Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 24 страница. Замысел Сов. Верх. Главнокомандования заключался в нанесении мощных ударов на всём фронте от Овруча до устья Днепра с целью расчленить вражескую оборону






Замысел Сов. Верх. Главнокомандования заключался в нанесении мощных ударов на всём фронте от Овруча до устья Днепра с целью расчленить вражескую оборону, окружить и уничтожить группировки противника по частям, освободить П. У. ц выйти к юго-зап. границам СССР. Осуществление этого замысла возлагалось на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Укр. фронты при содействии части сил Черноморского флота и укр. партизан. В составе 4 фронтов всего насчитывалось 21 общевойсковая, 3 танк., 4 возд. армии (всего 2086 млн. чел., 31530 орудий и миномётов, 1908 танков и самоходно-арт. установок, ок. 2370 боевых самолётов). Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки: 1-го и 2-го -Маршал Сов. Союза Г. К. Жуков, 3-го и 4-го - Маршал Сов. Союза А. М. Василевский.

24 дек. 1943 войска 1-го Укр. фронта (команд. ген. армии Н. Ф. Ватутин) начали Житомирско-Бердичевскую операцию. Мощными ударами они разгромили противостоящие силы 4-й и 1-й танк, армий, освободили Радомышль, Ново-град-Волынский, Житомир, Бердичев, Белую Церковь и к 14 янв. продвинулись от 80 до 120 км на 3. и Ю.-З., охватив с С.-З. корсунь-шевченковскую группировку противника. В р-не Белой Церкви вместе с сов. войсками сражалась 1-я чехосл. бригада под командованием Л. Свободы. Нем.-фаш. командование для закрытия образовавшихся брешей в обороне было вынуждено подтянуть на это направление 12 дивизий из резерва и с др. участков сов.-герм, фронта. В период с 5 по 16 янв. 1944 войска 2-го Укр. фронта (команд. ген. армии И. С. Конев) провели Кировоградскую операцию, в результате к-рой враг был отброшен на 40-50 км. Войска фронта освободили обл. центр и крупный узел дорог Кировоград и охватили с Ю.-В. группировку противника в р-не Корсунь-Шевченковского. В результате проведённой войсками 1-го и 2-го Укр. фронтов 24 янв.-17 февр. Корсунъ-Шевченковской операции 1944 были окружены и уничтожены 10 дивизий и 1 бригада противника. Одновременно с этим войска правого крыла 1-го Укр. фронта (13-я и 60-я армии) 27 янв.-11 февр. провели Луцко-Ровенскую операцию и во взаимодействии с партизанами нанесли поражение 4-й танк. армии, освободили от врага обширный р-н Полесья с городами Луцк, Ровно, Шепетовка и нависли над проску-рово-черновицкой группировкой противника. Войска 3-го (команд. ген. армии Р. Я. Малиновский) и 4-го (команд. ген. армии В. И. Толбухин) Укр. фронтов 30 янв.- 29 февр. осуществили Нико-польско-Криворожскую операцию, в ходе к-рой нанесли поражение 6-й нем. армии, освободили города Кривой Рог, Никополь, Марганец и отбросили противника к р. Ингулец, захватив плацдармы на её зап. берегу. В начале марта 1944 войска 1-го, 2-го и 3-го Укр., а также вновь созданного 24 февр. 2-го Белорус, (команд. ген.-полк. П. А. Курочкин) фронтов возобновили наступление на фронте от Припяти до устья Днепра. С 4 марта по 17 апр. 1-й Укр. фронт (команд. с 1 марта Маршал Сов. Союза Г. К. Жуков) провёл Проскурово-Черновицкую операцию. Войска фронта продвинулись от 80 до 350 км, нанесли тяжёлое поражение 4-й и 1-й танк. армиям противника, освободили Тернополь, Проскуров (ныне Хмельницкий), Черновцы, Каменец-Подольский и вышли в предгорье Карпат. 5 марта - 6 апр. войска 2-го Укр. фронта осуществили Уманско-Бо-тошанскую операцию, в ходе к-рой разгромили 8-ю нем. армию, форсировали pp. Юж. Буг, Днестр, Прут, Сирет, вышли на гос. границу СССР и перенесли боевые действия на терр. Румынии. Войска 3-го Укр. фронта при содействии части сил Черноморского флота 6 марта -14 апр. последовательно провели Березнеговато-Снигирёвскую операцию 1944 и Одесскую операцию 1944, нанесли тяжёлое поражение 6-й нем. и 3-й рум. армиям, освободили юг П. У. с городами Николаев, Херсон, Очаков, Одесса и выдвинулись на р. Днестр в её нижнем течении, захватив ряд важных плацдармов на зап. берегу. 15 марта - 5 апр. войска 2-го Белорус. фронта провели Полесскую операцию, в ходе к-рой в исключительно сложных условиях распутицы продвинулись на 30-40 км, форсировали pp. Стоход, Турья и вышли на подступы к городам Ратно, Ковель, Турийск.

