Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 27 Страница. Пражская культура,древнеславянская археол






Лит.: [Малицкая К.], Музей Прадо. Мадрид. [Альбом], М., 1971; Sanchez А. Р., El museo del Prado, Barcelona, 1971.

ПРАЖСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП, см. Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП.

ПРАЖСКАЯ КУЛЬТУРА, древнеславянская археол. культура 6-7 вв. н. э. Названа по характерной лепной керамике т. н. пражского типа (см. рис.), выделенной И. Борковским (1939) из раннесред-невековых памятников, раскопанных близ Праги. Представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, и грунтовыми бескурганными могильниками с трупосожжениями в урнах. Первоначально П. к. была распространена на терр. юж. Польши, Чехословакии, сев.-зап. Украины. Позднее ареал её расширился в сев. часть Польши, вост. р-ны ГДР, юж. Белоруссию, ср. часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению П. к. с местными, более ранними культурами и возникновению локальных вариантов. Прослеживается преемств. связь П. к. с более поздними слав, культурами.

Сосуд пражского типа,.

Лит.: Русанова И. П., Славянские древности VI -IX вв. между Днепром и Западным Бугом, М., 1973; Borkovsky I., Staroslo-vanska keramika ve Stredni Evrope, Praha, 1940; Hasegawa J., Z badari nad wczesnosredniowieczna keramika. zachodniostowianska., bodz, 1973. И. П. Русанова.

ПРАЖСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1945, наступательная операция войск 1-го, 2-го и 4-го Укр. фронтов 6-11 мая по уничтожению нем.-фаш. группировки на терр. Чехословакии во время Великой Отечеств. войны 1941-45. В начале мая в Чехословакии и Сев. Австрии продолжали сопротивление нем. группа армий " Центр" (1-я и 4-я танковые и 17-я армии, команд, ген.-фельдм. Ф. Шёрнер) и часть армий группы " Австрия"
(8-я армия и 6-я танковая армия СС, команд. ген.-полк. Л. Рендулич), всего св. 900 тыс. чел., ок. 10 тыс. орудий и миномётов, св. 2200 танков и штурмовых орудий, ок. 1000 самолётов. По замыслу нового пр-ва фаш. Германии во главе с К. Дёницем группа армий " Центр" должна была удерживать р-ны зап. и центр. Чехии с тем, чтобы выиграть время и обеспечить отвод своих войск на 3. для последующей капитуляции перед амер. войсками.

