Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОД ТВОРЧЕСТВА




 

Последовательность этапов восприятия информации и инициация творчества кодированы в древнейших архаичных стратах народного мировоззрения. Вспомните: «Далеко-далеко, на море-океане, на острове Буяне, стоит зеленый дуб, под тем дубом зарыт сундук, в том сундуке спрятан заяц, в зайце – утка, в утке - яйцо, в яйце – игла. На конце той иглы – смерть Кощеева. И то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Эти образы в их четкой последовательности знает каждый.

  1.Сенсорно-моторный этап «На море-океане, на острове Буяне» включает наше чувственное восприятие, ощущение всех пяти стихий: огонь солнца, земля, вода, воздух, эфир. Это пространство не внешнее, а наше внутреннее, в котором душа оживает в потоках чистых, вечных, животворящих чувств. К этому месту в сказке Ивана-царевича ведет волшебный клубок через многие испытания, в которых он раскрывает свои лучшие качества, повинуясь велению сердца, часто вопреки
рассудку. Это полное принятие Мира с его красотой и Законами.
2.Символьный этап «Зеленый дуб» включает одну из самых мощных мифологем – образ мирового древа. Мировое древо в древности было той точкой координат, от которой вели люди отсчет пространства и времени. В народном сознании это центр Вселенной, мировая ось и символ мироздания в целом. Корни Мирового древа (у которых, как правило, течет священный источник) спускаются к низшим мирам, ствол и ветви организуют земное пространство. Крона Древа
достигает небес и покрывает весь мир. Таким образом, Древо соединяет время и пространство, мир богов и людей, является единой осью мироздания.
3.Логический этап Во многих народных сказках, которые подвергались литературной обработке, сундук висит на цепях на ветвях дуба. А в древнейших сказках сундук расположен среди корней. Он символизирует привычную нам картину мира, в которой живое восприятие уступает место принятым представлениям, сковывающим нашу собственную волю и
энергию в постижении тайн мира. Движение дальше возможно, только если открыть этот сундук.
  4.Лингвистический этап Поймать зайца это не только поймать смысл, но и выразить его эмоционально, легко, смело глядя в глаза своим страхам. Эта смысловая связь хорошо известна по пословице: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. За быстроту и легкость зайца сравнивали с лучом света, бегущим по воде, с синими искорками на угольях костра. Он символизировал молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.
5.Моторно-кинестетический этап А вот утка прячет в себе тайну радости жизни, в которой желания, мысли и действия находятся в единстве. Поэтому уточка была одним из славянских оберегов, символом Рода, Творца Земли. Поэтому в виде уточки делали украшения-обереги, а кика (одно из названий уточки) – это женский головной убор, который назван не только по внешнему сходству, но и по символическому значению: хочу, могу, говорю, делаю.
6.Архивирование информации В утке скрыто яйцо, символ совершенства. Это такая же замкнутая система, как и сундук, но в яйце есть вся информация, энергия, форма для нового воплощения жизни. Поэтому яйцо – символ Рода и мироздания. Это символ, возможностей, потенциала, символ начала движения и развития. Рождение из яйца вызывает у людей благоговение и трепет, как прикосновение к чему-то священному, несущему в себе потенциал вечности и бесконечности развития.
7.Творческий этап В яйце - игла. В бытовом значении игла – символ оберега и одновременно орудие зла. На конце иглы – смерть Кощея Бессмертного. Битва с Кощеем – это битва за Знание и совершенство жизни. И это Знание не просто информация, а состояние. Битва происходит во внутреннем пространстве человека, в котором освобождается великая творческая сила.
  8.Этап воплощения Кощей Бессмертный в сказках не просто злая сила, его изначальная сила – в Законе. И сам Кощей является великим законником. Ведь сказка начинается с того, что беда приходит в мир героя, когда он нарушает внутренний Закон, и тогда самое дорогое в его жизни оказывается закованным в царстве кощеевом, и освобождение возможно, только если герой осознает и исправит ошибку, превыше всего поставит Закон своего сердца. Поэтому игла как символ непостижимости означает открытое миру чувствование, в котором Закон не логически постигается, а становится внутренним остовом Духа.

Победа над Кощеем означает, что внешнее управление жизнью на основе знания Законов мироздания становится внутренним управляющим Законом, который есть великая творящая сила.



…И наступает весна, цветение, царит в мире красота и счастье. Сказки заканчиваются на самом интересном, когда, разгадав тайну творчества как тайну своего внутреннего «Я», герой воплощает в жизнь свои мечты.



Итак, Закон Творчества в человеке начинается с личного чувственного опыта, который опирается на вечные культурные символы, логически осмысливается через уже воспринятые знания. Поиск смысла и его воплощение в слове поддерживаются действием, и только так информация становится Знанием, которое пробуждает потенциалы человека к творчеству.

Так обретает человек не просто новые качества, а эмерджентные, то есть качества, которые невозможно даже предвидеть.

Если в процессе обучения ничто не нарушает этой естественной последовательности познания, скорость обучения и объемы информации впечатляют. Так например, за первые 5-7 лет жизни ребенок осваивает больше знаний, чем за всю остальную жизнь.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал