Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 19 страница. П. т. делятся на вывозные, транзитные и ввозные






П. т. делятся на вывозные, транзитные и ввозные. Вывозные П. т. получили широкое распространение в Европе в 15-17 вв. Имели гл. обр. фискальное значение, служили источником доходов гос. казны, бюджета. В кон. 19 в. они в основном исчезли из внешнеторг. практики капиталистич. стран, т. к. тормозили становление и рост нац. пром-сти и экспорта. Транзитные П. т. в европ. гос-вах повсеместно применялись в 16-18 вв. К 20 в. они утратили своё значение. В совр. условиях преобладают ввозные пошлины, к-рые используются монополистич. капиталом как орудие торг. войн, демпинга, ограбления экономически зависимых стран, поощрения развития отд. отраслей национальной пром-сти (см. Протекционизм). В целях усиления экономич. и политич. влияния после 2-й мировой войны 1939-45 империалистич. державы используют более эластичные П. т., провозглашают их " либерализацию" (т. е. снижение ср. уровня ставок). Страны, освободившиеся от колониального ига, стремятся использовать П. т. в интересах развития и укрепления нац. экономики (П. т. служат средством ограждения их внутр. рынков от конкуренции иностр. товаров, а также важным источником валютных поступлений в доходы бюджетов этих гос-в). Так, в нач. 70-х гг. поступления П. т. в бюджетах превышали 50% общих доходов в Гане, Дагомее, Камеруне, Судане, 40%-в Египте, Мали, Нигерии, 30%- в Афганистане, Кении, 20% - в Бирме, Камбодже, составляли ок. 20% в Индии, Пакистане, Иране (см. также Таможенная политика, Генеральное соглашение о тарифах и торговле).

П. т. взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом данного гос-ва. В зависимости от структуры этого тарифа различают пошлины дифференциальные, пошлины покровительственные и пошлины преференциальные (см. Преференции).

По способам взимания П. т. делятся на адвалорные (лат. ad valoren - с цены) и специфические. Первые устанавливаются в виде фиксированного процента с цены импортного товара, вторые -в твёрдых суммах со штуки, единицы массы товара или его размера. Адвалорные применяются в странах ЕЭС. Специфические имеют место в США, Канаде, Австрии, Норвегии, Швейцарии. П. т., исчисляемые одновременно двумя методами, наз. кумулятивными, или смешанными. Встречаются в тарифах США. В нек-рых странах таможенное законодательство предусматривает исчисление нескольких пошлин по одному и тому же товару, т. н. альтернативные пошлины. В СССР и др. социалистич. странах П. т. используются как вспомогательное средство регулирования внешней торговли, установления и расширения взаимовыгодных отношений с капиталистич. и развивающимися странами и ограждения социалистич. экономики от воздействия стихийного мирового капиталистического рынка. Они опосредствуют связь внутр. и междунар. хоз. оборота.

В СССР в период восстановления нар. х-ва после Гражд. войны 1918-20 П. т. служили целям покровительства развитию промышленности и выступали одним из источников пополнения ресурсов гос. бюджета. В 30-40-е гг. они использовались как активное средство борьбы против империалистич. дискриминации в междунар. торговле. После Великой Отечеств, войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг., когда значительно вырос экономич. потенциал и укрепился междунар. авторитет СССР, расширились объём и структура сов. внешней торговли, был введён новый таможенный тариф (1961). В СССР вывозные пошлины, как правило, не применяются, за исключением пошлин на произведения старины и искусства, к-рые могут экспортироваться по особому разрешению Мин-ва культуры СССР и облагаются вывозной П. т. Мин-ву внеш. торговли СССР предоставлено право (по согласованию с Мин-вом финансов СССР и Мин-вом иностр. дел СССР) на основе действующего тарифа и с учётом уровня розничных цен на соответствующие товары в СССР устанавливать ставки П. т. на предметы, поступающие в СССР в междунар. почтовых отправлениях, а также на изделия, ввозимые в багаже и ручной клади лиц, прибывающих в СССР, в случаях, когда эти ценности подлежат обложению П. т.