В результате проведённых операций сов. войска освободили П. У. и отбросили врага на 250-450 км. Были полностью разгромлены 10 вражеских дивизий и 1 бригада; 5 дивизий, ввиду больших потерь, были расформированы; 60 дивизий (в т. ч. 12 танк., 3 моторизов.) потеряли до 50% и 10 дивизий до 70% своего личного состава. Гитлеровское командование вынуждено было в янв.- апр. перебросить на П. У. 34 дивизии и 4 бригады из Румынии, Венгрии, Франции, Югославии, Дании и из самой Германии, а также 9 дивизий из резерва и с др. участков сов.-герм. фронта. Выход сов. войск на подступы к границам Польши, Чехословакии и в пределы Румынии коренным образом изменил военно-политич. обстановку в Европе и на Балканах.

Лит.: История Украинской ССР, т. 1, К., 1969; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 4, М., 1962; Василевский А. М., Дело всей жизни, М., 1973; Грылёв А. Н., Днепр -Карпаты - Крым, М., 1970. А. Н. Грылёв.

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ (договоры о правовой помощи), договоры, заключаемые гос-вами по вопросам сотрудничества учреждений юстиции (судов, органов нотариата, прокуратуры), по оказанию П. п. по гражд., семейным и уголовным делам. СССР имеет такие договоры с Албанией (1958), Болгарией (1957), Венгрией (1958, в 1971 заключено соглашение о дополнениях к этому договору), ГДР (1957), КНДР (1957), Монголией (1958), Польшей (1957), Румынией (1958), Чехословакией (1957), Югославией (1962), Ираком (1973). Цель договоров - обеспечение взаимного признания и соблюдения имуществ. и личных прав граждан одного гос-ва на терр. другого. Договоры регулируют вопросы сотрудничества между учреждениями юстиции, правовой защиты, определения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о П. п., признания и исполнения решений по гражд., семейным делам, признания и пересылки документов, выдачи преступников и т. д. По договору •о П. п. граждане одного гос-ва пользуются на территории др. гос-ва такой же защитой их личных и имуществ. прав, как и собственные граждане (т. н. национальный режим); они могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения юстиции др. гос-ва, возбуждать ходатайства и предъявлять иски. Им предоставляются такие же процессуальные права, как и собственным гражданам.

Договоры 6 П. п. содержат пост. 6 взаимном исполнении судебных поручений и поручений др. учреждений юстиции, а также устанавливают взаимное признание суд. решений по гражд. и семейным делам, вступивших в законную силу. Это означает признание за решением иностр. суда такой же юрид. силы, какую имеют решения собств. судов данной страны.

Кроме того, предусматривается, что решения, вынесенные в одном гос-ве, могут быть принудительно исполнены на территории др. гос-ва (ходатайство о принудит, исполнении подаётся в суд, вынесший решение). Пересмотр решения по существу на основании законодательства страны, где исполняется это решение, не допускается. В СССР порядок исполнения решений судов гос-в, с к-рыми СССР заключены договоры об оказании П. п., урегулирован Указами Президиума Верх. Совета СССР от 12 сент. и от 20 дек. 1958 и от 9 июля 1965.