Стратегич. планом сов. Верх. Главнокомандования предусматривалось нанесение нескольких мощных ударов по сходящимся направлениям на Прагу с целью окружения и расчленения осн. сил врага восточнее Праги и недопущения их отхода на 3. Разгром противника возлагался на 1-й, 2-й и 4-й Укр. фронты (команд, соответственно Маршалы Сов. Союза И. С. Конев, Р. Я. Малиновский и ген. армии А. И. Ерёменко). В состав группировки фронтов, кроме сов. войск, входили 2-я армия Войска Польского, 1-й Че-хосл. армейский корпус, 1-я и 4-я рум. армии. Всего св. 1 млн. чел., более 23 тыс. орудий и миномётов, ок. 1800 танков и самоходных арт. орудий и св. 4 тыс. самолётов (без учёта одной армии 1-го Укр. фронта и рум. войск). Гл. удары наносили войска 1-го и 2-го Укр. фронтов по обоим флангам группы армий " Центр". 1-5 мая в различных р-нах Чехословакии началось нар. восстание, 5 мая -в Праге (см. Народное восстание 1945). В ночь на 6 мая пражская радиостанция обратилась к сов. войскам с просьбой о помощи. Войска гл. ударной группировки правого крыла 1-го Укр. фронта: 13-я армия (команд. ген.-полк. Н. П. Пухов), 3-я гвард. армия (ген.-полк. В. Н. Гордов), 5-я гвард. армия (ген.-полк. А. С. Жадов), 3-я гвард. танк. армия (ген.-полк. танк. войск П. С. Рыбалко) и 4-я гвард. танк. армия (ген.-полк. танк. войск Д. Д. Лелюшенко) за сутки до намеченного срока перешли в наступление и к исходу 7 мая вышли к сев. склонам Рудных гор и завязали бои за Дрезден. С утра 7 мая в наступление перешли остальные армии 1-го Укр. фронта и войска 7-й гвард. армии (команд. ген.-полк. М. С. Шумилов) 2-го Укр. фронта. Войска 4-го Укр. фронта 6 и 7 мая продолжали наступление на оломоуцком направлении и во взаимодействии с войсками 2-го Укр. фронта создали угрозу окружения нем.-фаш. войск, действовавших восточнее Оломоуца, вынудив противника начать отвод 1-й танк. армии. В связи с этим развернулось успешное наступление войск 38-й (команд. ген.-полк. К. С. Москаленко) и 1-й гвард. (команд. ген.-полк. А. А. Гречко) армий 4-го Укр. фронта. 8 мая наступление продолжалось на всех направлениях. Наибольший успех имели армии правого крыла 1-го Укр. фронта. Они сломили сопротивление врага на рубеже Рудных гор, полностью заняли Дрезден и вступили на терр. Чехословакии. Во 2-м Укр. фронте 8 мая была введена в сражение 6-я гвард. танк. армия (команд. ген.-полк. танк. войск А. Г. Кравченко), к-рая стремительно развивала наступление на Йиглаву, продвигаясь к Праге с Ю. Войска 4-го Укр. фронта освободили Оломоуц и наступали на Прагу с В. 8 мая герм, командование подписало акт о капитуляции, но группа армий -" Центр" продолжала сопротивление. В Праге восставшие находились в тяжёлом положении. 3-я и 4-я гвард. танк. армии 1-го Укр. фронта в ночь на 9 мая совершили стремительный 80-км бросок, утром 9 мая вступили в Прагу и вскоре очистили город от врага. В тот же день к Праге подошли передовые части 2-го и 4-го Укр. фронтов, гл. силы группы армий " Центр" были окружены. Вне окружения остались лишь дивизии группы армий " Австрия", к-рых громили войска лев. крыла 2-го Укр. фронта. Успеху сов. войск во многом содействовала авиация фронтов. 10-11 мая осн. силы войск противника были пленены; сов. войска вошли в соприкосновение с 3-й амер. армией. Освобождение Чехословакии было завершено. Стремительные действия сов. войск избавили города и сёла Чехословакии от разрушений и злодеяний нем.-фаш. войск, чехосл. народ получил возможность самостоятельно решать судьбу своей Родины. С точки зрения воен. искусства П. о. характерна подготовкой её в короткий срок, проведением сложной оперативной перегруппировки войск. использованием танковых армий для окружения и разгрома крупной группировки в условиях горно-лесистого театра воен. действий и высокими темпами наступления. Лит.: За освобождение Чехословакии, М., 1965. А. С. Жадов.

ПРАЖСКИЕ КОМПАКТАТЫ (чеш. kompaktata, от лат. compaciscor - договариваюсь), соглашение умеренного крыла гуситского революционного движения (т. н. чашников) с феод.-католич. лагерем. Заключено 30 нояб. 1433 в Праге; в июле 1436 утверждено имп. Сигизмундом. Признавало в Чехии причащение " под обоими видами" для мирян, свободу церк. проповеди в духе гусизма, фактически предоставляло духовенству право владеть землями и управлять церк. имениями. П. к. не удовлетворили таборитов и были ими отвергнуты. Отменены папой Пием II в 1462.

ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ 1420, Пражские артикулы (от лат. articu-lus - раздел), первоначально программа умеренного и радикального крыла гуситского революционного движения, затем -платформа чашников. П. с. в урезанном виде и с оговорками легли в 1433 в основу Пражских компактатов.

ПРАЖСКИЙ ГРОШ, серебряная монета, выпускавшаяся в Чехии с нач. 14 в. до сер. 16 в. (с небольшими перерывами). Первоначально счёт шёл на пражскую марку, весившую 253, 24 г, из к-рой чеканилось 60 грошей. Постепенно монета ухудшалась - снижался её вес и количество содержавшегося в ней чистого серебра. П. г. имели широкое распространение также в Германии, Польше, на территории Великого княжества Литовского и Тверского княжества.

