Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 25 страница. Лит.: Кузнецов С. С., Исследователь геологии низового Поволжья и Каспия (Памяти проф






Лит.: Кузнецов С. С., Исследователь геологии низового Поволжья и Каспия (Памяти проф. П. А. Православлева), " Уч. зап. ЛГУ. Серия геологическая", 1950, в. 1, № 102.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, религиозная организация приверженцев православия. Оформилась в 4 в. в Византийской империи (оставаясь до разделения церквей организационно связанной с рим.-католической церковью, составляя вместе с ней общехристианскую церковь). В отличие от католия. церкви (сформировавшейся как централизованная внегосудар-ственная орг-ция, подчинённая одному иерарху - папе римскому), П. ц. первоначально выступала в роли гос. учреждения, возглавлявшегося самим визант. императором; он назначал и смещал церк. иерархов, созывал и закрывал церк. соборы, на к-рых председательствовал либо сам, либо его чиновник, утверждал соборные постановления, обладал правом толковать православное вероучение и др. прерогативами высшей церк. власти. Повседневное руководство П. ц. в Визант. империи сосредотояивалось в руках четырёх патриархов: константинопольского, александрийского, анти-охийского и иерусалимского. Константинопольский патриарх полуяил титул " вселенского", но по отношению к др. трём являлся лишь " первым среди равных" и все вопросы церк. управления должен был решать совместно с ними (" соборно"). По мере ослабления центр. власти в Византии (с 13 в.) александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи обретали церк. независимость, после падения Византийской империи (1453) они стали главами самоуправляющихся (автокефальных) поместных православных церквей. В дальнейшем (преим. в 19 и 20 вв.) образовались и др. независимые православные церкви в странах, где получило распространение православие. В 1974 существовало 15 автокефальных П. ц.; в порядке перечисления их церк. традиция придерживается принципа " размещения по чести": Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чехословацкая и Американская (выделилась в 1970 из состава Русской церкви). Две П. ц. (Финская и Японская) имеют статус автономных церквей: первая (выделилась в 1957) находится в юрисдикции Константинопольской, а вторая - в юрисдикции Русской церкви (с 1970). При всей независимости автокефальных церквей их связывает общность вероучения, основных норм церк. жизни и гл. элементов обрядности (см. в ст. Православие), хотя богослужебный уклад каждой из них имеет нац. различия (в языках, на к-рых ведётся богослужение, в культе местных святых, имеются собственные религ. праздники и т. д.). Что же касается поли-тич. ориентации, оценок осн. явлений современности, то они у автокефальных П. ц. (в зависимости от характера социально-ист. условий их существования) весьма различны. Автокефальные церкви поддерживают взаимные контакты, в ходе к-рых согласовывается решение вопросов общецерковного значения. С этой целью с 1961 стали созываться (гл. обр. на о. Родос, Греция) всеправославные совещания. Ведётся подготовка к всеправославно-му собору, предварительная программа к-рого предусматривает основательную модернизацию православного вероучения и культа. П. ц. участвуют в экуменическом движении, а глава Сербской церкви является одним из шести президентов Всемирного совета церквей.

П. ц. в России и СССР. П. ц. - самая крупная из всех поместных - была учреждена в 10 в. в связи с принятием христианства как гос. религии, призванной укреплять и освящать феод. строй, искоренять язычество, поднимать авторитет великокняжеской власти. Насаждать христианство на Руси пытались как византийская, так и рим. церкви. В этом соперничестве возобладала Византия, с к-рой Русь поддерживала более тесные отношения. Принятие христианства (ок. 988) (см. Крещение Руси) и становление П. ц. на Руси происходили в обстановке классовой борьбы. В 991 новгородцы воспротивились крещению. Антицерковную форму принимали восстания в Суздальской земле 1024 и 1071; выступления в 1068-69 в Киеве.

