Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символ и образон






 

Понимание роли символа необходимо. Как известно, любое цельное явление в наиболее насущной форме является в названии. Слово символ происходит от греческого symbolon и обозначает забрасывание сетей при ловле рыбы. Теперь понятно, что мы делаем в поисках символа: мы ловим золотую рыбку смысла! Ах, как же нужно потрудиться, забрасывая сети, чтобы “поймать” именно то, что нужно.

Символ в науке – это знак. Символ в искусстве – универсальная эстетическая категория, раскрывающая через сопоставление художественного образа его смысл. Символ в философском аспекте – это знак, наделенный ограниченностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В этой связи всякий образ является символом.

Возьмем, к примеру, образоны из биоадекватных учебников: яблоко, бабочка, ромашка... Эти природные образы могут быть рассмотрены как биологические модели взаимосвязанных элементов. Причем, воспринимая эти биологические модели, например, подсолнух, нам уже не приходится осмысливать ситуацию и думать о связях и взаимосвязях, Так как нам отчетливо видно, что сердцевина содержит нечто общее для всех лепестков, а одинаковость лепестков делает их равными в отношении и сердцевины, и стебля, и листьев цветка. Эта модель соответствует ситуации в грамматике английского (и др. иностранных языков), а именно, любое существительное имеет общие род, число, падеж – т.е. обязательные характеристики. Количество групп в мире существительного соответствует лепесткам (разнятся некоторые признаки словообразования: суффиксы, префиксы и др.). Ситуация с растущим или удаленным стеблем одинаково допустима и в аналогии с наличием или отсутствием артикля. Конечно, умение сразу охватить всю ситуацию взаимосвязей, все явление адекватно его природе – это своеобразное прямое видение (вeдение, знание) без расчленения операций лево-правополушарных (логических и образно-интуитивных). Ясно, что символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

По меткому выражению Ж. Пиаже, ассоциативные корни мышления глубже логических[11]. В ассоциации мы обнаруживаем синтез логического и эмоционального, т.е. целостность мышления. К примеру, образон ”Бабочка”. Наша эмоциональная сфера вступает в работу, “напоминая” из нашего жизненного опыта ситуации, когда мы встречали полет – движение бабочки. Грациозное движение! По сути, крылья, видимые в полете – ассоциация движения. Вот здесь нас не подведет логика: каждое из крылышек может быть проассоциировано с какими-либо отличиями в характере движения. Вот как появились в мире движения – в мире английского глагола – 4 формы правильных глаголов. Так рождался образон “Бабочка”. Более поэтично о рождении образона можно было бы сказать словами Р. Баха:

“Мы воспринимаем в одном мире,

Мы мыслим – в другом,

Мы называем – в третьем,

Мы можем установить соответствия между этими мирами...

именование и есть наложение этого соответствия”.

Поиск образона нацелен не только на поиск аналогии по форме, цвету, движению, функции. Часто гораздо большее значение имеет запах, вкус, цвет. Например, для темы “Прилагательное в русском языке” используется образон “Яблоко”. Выбрано красное, сочное крымское яблоко. Этот образон в первую очередь вызывает обонятельные и вкусовые ощущения, поскольку в этой теме важно ощутить обязательность вопросов: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? – ВКУСНОЕ, СПЕЛОЕ, ДУШИСТОЕ.

Важность такого подхода в образовании подчеркивал Дейл Карнеги: “Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус”.

Одна из важных задач образона – ”включать” все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.