Лит.: Таможенное дело в капиталистических странах, М., 1939; Таможенный тариф СССР, 2 изд., М., 1971; Ничков В. Н., Лесной экспорт СССР и международная лесная торговля, М., 1964; Таможенный кодекс Союза ССР, " Ведомости Верховного Совета СССР", 1964, № 20, 13мая, ст. 242; 50 лет советской внешней торговли, М., 1967; Средства внешнеторговой политики империалистических держав, в кн.: Международные экономические отношения, М., 1969; Мазанов Г. Г., Международные расчеты стран - членов СЭВ, М., 1970; Воронов К. Г., Павлов К. А., Организация и техника внешней торговли, М., 1970; Шершнев Е. С., США: таможенный протекционизм, М., 1970; Фалькович М. С., Винокур С. И., Государственная пошлина в органах Госарбитража, М., 1973.

Л. И. Тулъчинский.

ПОЭЗИЯ (греч. poiesis), в широком смысле вся художеств, литература (в 20 в. термин употребляется редко); в узком -стихотворные произведения (см. Стих) в их соотнесённости с художеств. прозой. См. Поэзия и проза.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis, от poieo - делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa - прямая, простая, от proversa - обращённая вперёд, ср. лат. versus - стих, букв.- повёрнутый назад), два осн. типа организации речи художественной, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтич. речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич. членением (см. Стих). Прозаич. художественная речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной практич. речи, но имеющие определённую упорядоченность; ритм прозы, однако, - сложное и трудноуловимое явление, его изучение только начинается.

Первоначально поэзией именовалось иск-во слова вообще, поскольку в нём вплоть до нового времени резко преобладали стихотворная и близкие к ней рит-мико-интонац. формы. Прозой же называли все нехудожеств. словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские и т. п. (В России такое словоупотребление господствовало в 18 - нач. 19 вв. и было распространено до нач. 20 в., а в иных случаях встречается и теперь.)

Поэзия (П.). Иск-во слова в собственном смысле (т. е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как поэзия, в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой формой осн. жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма - эпич. поэмы, трагедии, комедии и разных видов лирики. Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художеств. прозы в Новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в иск-во. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла, утверждала особую значимость и специфич. природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что данное высказывание - не просто сообщение или теоретич. суждение, а некое самобытное словесное " деяние". Гегель, рассматривая причины возникновения поэзии на примере знаменитой надписи-двустишия с извещением о павших при Фермопилах греках, замечает, что это двустишие само "...хочет проявиться как действие (noislv)...", а не просто сообщить о каком-то лежащем вне его действии (Соч., т. 14, М., 1958, с. 170). Двустишие, строго говоря, не информирует о факте, а создаёт художеств., поэтич. факт, или шире -поэтич. мир, в к-ром, напр., могут говорить мёртвые: " Странник, во Спарту пришедши, о нас возвести ты народу, Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли". И стихотворная форма сразу сигнализирует о " выведении" художеств, мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы (в исконном значении слова) - хотя, разумеется, обращение к стиху само по себе не является гарантией " художественности ".

Необходимость стиха на ранних ступенях развития иск-ва слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Гегель ещё убеждён, что все художеств. словесные произведения должны произноситься, петься, декламироваться. Это неприменимо к совр. роману, к-рый полноценно существует и как читаемая " про себя" книга; хотя в прозе слышимы живые голоса автора и героев, но они слышимы " внутренним" слухом читателя. П. же, стих, с одной стороны, действительно себя выявляет лишь в устном бытии, а с другой стороны, только стих может всесторонне организовать звучащую материю речи, придать ей ритмич. закруглённость, законченность, завершённость, к-рые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. "...Древний мир..., - писал К. Маркс, -возвышеннее современного во всем том, в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранее установленное ограничение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 165). В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое " заранее установленное ограничение", к-рое создаёт возвышенность и красоту слова.

Становление художеств. прозы действительно начинается лишь в эпоху Возрождения, а осознание и утверждение прозы как законной формы иск-ва слова происходит даже позднее - в 18 - нач. 19 вв. В эпоху господства прозы причины, породившие П., уже как бы теряют своё значение: иск-во слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художеств. мир, а " эстетика завершённости", в сущности, чужда лит-ре нового времени.

Художеств. проза обнаружила способность создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в П.

П. в эпоху прозы не отмирает (а временами, напр. в России нач. 20 в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней резко ослабевают черты завершённости; отходят на второй план особенно строгие строфич. конструкции - сонет, рондо, газель, танка к т.п., развиваются более свободные формы ритма - дольник, тактовик, акцентный стих и т. п., в стих внедряются разговорные интонации.