Первоначально рус. П. ц. находилась в сильной зависимости от константинопольского патриарха. Более 60 лет на Руси действовали византийские митрополиты, назначавшиеся константинопольским патриархом. Только в 1051 кн. Ярослав Мудрый сумел поставить во главе П. ц. рус. митрополита Илариона. Однако вплоть до сер. 15 в. константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над рус. П. ц.

Рус. митрополия подразделялась на епископии, возглавляемые епископами епархии, к-рые соответствовали в основном княжествам. Всего на Руси до монг. нашествия насчитывалось до 16 епископии (в Новгороде, Чернигове, Перея-славле, Владимире-Волынском, Полоцке и др.).

П. ц. получала свою долю доходов от княжеской казны (церк. десятина). С образованием монастырей стало возникать и церк. землевладение. Церк. уставами (кн. Владимира Святославича, кн. Ярослава Владимировича) было оформлено право суда П. ц. не только над духовенством, но и по многим гражд. делам. П. ц. сыграла важную роль в укреплении и развитии феод. отношений. Монг.-тат. нашествие в нач. 13 в. причинило значит. ущерб П. ц. Монг.-тат. завоеватели, придавая П. ц. большое значение в своей системе властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церк. владений. В 1261 была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем в связи с подъёмом русского народа на борьбу за свержение монг.-тат. ига П. ц., боясь потерять влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Моск. князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных рус. земель в единое централизованное гос-во и свержение иноземного ига, широко использовали экономич. и политич. влияние П. ц. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и моск. князьями.

В 15 в., когда над Византийской империей нависла угроза завоевания со стороны турок, вост. патриархи пошли на заключение Флорентийской унии 1439. Русская П. ц. при активной поддержке московских князей использовала сложившуюся обстановку для отказа от подчинения Константинопольскому патриарху. Вел. князь Василий II Васильевич не одобрил унии и заключил в монастырь вернувшегося в 1441 в Москву митрополита Исидора, принимавшего участие во Флорентийском соборе и давшего согласие на унию. Собор епископов русской П. ц. низложил Исидора и независимо от патриарха поставил митрополитом московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактич. самостоятельности (автокефалии) русской П. ц.

Важной вехой в истории П. ц. в России явилось учреждение патриаршества в 1589. Этим актом была закреплена и оформлена в нормах канонич. права независимость рус. церкви от константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло её междунар. значение.

Крупный конфликт между П. ц. и самодержавием произошёл при патриархе Никоне, объявившем " священство выше царства". Однако тенденция поставить руководство П. ц. над светской властью была пресечена Алексеем Михайловичем, а Никон низложен. Во 2-й пол. 17 в. в П. ц. возник раскол, внешним поводом для к-рого послужили проведённые в 1653-56 Никоном реформы, направленные на укрепление крепостнич. церк. орг-ции и исправление богослужебных книг. Церк. реформа, окончательно подчинившая П. ц. самодержавию, была проведена при Петре I Великом. В 1721 патриаршество было уничтожено, а для управления П. ц. учреждена особая духовная коллегия - Святейший Правительствующий Синод во главе с президентом. В 1722 должность президента была упразднена, а надзор за деятельностью Синода поручен обер-прокурору Синода. В результате церк. реформы Петра I П. ц. стала по существу частью государственного аппарата. В 1764 последовала секуляризация церк. владений, поставившая П. ц. в полную зависимость от гос. власти и способствовавшая превращению П. ц. в одно из звеньев царского гос. аппарата. Церковные реформы 18 в., полностью подчинившие П. ц. самодержавию, придали рус. православию вероучительную, канонич. и организац. форму, в основном сохранявшуюся на протяжении последующего времени вплоть до падения царизма.