ПРАЖСКИЙ ДОГОВОР 1948, см. Болгаро-чехословацкий договор 1948.

ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК, центр деятельности одного из трёх осн. направлений структурной лингвистики. Создан в 1926, организационно распался в нач. 50-х гг.; наибольший творч. подъём - 30-е гг.; в кружок входили чехословацкие филологи: В. Матезиус - организатор и глава П. л. к., Б. Гавранек, Б. Трнка, И. Вахек, Я. Мукаржовский, В. Скаличка, И. Коржинек, П. Трост, А. В. Исаченко и др., а также Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, С. О. Карцевский. Творчески связанными с П. л. к. были сов. исследователи П. Г. Богатырёв, Г. О. Винокур, Е. Д. Поливанов, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов. Первое систематич. изложение программы П. л. к.- в тезисах, предложенных 1-му Междунар. съезду славистов (Прага, 1929). Их осн. идея -представление о языке как о функциональной системе, т. е. как о системе средств выражения, служащей к.-л. определённой цели. Там же предложено оригинальное решение вопроса о соотношении синхронии и диахронии, указаны новые возможности применения сравнительного метода (не только в отношении родств. языков), выдвинуты новые задачи исследования функциональных стилей и функциональных языков и т. д. С наибольшей полнотой и последовательностью структурно-функциональная концепция П. л. к. была воплощена в исследованиях звукового аспекта языка; фонология пражцев сыграла первостепенную роль в развитии структурной лингвистики. Помимо работ по синхронной фонологии (в первую очередь -труд Трубецкого ч Основы фонологии", 1939), важны исследования по ист. фонологии, опровергавшие тезис Ф. де Соссюра о непреодолимости преград между синхронией и диахронией, а также работы по " фонологической географии", заложившие фундамент совр. типология, исследований. Понятия и методы, разработанные на фонологич. материале, представители П. л. к. пытались использовать также в области грамматики и поэтики. Вклад П. л. к. в морфологию - исследование характера грамматич. оппозиций, в синтаксис -теория актуального членения предложения. Концепции совр. продолжателей традиций П. л. к. в Чехословакии характеризуются представлением о языке как о динамич. структуре, как о системе систем в движении.

Лит.: Звегинцев В. А., Исто-рия языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях, ч. 2, М., 1960; Реформатский А. А., [Послесловие], в кн.з Трубецкой Н. С., Основы фонологии, М., 1960; Булыгина Т. В., Пражская лингвистическая школа, в кн.: Основные направления структурализма, М., 1964; Якобсон Р., Разработка целевой модели языка в европейской лингвистике в период между двумя войнами, в сб.: Новое в лингвистике, в. 4, М., 1965; Апресян Ю. Д., Идеи и методы современной структурной лингвистики, М., 1966; Пражский лингвистический кружок. Сб. ст., М., 1967; Вахек И., Лингвистический словарь пражской школы, М., 1964; Vасhеk J., The linguistic School of Prague, Bloomington - L., 1966. Т. В. Булыгина.

ПРАЖСКИЙ МИР 1866, мирный договор между Австрией и Пруссией, завершивший австро-прусскую войну 1866. Подписан 23 авг. в Праге, оккупированной прус. войсками. П. м. подтвердил осн. условия Никольсбургского прелиминарного договора от 26 июля 1866. Опасаясь вмешательства в войну Франции и рассчитывая на сближение с Австрией в будущем, О. Бисмарк, несмотря на сопротивление короля и генералитета, стремившихся к полному разгрому последней, добился прекращения воен. действий и сохранения терр. целостности австрийской монархии. Согласно П. м., Австрия признавала роспуск Герм. союза, соглашаясь на " новое устройство Германии" без участия Австрии, и обещала признать новый союз герм. гос-в к С. от р. Майн во главе с Пруссией, а также будущие аннексии Пруссии на С. Германии. Австрия отказывалась в пользу Пруссии от всех прав на Шлезвиг и Гольштейн, признавала передачу Венецианской обл. Италии, выплачивала Пруссии контрибуцию в 20 млн. прус. талеров. Пруссия стала главенствующей державой среди герм, гос-в.

