 - 24. Архитектор О. И. Бове (с использованием проекта архитектора А. А.Михайлова). План бельэтажа: 1 - фойе; 2 - главные лестницы; 3 - парадная ложа с аванложей; 4 - коридор лож; Ч - ложи с аванложами; 6 - литерные ложи с аванложами; 7 - уборные артистов; 8 - сцена; 9 - арьерсцена. V. Театр " Ла Скала" в Милане. 1778. Архитектор Дж. Пьермарини. План: 1 - подъезд для карет; 2 - галерея пешеходов; 3 - вестибюль ожидания; 4 - вестибюль; 5 - кафе; 6 - зрительный зал; 7 - ложи; 8 - комнаты при ложах; 9 - оркестр; 10 - сцена; 11 - арьерсцена; 12 - уборные для артистов. VI. Театр Р. Вагнера в Банрёйте. 1876. Архитекторы Г. Земпер, О. Брюквальд. План: 1 - вестибюль; 2 - ложа; 3 - галерея; 4 - фойе; 5 - салон; 6 - оркестр; 7 - просцениум; 8 - сцена; 9 - уборные артистов; 10 - склады декораций; 11- арьерсцена; 12 - помещения хористов.

Т. строились обычно как торжественные и парадные здания в центре города, украшались колоннадами, портиками, монументально-декоративной скульптурой; часто пышно декорировались интерьеры в духе господствовавшего в иск-ве в годы стр-ва архит. стиля. В архитектуре Т. Европы и Америки в 18-19 вв.использовался преим. т. н. итальянский тип Т. В России в кон. 18-19 вв. строились Т. как итал. типа (Большой театр СССР в Москве, Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина ), так и франц. типа (усадебный театр в Останкине). Нек-рые из них стали выдающимися памятниками архитектуры и важнейшей частью значит, градостроит. ансамблей. С дифференциацией театр, жанров на драматич. и музыкальные (опера, балет, оперетта) и потребностью в более демократической структуре театр, здания (по сравнению со сложившейся в период феодализма ранговой системой размещения зрителей по ярусам зала) связано появление нового типа Т. в последней четверти 19 в. Открытый в 1876 в Байрёйте оперный театр Р. Вагнера (архитекторы Г. Земпер, О. Брюквальд) представлял собой первый Т. с секторальным залом - усечённым с обеих сторон закруглённым ступенчатым амфитеатром без партера и ярусов. Этот тип Т. получил широкое распространение в 20 в. Развитие сценич. иск-ва привело в первые десятилетия 20 в. к созданию театрального здания без глубинной сцены-коробки, со зрит, залом и открытой сценич. площадкой, образующими единое нерасчленённое пространство (Большой театр в Берлине, 1919, арх. X. Пёльциг; илл. см. т. 19, стр. 323), к-рое трансформировалось в зависимости от жанра спектакля (Т. в Мальме в Швеции, 1944, арх. С. Леверенц и др.). В 1-й пол. 20 в. распространились типы Т. с амфитеатральным залом и с т. н. аудиторным залом, в к-рых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими большими, нависающими над ними балконами. В СССР стр-во Т. началось преим. с нач. 1930-х гг. (в 1920-е гг. театр, залы проектировались и строились гл. обр. во дворцах культуры). В эти годы был разработан тип театр, здания, рассчитанного на т. н. синтетич. представления, включающие различные театр, жанры. В практике стр-ва середины 1930-х гг. был распространён тип Т. с пологим амфитеатром в круглом или секторальном в основе зале (Белорусский Большой театр оперы и балета в Минске, 1935-37, арх. И. Г. Лангбард, илл. см. т. 16, табл. XX, стр. 320-321; Театр оперы и балета в Новосибирске, 1931-45, арх. А. 3. Гринберг, Т. Я. Барт, А. В. Щусев и др., инж. П. А. Пастернак, илл. см. т. 18, стр. 78 ).