П. ц. была одним из важнейших институтов гос-ва. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она верно служила господств, классам царской России. Духовенство внушало трудящимся мысль о < богоустановленности " царской власти, помогало самодержавию подавлять крест, восстания, выступления дворянских революционеров, движение разночинцев, активно противодействовало революц. борьбе пролетариата. Во всех трёх рус. революциях русская П. ц. находилась в стане антинародных сил. Она тормозила социальный, научно-тех-нич. и культурный прогресс: противилась отмене в России крепостного права, выступала за сохранение телесных наказаний, осуждала стремление женщин к равноправию, всячески мешала распространению знаний в массах, преследовала передовых учёных и деятелей культуры, стремилась дискредитировать в глазах трудящихся идеи науч. социализма. После падения самодержавия русская П. ц. стала союзником бурж. Врем, пр-ва. Врем, пр-во санкционировало созыв в авг. 1917 поместного собора русской П. ц.- первого после замены патриаршей формы церковного управления синодальной. В нояб. 1917 собор восстановил патриаршество, избрав главой русской П. ц. реакционера Тихона (Белавина).

Великую Окт. социалистич. революцию большинство священников встретило с неприкрытой враждебностью. Патриарх Тихон, поддержанный поместным собором, предал Сов. власть церковному проклятию - анафеме. В годы Гражд. войны 1918-20 многие представители рус. православного духовенства активно сотрудничали с белогвардейцами и интервентами, надеясь на восстановление дореволюц. порядков. В 1922 П. ц. попыталась сорвать изъятие части церковных ценностей, предназначавшихся для закупки за границей хлеба голодающему населению Поволжья и др. р-нов страны. Контрреволюц. деятельность церковников вела к изоляции их от осн. массы верующих. Чтобы сохранить влияние русской П. ц., наиболее дальновидная часть духовенства выступила с идеей " обновления" православия - признания социалистич. гос-ва, модернизации со-циально-этич. доктрины, изменения в духе времени православного вероучения и уклада церковной жизни. Возникли реформаторские группы " Живая церковь", " Союз общин древле-апостольской церкви", " Союз церковного возрождения" и др., объединившиеся в т. н. обновленческую церковь. Успехи социалистич. строительства заставили Тихона и его сторонников отказаться от борьбы с Сов. властью и постепенно перейти на позиции лояльного к ней отношения. Преемник Тихона митрополит Сергий (Страгородский) (патриарх с 1943) декларацией от 29 июля 1927 закрепил новую политич. ориентацию русской П. ц., осудив церковную контрреволюцию и призвав духовенство и верующих оказать активную поддержку внутр. и внеш. политике Сов. гос-ва. В 1945 состоялся поместный собор русской П. ц. Он завершил процесс реорганизации Московского патриархата в послеоктябрьский период и ориентировал церковь на поиски путей приспособления к существованию в условиях социализма. Собор принял " Положение об управлении рус. православной церковью", действующее и ныне (с поправками архиерейского собора 1961, одобренными поместным собором 1971), а также избрал патриархом Алексия (Симанского).

С переменой политич. ориентации русская П. ц. начала пересмотр традиционных социально-нравств. воззрений. Она положительно оценила (с позиций религ. восприятия) успехи социалистич. и ком-мунистич. строительства, призвала верующих к активному участию в общенар. движении сторонников мира и т. п. Стали усиливаться модернистские тенденции и в чисто религ. аспектах идеологии и практики русской П. ц. Признано возможным по-новому формулировать как сами христианские догмы, ранее считавшиеся неприкосновенными, так и выводы из них. В частности, больше не воспеваются бессмысленные страдания, к-рые раньше считались прямым путём к -" личному спасению", не пропагандируется в прежней форме идея -" ухода от мира", труд объявлен не " наказанием господним", а " богоугодным делом", пересматривается традиционное толкование многих положений Библии - буквальное понимание библейских текстов в ряде случаев заменяется аллегорическим. Исподволь модернизируются культ и уклад церковной жизни. Фактически изъяты из обращения из-за их неприменимости обряды освящения новопостроенных сооружений, колодцев, скота перед первым выгоном в поле, не проводятся крестные ходы к " святым местам", не совершаются молебны в поле и т. п. Введены такие богослужебные новшества, как заочное отпевание умерших, общая исповедь. Верующим прощают несоблюдение постов, нерегулярное посещение храма, систематические опоздания к началу богослужения и уход до его окончания. В церковное обращение вводятся новые молитвы и службы, напр. " неделя молитв о христианском единстве". Некоторые итоги деятельности русской П. ц. по приспособлению к новым условиям подвёл поместный собор, проходивший в 1971 и ориентировавший Моск. патриархию на дальнейшее обновление рус. православия, на активизацию её деятельности по укреплению своих позиций в секуляризованном обществе и расширению контактов с др. христ. церквами и объединениями. Собор особым решением снял церковное проклятие со старообрядцев. Патриархом был избран Пимен (Извеков).