Публ.: Martens G. F. de, Nouveau recueil general de traites..., t. 18, Gottingue, 1873, p. 344-48. А. Б. Герман.

ПРАЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Карлов университет (Universita Karlova), один из старейших в Европе и первый славянский ун-т. Осн. в 1348 в Праге имп. Карлом IV (именем к-рого назван). Вначале ун-т имел ф-ты: свободных иск-в, права, медицины и теологии. В период гуситского революционного движения П. у.- центр нац.-освободит. и антикатолич. борьбы. Ректором П. у. дважды избирался Ян Гус. В 1562 в Праге с целью ослабления влияния П. у. была создана иезуитская академия, к-рая в 1654 объединена имп. Фердинандом III с П. у. в Ун-т Кароло-Фердинандский. В период нац. возрождения (кон. 18-сер. 19 вв.) студенты и профессора ун-та активно выступали за освобождение Чехии от австр. господства, участвовали в революц. движении 1848-49. В 1882 П. у. был разделён на 2 ун-та - чешский и немецкий. Во время нем.-фаш. оккупации Чехословакии чешский ун-т не работал; возобновил свою деятельность в 1945. В составе П. у. (1975): ф-ты -математики и физики, естеств. наук, общей медицины (с отделением в Пльзене), мед. (в Градец-Кралове), педиатрии, мед. гигиены, философии, юридич., культуры и журналистики, физич. воспитания и спорта, пед.; астрономич. ин-т (осн. в 1887), ин-т усовершенствования учителей (осн. в 1960). Б-ка П. у. (осн. в 1348) является частью Гос. б-ки Чешской Со-циалистич. Республики, насчитывает ок. 2 млн. тт. В 1974/75 уч. г. обучалось св. 21 тыс. студентов, работало ок. 3 тыс. преподавателей. С 1958 издаётся сб. науч. работ.

ПРАЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1848, произошло 12-17 июня, явилось кульминацией революц.-демократич. движения в чеш. землях в период Революции 1848-1849. Сигналом к восстанию послужил расстрел (12 июня) мирной манифестации горожан австр. войсками пражского гарнизона, вызвавший взрыв негодования всех слоев населения. Студенты, ремесленники, фабричные рабочие начали строить на улицах Праги баррикады, вступать в бой с австр. войсками. Но восставшие не имели ни плана, ни руководящего центра. Чеш. радикальные демократы (И. В. Фрич, К. Сладковский, К. Сабина и др.) возглавляли лишь отд. группы повстанцев. Они вместе со сражавшимися на баррикадах делегатами Славянского съезда 1848 Ф. Захом, Л. Штуром, М. А. Бакуниным и др. предприняли меры для создания единого руководящего центра и распространения восстания на все чеш. земли. В провинцию были посланы агитаторы, призывавшие нац. гвардию др. городов и сельское население идти на помощь восставшей Праге. Но в окружённую плотным кольцом австр. войск Прагу смогли пробиться лишь немногие отряды нац. гвардии. В провинции развернулось антифеод. движение. Лидеры чеш. либеральной буржуазии (Ф. Палацкий, П. И. Шафарик, Ф. Л. Ригер и др.), напуганные перспективой общечеш. восстания, 13 июня выступили посредниками между восставшим народом и командующим пражским гарнизоном кн. А. Ф. Виндишгрецем. Повстанцы требовали создания Врем. нац. пр-ва, чеш. главного воен. командования, независимого от Вены, и т. д. Переговоры с посланной в Прагу из Вены правительств. комиссией были сорваны Виндишгрецем, по приказу к-рого 17 июня был начат арт. обстрел города. Вечером 17 июня Прага капитулировала. Участники П. в. 1848 подверглись репрессиям австр. властей.

К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая П. в., подчёркивали его демократич. характер, приветствовали вступление чехов в европ. революц. лагерь.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 83-85, 112-14; История Чехословакии, т. 2, М., 1959. К. П. Гогина.

ПРАЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1945, антифашистское нац.-освободит, восстание 5-9 мая в оккупированной нем.-фаш. войсками в 1939-45 Праге. Явилось составной частью Народного восстания 1945 в чешских землях.

ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ, всенародный праздник в СССР. Проводится ежегодно 9 мая в ознаменование победы сов. народа над фаш. Германией в Великой Отечеств. войне 1941-45. Установлен Указом Президиума Верх. Совета СССР от 8 мая 1945; Указом Президиума Верх. Совета СССР от 26 апр. 1965 9 мая объявлен праздничным днём. В этот день министр обороны СССР объявляет традиц. приказ, посвящённый П. П.; в столице СССР - городе-герое Москве, столицах союзных республик, в городах-героях и крепости-герое Бресте, а также в городах Мурманске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке производится арт. салют.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ, дни, посвящённые выдающимся событиям или традиционным датам. В СССР работа на предприятиях, в учреждениях, орг-циях не производится в след. П. д.: 1 янв.-Новый год; 8 марта - Международный женский день; 1 и 2 мая - День международной солидарности трудящихся; 9 мая - День Победы (см. Праздник Победы); 7 и 8 нояб.- годовщина Великой Окт. социалистич. революции; 5 дек.- День Конституции СССР. В П. д. допускаются работы, приостановить к-рые невозможно по производственно-технич. условиям (непрерывно действующие предприятия), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-раз-грузочные работы. Работа в П. д. оплачивается в двойном размере. По желанию рабочего или служащего, работавшего в П. д., ему может быть предоставлен др. день отдыха. Накануне П. д. продолжительность работы рабочих и служащих (кроме тех, к-рым уже установлена сокращённая продолжительность рабочего времени) сокращается на 1 час, как при 5-, так и при 6-дневной рабочей неделе.

ПРАЗЕОДИМ (лат. Praseodymium), Рг, химич. элемент, ат. н. 59, ат. м. 140, 9077; редкоземельный металл, относится к лан-таноидам.

ПРАЙДОВА ЧИСТКА, изгнание в ходе Английской буржуазной революции 17 века из Долгого парламента пресвитериан, осуществлённое 6 дек. 1648 полковником Т. Прайдом (Th. Pride) по приказу индепендентского командования парламентской армии. Всего было удалено из Долгого парламента 143 его члена. П. ч. была по существу политич. переворотом, к-рый покончил с преобладанием пресвитериан; власть перешла в руки индепендентов.

Лит.: Underdown D., Pride's purge, Oxf., 1971.

ПРАКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, наименование совокупности разнотипных лит. общностей древней и ср.-век. Индии на пракритах. В П. л. включают обычно и лит. общности на более поздних языковых формах - апабхранша и авахаттха. Палийская литература представлена преим. памятниками буддийского канона, носит на себе печать проповеднич. задачи, решавшейся на основе широкого использования разнообразных фольклорных жанров. Это особенно сказалось на джатаках, являющихся сводом художест-венно-повествоват. жанров лит-ры на пали, а также на монашеской лирике антологий " Тхерагатха" и " Тхеригатха".

Разнообразнее по и дейно-художеств. содержанию и жанрам лит-pa махараштри, сохранившая богатую, тесно связанную с фольклором лирику (" Гахасаттасаи" Халы, " Вадджалагга" Джайавал-лабхи), фольклорно-повествоват. лит-ру (цикл сказаний о Муладеве), сатиру (" Дхуртакхьяна" Харибхадры), произв. больших эпич. жанров, часто связанных с проповедью джайнизма. В них нашли выражение социальные мотивы (чЯшастилака" Сомадевы) и даже опыт социальной утопии (" Махапурана" Пушпаданты). Особое развитие в лит-ре махараштри приобрели биографич. романы и агиографич. жанры, к к-рым примыкает свод ольклорно-повествоват. произв. " Васудевхинди ".

