Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логики как науки.






Логика как наука является единой теорией. Это единство обусловлено тем, что и для традиционной, и для современной логики предмет и метод остаются одними и теми же. Отличие заключаетсч только в том, что в современной логике метод формализации применяется куда более последовательнее. Последнее обстоятельство и стало одной из причин называть современную логику математической.

Когда же мы даем определение традиционной логики, то отмечаем, что она представляет собой такой раздел логики как науки о мышлении, в котором метод формализации используется в полуформальном виде (то есть наряду с исскусственной символикой используются фрагменты естественного языка, как в примере «Всякое S есть Р»). Современная логика использует метод формализации в чистом виде, исключая какие-либо средства естественного языка [10].

В современной логике условно можно выделить такие исторические периоды:

- предистория современной логики,

- период алгебры логики,

- период разработки логики как теории обоснования математики,

- период разработки металогики, логической семантики, неклассической логики.

Предистория современной логики связана с деятельностью Т.Гоббса, Р.Декарта и особенно Г.Лейбница.

У Т.Гоббса возникла идея рассматривать процесс рассуждения вычисление, Р.Декарт ввел и обосновал такие важные для современной логики понятия, как «переменная величина» и «функция», Г.Лейбниц вводит символы для обозначения логических постоянных.

Период алгебры логики начинается с публикации в 1847г. ирландским логиком Дж.Булем книжки «Математический анализ логики». Дж.Буль вводит в логику алгебраическую символику для построения логических исчислений, рассматривает процесс умозаключения как решение логических уравнений.

Разработка логики как теории обоснования математики связана с кризисной ситуацией, которая имела место в науке и, в частности, в математике на рубеже ХІХ-ХХ ст. Когда обнаружилось, что в основе теории множеств, применявшейся для обоснования математики, содержатся неразрешимые противоречия, возникла необходимость обращения к логике, поскольку в ней надеялись найти средства устранения кризисных ситуаций в основаниях математики. Но для этого требовалось, чтобы у логики был эффективный инструментарий для изучения логической структуры научных теорий. Это обстоятельство и обусловило разработку немецким логиком Готлобом Фреге аксиоматического построения исчисления высказываний, теории квантификации, основных принципов логической семантики.

Именно теория логического обоснования математики была изложена английскими логиками Бертраном Расселом и Альфредом Уайтхедом в их совместной работе «Принципы математики».

Наконец, период разработки металогики, логической семантики связан с деятельностью Львовско-Варшавской школы, работами Р.Карнапа, А.Тарского, Я.Лукасевича, К.Льюиса и др.

В каждом из перечисленных периодов можно найти постановку в новой форме и углубленное исследование тех проблем, которые были подняты в традиционной логике. Это обстоятельство также свидетельствует в пользу рассмотрения логики как единой системы.

 

Контрольные вопросы и упражнения.

1.

1. Основные определения понятия «логика».

2. Понятие «культуры мышления».

3. Формальное правило рассуждения.

4. Сравнительная характеристика формального и содержательного правил рассуждения.

5. Характеристика определений: «мышление», «сознание», «абстрактное мышление».

6. Основные формы чувственного познания.

7. Характерные черты абстрактного мышления.

8. Дефиниция предмета логики как науки.

9. Понятие формы мышления.

10. Характеристика основных формально-логических законов.

11. Истинность и формальная правильность рассуждения.

12. Дефиниция языка.

13. Типология языков.

14. Язык как знаковая система. Виды знаков.

15. Уровни семиотического анализа языка.

16. Формализация как общенаучный феномен.

17. Формализованный язык логики.

18. Структура формально-логической теории.

19. Особенности формализации в логике.

20. Сравнительная характеристика естественного и формализованного языка.

21. Дефиниция семантической категории.

22. Типология дескриптивных терминов.

23. Терм как семантическая категория.

24. Характеристика предикатора как семантической категории.

25. Область определения и область истинности предикатора.

26. Местность предикатора.

27. Языковые средства выражения предикатора.

28. Предикатор и предикат.

29. Предметные функции и их характерные признаки.

30. Типология логических терминов.

31. Семантика пропозициональных связок.

32. Имя, смысл, значение.

33. Значение теории имен для логики.

34. Виды имен.

35. Характеристика принципов именования.

36. Парадокс именования.

37. Понятие «интенсионального» и «экстенсионального» контекста.

38. Понятие функции.

39. Особенности функционального анализа в логике.

40. Пропозициональная функция.

41. Виды пропозициональной функции.

42. Логические функции. Их сравнительные характеристики.

43. Понятийная функция.

44. Предметная функция.

45.Исторический характер логики как науки.

46. Особенности логики Древней Индии.

47. Предшественники Аристотеля в логике в Древней Греции.

48. Основные работы Аристотеля по логике.

49. Логическое учение Аристотеля.

50. Характерные черты логики стоиков.

51. Схоластическая логика.

52. Индуктивная логика Ф.Бекона.

53. Соотношение традиционной и современной логики.

54. Формализация как метод логики.

55. Соотношение понятий «традиционная логика», «современная логика», «симво-

лическая логика», «математическая логика».

П.

1. Укажите, к каким категориям относятся части выражений:

а). «Любая планета – космический объект»;

б) «Если некоторые операции являются соглашениями, а все соглашения суть гражданские правоотношения, то некоторые гражданские правоотношения являются операциями»;

в). «Если число оканчивается на 0 или какое-нибудь четное число, то оно делится

на 2»;

г). «Решение Ученого совета будет положительным или отрицательным, но справедливым».

2. Дайте характеристику (укажите число мест, область определения, область истинности) предикаторов, которые встречаются в приведенных в задании 1 высказываниях.

3. Приведите примеры использования предикаторов «читает», «треугольник», «електропроводный», «успешность», «созвездие», «равенство» в роли пропозициональной и понятийной функций.

4. В роли каких функций могут использоваться слова: «профессия», «изучает», «национальность». Приведите конкретные примеры.

5. Укажите предикаты, которые соответствовали бы предикатам: «ровесник», «форма мышления», «растворимость».

6. Образуйте с этими предикатами соответствующие высказывания.

7. Какие подстановки вместо переменной х можно сделать, чтобы приводимые ниже пропозициональные функции стали истинными высказываниями:

«х + 3 = 8»; «х - столица Италии»; «х – представитель гениальных физиков»; «х – сложное предложение»; «х- формально-логический закон».

8. Какие подстановки вместо переменных х и у можно сделать, чтобы приведенные ниже пропозициональные функции стали истинными высказываниями: «х - у = 9»; «х причина у»; «х прибывает раньше у»; «х< у»; «х ровесник у»; «х имеет больший вес, чем у».

9. Проанализируйте приведенные пары высказываний и установите, имеет ли в них место нарушение основных формально-логических законов, и если имеет, то каких именно:

І. 1. Он находился в комнате, где было совершено преступление.

2. Он находился в помещении, где было совершено преступление.

П. 1. Мой приятель знает английский язык.

2. Мой приятель не знает английского языка.

Ш. 1. В момент совершения преступления он был на футбольном матче.

2. В момент совершения преступления он был на хоккейном матче.

ІУ. 1. Он выбран председателем комиссии Верховной Рады, поскольку является народ-

ным депутатом.

2. Он не выбран председателем комиссии Верховной Рады, поскольку не является

народным депутатом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.