Эволюция рус. православия не могла сделать и не сделала его мировоззренчески приемлемым для строителей коммунизма. И модернизированное, оно остаётся пропагандистом антинаучной религ. идеологии, поборником христ. нравств. идеалов, противоречащих нормам коммуни-стич. морали. Коренная противоположность науки и религии неустранима при всех самых радикальных модификациях религ. веры.

Первичное звено рус. П. ц. составляет религиозное общество - церковный приход, к-рый возглавляется исполнит. органом, состоящим из мирян. Духовенство не вмешивается в адм.-хоз. деятельность прихода, его функции ограничиваются совершением богослужения, удовлетворением религ. потребностей верующих. Храмы и обслуживающий персонал содержатся за счёт добровольных пожертвований верующих, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний), а также средств, полученных от продажи свечей и др. предметов культа. На часть этих же средств, отчисляемых приходами в общецерковный фонд, содержится и весь аппарат русской П. ц. Церковные приходы объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии (76) и экзархаты (4). Возглавляют епархии архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты), подчинённые патриарху. Всего в епископате русской П. ц. более 70 архиереев. Русская П. ц. возглавляется патриархом и управляется им совместно с Синодом. Синод включает патриарха (председатель) и 8 епархиальных архиереев. 5 членов Синода являются постоянными и 3 -временными, вызываемыми поочерёдно для участия в полугодичных сессиях Синода. Различными сторонами церк. деятельности руководят синодальные учреждения: отделы (внешних церк. сношений и издательский), комитеты (учебный и пенсионный) и хоз. управление. Важная роль отводится комиссии Синода по вопросам христ. единства и межцерковных сношений. В 1974 действовало ок. 7, 5 тыс. православных церквей и молитвенных домов.

Православно-церковные кадры готовят 3 духовные семинарии (Московская, Ленинградская и Одесская) и 2 духовные академии (Московская и Ленинградская). За 1945-73 в духовных школах русской П. ц. подготовлено ок. 1 тыс. докторов, магистров и кандидатов богословия. Функционирует 16 монастырей, кроме того, 2 монастыря находятся за пределами СССР: мужской Пантелеймоновский на Афоне (Греция) и женский Гор-ненский близ Иерусалима. Имеются за рубежом и приходы русской П. ц., объединённые в 2 благочиния (венгерское и финляндское) и 3 экзархата (западноевропейский, среднеевропейский и латиноамериканский). В отд. округ входят приходы русской П. ц. в США и Канаде. В Иерусалиме находится рус. духовная миссия, основанная ещё в дореволюц. время; в Дамаске, Женеве и Праге -представительства, в Бейруте, Белграде и Софии - подворья.

Рус. П. ц. издаёт литературу религ.-богослужебного назначения. С сент. 1943 ежемесячно выходит " Журнал Московской патриархии" (часть тиража с 1971 на англ. яз.), с 1946-" Православний вюник" (Львов), с 1960 - ежегодник " Богословские труды", а также зарубежные периодич. издания. Регулярно издаются настенные и настольные календари. Изданы Библия (1956 и 1968), четырёхтомник проповедей, речей и посланий патриарха Алексия и четырёхтомник произведений митрополита Николая (Ярушевича), сборники " Правда о религии в России", " Патриарх Сергий и его духовное наследство", " Поместный собор русской православной церкви" и т. д. Ряд периодических изданий выходит за рубежном: " Единая церковь" (на англ. яз., Нью-Йорк), " Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата" (на франц. и рус. яз., Париж), " Голос православия" (на нем. яз., Берлин), " Церковная хроника" (на венг. яз., Будапешт), " Православний вюник" (на укр. яз., Канада), " Единая церковь" (на англ. яз., Лондон).