В новейшей П. раскрылись иные содержательные качества и возможности стихотворной формы. В П. 20 в. у А. Блока, Р. М. Рильке, П. Валери, Р. Фроста и др. со всей ясностью выступило то громадное усложнение художеств. смысла, возможность к-рого всегда была заложена в природе стихотворной речи.

Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчётливое выявление звуковой стороны речи, даваемое сти-хотв. формой, взаимоотношения ритмич. и синтаксич. строения и т. п. - всё это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, к-рых проза, в сущности, лишена. Мн. прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создаётся гл. обр. самим взаимодействием стихотв. формы со словами. Это взаимодействие создаёт сложнейшие и тончайшие оттенки и сдвиги художеств. смысла, к-рые невозможно воплотить иным способом.

П. в высшей степени способна воссоздавать живой поэтич. голос и личную интонацию автора, к-рые опредмечивают-ся в самом построении стиха - в ритмич. движении и его " изгибах", рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что поэзия нового времени - прежде всего лирич. П. В далёком прошлом стих выступал как единая и единств, форма всех осн. жанров иск-ва слова; но именно в лирике предельно выявляются особые смысловые возможности стихотворной формы.

В совр. лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возносит нек-рое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу иск-ва, т. е. превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирич. интонации непосредств. правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта.

Проза (П.). Вплоть до нового времени П. развивается на периферии иск-ва cлoва, оформляя смешанные, полухудожеств. явления письменности (историч. хроники, филос. диалоги, мемуары, проповеди, религ. соч. и т. п.) или " низкие" жанры (фарсы, мимы и др. виды сатиры).

П. в собств. смысле, складывающаяся начиная с эпохи Возрождения, принципиально отличается от всех тех предшествующих явлений слова, к-рые так или иначе выпадают из системы стихотворчества. Совр. П., у истоков к-рой находится итал. новелла Возрождения, творчество М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Пре-во, сознательно отграничивается, отталкивается от стиха как полноценная, суверенная форма иск-ва слова. Существенно, что совр. П.- письменное (точнее, печатное) явление, между тем как прежние формы ГГ. исходили из устного бытия речи и так или иначе претендовали на звучащее исполнение, что ставило их в один ряд с поэзией.

Изучение природы художеств. П. началось лишь в 19 в. и развернулось в 20 в. Очень многое здесь ещё проблематично, напр. само понятие ритма прозы, имеющего несомненно, более высокую степень организованности, чем ритм нехудожеств. речи. Исследования последних десятилетий показали, что ритм в П., не обладая устойчивой количеств. характеристикой, имеет качеств. определённость. Ускоряясь и замедляясь в зависимости от самого движения повествования, ритм П. всё же выдерживается в едином ключе.

В общих чертах выявлены нек-рые существ. принципы, отличающие проза-ич. слово от поэтического. Слово в П. имеет - сравнительно с поэтическим -принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в поэзии, особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Говоря точнее, слово в П. непосредственно ставит перед нами сюжет (всю последовательность отд. действий, движений, из к-рых и создаются характеры и художеств, мир романа или рассказа в целом).

П., как и поэзия, преображает реальные объекты и создаёт свой художеств. мир, но делает это прежде всего путём особого взаимоположения предметов и действий. Прозаич. речь предстаёт как прозрачная изобразит. ткань. Слово в П. стремится не к многозначности, а к индивидуализиров. конкретности обозначаемого смысла.

Не менее важно, что в П. слово само становится предметом изображения, как " чужое", в принципе не совпадающее с авторским. Для поэзии характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное с авторским; поэзия по преимуществу монологи ч-н а. Между тем П. насквозь диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом " голоса" (см. об этом в кн.: Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с. 309-50). В художеств. П. сложное взаимодействие " голосов" автора, рассказчика, персонажей нередко наделяет слово " разнонаправленностью", многозначностью, к-рая по природе своей отличается от многосмысленности поэтического слова.

Ритм П., её специфич. изобразит. природа и высвобождение художеств. энергии в результате столкновения различных речевых планов (" голосов") - кардинальные моменты в создании науч. теории П.