Хотя свидетельства о лит-ре на других пракритах достаточно авторитетны, сохранились лишь отд. памятники. Так, ардха-магадхи представлен гл. обр. канонич. сочинениями джайнизма, на шаурасени и магадхи отсутствует светская лит-ра. Теоретики лит-ры Дандин и Руйяка и мн. авторы (напр., Бана) указывают на исключит, художеств. достоинства написанного на пайшачи эпоса " Брихаткатха" Гунадхьи. Он дошёл до нашего времени лишь в трёх переработках на санскрите, по к-рым можно судить о структуре и характерных чертах лит-ры пайшачи.

Важное место в П. л. занимают памятники на разных апабхранша, из к-рых в дальнейшем развиваются нек-рые из совр. инд. языков. За годы независимости введены в обиход и опубл. мн. памятники на пракритах, апабхранша и авахаттха, в т. ч. поэма чСандешрасак" Аддахмана Мултани (приблизительно 9-10 вв.), отличающаяся народностью, лиричностью, синтезом фольклорных и лит. традиций.

В общеинд. лит.-историч. процессе П. л. длит, время играла роль субстрата, на к-ром вырастала санскритская литература, в свою очередь оказывавшая воздействие на лит-ру на пракритах, апабхранша и авахаттха.

Лит.: Ко char Н., Apabhrams-sahitya, Delhi, 1957; Sankrtyayan R., Pali sahitya ka itihas, Lakhnau, 1963; Кatre S. M., Prakrit languages and their contribution to Indian culture, Poona, 19S4; Sastri N., Prakrt bhasa aur sahitya ka aiocnatmak itihas, Varanasi, 1968; Warder A. K., Indian Kavya literature, Delhi-Patna-Varanasi, 1972.

И. Д. Серебряков.

ПРАКРИТЫ, среднеиндийские языки и диалекты, продолжающие древнеинд. стадию развития индоевропейских диалектов и лёгшие в основу новоинд. языков [см. Индийские (индоарийские) языки]. Первая письменная фиксация П.- 3 в. до н. э., однако они были известны и раньше (пракритизмы в Ведах). Первоначально П. были разговорными диалектами [отсюда противопоставление П.-" пракрта" (prakrta) - " естественный" - санскриту -" самскрта" (samskrta)-" обработанный" ], позже получившими литературную форму. В развитии средне-индийских языков различают 3 стадии: раннюю - более архаичный язык буддийского Канона - пали, стоящий изолированно; П. наскальных надписей царя Ашоки (в разных частях Индии), ранний пайшачи, отд. эпиграфич. тексты; среднюю - лит. П.- шаурасени (С.-З. Индии), магадхи (В. Индии), махараштри (Махараштра); сюда же примыкают ард-хамагадхи и джайнские варианты шаурасени и махараштри; надписи 1-4 вв., пайшачи и чулика-пайшачи; позднюю - апабхранша (с 5 в.). Изолиров. место занимает смешанный сев.-зап. П. документов на кхароштхи из Вост. Туркестана. Особое значение приобрели лит. П. В классич. пьесах Калидасы, Бхасы и др. цари и знатные господа говорят на санскрите, знатные дамы на шаурасени, " низкий люд" - на магадхи, женщины поют на махараштри.

П. отличаются и от санскрита и от пали. Фонетич. особенности: отсутствие слоговых сонантов и дифтонгов, последовательное упрощение большинства групп согласных, изменение согласных в интервокальном положении (особенно в махараштри); зависимость гласного в количеств. отношении от закона двух мор; тенденция к открытию слога (напр., слово оканчивается только на гласный). Для морфологии П. характерны утрата двойств. числа; медиального залога (в значит. степени), личных форм прошедшего времени; тенденция к унификации типов основ в имени и глаголе; совпадение ряда падежных форм, усиление влияния местоименной парадигмы на именную. В синтаксисе проявляется тенденция к аналитизму - употребление вспомогат. слов для передачи падежных значений, употребление в прошедшем времени причастий, выражающих вид и род (но не лицо); появление при переходном глаголе в прошедшем времени конструкции пассивной по форме, активной по значению (будущая эргативная конструкция).