Нормальное функционирование русской П. ц., протекающее в рамках сов. законодательства о религ. культах, наглядно и убедительно опровергает враждебные измышления о том, будто верующие граждане Сов. Союза не имеют возможности удовлетворять свои религ. потребности.

Грузинская православная церковь имеет собств. организацию и структуру. Её возглавляет католикос: патриарх Давид V (Девдариани). В её составе 4 епархии. Священнослужителей готовят в семинарии (Мцхета). См. также ст.: Ереси в России, Иосифляне, Нестяжатели, Брестская уния 1596, Христианство, Православие.

Лит.: Гордиенко Н. С., Современ-ное православие, М., 1968; Курочкин П. К. Православие и гуманизм, М., 1962; его же, Эволюция современного русского православия, М., 1971; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965; Дулуман Е. К., Лобов и к Б. А., Танчер В. К., Современный верующий, М., 1970; К обществу, свободному от религии, М., 1970; Куроедов В. А., Религия и закон, М., 1970; его же, Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви, " Вопросы истории", 1973, № 9, с. 15 -31г Лисавцев Э. И., Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР, М., 1971; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.- Л., 1931; Церковь в истории России (IX в.- 1917), М., 1967; Шахнович М. И., Ленин и проблемы атеизма, М. - Л., 1961; Патриарх Сергий и его духовное наследство, [М.], 1947; Поместный собор русской православной церкви. 30 мая - 2 июня 1971 г. Документы. Материалы. Хроника, М., 1972; Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сб. церковных документов, [М., 1943]. Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.

ПРАВОСОЗНАНИЕ, совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным; одна из форм обществ. сознания. Концентрированным выражением П. является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определённых социальных и науч. позициях. Психологич. сторону П. составляют привычки и чувства людей в отношении правовых явлений (напр., чувство справедливости, отвращение к беззакониям, преступлениям и т. д.).

П. тесно связано с др. формами обществ. сознания, и прежде всего с политич. сознанием. Правовые взгляды класса выражают и конкретизируют те его политич. установки и требования, к-рым он стремится придать "...всеобщую силу в форме законов" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 515). Равным образом и характер П. конкретных лиц определяется прежде всего их социальным положением и политич. ориентацией. П. также тесно связано и с моралью. Вместе с тем мораль и П. имеют и ряд различий, как по кругу
оцениваемых ими отношений, так и по характеру оценочных категорий.

С победой пролетарской революции социалистич. П. приобретает важную роль в становлении социалистич. государственности. Построение социализма и ликвидация эксплуататорских классов создают все условия для упрочения единого социалистич. П., в к-ром выражается социально-политич. и идейное единство рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции. Основополагающие идеи социалистич. П.- законность и справедливость, уважение к обществ. собственности и труду, народовластие и последоват. демократизм, интернационализм, подлинное равноправие, развитие прав и свобод в их неразрывной связи с обязанностями перед обществом. КПСС постоянно добивается утверждения социалистич. П. в сознании всех сов. граждан.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, признанная гос-вом способность физич. лиц (граждан) и юрид. лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допускаемые законом. В СССР П. обладают граждане, гос. орг-ции, предприятия, учреждения, колхозы и иные кооп. орг-ции, обществ. орг-ции. Все граждане пользуются равной П. независимо от пола, расы, национальности, происхождения, рода занятий, социального положения и т. д. П. юрид. лиц определяется их уставами в соответствии с целями их деятельности (см. также Лицо юридическое). Наравне с сов. гражданами П. (за отд. изъятиями, установленными законом) обладают иностр. граждане и проживающие в СССР лица без гражданства (см. Иностранцы).