" Тирон Гатри театр" в Миннеаполисе (США). 1963. Архитектор Р. Раисой. План; 1 - вестибюль; 2 - гардероб; 3 -амфитеатр; 4 - сцена; 5 - склад бутафории; 6 - кулуары; 7 - подвижные декоративные задники.

Драматический театр им. М. Горького в Туле. 1970. Архитекторы С. X. Галаджева, В. Д. Красильников, А. А. Попов, В. А. Шульрихтер, инженеры И. H. Клюзнер, Л. Ф. Паршин и др. План: 1 - терраса; 2 - вестибюль; 3 - гардероб; 4 - буфет; 5 - трансформируемый партер; 6 -трансформируемый оркестровый ров; 7 - карманы с выдвижными местами, соединённые с залом при помощи раздвижных стен; 8 -сцена; 9 - склады декораций; 10 - уборные артистов; 11 - кассовый вестибюль.

Театр " Арена Стейдж" в Вашингтоне. 1961. Архитектор Г. Уиз. План: 1-вестибюль; 2- фойе; 3 -терраса; 4- гардероб; 5 - служебные помещения; 6 -амфитеатр; 7 - сцена - арена; 8 - ложи; 9 - проходы для актёров.

Во 2-й пол. 1940-х - 1-й пол. 1950-х гг. строились преимущественно небольшие Т. с прямоугольным или полукруглым в плане залом с партером и двумя балконами или с амфитеатром и одним балконом. До сер. 1930-х гг. архитектура Т. в целом испытывала влияние конструктивизма (Драматич. театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону, 1930-35, арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх; в 1962-63 реконструирован ), затем до сер. 1950-х гг. архитекторы обращались к использованию наследия рус. и мировой архитектуры, зодчества народов СССР (Театр оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте, 1938-47, арх. А. В. Щусев ). Поиски новых постановочных принципов, придающих большую динамику действию и разнообразие выразит, средствам сценич. иск-ва и создающих прежде всего, в отличие от кино и телевидения, " эффект присутствия", обусловили с 1960-х гг. особенно интенсивную разработку различных новых типов театр, здания в сов. и зарубежной архитектуре. Наряду с Т., имеющими традиц. сцену-коробку (напр., новое здание МХАТа в Москве, 1972, арх. В. С. Кубасов и др.; илл. см. т. 17, табл. VI, стр. 16-17 ), строятся Т. с открытой сценич. площадкой, окружённой зрителями с трёх (например, Ленинградский театр юных зрителей, 1962, арх. А. В. Жук и др., инж. И. Е. Мальцин ) или четырёх сторон (напр., театр " Арена Стейдж" в Вашингтоне, 1961, арх. Г. Уиз ), с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром (театр в Версале, 1960, архитектор А. Блок ), Т. с комбинированной сценической площадкой (глубинной, трёхсторонней панорамной ) в различных сочетаниях (например, Драматический театр им. М. Горького в Туле, 1970, арх. С. А. Галаджева, В. Д. Красильников, А. А. Попов, В. А. Шульрихтер, инж. И. H. Клюзнер, Л. Ф. Паршин и др. ).

Открытые театры с партером или амфитеатром на земляном холме и сценой, обрамлённой кулисами из зелёных насаждений, обычно устраивались в парках дворцов и вилл с кон. 17 в. (Амфитеатр в Павловске, 1793, арх. В. Ф. Бренна; илл. см. т. 19, табл. IV, стр. 32-33 ). С последней четв. 19 в. открытые Т. (вместимостью до 1000 чел. ) строятся при уч. заведениях и особенно часто в обществ, парках. Преобладают два осн. типа: с открытой, как в античном Т., сценой и с закрытой сценой, имеющей портал и невысоко поднятые колосники* (Зелёный театр в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1928, реконструирован в 1957, арх. Ю. H. Шевердяев и др. ). В СССР открытые театры построены также в Баку, Сочи, Ялте и др. городах.
В. Е. Быков.