Существуют промежуточные формы между поэзией и прозой: стихотворение в прозе (у Ш. Бодлера, И. С. Тургенева) - промежуточная форма, близкая к лирич. поэзии по стили-стич., тематич. и композиционным, но не метрическим признакам; и с др. стороны - свободный стих к ритмич. Проза, близкие к стиху именно по метрическим признакам.

Лит.: Потебня А. А., Поэзия и проза, в его кн.: Из записок по теории словесности, Хар., 1905; его же, Поэзия. Проза. Сгущение мысли,, Поли. собр. соч., т. 1- Мысль и язык, 4 изд., Од., 1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, 2 изд., М., 1965; Виноградов В. В., О художественной прозе, М.- Л., 1930; его же,

О языке художественной литературы, М., 1959; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; его же, Художественная проза, М., 1961; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971, с. 182-343; Бахтин М. М., Слово в романе, " Вопросы литературы", 1965, № 8; Кожинов В. В., О природе художественной речи в прозе, в его кн.: Происхождение романа, М., 1963; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Р о д-нянская И. Б., Слово и " музыка" в лирическом произведении, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Поэтический строй русской лирики, Л., 1973; Caudwell С h., Illusion and reality..., L., 1937; Beriger L., Poesie und Prosa, Halle, 1943; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern-Munch., 1967 (есть лит.); Lubbоk P., The art of fiction, L., 1960; Proza, poezja... Wybor szkicow i recenzji, t. 1-2, Warsz., 1965-66; Wfersz i poezja. Konferencja teoretycznolitera-cka w Pcimiu, Wr., 1966. В. В. Кожаное.

ПОЭМА (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. наз. также древнюю и ср.-век. эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, к-рая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпич. песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём " разбухания" (А. Хойслер) одного или нескольких нар. преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе историч. бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-историч. значения (" Илиада", " Махабхарата", " Песнь о Роланде" и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в т. ч. ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историч. или все-мирно-историч. (религиозную) тему (" Энеида" Вергилия, " Божественная комедия" Данте, " Лузиады" Л. ди Камо-энса, " Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, " Потерянный рай" Дж. Мильтона, " Генриада" Вольтера, " Мессиада" Ф. Г. Клопштока, " Россияда" М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета (" Витязь в барсовой шкуре" Шота Руставели, " Шахнаме" Фирдоуси, в известной мере-" Неистовый Роланд" Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией ср.-век., преим. рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-филос. проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция - особенности, характерные уже для предромантических П. (" Фауст" И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П.

" Вершинные" в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-филос. или символико-филос. характер (" Паломничество Чайльд Гарольда" Дж. Байрона, " Медный всадник" А. С. Пушкина, " Дзяды" А. Мицкевича, " Демон" М. Ю. Лермонтова, " Германия, зимняя сказка" Г. Гейне).

Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отд. выдающихся произв. (" Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова (" Мороз Красный нос", " Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистич. лит-ре (синтез нравоописательного и героич. начал).

В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историч. потрясениями, проникаются ими как бы изнутри (" Облако в штанах" В. В. Маяковского, " Двенадцать" А. А. Блока, " Первое свидание" А. Белого).

В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героич. начало (" Владимир Ильич Ленин" и " Хорошо! " Маяковского, " Девятьсот пятый год" Б. Л. Пастернака, " Василий Тёркин" А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические (" Про это" Маяковского, " Анна Снегина" С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические (" Тобольский летописец" Л. Мартынова) или сочетающие нравств. и социально-историч. проблематику (" Середина века" В. Луговского).

П. как синтетич., лиро-эпич. и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и " музыку", " стихию" мировых потрясений, сокровенные чувства и историч. концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: " Почин стены" и " В бурю" Р. Фроста, " Ориентиры" Сен-Жона Перса, " Полые люди" Т. Элиота, " Всеобщая песнь" П. Неруды, " Ниобея" К. И. Галчиньского, " Непрерывная поэзия" П. Элюара, " Зоя" Назыма Хикмета.

Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы..., [кн. 2], М., 1964; Во wra С., Heroic poetry, L., 1952.