П.- необходимая предпосылка возникновения (при наступлении установленных законом оснований - юрид. фактов) многих конкретных субъективных прав и обязанностей у граждан и орг-ции - участников соответствующих (гражд., трудовых, колхозных, семейных, нек-рых адм., процессуальных и др.) правоотношений. Сама П. также является субъективным правом, она охраняется гос-вом: так, никто не может быть ограничен в П. иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренном законом. Сделки, направленные на ограничение П., недействительны.

П. граждан возникает с момента рождения, однако полностью она может быть реализована лишь по достижении возраста, установленного законом (см. также Дееспособность). До достижения этого возраста права гражданина осуществляют его родители и другие законные представители. В отношении юрид. лиц П. и дееспособность не разделяются: П. (юрид. лиц) возникает с момента их образования и прекращается в связи с их ликвидацией или реорганизацией.

ПРАВОСУДИЕ, форма гос. деятельности, к-рая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражд. спорах и др. Осн. элементами осуществления П. являются: установление факта, события, по поводу к-рого ведётся судопроизводство (преступление, имуществ. отношения и др.), применение к этому факту соответств. правовой нормы, вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём). Осуществление П. судом производится в установленном законом процессуальном порядке (см. Уголовный процесс, Гражданский процесс).

П. всегда имеет классовый, политич. характер, оно направлено на Сохранение и укрепление существующих социальных порядков, на защиту интересов господств. классов. В. И. Ленин, характеризуя бурж. суд, писал, что этот суд "...изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким орудием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 270).

Деятельность бурж. суда, защищающего интересы эксплуататорских классов, противоречит нар. представлению о П. как о выражении справедливости, а его практика убеждает трудящихся в классовой пристрастности этого суда.

Социалистич. П. основано на принципах социалистич. демократизма и социалистич. законности. Сов. социалистич. П. призвано охранять от всяких посягательств гос. и обществ. строй СССР, права и законные интересы сов. граждан, права и охраняемые законом интересы гос. учреждений и обществ. орг-ции. Задача П.- обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, орг-циями, должностными лицами и гражданами СССР (см. также Законность). П. в СССР осуществляется только судом, т. е. никакому другому гос. органу или общественной организации право осуществления П. не принадлежит. Соответственно никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, только приговором суда осуждённый может быть подвергнут уголовному наказанию. Осн. принципы сов. П.: выборность и отчётность судей и нар. заседателей, право их досрочного отзыва, гласность рассмотрения суд. дел, участие в судах обществ. обвинителей и защитников и др. Важнейшим принципом социалистич. П. является независимость судей и их подчинение только закону. П. осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от их социального, имуществ. и служебного положения, нац. и расовой принадлежности и вероисповедания. См. также Выборность судей, Гласность судопроизводства, Непосредственность, непрерывность и устность судебного разбирательства, Суд.

Лит.: Демократические основы советского социалистического правосудия, М., 1965.

М. С. Строгович.

ПРАВОСУДИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕ, памятник др.-рус. права; см. Митрополичье правосудие.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО, деятельность roc-ва по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих гос. волю правящего класса в виде общеобязат. правил -правовых норм. П. охватывает установление новых, а также изменение и отмену действующих правовых норм. Предварит. стадии П.- выявление потребностей в правовом регулировании, анализ эконо-мич., социологич. и иных данных, обобщение практики применения действующего законодательства, определение целей и выбор метода правового регулирования, выработка проекта нормативного акта, его согласование с заинтересованными органами. Гл. стадии П.- прохождение проекта нормативного акта в пра-вотворческом органе и придание ему юрид. силы действующего права.

В СССР П.- исключительная прерогатива государства. Круг правотворче-ских органов, их компетенция, виды актов, издаваемых ими (законы, указы, постановления и т. д.), предусмотрены Конституцией СССР. О порядке принятия подготовленного проекта нормативного акта см. в ст. Законодательный процесс.