Илл. см. табл. XXV (стр. 352-353 ).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1 - 2, [М., 1967]; Л ен ин В. И., О культуре и искусстве, М., 1956; Авдеев А. Д., Происхождение театFa, М.- Л., 1959; В с е в о л о д с к и йернгросс В. H., Русский театр. От истоков до середины XVIII века, М., 1957; его же, Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960; Асеев Б. H., Русский драматический театр XVII - XVIII вв., М., 1958; А л п е р с Б. В., Актерское искусство в России, т. 1, М.- Л., 1945; Родина Т. М., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961; История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966-? 1; Холодов Е. Г., Драматург на все времена. Островский и его время. Островский и наше время, М., 1975; Чехов и театр, М., 1961; Шах-Аз н зова Т. К., Чехов и западноевропейская драма его времени, М., 1966; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1 - 8, М., 1954 - 61; Строева М., Режиссёрские искания Станиславского, 1898-1917, М., 1973; Полякова Е., Станиславский-актёр, М., 1972; Немирович-Данченко В. И., Из прошлого, М., 1936; его же, Театральное наследие, т. 1 - Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952; Вахтангов Е. Б., Записки, письма, статьи, М.- Л., 1939; Мейерхольд В. Э., Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1 -2, М., 1968; Рудницки it К., Режиссура Мейерхольда, [М., 1969J; Таиров А. Я., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970; История западноевропейского театра, т. 1 - 6, М., 1956 - 74; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; Бояджиев Г., Поэзия театра. М., 1960; М а р к о в П., О театре, т. 1 - 2. М., 1973-1974; Дживилегов А. К., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр, М.- Л.. 1948; Игнатове., Испанский театр XVI - XVII веков, М.- Л., 1939; Бояджиев Г. H., Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения, Л., 1973; Б у а л о H., Поэтическое искусство, [пер. с франц., 2 изд.]. М., 1957; М о к у л ьс к и и С. С., Французский классицизм,. в кн.: Западный сборник, в. 1, М.- Л., 1937; А н и к с т А. А., Театр эпохи Шекспира, [М., 1965]; H е л ь с С. М., Шекспир на советской сцене, М., 1960; Бояджиев Г., Мольер, [М., 1967]; К р э г Г., Искусство театра, пер., СПБ. 19i2; Антуан А..Дневники директора театра, [пер. с франц.], М.- Л., 1939; Дюллен Ш., Воспоминания и заметки актера, пер. с франц., М., 1956; В и л а р Ж., О театральной традиции, пер. с франц., М., 1956; ЗингерманБ., Жан Вилар и другие, М., 1964; Жемье Ф., Театр. Беседы, собр. П. Гзеллем, [пер. с франц.], М., 1958; Г а с с н е р Дж., Форма и идея в современном театре, пер. с англ., М., 1959; Ж у в е Л., Мысли о театре, пер. с франц., М., 1960; Брехт Б., О театре. Сб. статей, пер. с нем., М., 1960; Барро Ж.-Л., Размышления о театре, пер. с франц., М., 1963; Финкельштейн Е., Картель четырёх. Французская театральная режиссура между двумя войнами, Л., 1974; Bieber М., The history of the Greek and Roman theatre, Princeton, 1939; Kindermann H., Theater geschichte Europas, Bd 1, Salzburg, 1957; Petit de JullevilleL., Histoire du theatre en France. Les mysteres, v. 1 - 2, P., 1880; его же, Histoire du theatre en France, P., 1886; Cohen G., Histoire de la mise en scene dans le theatre religieux frangais du Moyen age. P., 1926; Chambers E. К., The Elizabethan stage, v. 2, Oxf., 1923; S ew e 1 1 A., Character and society in Shakespeare, Oxf., 1951; Storia del teatro italiano. A cura di S. D'Amico, Mil., 1935; Dubech L., Histoire generate illustree du theatre, v.l - 5. P., 1931-34; Noble P., British theatre, L., 1946; Williamson A., Contemporary theatre, 1953-1956, L., 1956; G ail lard О., Die realistischen Traditionen der deutschen Schauspielkunst, В., 1952; I her ing H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1 - 3, В., 1958-61; Стогодини български театър. 1856-1956, София, 1956; Istoria teatralui in Romania, v. 1-3, Buc., 1965-73; Kapitoly z dejin slovenskeho divadla od najstarsich cias po realizmus, Bratislava, 1966; Dejiny ceskeho divadla, t. 1-2, Praha, 1968-69; Theater in der Zeitenwende. Zur Geschichte des Dramas und des Schauspieltheaters in der Deutsche DemokratischeRepublik. 1945-1968, Bd 1-2, В., 1972; Jugoslovensko dramsko pozoriste. Dvadeset pet godina rada 1948-1973, Beograd, 1973.