Е. М. Пулъхритудова.,

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство), термин, имеющий два значения: 1) совокупность художествен-но-эстетич. и стилистич. качеств, определяющих своеобразие того или иного явления лит-ры (реже кино, театра), - его внутреннее строение, специфич. система его компонентов и их взаимосвязи (в этом смысле говорят о П. кино, драмы или романа, П. романтизма, А. С. Пушкина, " Войны и мира" Л. Н. Толстого и т. д.); 2) одна из дисциплин литературоведения, включающая: изучение общих устойчивых элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная литература, лит. роды и жанры, отдельное произведение словесного иск-ва; определение законов сцепления и эволюции этих элементов, общих структурно-типо-логич. закономерностей движения лит-ры как системы; описание и классификация исторически устойчивых литературно-ху-дожеств. форм и образований (в т. ч.-развивающихся на протяжении многих, несходных в социальном и культурно-историч. отношении эпох, как, напр., лирика, драма, роман, басня); выяснение законов их историч. функционирования н эволюции.

Охватывая широкий круг проблем -от вопросов речи художественной и стиля до вопросов о специфич. законах строения и развития рода литературного и жанра, а также развития лит-ры как целостной системы, П. как литературоведч. дисциплина, с одной стороны, соприкасается вплотную со стилистикой к стиховедением (ряд теоретиков включают их в состав П.), ас другой -с эстетикой и теорией литературы, к-рые обусловливают её исходные принципы и методологии. основу. Для П. необходимо постоянное взаимодействие с историей лит-ры и литературной критикой, на данные к-рых она опирается и к-рым, в свою очередь, даёт теоретич. критерии и ориентиры для классификации и анализа изучаемого материала, а также для определения его связи с традицией, его оригинальности и художеств. ценности.

П. может быть подразделена на о б-щ у ю (оперирующую общими закономерностями и элементами лит-ры в целом) и частную (П. конкретного жанра, определённого писателя, отд. произв. и т. д.). Общая П. включает в себя теоретическую (учение о лит-ре как системе, её элементах и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене лит. форм). Т. к. все поэтич. формы - продукт исторической эволюции и все они изменчивы и подвижны (хотя изменчивость их различна, ибо на одних ступенях развития лит-ры она может носить характер количеств. изменений, а на других -выражается в существ. преобразованиях), разделение П. на теоретич. (синхроническую) и историч. (диахроническую) в определённой мере условно; однако его целесообразность обусловлена самим предметом и оправдана с науч. точки зрения.

В результате развития (рядом с общей) многообразных частных П. в последние десятилетия нередко выделяют в качестве особой области описательную (или описательно-функциональную) П., цель к-рой - детализированное описание к.-л. стороны структуры литературного произведения, построение его условной " формализованной" схемы (или теоретич. " модели" определённого лит. жанра). При этом ряд литературоведов (особенно часто структуралисты) забывают, что такая схема (модель) не даёт адекватного представления о произведении как о целостном, живом организме.

Можно условно различать " макропоэтику", оперирующую понятиями лит-ры как системы, категориями рода, жанра, представлениями о композиции повествоват. или драматич. произведения (в особенности большой формы - романа, драмы), и " микропоэтик у", изучающую элементы художественной речи и стиха - выразительный смысл определённого выбора слов или грамма-тич. строения предложения, роль симметрии, муз. начала, художеств. повторов как ритмообразующего фактора в строении стиха и прозы и др. " мелкие" и даже " мельчайшие" явления лит. формы, особенно важные при анализе стихотворных жанров, как и лирич. прозы.

Исторически П.- древнейшая область литературоведения. По мере накопления опыта почти каждая нац. лит-pa (фольклор) в эпоху древности и средневековья создавала свою " поэтику" - свод традиционных для неё " правил" стихотворства, " каталог" излюбленных образов, метафор, жанров, поэтич. форм, способов развёртывания темы и т. д., к-рыми пользовались её родоначальники и последующие мастера. Такие " поэтики" составляли и своеобразную " память" нац. лит-ры, закрепляющую художеств. опыт, и наставление потомкам, своего рода учебник, предназначенный для молодых поэтов или певцов. Все они имели нормативный характер, ориентируя читателя на следование устойчивым поэтич. нормам, освящённым многовековой традицией, - поэтич. канонам.