ПРАВЫЕ СОЦИАЛИСТЫ, реформистские деятели социал-демократич. партий, отрицающие революц. принципы марксизма, проводящие политику классового сотрудничества пролетариата и буржуазии. См. в статьях Оппортунизм, Ревизионизм, Реформизм.

ПРАВЫЙ УКЛОН В ВКП(б), оппортунистическое течение в 1928-30, возглавлявшееся группой Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, М. П. Томского. Социалистич. строительство в СССР проходило в сложной междунар. и внутр. обстановке. Империалисты пытались сорвать продвижение СССР к социализму. Внутри страны капиталистич. элементы - нэпманы и кулачество - ожесточённо сопротивлялись мероприятиям Сов. власти. Проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства было связано с преодолением больших трудностей. Создание социалистич. форм х-ва в этих условиях и обострение классовой борьбы вызвали усиление колебаний в мелкобурж. слоях населения, настроения к-рых проникали в среду рабочего класса, а через него и в партию. В результате в её рядах образовался П. у., к-рый выразился "...в стремлении снизить темп и задержать дальнейшее строительство крупной индустрии, в пренебрежительном или отрицательном отношении к колхозам и совхозам, в недооценке и затушевывании классовой борьбы, в частности борьбы с кулаком..." (см. " КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 4, 1970, с. 136). Оппортунистич. позиция лидеров П. у. была не случайной: политич. и теоретич. колебания были у них и ранее - в дооктябрьский период и после Окт. революции 1917, они неоднократно выступали против осн. положений В. И. Ленина по вопросам революции и строительства социализма в СССР. Правые считали, что социалистич. строительство станет успешным лишь при условии союза рабочего класса со всем крестьянством, в т. ч. и с кулаком; что в СССР может быть создан только отсталый тип социализма, причём период его построения будет длительным, а темпы чрезвычайно медленными. Извращая кооперативный план В. И. Ленина, правые утверждали, что столбовая дорога крестьян к социализму - не колхозы, а снабженческо-сбытовая кооперация. Гл. задачу диктатуры пролетариата они сводили к регулированию взаимоотношений якобы мирно сосуществующих различных классов и социальных групп, в т. ч. и враждебных социализму, выдвигали концепцию затухания классовой борьбы и врастания капиталистич. элементов в социализм. Эти теоретич. взгляды правых явились основой их политич. позиции. Они считали гл. задачей партии развитие с. х-ва, требовали для этого снижения темпов индустриализации и сокращения ассигнований на капитальное стр-во. Возможность ликвидации отставания с. х-ва видели не в технич. реконструкции и не в социалистич. преобразовании его, а во всемерном развитии и укреплении индивидуальных крестьянских, прежде всего кулацких, х-в; недооценивали и прямо игнорировали задачу строительства колхозов и совхозов, сопротивлялись её практич. решению; выступали за прекращение нажима на кулаков в хлебозаготовках, отмену их индивидуального обложения, за максимальное повышение хлебных цен и свободу рыночных отношений. Политич. платформа П. у. объективно означала сдачу социалистич. позиций под напором мелкобурж. стихии, вела к срыву индустриализации и коллективизации с. х-ва. Открытую борьбу против линии партии, выработанной 15-м съездом ВКП(б) (дек. 1927), правые развернули в нач. 1928. Их политич. взгляды были сформулированы в письме зам. наркома финансов СССР М. И. Фрум-кина в ЦК ВКП(б) (июнь 1928). Июльский (1928) пленум ЦК ВКП(б) поставил задачу усиления борьбы с нарастающей правооппортунистич. опасностью. Игнорируя решения пленума ЦК, правые перешли к фракц. методам борьбы. В июле 1928 Бухарин вёл переговоры с одним из лидеров разгромленной ранее " новой оппозиции" Л. Б. Каменевым об объединении усилий в борьбе против ЦК и политики партии. В сент. 1928 Бухарин опубликовал в " Правде" статью " Заметки экономиста", в к-рой попытался дискредитировать политич. линию партии. Лидеры П. у. попытались противопоставить Центральному Комитету ВКП(б) Московский комитет партии, во главе к-рого находился их сторонник Н, А. Угланов. 