Лит.: Вертоградова В. В., Структурная типология среднеиндийских фонологических систем, М., 1967; Jacobi Н., Ausgewahlte Erzahlungen in Maharashtrl. Zur Einfuhrung in das Studium des Prakrit, Lpz., 1886; Pisсhe1 R., Grammatik der Prakrit-Sprachen, Stras., 1900; Wоо1ner A. C., Introduction to Prakrit, 3 ed., Lahore, 1939; Кatre S., Prakrit languages and their contribution to Indian culture, Poona, 1964; M ehendale M. A., Historical grammar of inscriptional Prakrits, Poona, 1948; В1осh I., Les Inscriptions d'Asoka, P., 1950.

Т. Я. Елизаренкова.

ПРАКСИТЕЛЬ (Praxiteles) (ок. 390 до н. э., Афины, - ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преим. в Афинах. Произв. П. (исполненные гл. обр. в мраморе) известны по антич. копиям и свидетельствам древних авторов; в оригинале сохранилась лишь найденная в Олимпии группа " Гермес с младенцем Дионисом" (ок. 340 до н. э., Музей, Олимпия), однако ряд учёных и её считает более поздней копией. В ранних работах (" Сатир, наливающий вино", ок. 375 до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета. В созданных П. образах богов и богинь преобладает созерцат. настроение; скульптор достигает впечатления идиллически-чувственной одухотворённости с помощью тончайшей обработки мрамора, виртуозного использования светотеневых эффектов (благодаря чему отдельные поверхности плавно перетекают одна в другую, возникает эффект " влажного взгляда"). Среди известнейших произв. П.: " Аполлон Сауроктон" (т. е. " Аполлон, убивающий ящерицу"; ок. 370 до н. э.); " Афродита" для о. Кос (ок. 360-350 до н. э.), любующаяся своим отражением в зеркале; " Афродита Книдская" (ок. 350 до н. э.; илл. см. т. 7, табл. XXIX, стр. 288-289), снявшая одежды перед купанием, - наиболее прославленная в древности работа П.; " Отдыхающий сатир".

Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 512-513).

Лит.: Зeeст И. Б., Пракситель, М., 1941; Белов Г. Д., Пракситель, Л., 1973; Rizzо G. E., Prassitele, Mil.- Roma, 1932.

ПРАКТИКА (греч. praktike, от praktikos - деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целе-полагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, напр. педагогич., художеств., административную и т. д. Осн. формы практич. деятельности людей - производство материальных благ, труд, а также социально-преобразующая, революц. деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Практич. деятельность людей охватывает и их участие в общественно-политич. жизни, борьбу классов, социальные революции. Чувственно-предметная науч. деятельность, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента, - это тоже форма П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отд. человека, сколько совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историч. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практич. деятельность носит обществ. характер. Совр. П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом обществ. бытия человека, формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отд. актов, предмет, на к-рый направлена эта деятельность, средства, с помощью к-рых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.

Обществ. П. находится в единстве с познават. деятельностью человека, с теорией. Она является источником науч. познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактич. материал, подлежащий обобщению и тео-ретич. обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом не начинают с того, что стоят в теоретич. отношении к предметам внешнего мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи практич. действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои потребности. При этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и тем самым познают их (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 19, с. 377). П. формирует самого субъекта познават. деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления. "...Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 545). Процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно воспроизводил приёмы практич. действий, к-рые служили основой возникновения логич. операций. В. И. Ленин писал, что "...практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 198). Познание возникло и развивается в силу того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически значимая социальная ценность. Производств. П. людей явилась основой возникновения наук о природе. Так, практич. потребность в мореплавании породила астрономию, а геометрия возникла из нужд земледелия.

П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. " Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" (там же, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, к-рые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредств. действительности. Она соединяет и соотносит объект н действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, "...при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько „неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в „абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма" (там же, с. 145-46).

Науч. знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практич. преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека. Практич. воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. " Процесс... познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность" (там же, т. 29, с. 177). Знания и идеи дают возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру, осуществлять социальные преобразования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.