Из дошедших до нас трактатов европ. региона первый опыт науч. П., существенно отличающийся от распространённого (до и после) типа нормативных поэтик, представляет собою трактат " Об искусстве поэзии" Аристотеля (4 в. до н. э.), сделавшего попытку - в противовес неосознанному следованию традиции - критически осмыслить опыт развития древнегреч. лит-ры, в особенности эпоса и трагедии, определив их общие, устойчивые элементы, своеобразную природу и принципы внутр. строения лит. родов и их видов. Подчеркнув, что в основе отношения к действительности всех иск-в лежит (по-разному преломляемый ими в силу специфич. характера их художеств. языка) принцип изображения (" мимесиса"; см. ст. Подражание), Аристотель впервые дал теоретич. определение трёх осн. лит. родов (эпос, лирика, драма), понятия фабулы, сохранившую своё значение поныне классификацию тропов (метафора, метонимия, синекдоха) и ряда др. средств поэтической речи. В отличие от " поэтики" Аристотеля, стихотворный трактат Горация " Наука поэзии" - классич. образец нормативной П. Целью Горация было указать РИМ. лит-ре новые пути, которые могли бы помочь преодолеть старые патриархальные традиции и стать лит-рой " большого стиля". Это обеспечило его трактату общеевроп. влияние - наряду с трактатом Аристотеля - в эпоху Возрождения и особенно в 17-18 вв. Под непосредственным воздействием обоих написаны первые европейские - также нормативные-" поэтики" от Ю. Ц. Скалигера (1561) до Н. Буало, трактат-поэма которого " Поэтическое искусство" (1674) явился поэтическим каноном классицизма.

До 18 в. П. была в основном поэтикой стихотворных и притом " высоких" жанров. Из прозаических жанров привлекались гл. обр. жанры торжеств., ораторской речи, для изучения к-рой существовала спец. науч. дисциплина - риторика, накопившая богатый материал для классификации и описания мн. явлений лит. языка, но при этом имевшая аналогичный, нормативно-догматич. характер. Попытки теоретич. анализа природы художеств. прозаич. жанров (напр., романа) возникают первоначально вне области офиц. П. Лишь просветители (Г. Э. Лессинг, Д. Дидро) в борьбе с классицизмом наносят первый удар догматизму старой П. Ещё существеннее было проникновение в П. историч. идей, связанное на Западе с именами Дж. Вико и И. Г. Гердера, утвердивших представление о взаимосвязи законов развития языка, фольклора и лит-ры и об их историч. изменчивости в ходе развития человеческого общества, эволюции его материальной и духовной культуры. Гердер, И. В. Гёте, а затем романтики (см. Романтизм) включили в область П. изучение фольклора и прозаич. жанров, положив начало широкому пониманию П. как филос. учения о всеобщих формах развития и эволюции поэзии (лит-ры), к-рое на основе идеалистич. диалектики было систематизировано Г. Гегелем в 3-м т. его " Лекций по эстетике" (1838).

Во 2-й пол. 19 в. на смену диалектико-идеалистич. филос. эстетике Гегеля на Западе приходит позитивизм (В. Шерер), а в 20 в.- многочисл. направления " психологической" (см. Психологическая школа в литературоведении), формалистской (О. Вальцель; см. также " Формальный метод" в литературоведении), экзистенциалистской (Э. Штайгер), " психоаналитической" (см. Психоанализ), ритуально-мифологической (см. Ритуально-мифологическая школа), " структуральной" (Р. Якобсон, Р. Барт; см. также Структурализм) и др. П. Каждое из них накопило значит. число наблюдений и частных идей, но вследствие метафизич., нередко антиисторич. характера науч. методологии не могло дать принципиально верного решения осн. вопросов П., подчинив его теоретически односторонним выводам или (особенно в 20 в.) практике узких, подчас модернистских художеств. школ и направлений.

Старейший сохранившийся трактат по П., известный в Др. Руси, - статья ви-зант. писателя Георгия Хировоска " об образах" в рукописном Изборнике Святослава 1073. В кон. 17 - нач. 18 вв. в России и на Украине возникает ряд школьных " пиитик" для обучения поэзии и красноречию (напр., " De arte poetica" Ф. Прокоповича, 1705, опубл. 1786 на лат. яз.). Значит. роль в развитии науч. П. в России сыграли М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, а в нач. 19 в.-А. X. Востоков. Большую ценность для П. представляют суждения о литературе А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. классиков, теоретич. идеи Н. И. Надеждина, В. Г. Белинского (" Разделение поэзии на роды и виды", 1841), Н. А. Добролюбова. Они подготовили почву для возникновения во 2-й пол. 19 в. в России П. как особой науч. дисциплины, представленной трудами А. А. Потебни и родоначальника историч. П.- А. Н. Веселовского.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.