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИЯ (Recbtsstaat, в англо-саксонской терминологии -" господство права" - Rule of Law), бурж. политико-юрид. теория, согласно к-рой гос-во в своей деятельности связано правом и не должно выходить за установленные им рамки. Термин " правовое государство" введён в науч. оборот И. Кантом. Широкое распространение П. г. т. получила к сер. 19 в. с утверждением капиталистич. отношений и являлась в значит. мере переводом на язык правовой идеологии требований экономич. либерализма. Наиболее значит. представителями П. г. т. были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. П. г. т. носила антифеод. характер, ибо требование о связанности гос-ва правом обращалось к гос. механизму, в к-ром даже после утверждения капиталистич. отношений были весьма сильны феод. наслоения. По своим теоретико-гносео-логич. источникам П. г. т. была тесно связана с юрид. мировоззрением - классич. мировоззрением восходящей буржуазии. Осуждая абсолютистско-полицей-ское гос-во, П. г. т. имела либерально-демократич. звучание, нередко выступала как идеология, обоснование компромисса буржуазии с дворянством (в Германии, России).

С переходом капитализма в стадию империализма в результате ряда социаль-но-политич. факторов значение П. г. т. в бурж. правовой идеологии уменьшилось. Однако после 2-й мировой войны 1939-45 лозунг П. г. т. в трансформированном виде занял видное место в бурж. идеологии, особенно в антикомму-нистич. пропаганде, изображающей капиталистич. гос-ва как правовые, а социалистич.- как не связанные с правом и стоящие над ним. В действительности практика бурж. гос-ва показывает, что бурж. политич. власть всякий раз изменяла право, когда того требовали политич. и экономич. интересы капитала, а в особо острых социальных ситуациях практически действовала как не ограниченная и не стеснённая законом. Марксистская теория, исходя из тесной взаимосвязи гос-ва и права, не противопоставляет их друг другу. Как суверенная власть гос-во наделено широкими правотворческими возможностями, а все без исключения органы гос-ва в соответствии с принципом законности должны действовать в рамках действующего права. Социалистич. теория и практика исходят из необходимости постоянного совершенствования принципа законности в гос. управлении и всей обществ. жизни.

ПРАВОВОГО ПОРЯДКА ПАРТИЯ, контрреволюц. партия крупной торг.-пром. буржуазии и помещиков в России. Образовалась в окт. 1905. Учредители и руководители партии - А. В. Боб-рищев-Пушкин, Н. А. Демчинский и др. Программа партии (опубл. 20 окт. 1905), прикрываясь лозунгом " правового порядка" (конституции), требовала " единства и неделимости России", " сильной гос. власти", " укрепления авторитета монархии". П. п. п. обещала " всемерное содействие" ликвидации общинного землевладения крестьян и переходу к личному владению, выступала резко против забастовок, в то же время демагогически высказывалась за " возможное сокращение рабочего дня". В нояб. 1905 П. п. п. совм. с " Союзом 17 октября" (см. Октябристы) и др. партиями крупной буржуазии образовала Объединённый к-т конститу-ционно-монархич. партий и выставила с ними общие списки на выборах в 1-ю Гос. думу, но успеха не имела; на выборах во 2-ю Гос. думу блокировалась с " Союзом русских людей". В это время завершается процесс распада П. п. п., часть к-рой полностью сомкнулась с октябристами, а др. часть перешла в лагерь черносотенцев.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 457); Ч е р-менский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970.

Н. Ф. Славин.

ПРАВОЙ РУКИ ПРАВИЛО, удобное для запоминания правило для определения направления индукционного тока в проводнике, движущемся в магнитном поле. Согласно этому правилу, если расположить правую ладонь так, чтобы отставленный большой палец совпадал с направлением движения проводника, а силовые линии магнитного поля входили в ладонь, то направление индукционного тока в проводнике совпадёт с направлением вытянутых пальцев. П. р. п. является следствием Ленца правила.