Зелёный театр в усадьбе Кусково (ныне в городской черте Москвы). Последняя четверть 18 в. Макет.

Бархин Г. Б., Архитектура театра, М., 1947; Быков В. Е., Архитектура открытых театров, М., 1954; его же, Античные принципы композиции театрального здания, " Вопросы теории архитектурной композиции", 1958, № 4; Burris-Meyе r H., Cole Е. С., Theatres and auditoriums, N. Y., 1949; С a s s i R. A., Edifici per glispettacoli, 3ed., Mil., 1956; S c h u b er t H., Modern theatre. Architecture, stage design, lighting, L., 1971.

" ТЕАТР", советский ежемесячный иллюстрированный журнал. Преемник журнала " Театр и драматургия ". Издавался в Москве в 1937-41, с 1945 выходит вновь. До 1953 орган Комитета по делам иск-в при СНК СССР, с 1953 - Мин-ва культуры СССР и Союза писателей СССР. " Т." - крупнейший в стране журнал науч. театроведения и критики. Освещает деятельность театров различных жанров, печатает статьи и рецензии о спектаклях, очерки о сов. режиссёрах, актёрах, драматургах, художниках, о зарубежном театре, публикует пьесы, театр, романы и повести, воспоминания и др. Гл. ред. журнала были: И. Л. Альтман, H. Ф. Погодин, В. Ф. Пименов, Ю. С. Рыбаков, В. В. Лаврентьев. С 1972 - А. Д. Салынский. Тираж (1975) 32 600 экз.

ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, часть территории континента (с прибрежными водами океана, внутр. морями и возд. пространством ) или акватория одного океана (охватывающая находящиеся на нём острова, примыкающие моря, прибрежные полосы материков и возд. пространство ), в пределах к-рых могут быть развёрнуты или ведутся воен. действия. Включает несколько стратегических направлений и р-нов (океанских зон и морских р-нов ).

Состав и границы Т. в. д. устанавливаются воен.-политич. руководством каждого гос-ва, исходя из стратегич. задач, вытекающих из общего плана войны, и учёта политич., экономич., географич. и собственно воен. факторов. В границы Т. в. д. входит терр. своей страны и противника. Размеры континентальных Т. в. д. во время 2-й мировой войны 1939-45 достигали по фронту 300-600 к м и в глубину 800-1000 км и более. В зависимости от конкретно сложившихся условий воен.-политич. обстановки роль и значение Т. в. д. может меняться.

Важное значение для действий войск (сил флота ) имеет подготовка Т. в. д., к-рая проводится по определённому плану ещё в мирное время и совершенствуется в ходе войны. К осн. элементам подготовки Т. в. д. относятся: развитие путей сообщения, строительство аэродромов, инж. оборудование р-нов размещения средств ПВО, войск, тыловых баз и станций снабжения, пунктов управления, узлов связи и др. Н. Н. Фомин.

ТЕАТР ВОЙНЫ, термин, применяющийся в иностр. лит-ре, под к-рым понимается территория к.-л. одного континента с прилегающими к нему океанским (морским ) и воздушным пространством, на которой могут быть развёрнуты или ведутся военные действия отдельными враждующими гос-вами или коалициями гос-в. Напр., во время 2-й мировой войны 1939-45 военные действия охватывали Европейский, Тихоокеанский и СевероАфриканский Т. в. Обычно Т. в. включает неск. театров военных действий. Напр., в совр. иностр. воен. лит-ре в пределах Европейского Т. в. обычно выделяются Северо-Европейский, Центрально-Европейский и Южно-Европейский театры воен. действий. Если воен. действия развёртываются на относительно ограниченных пространствах и носят локальный характер, терр. Т. в. может совпадать с терр. театра воен. действий.

" ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ", советский ежемесячный иллюстрированный журнал. Выходил в Москве в 1933-36. Преемник журн. " Советский театр" (1930-33 ). С сент. 1934 орган Союза сов. писателей. Гл. ред.- А. H. Афиногенов. С 1937 преобразован в журн. " Ге атр ".

" ТЕАТР И ИСКУССТВО", русский еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил в Петербурге (с 1914 - в Петрограде ) в 1897-1918. Редактор-издатель - 3. В. Тимофеева (Холмская ), с № 35 - только издатель; редактор -А. Р. Кугель (в 1918 и издатель). Журнал освещал деятельность русских столичных и провинциальных театров, давал информацию о зарубежном театре: стоял на позициях реалистич. иск-ва, боролся против декадентства и модернизма на сцене, однако не сразу оценил прогрессивную роль Моск. Художеств, театра и долгое время выступал против него. Выпустил ряд приложений, среди них - " Библиотека журнала „Театр и искусство" " (сборники пьес, нот, театральных мемуаров) и " Словарь сценических деятелей" (вышло 16 выпусков, до буквы " М").

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА, см. Вахтангова имени театр.

ТЕАТР ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА, см. Мейерхольда имени театр.

ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА академический. Создан в 1923 как театр им. МГСПС (Моск. гор. совета проф. союзов), с 1930 - Театр им. МОСПС, с 1938 носит совр. название. В создании и развитии театра участвовали Е. О. Любимов-Ланской (рук. в 1925-40), В. В. Ванин, И. H. Берсенев, H. Д. Мордвинов, О. H. Абдулов, П. И. Герата, Б. Ю. Оленин, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова, И. С. АнисимоваВульф, А. Л. Шапс и др. С первых дней театр стал лабораторией молодой сов. драматургии. Здесь были поставлены " Шторм" Билль-Белоцерковского (1925), " Цемент" по Гладкову (1926), " Мятеж" по Фурманову (1927), " Рельсы гудят" Киршона (1928), " Ярость" Яновского (1929), " Чапаев" по Фурманову (1930), " Салют, Испания! " Афиногенова (1936). С 1940 театр возглавляет нар. арт. СССР Ю. А. Завадский; в труппу вошли его ученики: В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт, H. Д. Мордвинов. Среди крупнейших работ театра: " Трактирщица" Гольдони (1940), " Машенька" Афиногенова (1941), " Надежда Дурова" Кочеткова и Липскерова (1941), " Русские люди" Симонова (1942), " Фронт" Корнейчука (1942), " Нашествие" Леонова (1943), " Отелло" Шекспира (1944 ), " Бранденбургские ворота" Светлова (1946 ), " В одном городе" Софронова (1947), " Маскарад" Лермонтова (1952, 1963), " Дали неоглядные" Вирты (1957), " Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1959), " Ленинградский проспект" Штока (1962), " Совесть" Павловой (1963), " Они сражались за родину" по Шолохову (1966, 1975), " Петербургские сновидения" по " Преступлению и наказанию" Достоевского (1969).

В труппе (1975): нар. артисты СССР -В. П. Марецкая, Ф. Г. Раневская, Р. Я. Плятт, нар. артисты РСФСР -Т. С. Оганезова, В. В. Сошальская, С. С. Цейц, С. С. Годзи, Г. С. Жжёнов, К. К. Михайлов, Г. А. Слабиняк, Л. В. Шапошникова, засл. артисты РСФСР - H. И. Дробышева, В. И. Талызина, Г. Л. Бортников, А. А. Консовский, Л. В. Марков, H. И. Парфёнов, М. Б. Погоржельский, И. С. Саввина и др. В 1964 театру присвоено звание академического. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1949 ), орденом Ленина (1973 ).