18 окт. 1928 ЦК ВКП(б) в обращении " Ко всем членам Московской организации ВКП(б)" осудил действия правых. Состоявшийся в октябре пленум МК и МКК ВКП(б) выразил твёрдую поддержку политич. линии партии. Входившие в комиссию ЦК ВКП(б) по разработке тезисов о контрольных цифрах развития нар. х-ва на 1928-29 Бухарин и Рыков открыто противопоставили свои взгляды линии ЦК, но получили отпор. В знак протеста, пытаясь оказать давление на ЦК в целях изменения его политики, Бухарин (редактор газ. " Правда" и секретарь Исполкома Коминтерна), Рыков (пред. СНК СССР) и Томский (пред. ВЦСПС) подали коллективное заявление об уходе с занимаемых постов. На заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б) большинство его членов признали мотивы отставки необоснованными. Взяв заявление обратно, лидеры П. у. одновременно настаивали на том, чтобы партия прекратила борьбу с правыми и предоставила им возможность беспрепятственно распространять свои взгляды. На Ноябрьском (1928) пленуме ЦК ВКП(б) правоукло-нисты продолжали навязывать партии антиленинский курс. Пленум признал несостоятельными их взгляды и указал, что П. у. превратился в главную опасность в партии. В дек. 1928 на 8-м съезде профсоюзов правые пытались противопоставить партии профсоюзы и заручиться поддержкой съезда в их политич. позиции (они насаждали в профсоюзах тред-юнионизм, открыто игнорировали парт. руководство профдвижением). Однако съезд отверг претензии правых и высказался в поддержку политич. курса ВКП(б). На объединённом заседании Политбюро ЦК и Президиума ЦКК ВКП(б) 30 янв. и 9 февр. 1929 лидеры П. у. выступили с новым заявлением, официально противопоставлявшим платформу оппозиции линии ЦК. Апрельский (1929) объединённый пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) признал взгляды правых противоречащими ген. линии партии, потребовал от лидеров П. у. прекратить фракц. борьбу. 16-я Всесоюзная конференция ВКП(б) (апр. 1929) подтвердила решения пленума. Бухарин был снят с поста ответств. редактора " Правды", Томский - с поста пред. ВЦСПС; позднее Рыков - с поста пред. СНК СССР. В Коминтерне правые поддерживали оппортунистов в зарубежных компартиях. Бухарин вновь выступил с теорией " организованного капитализма", к-рую Ленин ещё в 1916 подверг критике как несостоятельную и антиреволюционную. П. у. был осуждён 6-м конгрессом Коминтерна (1928); 10-й пленум Исполкома Коминтерна (ИККИ) в июле 1929 освободил Бухарина от работы в ИККИ и вывел его из состава Президиума ИККИ. Однако правые продолжали борьбу. Ноябрьский (1929) пленум ЦК ВКП(б) объявил взгляды приверженцев П. у. несовместимыми с принадлежностью к партии. Бухарин был выведен из состава Политбюро ЦК, Рыков и Томский получили строгое предупреждение. Лидеры П. у. подали в ЦК заявление с признанием своих ошибок. 16-й съезд ВКП(б) (1930) подтвердил решение пленума ЦК о П. у. и предупредил его лидеров, что только активной борьбой за линию партии они смогут доказать искренность признания ошибочности своей позиции. На пленумах ЦК ВКП(б) и в Коминтерне правые были охарактеризованы как кулацкая агентура в партии. Важную роль в теоретич. и организац. борьбе с П. у. имели выступления на пленумах ЦК и ЦКК ВКП(б) И. В. Сталина [в то время Ген. секретарь ЦК ВКП(б)], А. А. Андреева, М. И. Калинина, С. М. Кирова, С. В. Косиора, В. В. Куйбышева, А. И. Микояна, Г. К. Орджоникидзе, П. П. Постышева, Я. Э. Рудзутака и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.