ПРАВОМОЧИЕ, предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определённые действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения. Реальность П. гарантируется гос-вом: при невыполнении к.-л. лицом своих обязанностей, управомоченная сторона может обратиться в суд, арбитраж или иной гос. орган для защиты своего права. См. также Субъективное право.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновные противоправные деяния, совершённые достигшими установленного законом возраста и вменяемыми людьми.

П. делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные). За П. устанавливается соответственно уголовная, гражд., адм. или дисциплинарная ответственность.

ПРАВООТНОШЕНИЕ, урегулированное нормами права обществ. отношение, участники к-рого (лица или орг-цин) выступают как носители юрид. прав и обязанностей (см. Субъект права). Возникновение П., их изменение или прекращение происходит при наличии условий, предусмотренных нормами права, -юрид. фактов. П. характеризуется наличием у его участников охраняемых гос-вом возможностей поведения (субъективных прав) и соответствующих им юрид. обязанностей. Напр., в пенсионном П. пенсионер имеет право на периодич. получение пенсии, а органы пенсионного обеспечения обязаны её выплачивать. По обязательству должник обязан совершить определённое действие в пользу кредитора, к-рый вправе требовать исполнения обязанности должника.

П. относятся к числу надстроечных (идеологических) обществ. отношений, т. е. таких, к-рые "...прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 137); они носят государственно-волевой характер, поскольку предусмотрены нормами права. Содержание и характер П. обусловлены в конечном счёте материальными потребностями и условиями жизни общества. Так, в социалистич. обществе, основанном на обществ. собственности на средства производства и свободном от эксплуатации труде, не существует права частной собственности, не возникают П. по найму чужого труда в частном х-ве или П. с целью извлечения нетрудовых доходов. Подобные П., характерные для капита-листич. общества, советскими законами не допускаются.

В социалистич. обществе складываются разнообразные гос.-правовые, адм., гражд., трудовые и иные П., через к-рые право оказывает воздействие на развитие общества.

ПРАВОПИСАНИЕ, правила, устанавливающие единообразные способы передачи речи на письме; см. Орфография.

ПРАВОПОРЯДОК, система обществ. отношений, складывающаяся на основе действующего права. П. всегда олицетворяет наиболее важные стороны и черты определённого социально-экономич. строя. Классики марксизма-ленинизма указывали, что гос. власть всегда была властью, охраняющей порядок, т. е. существующий общественный строй, они трактовали П. как нормальный, упорядоченный подзаконный порядок обществ, жизни, рассматривали П. в тесной связи с правом, с политич. строем данного общества, гос-ва. В любом бурж. гос-ве П. характеризуется политич. господством буржуазии, господством частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатацией человека человеком и т. д.

В социалистич. гос-ве П.- строй обществ. отношений. соответствующий интересам большинства населения или всего народа. Осн. черты сов. общественно-по-питич. строя, сложившегося в результате победы социализма в СССР, - осуществление политич. власти всем сов. народом, социалистич. система х-ва и социалистич. собственность на орудия и средства производства, демократизм гос. строя, равенство всех наций и народов, руководство обществом и гос-вом со стороны КПСС, социалистич. равенство и свобода людей - являются одновременно и осн. чертами сов. социалистич. П. См. также Право.

ПРАВОПРЕЕМСТВО, переход прав и обязанностей от одного лица к другому (напр., от умершего гражданина к его наследникам, от объединившихся орг-ций к вновь возникшей в результате объединения). П. означает изменение субъекта существующих прав и обязанностей, содержание их не меняется - к правопреемнику переходят те же права и обязанности, к-рые были у его предшественника. П.- производное приобретение прав и обязанностей (в отличие от первоначального, при к-ром право данного лица не основывается на праве предшественника).

П. может быть универсальным или частным (сингулярным). В первом случае к одному правопреемнику (или нескольким) переходят все права и обязанности (напр., при наследовании по закону к наследникам переходит всё имущество умершего, в чём бы оно ни выражалось и где бы ни находилось). Частное П. заключается в переходе отд. прав или обязанностей (напр., кредитор, имеющий право на получение с должника ден. суммы, может уступить это право третьему лицу, к-рое станет сингулярным преемником данного права).