Лит.: Образцова А., Театр Моссовета, М., 1959. Ю. А. Зубков.

ТЕАТР КУКОЛ, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы (объёмные и плоские ), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Мн. формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), т. н. верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механич. и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от неск. сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего нац. традицией, спецификой постановочно-драматургич. задач, взаимосвязью с др. видами иск-ва (графикой, нар. игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Т. к.- в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценич. культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Т. к. в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. В Др. Египте (16 в. до н. э.) - этв мистерия об Осирисе и Исиде, в Др. Индии и Китае - культовые представления. Упоминание о театр, куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С H в. в церквах и монастырях устраивались представления, в к-рых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, гл. персонажем их стала дева Мария. Назв. Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-герм. языках как обозначение вообще театр, куклы, в слав, языка.-; -куклы на нитках. Представления Т. к. всё более насыщались злободневным, " земным" содержанием, что вызывало преследования со стороны ср.-век. церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Т. к. обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерк., антифеод, элемент. К кон. 16 в. в Италии окончательно сформировался нар.сатирич. Т. к. с гл. героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии делъ арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Т. к. утвердился во Франции (гл. герой - Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии - Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

У народов Азии и Бл. Востока Т. к. развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиц. нац: формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классич. инд. театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В инд. Т. к. куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Т. к. в Китае относится к 1 в. до н. э. В япон. Т. к. (известен с H в.) используют большие куклы в 2/з человеческого роста, к-рыми управляют одновременно видимые зрителям 4-5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска -чулок). Он, как и кит. Т. к., связан с классич. театром.

Вплоть до 19 в. в европ. Т. к. разыгрывались традиционные, часто сатирич., пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты - о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать проф. Т. к. Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театр, деятели обращались к созданию Т. к. как самого совершенного вида театр, зрелища (реж. Г. Крэг в статье " Актёр и сверхмарионетка" пропагандировал идею отказа от актёра). В 1-ю четв. 20 в. создавались проф. Т. к. для детей и для взрослых.

Рус. проф. Т. к. начал формироваться после Окт. революции 1917. Е. С. Деммени, худ. H. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Т. к. для детей, к-рый ставил бы широкие общественно-педагогич. задачи, пропагандировал новые социалистич. формы отношений между людьми. Сов. Т. к. отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности. Центральный театр кукол под рук. С. В. Образцова - выразитель этих идей. Его спектакли " По щучьему велению" Тараховской (1936), " Волшебная лампа Аладина" Гернет (1940), " Король-Олень" Сперанского по Гоцци (1943), " Необыкновенный концерт" (1946) и мн. др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценич. образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценич. образа.

Театры кукол обращаются к языку сценич. пантомимы (" Рука с пятью пальцами" - рум. театр " Цэндэрикэ"), ставят муз. произв. (" Петя и Волк" Прокофьева - Центр. Т. к. Болгарии; " Петрушка" Стравинского, " Деревянный принц" Бартока - Центр. Т. к. Венгрии; " История солдата" Стравинского -Центр. Т. к. Болгарии и Рижский Т. к.; " Жарптица" Стравинского, " Ученик чародея" Дюка - Минский Т. к.). Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этич. проблем, к иск-ву яркой и броской театральности формирует новый тип Т. к. (" Часовщик", " Крали Марко" Теофилова в Центр. Т. к. Болгарии, " Дон Кристобаль" Гарсиа Лорки и " Маленький принц" Септ-Экзюпери в Т. к. " Цэндэрикэ", " Похождения бравого солдата Швейка" по Чапеку в Ленингр. Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, осн. в 1929) регулярно устраиваются междунар. фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Т. к. В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов ).

В СССР в 1975 работало св. 100 Т. к., ставивших спектакли на 25 яз. народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на спец. отделении Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии, в Гос. ин-те театр, иск-ва им. Луначарского (режиссёры и художники ), Уч-ще им. Гнесиных и в студиях при Т. к. Материал по истории Т. к. собирает и систематизирует Музей театр, куклы при Центр, театре кукол (осн. в 1937 ).

В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Т. к. пользуется большой популярностью.

Лит.: П е р е т ц В. H., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895; Франко I., До iicTopii украшського вертепа XVIII в., " Записки Наукового товариства 1м. Шевченко", 1906, т. 71, кн. 3, т. 72, кн. 4; Вин оградов H., Белорусский вертеп, СПБ, 1906; Симонович-Ефимова H. Я., Записки петрушечника, М.- Л., 1925; Т a в рилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928; Образцов С., Актёр с куклой, М.- Л., 1938; его же, Моя профессия, кн. 1, М., 1950; Д е м м ени Е. С., Куклы на сцене, М.- Л., 1949; Малик Я., Чехословацкий кукольный театр, Прага, 1948; Театр кукол зарубежных стран. [Переводы пьес], М. -Л., 1959; Смирно" в а H., Советский театр кукол, 1918 - 1932, М., 1963; её же, Театр Сергея Образцова, М., 1971. H. И. Смирнова.

ТЕАТР МИНИАТЮР, театр, в репертуаре к-poro гл. обр. небольшие одноактные пьесы и др. виды т. н. малых форм иск-ва (монолог, куплет, эстрадный танец, цирковой номер и др. ). Т. м. тяготеет преим. к комедийному и сатирич. репертуару, гротеску, пародии и миниатюре. Предшественник Т. м.- кабаре. В дореволюц. России наиболее известны Т. м. " Летучая мышь" и " Кривое зеркало". Первым сов. Т. м. можно считать витебский Теревсат (Театр революционной сатиры, 1919). Среди лучших сов. Т. м.-Ленингр. гос. театр миниатюр под рук. А. И. Райкина. Своеобразной разновидностью Т. м. является эстрадный дуэт мастеров Моск. эстрады М. В. Мироновой и А. С. Менакера.

ТЕАТР НА ЛЬДУ, представления (балетные, цирковые, эстрадные), демонстрируемые на площадках с искусств, льдом - на стадионах, цирковых манежах и т. д. Наибольшую известность получили проф. коллективы: Венский балет на льду " Айс ревю" (Eis Revue, Австрия ), " Холидей он айс" (Holiday on Ice, США ), " Художеств, ансамбль фигурного катания на коньках Пражской эстрады" (ЧССР ), " Балет на льду" и " Цирк на льду" (СССР ).

" ТЕАТР ПОЛЬСКИ" (Teatr Polski ), польский драматич. театр. Открыт 29 янв. 1913 в Варшаве по инициативе А. Шифмана (директор и худ. рук. в 1913-15, 1918-39, 1946-49, 1955-57 ). Первый спектакль -" Иридион" Красиньского. В труппе работали крупнейшие актёры и режиссёры: С. Бронишувна, С. Высоцкая, М. Пшибылко-Потоцкая, Ю. Венгжин, А. Зельверович, Е. Лещиньский, Ю. Остэрва, Л. Сельский, М. Цвиклиньская, В. Брыдзиньский, Л. Шиллер (руководил в 1949-50 ) и др. Деятельность " Т. П." была направлена на борьбу с рутиной, на пропаганду польск. классич. драматургии, зарубежной классики; большое внимание уделялось совр. драме, много ставилось пьес У. Шекспира, Б. Шоу. После образования ПНР (1944 ) театр в 1946 возобновил работу, прерванную войной и оккупацией. В репертуаре попрежнему классика, пьесы романтич. направления, произв. совр. польск. драматургов (Л. Кручковский, Я. Ивашкевич, Э. Брылль и др. ), рус. и сов. драматургия. В числе наиболее значит, спектаклей: " Фантазий" Словацкого (1948 ), " На дне" Горького (1949 ), " Иридион" Красиньского (1966 ) и др. " Т. П." имеет филиал (" Сцена Камеральна" ). В 1954 и 1975 был на гастролях в СССР.
Б. И. Ростоцкий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.