Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем же проявляется воздействие метафор.






Метафора изменяет установки человека:

- смысловые,

- инструментальные,

- пространственные.

Метафора открывает путь к собственному – глубинному, а не поверхностному – сознанию человека. Обнаружив 1-2 удачные метафоры и отразив их в образонах, ученик убеждается, что он понял истинный смысл, получил инструмент поиска смысла, он расширил и углубил свое внутреннее пространство понимания. С каждым новым навыком ученик осознает глубже и глубже свою собственную способность решать задачи с помощью погруженных внутрь (интерферированных) символов, сопряженных с образами мира. В этих опытах ученик убеждается в том, что найденный им инструмент работает в его внутреннем пространстве и находит свои смыслы, регулирующие деятельность ученика по отношению к действительности (приспособительные задачи). Этот вывод чрезвычайно быстро становится ясным учащимся, которые работают с учебными образонами. Ребенок уже с первого раза “схватывает” суть образона и готов предложить свои образоны, ибо так он и мыслит. Наш опыт работы со студентами 1-го курса МНЭПУ показал, что, получив представления о возможностях образонов, они начинали использовать их для ведения конспектов, подготовки к зачетам и экзаменам. Они сообщили, что получают удовольствие от того, что создание образонов экономит время, силы и даже позволяет отдыхать во время лекций и семинаров. Итак, назначение образона – быть первой ступенькой к природосообразности мышления.

Психологи в период расцвета бихевиоризма пытались объяснить поведение организма и особенно процесса научения, не прибегая к понятию образа. Однако скоро стало ясно, что "...объяснительные возможности бихевиористских наблюдений... весьма ограничены". Это заключение принадлежит выдающемуся нейрофизиологу из Стенфордского университета К.Прибраму[15]. Пожалуй, после выхода в свет его книги “ Языки мозга” (1975) ученые впервые открыто заговорили об образах как информационных свертках, возникающих в процессе мышления. Развитие семиотики (теории знака и знаковых систем), герменевтики (теории познания знака), более внимательное изучение архетипов Фрейда и Юнга как выражения устойчивых фигур бессознательного, обращение к более древним источникам (Аристотель, Платон, Сократ) вело человечество к пониманию значения образа – как формы существования информации в мире, знака, как того, что в своей доступности делает доступным нечто другое: в знаке захвачено, схвачено бытие иного (по С.В.Лещеву), символа – как способа поиска и архивирования информации в процессах познания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.