По отношению к нек-рым правам, имеющим строго личный характер, П. не допускается (напр., нельзя передать право на получение алиментов, обязанность создать литературное произведение).

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ, в междунар. праве переход прав и обязанностей от одного гос-ва к другому в связи с переходом территории или при событиях, связанных с этим (возникновение нового гос-ва, вхождение одного государства в состав другого, разделение гос-ва, отделение и т. д.). Совр. междунар. право признаёт П. г. только при правомерных территориальных изменениях. В соответствии с принципом невмешательства внутригос. отношения объектом П. г. не являются. П. г. не затрагивает гос. границ: положения договоров, к-рыми установлены границы, и режим границ сохраняют свою юрид. силу для государства-преемника.

Вопросы П. г. имеют особо важное значение в связи с тем, что в результате краха колон. системы империализма возникло значит. число новых независимых гос-в в Азии, Африке, Лат. Америке. Междунар. право устанавливает, что эти гос-ва не обязаны признавать к.-л. договоры, действовавшие ранее на их территории. В иных случаях, когда государство-правопреемник в прошлом входило в состав суверенного гос-ва, проблема П. г. должна решаться на основе т. н. принципа континуитета договоров, т. е. сохранения их действия: аннулируются только те договоры, предмет и цели к-рых несовместимы с условиями, создавшимися в силу П. г. При переходе части территории от одного гос-ва к другому действует принцип " подвижности договорных границ": на переходящей территории начинают действовать договоры гос-ва, под верховенство к-рого она перешла.

Большое значение имеет вопрос о П. г. при социальной революции. Так, Советское государство пересмотрело договоры, заключённые Россией до Окт. революции 1917, в соответствии с принципом, к-рый был выдвинут В. И. Лениным на 2-м Всероссийском съезде Советов: отвергнуть пункты всех договоров б. царской России, к-рые давали иностр. гос-вам возможность грабить страну, а договоры, устанавливавшие добрососедские отношения, признать. Сов. гос-во аннулировало аннексионистские тайные договоры, неравноправные договоры России со странами Востока, займы, которые были заключены царским и Врем, пр-вами в интересах классов, свергнутых революцией, и т. д. Эта акция Сов. гос-ва содействовала утверждению в междунар. праве новых, демократич. принципов.

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преим. в Вост. Европе и на Бл. Востоке. Среди верующей части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. В СССР последователи П. превалируют среди верующих в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Грузии.

Размежевание в христианстве между П. (вост. христианством) и католицизмом (зап. христианством) достаточно явственно выявилось после раздела Рим. империи на Зап. Римскую и Вост. Римскую империи (395) и было связано с различием в историч. (социально-экономич., политич., культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехрист. церкви на зап. (рим.-католическую) и вост. (восточно-кафолич., или греко-православную); оно произошло в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя (см. Разделение церквей).

Правосл. вероучение, имеющее общехрист. основу, базируется на Священном писании (Библия) и Священном предании. В Священное предание П. включает постановления первых семи Вселенских соборов (4-8 вв.), решения ряда поместных соборов 4-8 вв., творения отцов церкви и нек-рые др. материалы (но меньшее число материалов, чем католицизм). Гл. источник правосл. вероучения - " Символ веры", принятый Никейским вселенским собором 325, дополненный Константинопольским собором 381. Догматами П. являются осн. положения христ. вероучения, сформулированные первыми семью Вселенскими соборами. Они объявляются правосл. церковью " боговдохновенными" - абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, непостижимыми разумом н соответственно должны приниматься на веру. Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей [об исхождении " святого духа" не только от бога-отца, но и от сына (добавление " filioque"), о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых и о " сокровищнице переизбыточествующей благодати", о непорочном зачатии девы Марии), объявляются П. ошибочными, противоречащими Священному писанию и Священному преданию. Основу обрядности П., как и в католицизме, составляют семь таинств, но имеются различия в их отправлении: в П. при крещении младенца погружают в воду, а не кропят; миропомазание совершается приходским священником сразу же вслед за крещением (а не через несколько лет); причащаются миряне и духовные лица одинаково - квасным хлебом и вином.

Гл. правосл. богослужением является литургия (обедня). Богослужение в П. ведётся на нац. языках, используются и т. н. мёртвые языки (напр., церковно-слав.- в рус. правосл. церкви). Важной составной частью правосл. культа являются праздники, главные из к-рых -общехристианские (рождество, пасха и др.). В П. отсутствуют праздники, установленные католицизмом после разделения церквей (см. в ст. Католицизм), в то же время введены праздники (сретение, преображение, воздвижение), не отмечаемые католиками. К числу неотъемлемых элементов правосл. культа относятся посты: многодневные (весенний " великий", летний " петров", осенний " успенский" и зимний " рождественский") и однодневные - всего более 200 дней в году. При составлении церк. календаря большинство правосл. церквей придерживается юлианского календаря (в то время как в католицизме и протестантизме используется григорианский календарь). Согласно православным канонам, священники должны быть женаты (притом один раз).

В специфике вероучения, церк. организации П. нашли отражение особенности история, развития Византии (где сложилось это христ. направление), а в дальнейшем и др. вост.-европ. и ближневост. гос-в (где оно распространилось). Замедленная по сравнению с Западом эволюция феод. отношений в Византии, сильная имп. власть и одновременно отсутствие многоступенчатой феод. иерархия, лестницы, свойственный визант. культуре в целом традиционализм способствовали усилению традиционализма также и в П., в значит. мере обусловили отсутствие такой иерархия, организации духовной власти, какая сложилась в католицизме. П., став гос. религией Визант. империи, освящало именем бога гос. строй, осн. на феод. началах. Высшим земным авторитетом в делах веры был объявлен император- " помазанник божий", верховный хранитель и защитник догматов П. С падением Византии (1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные (автокефальные) церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые разлияия. Универсальной церк. орг-ции с единым церк. центром (как Ватикан в католицизме) в П. нет.

Проникновение христианства в форме П. на русскую землю наяалось с сер. 9 в., а в 988 оно было объявлено государственной религией Киевской Руси (см. Крещение Руси). С утверждением П. на Руси ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя, укрепились феод. отношения, Киевское гос-во сблизилось с другими странами Европы. Введение П. в известной мере способствовало развитию культуры на Руси. Вместе с тем оно принесло нар. массам Руси усиление духовного гнёта. В 15-16 вв. в связи с превращением православной церкви в России в крупного феод. земельного собственника внутри П. возникли теяения нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели выступали против сосредоточения в руках церкви богатств. Иосифляне, напротив, стояли за экономически сильную церк. организацию, утверждая, что богатство является основой, на к-рой зиждется могущество церкви. Одержавшие верх иосифляне добились осуждения нестяжателей как еретиков.

В 17 в. в П. возникло ещё одно течение - раскол, впоследствии также признанное еретическим. Оно было связано с реакцией гл. обр. низших слоев духовенства, ремесленников и крестьян на цер-ковно-обрядовую реформу, проведённую патриархом Никоном. Выйдя победителем из борьбы с этими течениями, ортодоксальное П. освятило власть рус. князей, царей, императоров как " помазанников божьих", помогало господствующим классам удерживать трудящихся от выступления против эксплуататоров, оправдывало колонизаторскую политику царизма, культивировало у своих приверженцев враждебность по отношению к иноверцам. Царизм, в свою очередь, стремился укрепить позиции русского П., расценивая выступления против религии как проявление политич. неблагонадёжности.

В эпоху капитализма П., ранее являвшееся опорой феод.-монархич. сил, стало политически и идеологически приспосабливаться к бурж. общественным отношениям. Идеи модернизма, возникшие в католицизме во 2-й пол. 19 в., распространившиеся также в протестантизме, стали проникать и в П. (правда, ввиду особенностей П. значительно медленнее и в меньшей степени). В России во время бурж.-демократич. Революции 1905-07 довольно широко развёртывается православно-церковное обновленчество. Его представители требовали выхода церкви из-под опеки самодержавия, пересмотра социально-этич. позиций П. в бурж. духе, модернизации его вероучения и культа. С поражением первой рус. революции начался спад и церковно-обновленяеского движения.

С победой социализма в СССР и строительством социализма в ряде др. стран, в к-рых распространено П., его позиции были сильно подорваны. Этому способствовали отход от религии большинства населения, ослабление религиозности верующих. В целях приспособления к новым социальным условиям П. претерпело и претерпевает сложную эволюцию.

Радикально изменилась политич. ориентация правосл. церкви: от былого политич. союза с эксплуататорскими классами и вражды к социалистич. общественному и гос. строю она перешла на позицию лояльного отношения к новому обществу, к поддержке миролюбивой политики социалистич. гос-в, активному участию в борьбе за сохранение мира и междунар. безопасность. Переосмысливаются мн. идеология, аспекты П. с тем, ятобы представить его не противореяащим совр. общественному, научно-технич. и культурному прогрессу. Социально-этия. воззрения П. пересматриваются в духе раннего, т. н. коммунистияеского христианства, воспринимающего победу социализма над капитализмом как следствие " промысла господня". На смену традиц. утверждениям о ненужности и неэффективности изменений социальной структуры (ввиду " греховной испорченности" человеческой природы) приходит признание обществ. преобразований. Стремясь противодействовать убыванию числа верующих, правосл. церковь, сохраняя неизменность догматики (отстаивая таким образом суть правосл. вероучения), идёт на нек-рые нововведения в религ. культе. Так, ею исключены обряды и молитвы, анахронизм к-рых слишком очевиден (молитвы о ниспослании дождя, освящение скота и др.). Церкви под влиянием условий жизни верующих пришлось пойти на нек-рый пересмотр отношения к постам: на первый план выдвигается " духовный пост", а " телесный пост" рекомендуется соблюдать " по мере сил". Ныне П. не считает греховной работу в дни религ. праздников. В связи с тем, что подавляющее число посещающих богослужение - женщины, церковь вынуждена вопреки канонам поручать женщинам службы, исполнявшиеся ранее лишь мужчинами: службу псаломщика, алтарщика и др. Правосл. богословы ставят вопрос о реформе церк. календаря, приведении его в соответствие с " новым стилем".

Однако никакая модернизация не в состоянии сделать П. мировоззренчески совместимым с господствующей в обществе коммунистия. идеологией. Оно лишено история, будущего. В условиях социального и духовного прогресса, неуклонного развития массового атеизма П.-один из пережитков прошлого в сознании всё уменьшающейся яасти верующих граждан социалистия. стран.

Лит.: Ленин В. И., Политическая агитация и " классовая точка зрения ", Поли, собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Социализм и религия, там же, т. 12; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965 Титов В. Е., Православие, 2 изд., М. 1974; Гордиенко Н. С., Современное православие, М., 1968; КрасниковН. П. В погоне за веком, М., 1968; Молоков В. А. Философия современного православия Минск, 1968; Каждая А. П., Возникнете ние и сущность православия, М., 1968; Курочкин П. К., Эволюция современного русского православия, М., 1971; Придувалов Ф. М., Антинаукова суть сощальнон етичних принцишв руського православя, Кiев, 1972.

Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.

ПРАВОСЛАВЛЕВ Павел Александрович [4(16). 10.1873, с. Рахинка, ныне Средне-ахтубинского р-на Волгоградской обл., -12.10.1941, Ленинград], советский геолог и палеонтолог. Оконяил Варшавский ун-т (1898), уяеник В. П. Амалицкого. Профессор Донского политехнич. ин-та (1909 -1913) в г. Новочеркасске, проф. Военно-мед. академии в Петрограде (1913-24) и Ленингр. ун-та (1918-41). Осн. исследования относятся к стратиграфия, и палеонтологич. изучению неогеновых и антро-погеновых отложений Поволжья и Прикаспия, гидрогеологии Приазовья и Зап. Казахстана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.